рабочая программа по внеурочной деятельности "Знайка"
рабочая программа (1 класс) на тему
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. Курс включает 33 занятия по 1 занятию в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Московское автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6
г.о. Троицк
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Знайка»
1 КЛАСС
- ( на основе курса «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ»
- Развитие познавательных способностей
Автор Холодова О.А.)
Составитель: Моисеенко Т.В. учитель начальных классов первой квалификационной категории
Пояснительная записка
- Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
- Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. Курс включает 33 занятия по 1 занятию в неделю.
- Цель: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников.
- Задачи:
- Развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;
- Создание условий для развития логического мышления младшего школьника.
- формирование развитых форм самосознания и самоконтроля;
- создание условий для развития у детей познавательных интересов;
- формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску.
Занятия по РПС отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
В курс включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Программа включает в себя разделы:
- Задания на развитие внимания;
- Задания на развитие памяти;
- Задания на совершенствование воображения;
- Задания на развитие логического мышления.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | практика | |
| |||
Выявление уровня развития внимания | 2 | 2 | |
Развитие концентрации внимания | 3 | 1 | 2 |
Тренировка внимания | 3 | 1 | 2 |
| |||
Выявление уровня развития памяти | 2 | 2 | |
| 3 | 1 | 2 |
| 3 | 1 | 2 |
3 раздел: Задания на совершенствование воображения – 8 часов | |||
Выявление уровня развития восприятия, воображения | 2 | 2 | |
| 6 | 2 | 4 |
4 раздел: Задания на развитие логического мышления – 9 часов | |||
Выявление уровня развития мышления | 2 | 2 | |
Развитие мышления | 4 | 1 | 3 |
Совершенствование мыслительных операций | 3 | 2 | 1 |
| 33 | 9 | 24 |
- СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
- Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
- В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.
- Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
- Задания на развитие внимания
- Лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей.
- Упражнения, направленные на развитие объёма внимания.
- Упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения и распределения внимания.
- Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Практическая работа: участие детей в школьной олимпиаде.
- Задания, развивающие память
- Упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти.
- Упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти.
Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Практическая работа: тренинги, тестирование, участие в конкурсах.
- Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо I начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну 1и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Практическая работа: участие в празднике «В стране Вообразилии»
- Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью взяты упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся:
- сравнивать различные объекты,
- выполнять простые виды анализа и синтеза,
- устанавливать связи между понятиями,
- учатся комбинировать и планировать.
Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Практическая работа: участие в «Интеллектуальных играх»
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
- Развивающий аспект
- Развитие речи.
- Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
- Развитие двигательной сферы.
- Воспитывающий аспект
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
- Основные принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определённом порядке;
- принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
- увеличение объёма материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
- Таким образом достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Планируемые результаты освоения курса
В результате прохождения программы, у первоклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
- Личностные универсальные учебные действия
- Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности:
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирования мотивов достижения и социального признания.
- Формирование моральной самооценки, развитие доброжелательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.
2. Регулятивные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
3. Познавательные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, анализ и классификацию по заданным критериям.
4.Коммуникативные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- контролировать действия партнера;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Методическое обеспечение программы.
Формы работы: познавательные беседы, предметные олимпиады. Основная форма проведения занятий – групповая
Вид деятельности: познавательная.
Методы: словесные, наглядные, демонстрационные, использование технических средств, практические (практические задания, игры, анализ и решение ситуаций), проблемные, исследовательские.
Список используемой литературы
Литература, рекомендуемая для педагога и родителей:
Методичка для учителя. 1 класс. Холодова О.А.- М.:Росткнига, 2010
Литература, рекомендуемая для детей.
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей(6-7) лет: Рабочие тетради: В 2 частях. Холодова О.А.- М.: Росткнига, 2010
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
1 КЛАСС
№ | Тема, тип урока, форма проведения | Предметные результаты | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. | -Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
| Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
|
|
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | |||||
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |||||
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |||||
5 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |||||
6 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | |||||
7 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |||||
8 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | |||||
9 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | |||||
10 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |||||
11 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |||||
12 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |||||
13 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | |||||
14 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |||||
15 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | |||||
16 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | |||||
17 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |||||
18 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Объяснять закономерности.
Выделять черты сходства и различия Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Излагать свои мысли ясно и последовательно. | ||||
19 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |||||
20 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | |||||
21 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |||||
22 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | |||||
23 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |||||
24 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |||||
25 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |||||
26 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | |||||
27 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |||||
28 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | |||||
29 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |||||
30 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |||||
31 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | |||||
32 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |||||
33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...