Развитие творческих способностей одарённых детей
статья по теме
В работе указывается направления работы с одарёнными детьми. В ней можно найти вопросы по выявлению творческих способностей одарённых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vrozhdennye_darovaniya.docx | 29.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Врожденные дарования
подобны диким растениям
и нуждаются в выращивании
с помощью ученых занятий.
Ф. Бэкон
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.
Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать ,обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот.
Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке учитель стремится подтянуть до программного уровня всех учащихся, а сильные, неординарные учащиеся остаются без внимания. Постепенно они превращаются в поверхностных зазнаек и становятся далеко не самыми лучшими учениками.
Часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объёма, глубины материала. Однако, беседуя с учителями узнаёшь, что в среднем звене таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы.
Одарённые дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных возможностей ребёнка становится проблемой не только для семьи, но и для учителей. Трудности действительно возникают.
Таких детей поджидают не только радости учения, но и разочарования и конфликты. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Большинству учителей просто некогда заботиться об одарённом ребёнке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими знаниями, с не всегда понятной умственной активностью.
Иногда педагог собирается уделять таким ученикам особое внимание, давать более сложные задания, но потом эти намерения забываются, не выполняются. Дети, опережающие своих сверстников, стремятся привлечь к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя - для них желанная умственная игра, состязание. При этом таким детям мало того, что удаётся узнать и сделать на уроке.
Часто в начальных классах наиболее развитого ученика перестают спрашивать, как бы не замечая его готовности к ответу. Если он настойчиво пытается что-то сказать или спросить, учитель начинает упрекать его за то, что он «выскочка».
В результате ребёнок становится всё менее активным на уроке, переключается на что-то постороннее, но при этом ему не миновать недовольства педагога. Так, поначалу энтузиаст школьных занятий, одарённый ребёнок предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки, начинает ненавидеть домашние задания.
Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам, но наша средняя школа, кроме «средней» программы, чаще всего ничего им предложить не может.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.
Что же включает в себя понятие «Одарённые дети»?
Психофизиологические особенности:
- наличие природных способностей к активному и целостному мировосприятию;
- природно-обусловленная потребность к умственному труду;
- стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение личной природно-социальной ценности; интуитивность.
Интеллектуальные способности:
- познавательный интерес;
- информационная эрудиция;
- высокий уровень интеллектуального развития;
- нестандартность мышления;
- способность к абстрагированию;
- диалектическое мировоззрение.
Творческий (креативный) потенциал:
- оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов;
- инициативность;
- целенаправленность в выборе видов деятельности;
- неординарность подходов;
Мировоззренческие ценности:
- высокий уровень сознательности и культуры;
- инициативно-активная ответственность, активность;
Работа с одарёнными детьми требует изменений в организации и содержании учебного процесса в ОУ:
- опора на интегрированное обучение как условие успешной адаптации личности в современном информационном поле;
- создание авторских программ и концепций на основе федеральных с учётом реализации Программы;
- включение в вариативную часть учебных планов специальных курсов, факультативов по выбору;
- организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации Программы;
- разработка и внедрение новых педагогических технологий оптимизации и интенсификации учебного процесса;
- учёт особенностей индивидуального развития одарённых детей, их интересов и склонностей;
- обеспечение соответствующих условий для физического и морального развития одарённых детей;
- использование модульно-развивающей системы обучения;
- дальнейшее развитие системы предпрофильной подготовки 9-тиклассников и сети профильных классов на старшей ступени образования.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета.
Для этого используются следующие формы:
- подготовка презентаций;
- создание и защита проектов по теме исследования;
- организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке;
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- словесные игры и забавы;
- ролевые игры;
- индивидуальные творческие задания;
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах);
- разноуровневые задания;
- творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса - это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ - это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса
Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
- -обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- -стимулировать познавательные способности учащихся;
- -работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
- -принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
- -анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
- -отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Задача начальной школы – создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала. Учитель - координатор усилий не только для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, но и, прежде всего, родителей этих детей.
Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:
1. психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
2. информационная среда для родителей;
3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
4. поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
На сайте группы «ЮнИс» предложены рекомендации родителям одаренных детей :
1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
2. Оценивайте уровень развития ребенка.
3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
6. Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
Методика «Карта одаренности» (Савенков А.И. «Одаренный ребенок дома и в школе», Екатеринбург, 2004 год)
Методика создана автором для родителей, возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет. С помощью методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.
Перед вами 80 вопросов, сгруппированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
«++» – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
«+» – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
«0» – оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
«–» – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки заносите в лист ответов. Оценку по первому положению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму во вторую и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10–15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
Творческие характеристики
1. Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо все вопросы.
1 2 3 4
2. Выдвигает большое число идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответ.
1 2 3 4
3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях; настойчив.
1 2 3 4
4. Любит рисковать; имеет склонность к приключениям.
1 2 3 4
5. Склонность к игре и идеям; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если…»); занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.
1 2 3 4
6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.
1 2 3 4
7. Необычайно чувствителен/чувствительна к внутренним импульсам и более открыт/открыта к иррациональному в себе (более свободное выражение «девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у девочек); эмоциональная чувствительность.
1 2 3 4
8. Чувствителен/чувствительна к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни.
1 2 3 4
9. Не подвержен/а влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным/отличной от других.
1 2 3 4
10. Дает конструктивную критику; не склонен/не склонна принимать авторитеты без критического изучения.
1 2 3 4
Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке
_ _ _ _
Умножьте на соответствующий коэффициент
1 2 3 4
_ _ _ _
Сложите полученные числа
Общий показатель _________
Не относитесь слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь вносит свои коррективы и ребенок еще может измениться.
Использованная литература
- Диалог и развитие творческой активности у детей/ Развитие творческой активности школьников/ под ред. А.М.Матюшкина// М.:Педагогика.1991. С.10-34.
- Как можно учить одаренных детей младшего школьного возраста// Начальная школа: плюс - минус. 2000. №3.С.42-46.
- Психологические особенности развития интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» / ISSN: 2074-5885 /, 2012, №4.
- Научно-методический журнал «Заместителя директора по воспитательной работе» №3/2009
- Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры.материалы 1 Республиканского семинара-совещания классных руководителей. К., 2004 г.
- Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов-на Дону, Феникс, 2007 г.
- Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатеринбург Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
- Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
- Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
- Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей одарённых детей.
Какого ребенка можно считать одарённым? Одарённыё ребенок не такой , как все. Выгодно ли быть одаренным?...
Развитие творческих способностей одарённых детей
Как определить одарённых детей и развивать их талант и творческую активность...
Развитие творческих способностей одарённых детей в начальной школе
Для работы с одаренными детьми...
Развитие творческих способностей одарённых детей
В статье даны рекомендации учителю и родителям по развитию творческих способностей детей...
Развитие творческих способностей одарённых детей в начальной школе
Выступление на школьном методическом объединении...
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ
9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....
"Декоративно-прикладное творчетво, как средство развития творческих способностей у детей 1-2 классов на занятиях в кружке "Творческая мастерская"
Развитие творческих способностей является одним из самых важных вопросов современной педагогики и определяет задачу - воспитание в деталях творческой интеграции окружающего мира, самостоятельнос...