ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
проект (3 класс) на тему

Бобылева Т.С.

ВНИМАНИЕ! ПЕРЕКРЕСТОК!Межрегиональный конкурс проектно-исследовательских работ учащихся начальных классов

 

Секция: Юный исследователь

 

Юные герои

 Великой Отечественной

войны

 

                                                     

                                               Выполнила: ученица 4Б класса

МОУ «Гимназия № 20»

Ивлева Екатерина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_yunye_geroi_vov.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

МГПИ им. М.Е. Евсевьева

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Межрегиональный конкурс проектно-исследовательских работ учащихся начальных классов

Секция: Юный исследователь

Юные герои

 Великой Отечественной

войны

                                                     

                                               Выполнила: ученица 4Б класса

МОУ «Гимназия № 20»

Ивлева Екатерина

Руководитель:

учитель начальных классов

                                               Щемерова Людмила Алексеевна

Саранск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………….. с. 3-5

I.  Маленькие герои большой войны……………… с. 6-9

II.  Подвиг юных героев ……………………………..с. 10-17

III."Дети войны" в Мордовии………………………. с. 18-25

Заключение………………………………………………… с. 26

Список использованных источников……………………...с. 27

Приложение  1………………………………………  …….с. 28-31

ВВЕДЕНИЕ

Великая Отечественная война давно отгремела, но в памяти россиян  остаются  ее сражения, ее герои: солдаты и военачальники, труженики тыла и партизаны. В нашей семье всегда живет память об этой страшной, кровавой войне, победу в которой одержал великий народ. Мой прадедушка Иван Гаврилович Барнашов, будучи юным курсантом лётного училища, совершал учебные полеты и один на один встречался с фашистами в небе. В результате одного из таких вылетов его самолет был подбит, но дедушка  вовремя успел спрыгнуть с парашютом и остался жив, правда получил серьезные ушибы и переломы, которые, однако,  не помешали ему  вновь сражаться с врагом.  

Дедушка часто рассказывает мне о войне. Когда была жива моя прабабушка, Нина Георгиевна Барнашова, она вспоминала, как в годы войны они с братьями и сестрами выживали в тылу, как, будучи девочкой-подростком она стояла по колено в ледяной воде суровой осени, собирая урожай для отправки солдатам, как ее мама меняла простыни на горсть муки, чтобы испечь хлеб и накормить не только своих, но и соседских детей.

Как-то раз мне пришла в голову невеселая мысль: а что мы будем знать о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., когда не останется в живых ни ее участников, ни тружеников тыла, ни детей войны? Будем ли мы знать, что Победу во Второй мировой войне одержала наша Родина? Сможем ли мы аргументировано полемизировать с некоторыми американскими школьниками, искренно считающими, что победу во Второй мировой войне одержали американцы. Эта работа – маленький вклад в дело сохранения памяти. Мне бы хотелось рассказать о ребятах почти моего возраста, которые не только выдержали суровые испытания войны, но и совершили геройские поступки, спасая  Родину ценой своих жизней. Традиционно, их называют пионерами-героями.

Объектом исследования является Великая Отечественная война.

Предмет исследования – деятельность детей в боевых действиях на различных направлениях фронта, борьба детей в тылу врага, борьба в партизанских отрядах, помощь фронту.

Актуальность исследования обусловлена  недопустимостью предания забвению имен  юных героев  Великой отечественной войны. О необходимости сохранения национальной идентичности и исторических корней все чаще говорит президент Российской федерации В.В. Путин. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне. Нынешнее юное поколение мало знает о подвигах своих дедов-прадедов.

Пионеры-герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах. Но вот о чем все же не следует забывать: эти 10-17-летние погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы. Эти ребята, для которых слова патриотизм,  подвиг,  доблесть, самопожертвование, честь, родина являлись абсолютными понятиями.

Цель нашей работы: проанализировать личности пионеров – героев и их мужественные поступки во имя спасения человечества от фашизма и в доступной форме донести информацию о юных героях до своих сверстников.

Новизна работы состоит в том, что  в ней представлены результаты опроса,  проведенного  среди  студентов МГУ им. Н. П. Огарева, среди родителей и учащихся 4 классов гимназии № 20, выявляющего фактические знания о пионерах-героях; в работе также содержатся некоторые сведения о движении "Дети войны" в Мордовии.

Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

- обобщить сведения о пионерах-героях Великой Отечественной

войны;

- сравнить образы пионеров-героев, представленных в художественной литературе, с личностями  реально действовавших юных героев;

- собрать информацию о движении «Дети войны» в республике Мордовия.

Гипотеза исследования: один из способов формирования патриотизма, гордости за Великое прошлое нашей многострадальной Родины - информирование ровесников о юных героях Великой Отечественной войны, их поступках, мужественной гибели во имя Родины, чтобы сохранять историческую и культурную память России, знание об искренней и великой дружбе между разными народами (русскими, мордвой, белорусами, украинцами, таджиками, грузинами, чеченцами, узбеками, евреями и т.д.), и об их сплоченности перед уродливым лицом фашизма.

Методологическую основу работы составляет аксиологический (ценностно-оценочный) анализ собранной информации. В работе также применён метод анкетирования с последующей систематизацией полученных данных.

Структура и объем работы обуславливаются целями и задачами исследования. Работа состоит из  введения, двух глав, заключения, списка использованных источников по теме исследования.

I. Маленькие герои большой воины.

С первых же дней Великой Отечественной войны Советскому Союзу пришлось иметь дело с очень серьёзным противником, умеющим вести большую  современную войну.  Гитлеровские  механизированные  полчища,  не  считаясь  с  потерями, рвались вперёд и предавали огню и мечу всё, что встречалось на пути. Нужно было круто повернуть  всю  жизнь  и  сознание  советских  людей, морально и идейно организовать и мобилизовать их  на  тяжёлую  и  длительную борьбу с фашистскими захватчиками. Все средства духовного воздействия на массы,  агитация  и  пропаганда, политико-массовая работа,  печать,  кино,  радио,  литература,  искусство  –использовались для разъяснения целей, характера и особенностей войны  против фашистской  Германии,  решения  военных  задач  в  тылу  и  на  фронте,  для достижения победы над врагом.

Участие детей в боях Великой Отечественной подавалось исключительно в героическом духе. Все, что не вписывалось в официальную версию, аккуратно замалчивалось. С точки зрения воспитания подрастающего поколения, это, наверное, было правильно. Но пропаганда и реальная жизнь не всегда соответствуют друг другу. Много детей воевало на фронте, в составе действующих армий. В составе частей находились и 13-ти, и 14-ти летние, а уж о тех, кто постарше, и говорить нечего. И понятно, почему они бежали на фронт – во все века мальчишки стремились к подвигам, и усидеть дома, когда враг напал на твою родину, было просто невозможно. Примерно по тем же мотивам дети уходили и к партизанам. Но как признавался после войны один из тех, кому в 1941 было 13 лет, он «играл в реальную войну».

Повесть Валентина Катаева „Сын полка“ была написана еще в 1944-м, Катаевский Ваня Солнцев вряд ли был придуман автором – иначе название книги не стало бы именем нарицательным, а сама книга не получила бы такого резонанса. Пионерам страны Советов, которые родились через двадцать-тридцать лет после Парада Победы, страшная правда о войне была мало знакома.  Как и большинство магистральных тем, определяющих образ Победы, пионеры-герои массово вошли в советскую жизнь в 1960-х годах. Триумфальное шествие пионеров-героев началось с конца 1950-х — накануне очередного юбилея пионерской организации. Тогда Президиум Верховного совета СССР присвоил звания Героев Советского Союза Зине Портновой, Марату Казею и Вале Котику. Первый юный герой Леня Голиков — единственный из всех, получивший Золотую Звезду еще в 1944 году.  Тогда же, с конца 50-х, начали появляться книги о других героях — так, в 1958 году вышла повесть Николаева и Щербакова для среднего и старшего школьного возраста „Когда смерть не страшна“ про Обольское подполье и Зину Портнову. Но главная „пионерская“ книга вышла в 1964 году, к 20-летнему юбилею Победы. Написали ее Лев Кассиль и Макс Поляновский — «Улица младшего сына», про керченского пионера Володю Дубинина, бывшего разведчиком в партизанском отряде и погибшего при разминировании Старокарантинских каменоломен.

Поколению, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же как и текст пионерской присяги («Я, такой-то, вступая в ряды юных пионеров Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь...), и едва ли не любой пионер мог назвать как минимум пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Мы провели анкетирование среди родителей учащихся 4 классов,  среди студентов факультета иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарева. Предлагались следующие вопросы:

  1. Были ли вы пионером?
  2. Чьё имя носил ваш  пионерский отряд?

Наиболее часто отряды называли в честь  О.Кошевого (7), В Котика (4), З. Космодемьянской (4),

  1. В честь кого бала названа ваша пионерская дружина?
  2. Кто из пионеров-героев вам известен?

В целом было опрошено 70 учащихся параллели "Четвертые классы" и их родители, а также 50 студентов. Мы получили следующие результаты. Часть из опрошенных родителей уже не являлись пионерами (5). К сожалению, некоторые родители не помнят в честь кого были названы их пионерские отряды и дружины (4), не назвали пионеров-героев(4). К пионерам-героям в двух случаях отнесли и З. Космодемьянскую. Радует, что преобладающее большинство родителей помнят чье имя носил их пионерский отряд и дружина, знает многих пионеров – героев (61) .

В Мордовии нет пионеров-героев, но люди  разных возрастов помнят их имена.  По результатам нашего анкетирования: из 10 респондентов в возрасте 59-60 лет 8 человек помнят имена Володи Дубинина и Вити Черевичкина, песню о котором эти люди учили на школьных уроках пения.

Из 40 студентов факультета иностранных языков МГУ им. Н. П. Огарева, родившихся в 1995- 1996 гг., только пять человек назвали имена Лени Голикова и Лары Михеенко, поскольку читали художественные книги о них.

Из 70 ребят 4  классов нашей гимназии двадцать человек знают о подвиге Зины Портновой, в классах проведены классные часы посвященные пионерам-героям .В нашем, 4 "Б"  классе, все знают о подвиге Лары Михеенко, благодаря урокам по внеклассному чтению.

 Но, в целом, мало кто сейчас помнит о пионерах-героях, знает за что получил Золотую Звезду героя, например, Марат Казей или кто такая Зина Портнова.

Итак, коллективная память о пионерах-героях разрозненна и отрывочна, тем более, что в Мордовии нет своих пионеров-героев.

Есть поговорка: “На войне детей не бывает”. Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. А ведь это были такие же ребятишки, как и мы, им хотелось играть, бегать, прыгать, а не воевать.

Ну а те, что выросли в послевоенном мире, – надо ли учить нас  памяти о войне, нарушать безмятежность наших юных лет? Мы убеждены: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…

II.   Подвиг юных героев

Когда мы закончили второй класс наша учительница, Людмила Алексеевна Щемерова, предложила нам список книг для чтения летом. Одной из книг была повесть Н. Надеждиной "Партизанка Лара". Я начала читать эту повесть и  сначала  подумала, что не смогу осилить её: слезы застилали мне глаза, буквы расплывались причудливыми рисунками по белым листам, но позже я осознала – как это важно читать о войне и ее героях. Книга захватила меня, я читала-читала, пока не прочла до самого конца. Чувства, которые пробудила во мне повесть о юной партизанке Ларисе Михеенко, отважно боровшейся против фашистов в годы Великой отечественной войны, навсегда останутся в моей памяти. Именно с этой книги возник мой интерес к судьбам юных героев войны. За два года мной собран небольшой, но для меня очень важный материал о пионерах-героях, о тех ребятах, моих ровесниках, которые пожертвовали свои жизни во имя освобождения человечества от немецко-фашистских завоевателей. Более жуткого сочетания дети и война не придумаешь.

В этой работе мы предлагаем вашему вниманию анализ героических судеб нескольких юных героев Великой отечественной войны, среди которых  

- Леня Голиков

- Зина Портнова

- Марат Казей

- Валя Котик

(Фотографии пионеров-героев и дополнительная информация содержится в Приложении 1.)

Леня Голиков

Обыкновенный мальчик Леня Голиков, необыкновенно храбро и самозабвенно сражавшийся за свою Родину с фашистами стал единственным юным героем, удостоенным звания Героя Советского Союза не после, а во время Великой Отечественной войны. Вот какое письмо было получено его мамой в 1944году:

Уважаемая Екатерина Алексеевна!

 По сообщению командования, Ваш сын Голиков Леонид Александрович погиб за Родину смертью храбрых. За геройский подвиг, совершенный Вашим сыном в борьбе с немецкими захватчиками в тылу противника, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 2 апреля 1944 года присвоил ему высшую степень отличия — звание Героя Советского Союза. Посылаю Вам грамоту Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Вашему сыну звания Героя Советского Союза для хранения как памяти о сыне-герое, подвиг которого никогда не забудется нашим народом.  

                                                                                        Михаил Калинин

Леня Голиков был не просто рядовым партизаном, а бригадным разведчиком 67 отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Всего участвовал в 27 боевых операциях. На счету разведгруппы, в которую входил Голиков, значились: 78 немецких солдат и офицеров, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу».

В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал на шоссе Луга — Псков легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Ричард фон Виртц. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза. В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью все новых партизан. Ночью 24 января 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов. Разведка ничего подозрительного не обнаружила — гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Заняли три крайние избы. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утро сон партизан прервал грохот пулемета — нашлась «добрая душа», сообщила немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Леня Голиков. Достигнуть леса удалось шестерым, из них двое были серьезно ранены и не могли передвигаться без посторонней помощи. Только 31 января истощенные, обмороженные партизаны встретились с разведкой регулярных частей Красной армии.

И совершенно уже неважен тот факт, что на портрете, который висел в каждой пионерской комнате в каждой школе СССР от Эстонии до Чукотки, был изображен не Леня Голиков, а… его сестра Лида. Семья Голиковых жила небогато, фотокарточки — это роскошь, а если и были какие до войны, то сгорели еще в самом ее начале. Когда в 1958 году срочно потребовался портрет юного героя, то художнику Виктору Фомину в качестве «модели» позировала младшая сестра Лени. О том, что на плакате изображен не сам герой, его родные прекрасно знали... И какая, в сущности, разница, что на самом деле он выглядел чуточку иначе.

Зина Портнова

Ленинградская школьница Зина Портнова в июне 1941 года приехала из Ленинграда с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи (Шумилинский район Витебской области). Там ее и застала война. С беженцами уходить она не захотела и осталась в городе Оболь. Когда в городе была организована подпольная комсомольская организация «Юные мстители», Портнова стала ее членом. «Мстители» не только распространяли и расклеивали листовки, но и добывали для партизан сведения о действиях немцев. С их помощью удалось устроить несколько диверсий на железной дороге, причем не только на рельсах, но и на станции. Была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десятка эшелонов. Подпольщики взорвали местную электростанцию, сожгли льнозавод, вывели из строя несколько грузовиков.

Портновой удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава. Поработав там немного, она сумела осуществить жестокую, но эффективную операцию – отравила пищу. Пострадали более 100 немцев. В ответ на это гитлеровцы обрушили на город волну террора, и Портновой, чтобы избежать ареста, пришлось уйти к партизанам. В отряде она стала разведчицей, участвовала в подрывах эшелонов.В 1943 году Обольское подполье было практически разгромлено. С помощью провокаторов гестапо удалось собрать всю необходимую информацию и осуществить массовые аресты. Командование партизанского отряда поручило Портновой установить связь с теми, кто остался в живых. Установить связь она успела, но вот доложить об этом в отряд – нет. В деревне ее кто-то увидел и сообщил полицаям, что девушка не местная. На всякий случай полиция ее задержала и переправила в Оболь. Там ею плотно занялось гестапо, поскольку Зина была в списке подозреваемых в диверсии в столовой. Во время одного из допросов ей удалось взять со стола пистолет, ранить следователя и, воспользовавшись переполохом, выбежать из здания. Скрыться она не успела – ее ранили, после чего отправили в Витебскую тюрьму. Там ее уже не допрашивали – принадлежность Зины к «бандитам» у немцев сомнений не вызывала, а просто методично мучили, заставляя признаться в диверсии в столовой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.

Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.

Марат Казей

В 1941 году Анна Казей, жена «врага народа», прятала у себя раненых партизан — за что была казнена немцами. Ариадна и Марат ушли к партизанам. Ариадна осталась жива, но стала инвалидом — когда отряд выходил из окружения, она отморозила ноги, которые пришлось ампутировать. Когда на самолете ее увозили в госпиталь, командир отряда предложил лететь с ней и Марату, чтобы он продолжил прерванную войной учебу. Но Марат отказался и остался в партизанском отряде. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу». А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было — Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие — две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том, что страшно помирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу? Скорее всего — и про то, и про другое, и про третье. А более вероятно то, что двигала им отчаянная удаль, помноженная на лютую ярость, которая свойственна только молодым, поскольку жить осталось ровно до того момента, как немцы подойдут поближе, а смерть не страшна, потому что правильно написал Гайдар еще до войны — все равно в страхе побегут враги, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной.

Валя Котик

Имя Вали Котика стало символом верности долгу, целеустремленности, беззаветной отваги. Юный партизан погиб через несколько дней после своего четырнадцатилетия. Четырнадцать - это совсем мало. В этом возрасте обычно только строишь планы на будущее, готовишься к нему, мечтаешь о нем. Валя тоже строил, готовился, мечтал. Нет сомнения, доживи до наших дней, он стал бы выдающейся личностью. Но он не стал ни космонавтам, ни рабочим-новатором, ни ученым-изобретателем. Он остался вечно юным, остался пионером.

История короткой и славной жизни пионера известна всей стране. Для миллионов Валя Котик сделался примером в воспитании характера. Мне бы хотелось, чтобы в каждом из нас, ребят XXI, века жила частичка его души, его храброго сердца.

Валя родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, партизаны доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Наступил день, когда Валя совершил свой подвиг.

Рев моторов становился громче – фашистские машины приближались. Уже хорошо были видны лица солдат. Со лбов, полузакрытых зелеными касками, стекал пот. Некоторые солдаты беспечно сняли каски.

Передняя машина поравнялась с кустами, за которыми спрятались мальчики. Валя привстал, отсчитывая про себя секунды. Машина проехала, против него уже броневик. Тогда он поднялся во весь рост и с криком «Огонь!» одну за другой швырнул две гранаты... Одновременно прозвучали взрывы слева и справа. Обе машины остановились, передняя загорелась. Солдаты стремительно спрыгивали на землю, бросались в кювет и оттуда открывали беспорядочный огонь из автоматов.

Валя не видел этой картины. Хорошо знакомой тропкой он уже бежал в глубину леса. Погони не было, немцы боялись партизан. На следующий день гебитскомиссар правительственный советник доктор Ворбс в рапорте вышестоящему начальству писал: «Атакованные крупными силами бандитов солдаты фюрера проявили мужество и выдержку. Они приняли неравный бой и рассеяли мятежников. Обер-лейтенант Франц Кениг умело руководил боевыми действиями. Преследуя бандитов, он был тяжело ранен и скончался на месте от потери крови. Наши потери: семь убитых и девять раненых. Бандиты потеряли двадцать человек убитыми и около тридцати ранеными...». Слухи о нападении партизан на фашистов и гибели палача - шефа жандармерии быстро распространились в городе.

Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Проанализированные нами личности пионеров-героев заставляют содрогнуться. Когда я собирала материал для нашей работы, у меня возникла мысль: "А смогла бы я, или кто-нибудь из моих сверстников поступить также во имя Родины и свободы? Трудно ответить на этот вопрос – ведь мы живем в мирное время. Соприкоснуться с Памятью о Великой Отечественной войне можно, беседуя с теми, кто был маленьким в годы войны. Разве это тоже не подвиг жить и работать во имя фронта и Победы? Ребята, наравне со взрослыми работавшие на заводах и в полях – это ли не герои  войны? Изучению и анализу этих вопросов посвящена следующая глава.

  III.   Дети войны в Мордовии

Быстро идет время. 9 мая 2013 года мы будем праздновать  68 годовщину Победы. Это значит, что тем, кому в год окончания войны было 5 лет, исполнится уже 73 года. Бабушки и дедушки многих из нас значительно моложе, а прабабушки и прадедушки (если тебе повезло, и они живы) – старше и, конечно, сохранили живую память о войне.

Живая память – это, как говорят психологи, особенная вещь – она накоплена не чужим, а своим опытом. А я думаю, что живая память – это память, которая есть у живущих ныне людей. Моя бабушка, детство которой пришлось на вторую половину 50-х годов, помнит мужчин, вернувшихся с войны без ног и без рук. Их возили в инвалидных колясках, а сами они прозвали себя самоварами. И вот теперь, через много лет, художник Николай Лысак, родившийся в самом конце войны, написал картину "Мечта самовара", на которой изображен, по словам самого художника, инвалид Великой Отечественной войны, душа которого стремится ввысь.

Для всех, кто даже в раннем детстве прошел через войну, война  - это столкновение жизни и смерти, красоты и уродства, радости и горя. Такое столкновение навсегда застыло в судьбах пионеров-героев.

Коллективная память о пионерах-героях разрозненна и отрывочна, тем более, что в Мордовии нет своих пионеров-героев. По счастью фашистские захватчики не вступали на мордовскую землю. Здесь, в тылу врага, работали заводы, принимали раненых военные госпитали, и все работоспособные люди трудились, чтобы приблизить Победу. Трудились и дети-школьники. Моя прабабушка, к сожалению уже ушедшая из жизни, рассказывала мне о том, что вместе с её сверстниками, а им было тогда 14-15 лет, работали в поле и дети поменьше. А ещё девочки шили кисеты, вязали носки и варежки и отправляли бойцам на фронт.

В настоящее время в Мордовии зарегистрировано движение "Дети войны", объединяющее тех, кто родился с 1932 по 1945 год. Мой прадедушка, Иван Гаврилович Барнашов, работающий в Комитете ветеранов Войны республики Мордовия, сообщил, что составлены списки "детей войны" и ведется активная их поддержка в социальном и бытовом отношениях. Многие из них продолжают вести активный образ жизни: встречаются с молодым поколением, некоторые продолжают работать или просто воспитывать своих внуков и правнуков.

Так, Александр Алексеевич Мальцев родился 3 августа 1938 г. в поселке Белотроицк Лямбирского района. Мальчиком работал в колхозе, но всегда упорно тянулся к знаниям. Можно привести вехи его жизненного пути, но, я думаю, важно другое: уйдя на пенсию с высокого поста заместителя министра экономики республики Мордовия, Александр Алексеевич возглавил "Российский фонд милосердия и здоровья", где он трудится и сейчас.

Раиса Ивановна Жидкова родилась 8 октября 1938 года. Она вписала сланные страницы в историю нашего известного завода "Электровыпрямитель . Ей присвоено звание героя Социалистического Труда.

А вот Евгения Ивановна Митряева почти ровесница Победы. Она родилась 3 апреля 1945 г. в с. Салма Ромодановского района в крестьянской семье, но стала сначала токарем на экскаваторном заводе, а потом уехала на всенародную стройку г. Архангельска. Затем, после учёбы в Московской партийной школы, Евгения Ивановна вернулась в родные края и успешно работала в Ромодановском районе секретарем исполкома Ромодановского районного Совета депутатов, а сейчас она является председателем Совета ветеранов района.

Красивые женские лица смотрят на нас со стенда "Мы славим женщину России" в Мемориальном Музее военного и трудового подвига 1941-1945 годов. Здесь и учительница Кечушевской средней школы Е.А. Батина, и медсестра Е.П. Бредис, и хирург Ф.И. Котина. Старожилы Саранска помнят эти имена. А те, кто пережил войну, знает, как много женщин работало в тылу врага.

Изучая материалы музея, я была поражена цифрой 62,6%  -  таков был процент женщин, работавших в тылу врага в 1944 г. Это были совсем молоденькие девушки, и в музее бережно хранятся фотографии некоторых из них. Вот светловолосая, задорная телефонистка А.В. Ногичёва, а рядом строгая и изысканная учительница начальных классов Т.В. Смолина. Удивительно красива В.Д. Кахнович, первый директор Дома пионеров, работавшая учителем физкультуры в годы Великой Отечественной войны.   Из разговора с моей бабушкой выяснилось, что Вера Даниловна, возглавляла Дом пионеров и в середине 60-х годов, когда моя бабушка, Ирина Ивановна Ляпина (Барнашова), входила в состав городского пионерского актива, Дом пионеров был местом встреч, слётов, на которых Вера Даниловна вместе с пионерами пела  замечательные пионерские песни. Её очень любили ребята, она была "запевалой" всех пионерских дел. Весёлая, спортивная, быстрая, она становилась строгой и печальной лишь на пионерских слётах, посвящённых Великой Отечественной войне и неустанно рассказывала своим воспитанникам, как серьезно и основательно учились девчонки и мальчишки в войну, как безотказно выполняли любую работу, никогда не жалуясь на усталость или недоедание.

Мне трудно представить, что мои сверстники после 5-6 уроков в школе, шли работать на махорочную фабрику или ехали собирать урожай в совхоз "Гигант", который занимал юго-западный район современного Саранска. Тогда не было школьных обедов, которые мы порой капризно не едим, но давали булочки или 400 грамм чёрного хлеба, чтобы поддержать растущие детские организмы, и учителя зачастую отдавали свои порции ученикам.

Но самое важное состоит в другом: учителя нашей республики  не только учили детей в суровые годы войны, они помогали детям пережить горе, вселяли непоколебимую уверенность в том, что мы победим.. И ещё они проделали огромную работу в годы войны, чтобы  принять и разместить в Мордовии 3175 детей из фронтовой и прифронтовой полосы, прибывших в тыл. В Мордовии было открыто 14 детских домов, 12 интернатов, в которых дети не просто учились и жили, но, с помощью своих старших наставников, обретали радость и чувство защищенности.

Те, кто бывал в Мемориальном музее, навсегда запомнят часть экспозиции, посвященную детям войны.  Под стеклом горн и барабан – атрибуты  и символы пионерской организации, но главное - полуистлевшие справки и удостоверения того, где работали дети в годы войны. Удостоверения за доблестный и самоотверженный труд давались простым девчонкам и мальчишкам. Имена, вписанные в них, разбираются  с трудом.  Меня поразило удостоверение, приложенное к медали "За доблестный и самоотверженный труд", очевидно выданное девочке лет 13, фотография которой располагается рядом с наградой на музейном стенде. Едва прочитывается: "выдано Н.Михайловской" – тогда писали чернилами, а они выцветают от времени, но не меркнет память тех, ставших уже далеко не молодыми, мальчишек и девчонок, которые помогали своей Родине выстоять в борьбе с врагом  

Те, кого мы сейчас называем "Дети войны" трудились на Саранском консервном комбинате, где уже в начале 1942 года, выпускалось продукции для фронта на 3 миллиарда рублей.  Е.И. Козина, М.Г. Рожина, Н.П. Никитина – это лишь несколько имен из числа тех, кто работал на заводе, отправляя на фронт ящики с надписями" Фронту. Гвардейцам!"

Дети помогали и ткачихам Ширингушской суконной фабрики, которые обслуживали по три станка одновременно; трудились и на фабрике, производящей махорку, и отправляя на фронт трогательные кисеты, сшитые детскими руками.

А совсем еще маленькие дети, которым было по 2-3 года, умели ждать своих матерей с работы и верить, что их отцы и братья победят врага и вернуться. Но не вернулись очень и очень многие. Погибли мужья трёх сестер моей прабабушки. У старшей сестры, учителя математики школы № 17, Екатерины Георгиевны Конюховой, осталось четверо детей. Им было в войну соответственно: 6лет старшему сыну, 5 лет старшей дочери,  3 года младшему сыну и  1 год младшей дочери. Их отец погиб, освобождая западную Украину и Польшу, он ушёл на фронт в середине 1944 г., добившись, наконец, чтобы военкомат позволил ему присоединиться к зарождавшимся тогда ракетным войскам, несмотря на бронь, данную ему как кандидату физико-математических наук, и имевшему отношение к разработке победоносного орудия "Катюша". А его дети до сих пор вспоминают, какой неузнаваемой была их мама, получив похоронку, и они, совсем ещё маленькие, быстро взрослели, помогая ей во всем. Конечно, были тогда и игры, и детские шалости, но было и рано появившееся чувство ответственности за своё дело, а им, прежде всего, была учёба. И они старались не ударить в грязь лицом. Спустя много лет, получая титулы и звания заслуженных изобретателей – инженеров и педагогов в Москве, Петербурге и Риге, эти представители поколения "детей войны" с благодарностью вспоминали свой отчий дом в Саранске, на мордовской земле, где в годы войны, как и сейчас, жили в тесном контакте люди разных национальностей.

Портреты некоторых представителей "Детей войны" можно увидеть на аллее Славы центрального городского сквера -  получив закалку военного и послевоенного детства, они достойно трудились и трудятся на благо нашей Родины, но мне хотелось бы рассказать о человеке, портрета которого нет на этой аллее.  

Это Мария Дмитриевна Морозова, о которой рассказывала мне моя прабабушка, приводя в пример целеустремленность и преданность делу, свойственные её молодой тогда коллеге.

Когда началась война, Марии Дмитриевне было 6 лет, и она помнит, как ушел на фронт отец, как через несколько месяцев принесли "похоронку", и безутешно плакали мама и бабушка. Помнит, как родственники  помогали семье с тремя детьми выжить в голодные военные и послевоенные годы. А между тем жизнь шла: дети ходили в школу, устраивали концерты в военных госпиталях, помогали собирать урожай или выполняли подсобную работу на заводах.  Война закончилась, и Маша, чтобы помочь маме, устроилась работать дворником. Жили в центре города, знакомых было много и, чтобы её не узнавали,  подросшая к тому времени девочка маскировалась под старушку, надвигая на глаза старый ветхий платок. Но однажды молодой военный раскрыл этот маскарад и сказал: "Учиться тебе надо, а не только улицу мести".  

 Мама, выслушав рассказ дочки о случившемся, решительно произнесла: "Конечно, Маруся, будешь учиться на учительницу, как папа хотел".    И тут Маша приняла неожиданное решение – учить немецкий язык, такой ненавистный всем в те годы.   Через пять лет она начала работать - сначала школьной учительницей, затем преподавателем немецкого языка в машиностроительном техникуме.

Как говорит  сама Мария Дмитриевна Морозова, целью ее преподавания немецкого  было, прежде всего,  объяснение, что немецкий язык – это не язык фашистов только, но язык великой философии и литературы. Её ученики научились читать Гейне и Гёте, и приехавший в техникум немецкий инженер Рудоль Кляйнц, был приятно удивлен тем, что вопросы механики при монтаже формовочных линий на заводе "Центролит" можно было обсуждать без переводчика с выпускниками машиностроительного техникума, которые поразили его высоким уровнем общей культуры и осведомленности в немецких традициях.

Наверное, это и отличает русских людей от всех остальных: они умеют прощать, но и умеют быть беспощадными к врагам своей Родины.  И ещё наш народ умеет хранить "живую память", передавая её из поколения в поколение.

В нашей республике есть уникальное издание "Книга Памяти и Славы". Эта книга необычна. Она состоит из 48 сочинений, написанных школьниками-участниками республиканских конкурсов "Война в судьбе моей семьи", "Рассказ ветерана", "Они защищали Родину", "Книга Памяти моей семьи". Книга издана Мемориальным Музеем военного и трудового поиска 1941-1945 годов и Мордовским республиканским патриотическим движением "Поиск" под редакцией поисковика-краеведа П.А. Кручинкина. Весь процесс подготовки и издания книги делается на общественных началах П.А. Кручинкиным и его сыном Андреем и дочерью Екатериной. Это уникальный опыт содружества поколений, о котором с большим уважением отзываются все, кто приезжает в Мордовию и приходит в Мемориальный Музей трудового и боевого подвига, Георгиевская мраморная ленточка фасада которого, реет над всем городом, постоянно напоминая о подвиге павших во имя живых.

Скульптура девочки в пионерском галстуке, застывшая рядом с музейным стендом "Дети войны" всегда будет напоминать нам о детях, переживших войну и самое печальное – погибших на войне.

Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне

 Тринадцать миллионов детских жизней

 Сгорело в адском пламени войны.

 Их смех фонтанов радости не брызнет

 На мирное цветение весны.

 Мечты их не взлетят волшебной стаей

 Над взрослыми серьезными людьми,

 И в чём-то человечество отстанет,

 И в чём-то обеднеет целый мир.

 Тех, кто горшки из глины обжигают,

 Хлеба растят и строят города,

 Кто землю по-хозяйски обживают

 Для жизни, счастья, мира и труда.

 Без них Европа сразу постарела,

 На много поколений недород

 И грусть с надеждой, как в лесу горелом:

 Когда ж подлесок новый станет в рост?

 Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,

 А в Ленинграде – каменный Цветок,

 Чтоб в памяти людей остался дольше

 Прошедших войн трагический итог.

 Тринадцать миллионов детских жизней -

 Кровавый след коричневой чумы.

 Их мертвые глазёнки с укоризной

 Глядят нам в душу из могильной тьмы,

 Из пепла Бухенвальда и Хатыни,

 Из бликов пискаревского огня:

 "Неужто память жгучая остынет?

 Неужто люди мир не сохранят?"

 Их губы запеклись в последнем крике,

 В предсмертном зове милых мам своих...

 О, матери стран малых и великих!

 Услышьте их и помните о них!

                             (А. Молчанов)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над избранной темой открыла для меня много нового в образах пионеров-героев, первоначально известных мне только по художественной литературе, а именно по повестям Л. Кассиля и Н. Надеждиной.  И хотя художественные образы и реальные характеры юных героев совпадают, можно сделать вывод о том, что художественный вымысел в рамках данной темы, оказывается менее экспрессивным, чем реальные события из жизни пионеров-героев и  детей войны.

Многое из того, что узнаешь о пионерах-героях, о подвигах этих ребят, о зверствах фашистов по отношению к этим детям, трудно читать. Я и мои сверстники привыкли к мультфильмам-ужастикам или мистическим фильмам, в которых есть сцены ужасов, но всё это не вызывает такой пронзительной боли и сочувствия. Может быть, поэтому не все хотят читать о пионерах-героях. Правда, следует отметить, что в Интернет много сайтов с информациях о них. Хотя, зачастую, информация подается в форме презентаций для классных часов и в фокусе оказывается разговор о Великой Отечественной войне вообще, с преобладанием песен и стихов.

Проведенный нами опрос среди разных возрастных групп показал, что помнятся лишь отдельные имена пионеров-героев, что подтверждает гипотезу нашей работы. Тем не менее, в нашей республике идет работа над Книгой  Памяти, в которой мои сверстники рассказывают о своих близких, погибших в боях за Родину или переживших ужасы войны в тылу. Таким образом, сохраняется нить живой памяти, но для того, чтобы она не истончилась, нужно прикладывать  постоянные усилия: нужно рассказывать о войне, поддерживать общения с ветеранами, знакомиться с теми, кого называют "детьми войны" и помнить великое предостережение Л.Н. Толстого "Патриотизм – это не любовь к идее, а любовь к Отчизне, родной земле, верность ее заветам, почитание праха и славы её, страдания за её страдания, вера в её очистительную силу".

Список использованных источников

  1. Надеждина Н. Партизанка Лара. – М.: Детская литература, 1981.
  2. Кассиль Л. Улица младшего сына. – М. : Детская литература, 1979.
  3. Костин Н.М. Бережно хранить и преумножать добрые традиции отечества. – Саранск, 2011.
  4. Победители, пропавшие без вести // Литературная газета. №4 (6401)- 30 января – 5 февраля 2013 г. – С. 11.
  5. Мужество молодых// Голос. № 3 ( 2330) 23 февраля 2013 г. – С. 10.
  6. Растим патриотов России.- Самара, 2010.
  7. ru.wikipedia.org/wki.
  8. infovolga.ru/school/pioneer/pion
  9. uchitelu.net/media/120
  10. tms.ysty.ru/visid/pioneer_1.pdf

11. stihi.pifos.ru›load/o_vojne/stikhi_o…1941_1945…301

Приложение 1

Стихи о детях на войне

"Не" и "Ни"

 Мне рассказывал смоленский

 Паренек:

 – В нашей школе деревенской

 Шел урок.

 Проходили мы частицы

 "Не" и "ни".

 А в селе стояли фрицы

 В эти дни.

 Обобрали наши школы

 И дома.

 Наша школа стала голой,

 Как тюрьма.

 Из ворот избы соседской

 Угловой

 К нам в окно глядел немецкий

 Часовой.

 И сказал учитель: "Фразу

 Дайте мне,

 Чтобы в ней встречались сразу

 "Ни" и "не".

 Мы взглянули на солдата

 У ворот

 И сказали: "От расплаты

 НИ один фашист проклятый

 НЕ уйдет!"

(С. Маршак)

  Война

 В классе очень холодно,

 На перо дышу,

 Опускаю голову

 И пишу, пишу.

 Первое склонение —

 Женский род на «а»,

 Сразу, без сомнения,

 Вывожу — «война».

 Что всего существенней

 Нынче для страны?

 В падеже родительном:

 Нет — чего?— «войны».

 А за словом воющим —

 Мама умерла...

 И далекий бой еще,

 Чтобы я жила.

 Шлю «войне» проклятия,

 Помню лишь «войну»...

 Может, для примера мне

 Выбрать «тишину»?

 Но «войною» меряем

 Нынче жизнь и смерть,

 Получу «отлично» я —

 Это тоже месть...

 О «войне» тот горестный,

 Гордый тот урок,

 И его запомнила

 Я на вечный срок.

(Людмила Миланич)

  Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне

 Тринадцать миллионов детских жизней

 Сгорело в адском пламени войны.

 Их смех фонтанов радости не брызнет

 На мирное цветение весны.

 Мечты их не взлетят волшебной стаей

 Над взрослыми серьезными людьми,

 И в чём-то человечество отстанет,

 И в чём-то обеднеет целый мир.

 Тех, кто горшки из глины обжигают,

 Хлеба растят и строят города,

 Кто землю по-хозяйски обживают

 Для жизни, счастья, мира и труда.

 Без них Европа сразу постарела,

 На много поколений недород

 И грусть с надеждой, как в лесу горелом:

 Когда ж подлесок новый станет в рост?

 Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,

 А в Ленинграде – каменный Цветок,

 Чтоб в памяти людей остался дольше

 Прошедших войн трагический итог.

 Тринадцать миллионов детских жизней -

 Кровавый след коричневой чумы.

 Их мертвые глазёнки с укоризной

 Глядят нам в душу из могильной тьмы,

 Из пепла Бухенвальда и Хатыни,

 Из бликов пискаревского огня:

 "Неужто память жгучая остынет?

 Неужто люди мир не сохранят?"

 Их губы запеклись в последнем крике,

 В предсмертном зове милых мам своих...

 О, матери стран малых и великих!

 Услышьте их и помните о них!

(А. Молчанов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дети-герои Великой Отечественной войны"

Во время Великой Отечественной войны, когда родину захватили враги, стали устанавливать свои порядки, диктовать как жить, убивать грабить, сжигать жилище, угонять в плен на чужбину, все как один...

Презентация проекта "Герои Великой Отечественной войны - ковровчане"

В данной презентации учащиеся предоставили материал для защиты  проекта "Герои Великой Отечественной войны - ковровчане", удостоенных почетного звания - Герой Советского Союза.  ...

Дети - герои Великой Отечественной войны.

Класный час о пионерах - героях Великой Отечественной войны. Можно проветси в день юного героя-антифашиста  -  8 февраля. Цеоь мероприятия: воспитание патриотизма, мужества на примерах жизни...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны"

Классный час о героях ВОВ подготовлен по материалам "Книги Славы" города Черкесска...

Урок мужества "Мы родом не из детства-из войны", посвящённый детям-героям Великой Отечественной войны.

Знакомство  учащихся с подвигами юных героев в годы ВОВ,  показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы....

Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».

Сценарий видеоролика «Дети войны».Задачи:Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «дет...