Программа внеурочной деятельности в 1 "Б" классе "36 занятий для будущих отличников"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
36_zanyatiy.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников"
разработана учителем начальных классов ГБОУ Школы № 281 г. Москвы I категории
Пономарёвой Оксаной Валерьевной
Пояснительная записка
Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, являются интеллектуальные марафоны. В последнее время такие марафоны занимают все более важное место в комплексном развитии младших школьников. Перед учителем встают вопросы: как подготовить детей к марафону? когда лучше начать эту подготовку?
Эту подготовку следует начинать с 1 класса. Придя в первый класс, не все дети умеют читать, но интерес к школе, к знаниям велик. Поэтому на этом этапе рекомендуется проводить викторины на разные темы, расширяя кругозор учащихся, поддерживая их интерес к новому. В том же словаре читаем: «Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой». Викторины развивают у детей нестандартное мышление, учат вдумчиво подходить к каждому заданному вопросу. В книге представлены разные викторины: викторина с буквами, математическая викторина, викторина по природоведению, сказочная, загадочная и другие.
При проведении викторин учитель может использовать разные формы работы: фронтальную, групповую или индивидуальную. Главное –каждый ответ на вопрос подробно комментировать, чтобы в марафоне подобные вопросы не вызвали затруднения. Проводить викторины лучше в игровой форме, например в форме телевизионной игры «Самый умный», когда ученик или группа за одну минуту отвечает на определенное количество вопросов.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.
Задачи программы:
- выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
- формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
Главные принципы реализации программы :
- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития Основные формы работы:
Занятия рассчитаны на групповую и парную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Основные направления и содержание деятельности.
Программа рассчитана на 34 занятия. По ней обучаются учащиеся 1 - х классов. На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается несколько минут. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир, литературное чтение и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, ответственности.
- Формирование нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей.
- Формирование моральной самооценки.
- Развитие познавательных интересов.
Регулятивные УУД:
Формировать:
- умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
- готовность к преодолению трудностей;
- умение адекватно оценивать свою деятельность;
- учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Ориентироваться в возможностях информационного поиска.
- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других.
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.
- Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
- Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
- Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.
- Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности в 1 классе
1 час в неделю (34 ч)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведе- ния | № п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведе- ния |
1 | Викторина «Первый звонок» | 1 | 22 | Интеллектуальный марафон №7 | 1 | ||
2 | Викторина с буквами | 1 | 23 | Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: «Хочу всё знать о хищниках» | 1 | ||
3 | Занимательная викторина | 1 | 24 | Интеллектуальный марафон №8 | 1 | ||
4 | Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: «Откуда берутся сны?» | 1 | 25 | Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: А водятся ли сейчас драконы?» | 1 | ||
5 | Викторина на сообразительность | 1 | 26 | Интеллектуальный марафон №9 | 1 | ||
6 | Шуточная викторина | 1 | 27 | Интеллектуальный марафон №10 | 1 | ||
7 | Загадочная викторина | 1 | 28 | Интеллектуальный марафон №11 | 1 | ||
8 | Сказочная викторина | 1 | 29 | Интеллектуальный марафон №12 | 1 | ||
9 | Математическая викторина | 1 | 30 | Просмотр журнала «Хочу всё знать» | 1 | ||
10 | Правила игры в шашки | 1 | 31 | Интеллектуальный марафон №13 | 1 | ||
11 | Викторина на окружающему миру | 1 | 32 | Интеллектуальный марафон №14 | 1 | ||
12 | Викторина на внимательность | 1 | 33 | Интеллектуальный марафон №15 | 1 | ||
13 | Викторина по ОБЖ | 1 | 34 | Интеллектуальный марафон №16 | 1 | ||
14 | Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: «Чем можно резать стекло?» | 1 | |||||
15 | Интеллектуальный марафон №1 | 1 | |||||
16 | Интеллектуальный марафон №2 | 1 | |||||
17 | Игра «Умники и умницы» | 1 | |||||
18 | Интеллектуальный марафон №3 | 1 | |||||
19 | Интеллектуальный марафон №4 | 1 | |||||
20 | Интеллектуальный марафон №5 | 1 | |||||
21 | Интеллектуальный марафон №6 | 1 |
Материально-техническое обеспечение :
Программа составлена на основании материалов книги Т.Н.Максимовой «Интеллектуальный марафон» 1-4 классы.- М.; ВАКО, 2010. (Мастерская учителя) и
- «Все предметы начальной школы в викторинах» О.В.Уварова, Е.А.Нефедова.- М.:АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 2009.
- Математика. 2-4 классы: олимпиадные задания /сост. Т.Г.Дьячкова.- Волгоград: Учитель, 2007.
- Развитие мышления и познавательных способностей и задания /авт.-сост. Л.А.Абъятанова - Волгоград: Учитель, 2011.
- Интернет
- 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
- Учебное пособие «В царстве смекалки» Л.А. Князева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"
Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" для 3 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" соответствует ФГОС НОО....
Программа внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников". 3 класс
Программа внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличиков". 3 класс....
Программа внеурочной деятельности "36 занятий с будущими отличниками"
Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 2 классов. Представляет собой систему занятий по развитию творческих и познавательных способностей учащихся....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс...
рабочая программа внеурочной деятельности "Индивидуально-групповые занятия" для слабоуспевающих и одаренных детей
В программе содержатся цели и задачи данного курса, календарно-тематическое планирование занятий...
Программа внеурочной деятельности "Индивидуально-групповое занятие" (математика).
4 класс. Для обучающихся в ограниченными возноможностями здоровья 7.2....