"Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта", 2015 год
статья на тему

Иневаткина Татьяна Владимировна

Быть учителем начальных классов очень ответственно, потому что он даёт старт школьной жизни ребёнка. Это должен быть такой старт, чтобы его  ученик, как спортсмен с олимпийским огнём, добежал до финиша без остановок и скачков, и чтобы факел горел равномерно. Чтобы этот огонь желания, жажда познания   не потухал, а двигал его вперёд все школьные годы жизни. Вот это главное. Будет желание  учиться – будет хороший результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_itv_predst.2015_sayt.docx44.3 КБ

Предварительный просмотр:


«Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний»

        В.А.Сухомлинский

 

Быть учителем начальных классов очень ответственно, потому что он даёт старт школьной жизни ребёнка. Это должен быть такой старт, чтобы его  ученик, как спортсмен с олимпийским огнём, добежал до финиша без остановок и скачков, и чтобы факел горел равномерно. Чтобы этот огонь желания, жажда познания   не потухал, а двигал его вперёд все школьные годы жизни. Вот это главное. Будет желание  учиться – будет хороший результат.

На сегодня определилось чёткое направление моей педагогической деятельности: от познавательного интереса к учению – к интеллектуальному развитию учащихся. Поэтому моя методическая проблема так и звучит - «Воспитание познавательного интереса  как фактор интеллектуального развития младших школьников». Работая в этом направлении, я стараюсь прививать  своим ученикам «привычку ума», т.е. учить их тому, как думать и создавать условия, при которых ученик ведёт самостоятельный поиск, выявлять и конкретизировать способы действия, применять их для решения учебных задач, обосновывать, высказывать свою точку зрения. Эти  идеи и принципы развивающего обучения, эффективное применение дифференцированного и индивидуального подхода в обучении,  и определило мой выбор - начать работать  по УМК «Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой (2003г.)

            Сегодня одним из важнейших направлений в системе образования в школе становится разработка и внедрение педагогических технологий, соответствующих требованиям времени и как непросто в наше время, в таком изобилии разных программ и систем обучения и воспитания, найти нужные ориентиры. Учитель, работающий творчески, не ждёт, пока для него кто-то специально придумает универсальные приёмы и методы. И мне совершенно ясно, что хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передаёт свои знания другим.   Поэтому снова ищу, пробую, ошибаюсь и включаюсь   в эксперименты, нахожу новые формы работы.

С 2010 года я работаю над проблемой «Воспитание познавательного интереса  как фактор интеллектуального развития младших школьников». Актуальность  обусловлена современными требованиями к школьному обучению и направлениям, указанным в президентской инициативе «Наша новая школа»

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования,   главными направлениями которой    является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. Оно    должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через продуманное совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.  Эта  ориентация образования направлена не только на усвоение  учащимися  определённой суммы знаний, но и на развитие   личности младшего школьника,  его познавательных и созидательных способностей.                    

           Использование современных педагогических технологий даёт педагогам возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. Невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». (Древняя мудрость)                                

            Учащиеся начальных классов  не только готовятся к взрослой жизни, не просто приобретают знания, а участвуют в различных видах деятельности. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей и как результат – способствовал повышению качества обучения.                                                                                                             Современная школа для повышения качества обучения ставит перед собой определённые цели и задачи:

  • - раскрытие системы работы по повышению качества обучения учащихся начальных классов через использование и внедрение образовательных технологий в учебный процесс;
  • - создание педагогических ситуаций общения на уроках, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творчество;
  • - активизация  познавательной  деятельности учащихся;
  • - содействие созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, повышать учебную мотивацию.
  • - обеспечение  деятельностного  характера учения через включение учащихся в  самостоятельное познание окружающего мира, овладение практическими способами работы с информацией;
  • - стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ.

Предполагаемые результаты:

  • - развиваются такие способности как самостоятельность, творчество, инициативность;
  • -  повышается учебная мотивация, познавательный интерес;
  • -  появляется подлинный интерес к познанию окружающего мира;
  • -  наблюдается повышается  динамики качества обучения.

        Наличие   теоретической базы опыта

        Сегодня невозможно представить современную школу без использования таких технологий, как: информационно-компьютерные, технологи уровневой  дифференциации, мнемонические, здоровье сберегающие, игровые, проектной  и исследовательской направленности. За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой.  

В  своей педагогической     деятельности широко использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении, конструирую ситуации, побуждающие у учеников познавательный интерес к учению, так как приходится работать одновременно с учащимися  различной степени  подготовки, особенностями мыслительной деятельности, типами  памяти, умением  учиться.

Предлагаю задания:

        с наличием образца выполнения;

        со вспомогательными вопросами;

        с инструкциями и алгоритмами;

        с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).

Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер познавательной активности   каждого учащегося, предоставляет возможность оказать  школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.

       Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики  уже имеют запас информации. Эта форма работы позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся. Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Использование мною на уроках  технологии работы в группах,   обеспечил развитие самостоятельности учащихся в подборе  и поиску материала,  навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.

Учебный диалог можно считать одним из видов педагогической технологии. Он выступает не только как один из способов организации обучения, но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание личностно ориентированной технологии обучения. Я считаю, что использование учебного диалога, позволяет осуществлять личностно ориентированный образовательный процесс, развивает пытливость и самостоятельность ребёнка, способствует обогащению его субъектного опыта. На своих уроках очень часто я использую подводящий к теме диалог, представляющий собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. При проведении урока я предельно внимательна к личности каждого ребенка. Процесс обучения мною строиться таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему.

Технология проектирования  даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.

Одним из направлений развития в своих воспитанниках познавательного интереса к учению я считаю участие детей в проектно - исследовательской деятельности.  Работая по УМК «Начальная школа ХХI века», ученики уже с первого класса учатся создавать свои проекты. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь развивает  мышление, умения, способности, задатки активного творчества.  А для учителя,  как результат, участие моих воспитанников в  научно-практических конференциях :

Школьный уровень

2010-2011 уч.г.

4 кл.

Проект  - игра «1000-летию единства  посвящается…»

3 Победителя

2011-2012 уч.г.

1 кл.

« Школьная форма – «за» и «против»

Призёр

 

2012-2013 уч.г.

2 кл.

« Железная птица – уникальное изобретение человека»

Призёр

2013-2014 уч.г.

3 кл.

«Таблетка для компьютера или можно ли победить вирус»

Призёр

2014-2015 уч.г.

4кл.

 «Выращивание снежинки в домашних условиях»

Победитель

Муниципальный уровень

2010-2011 уч.г.

4 кл.

Проект  - игра «1000-летию единства  посвящается…»

3 Призёра

2014-2015 уч.г.

4кл.

 «Выращивание снежинки в домашних условиях»

Участник

2014-2015 уч.г.

 Конкурс «Юный предприниматель»

4кл.

Проект  «Щит и меч»

Участник

4кл.

Проект «Школа волшебства»

Участник

       Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.

       Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса  интернет – технологии, как одно из направлений становления познавательного интереса к учению. Они создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают ситуации успеха, развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию. В своей педагогической деятельности сочетаю традиционную классно-урочную систему с модульной технологией, преимущественно в преподавании русского языка и математики. Применение данной технологии помогает мне развивать в учащихся умения планировать работу, организовывать ее и претворять в жизнь.

Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить,   я применяю проблемное обучение. Учитель ставит перед учениками  учебную задач  и вместе с ними рассматривает её.  Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера. В результате совместных усилий намечаются способы её решения. Используя технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие.

В преподавании литературного чтения использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре.       Благодаря применению данной технологии  ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию к  активизации познавательной деятельности, и как следствие, качество получаемых знаний.

Ведущая   педагогическая идея

  Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности. Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников   и их желание учиться новому.

        Оптимальность и эффективность средств

        Используя технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие.  Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.

Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, зачеты. Проверяю знания на уроках-семинарах, уроках-практикумах. Мои ученики уже умеют работать с учебной и справочной литературой,  составлять планы,  осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

        Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение учащихся)

Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

  Результатом применения вышеперечисленных технологий  могу назвать следующее:

•        повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого  ученика,

•        приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную    деятельность,

•        активизация познавательной деятельности и творческой активности  учащихся,

•        формированию личностных качеств ученика,

•        развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,

•        формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,

•        формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

           Полученный  педагогический опыт считаю  актуальным,  поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей, активизирует их познавательную деятельность.

Итоги мониторинга по русскому языку и математике

                            2010 - 2011 уч. г.                                    2014 - 2015 уч. г.

                             4  класс                                                     4  класс

                    русский язык  математика                русский язык        математика

Качество знаний         75,4%        75,6 %                           69.0%                      69,9  %

 

Итоги муниципального мониторинга по русскому языку

        (2013 - 2014 уч. год)

Класс             Предмет                    Обученность            Качество знаний        

3 «А»             Русский язык                100%                                 81,5%

Таким образом, можно сделать вывод, что   технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление и развитие их творческих возможностей   путём активизации их познавательной деятельности.

В 2011году в школе проводился «Ученик года – 2011» среди учащихся начальной школы, на который были заявлены три ученика моего класса. Они  заняли все призовые места. Огромную роль в их победе сыграли их портфолио.

2011г. –  (4кл.) Приказчикова Ю., Сюняков Р., Девяткин Е. стали призёрами   городского этапа  конкурса проектов  и исследовательских работ «Ярмарка  идей»

2013 г. -  (2 кл.) - Лифанова Ю., Никашкина Ю. - победители регионального уровня «Русский медвежонок»

2014 г.  - (3 кл.)   - Лифанова Ю. – призёр городского  творческого конкурса « Моей любимой книжке…»

2014 г. – (3 кл.) -  Долбунов А., Зубарева Ю. -  победители регионального уровня «Русский медвежонок»

2014 г. – (3 кл.) – Никашкина Ю. - победитель экологического конкурса «Птичий дом»

2015 г. –   (4 кл.) - Маркин К. победитель  регионального уровня « Кенгуру»

2015 г. – Никашкина Ю – 1 место Республиканский конкурс детско-юношеского творчества в номинации «Художественно- изобразительное искусство»

2010 -2015 уч.г. -   участием  в Российских заочных олимпиадах и конкурсах охвачено 68% учащихся класса.  

2010 -2015 уч.г. -   в «Копилке достижений»   моих учеников»     более 100 грамот и дипломов победителей и призёров, более 50  грамот Лауреатов   конкурсов и олимпиад  разного уровня.

          В чём же секрет успеха? Он в выборе успешных методов работы.

За столетия существования педагогической науки разработано множество самых различных методов обучения.  Какие из них выберет каждый конкретный учитель – его  вкуса, убеждений и мастерства. Д. Пойа справедливо заметил: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

   Возможность тиражирования.

 Мини - сайт http:// nsportal.ru/inevatkina

Мои публикации:

Начало формы

Воспитательная работа

Региональный компонент

Чтение

Конец формы

Публикации моих учеников:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...