рабочая программа внеурочной деятельности "Индивидуально-групповые занятия" для слабоуспевающих и одаренных детей
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
В программе содержатся цели и задачи данного курса, календарно-тематическое планирование занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igz.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуально-групповые занятия
программа внеурочной занятости
обучающихся 2 класса
( слабоуспевающие
одаренные)
учителя начальных классов
Семиной Елены Чарыевны
Пояснительная записка
- Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373,ФЗ от 29 декабря 2012г, № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа для 2 класса рассчитана на 34 часа (1раз в неделю).
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Цель и задачи программы:
- ликвидация пробелов у обучающих в обучении русскому языку и математике;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;
- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- пробуждение природной любознательности;
- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности;
- создание максимально благожелательных отношений учителя и учащихся к слабому ученику.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
У обучающих:
- получение знаний за курс 2 класса;
- выбор форм получения знаний.
Родителей:
- в создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
- в стабилизации отношений в семье, в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
- решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Принципы построения - приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задания.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)
3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц.
4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.
5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
9. Выдача ответа или результата выполнения задания.
10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
11. Постановка наводящих вопросов.
12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
14. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
При работе со слабоуспевающими обучающими необходимо учитывать следующее:
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Слабоуспевающие дети.
Эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль правильности выполнения.
Тематическое планирование индивидуально-групповых занятий
со слабоуспевающими учащимися.
Предмет: русский язык
Пробелы в знаниях уч-ся: нахождение грамматической основы предложения, работа над правописанием изученных орфограмм.
Предмет: математика
Пробелы в знаниях уч-ся: решение задач, сравнение числовых выражений решение уравнений.
№ п/п | Тема занятия | Дата | |
по плану | дано | ||
1 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | 3.09 | |
2 | Звуки и буквы. Звукобуквенный разбор. | 17.09 | |
3 | Решение задач на нахождение целого и части. | 1.10 | |
4 | Упражнение в списывании текста. Части текста. Восстановление деформированного текста. | 15.10 | |
5 | Решение уравнений с неизвестными компонентами действий сложения и вычитания. | 29.10 | |
6 | Карточки для индивидуальной работы на тему «Перенос слов» | 19.11 | |
7 | Тренажер по отработке навыков табличного сложения и вычитания в пределах 20. | 3.12 | |
8 | Карточки для индивидуальной работы на тему «Состав слова» | 17.12 | |
9 | Решение задач. | 14.01 | |
10 | Правописание буквосочетаний чк, чн, нч, нщ,щн. Словарные слова. | 28.01 | |
11 | Работа с геометрическим материалом. Построение треугольников. | 11.02 | |
12 | Правописание буквосочетаний ши, ща, щу,жи, ча, чу | 25.02 | |
13 | Решение уравнений. | 10.03 | |
14 | Тестовые задания на правописание гласных и согласных в корне. | 24.03 | |
15 | Тренажер по отработке навыков сложения и вычитания чисел в пределах 100. | 14.04 | |
16 | Разбор слов по составу. Звукобуквенный разбор слов. Морфологический разбор. | 28.04 | |
17 | Нумерация трёхзначных чисел | 12.05 |
26.05
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей создана данная программа.
Концепция программы
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одарённые дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
- имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
- дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
- дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
- дети с высокими творческими (художественными) способностями;
- дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одарёнными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности
Цель программы:
- выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
- создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.
Задачи:
- выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его обучения в начальной школе;
- проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности;
- произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставлять возможность совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
- воспитывать целеустремлённость, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
- поддерживать талантливого ребёнка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).
Формы работы с одарёнными детьми.
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.
- Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.
- Участие в школьных, районных, всероссийских и международных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.).
- Участие в конкурсах, интеллектуальных играх, концертной деятельности, фестивалях, спортивных соревнованиях.
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
- Создание системы взаимодействия с родителями учащихся;
- Развитие потенциала детей;
- Проведение мероприятий по различным направлениям с одарёнными детьми;
- Создание условий поддержки и защиты одарённых детей.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в различных образовательных областях;
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
- Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.
Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процесса работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми.
Структура работы с одарёнными детьми
Формы работы с одарёнными детьми:
- групповые занятия;
- занятия по интересам;
- конкурсы;
- олимпиады;
- работа по индивидуальным планам;
- исследовательская деятельность.
Работа с родителями
- Родители, семья в системе реализации программы должны:
- учитывать личностные и возрастные способности одарённых детей;
- создать условия для формирования у ребёнка положительной
«Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей; - оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
- формировать умение ребёнка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);
- Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:
- организация работы с родителями по вопросу воспитания одарённых детей;
- привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.
Тематическое планирование занятий с одаренными детьми
№ п/п | Тема занятия | Дата | ||
по плану | дано | |||
Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списка одарённых детей. | 10.09 |
| ||
Решение задач повышенной трудности. | 24.09 | |||
Решение задач с недостающими данными. | 8.10 | |||
Решение олимпиадных заданий по русскому языку. | 22.10 | |||
Анализ и решение олимпиадных заданий по математике. | 12.11 | |||
Решение заданий российского конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». | 26.11 | |||
Индивидуальные консультации по проведению исследований и оформлению исследовательских проектов. | 10.12 | |||
Решение олимпиадных заданий по математике. | 24.12 | |||
Решение заданий повышенной трудности. | 21.01 | |||
Решение задач на развитие логического мышления. | 4.02 | |||
Выполнение заданий школьного тура олимпиады по русскому языку. | 18.02 | |||
Выполнение заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей | 3.03 | |||
Выполнение заданий олимпиады по математике. | 17.03 | |||
Выполнение заданий школьного тура олимпиады по математике. | 7.04 | |||
Выполнение заданий олимпиады по окружающему миру. | 21.04 | |||
Решение заданий повышенной сложности | 5.05 | |||
Подведение итогов. Выявление сложностей в работе. Решение задач на развитие логического мышления. | 19.05 |
Предполагаемые результаты развития УУД
Личностные УУД:
Формирование основных моральных норм: взаимопомощи,ответственности. Развитие толерантности во взаимоотношениях. Развитие регуляторов поведения. Развитие познавательных интересов, учебной мотивации.
Регулятивные УУД:
Формировать:
умение учиться и способность к организации своей деятельности; умение оценивать свои возможности решения, находить допущенные ошибки; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; умение находить в чужой и своей работе ошибки, объяснять причину; умение прогнозировать результат вычисления; учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.
Познавательные УУД:
Учиться в диалоге: понимать вопросы учителя, собеседника и отвечать в соответствии с правилами речевого этикета. Анализировать объекты с целью выделения признаков. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий. Моделировать изученные арифметические зависимости. Преобразовывать объект в знаково-символическую модель. Исследовать: сравнивать данные, выделять тождества(различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности. Учить выводить общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи (обобщения); выделять существенные признаки и их синтезировать (подведение под понятие), устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели. Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку. Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение. Выдвигать предположения: находить основания для выбора арифметических действий. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий.
Литература
1. Герман О. И. «Математика. 2 класс. Карточки заданий».
Волкова С. И. «Карточки с математическими заданиями. 2 класс».
2. Узорова О. В. «Сборник примеров для письменных вычислений по математике».
3 Арасланова Г. А. «Справочник тренажёров по русскому языку».
4. Вахрушева Т. В., Попова Е.В. «300 упражнений по русскому языку».
5. Нефёдова Е. А., Узорова О. В. «350 правил и упражнений по русскому языку».
6. Узорова.О. В., Нефёдова Е. А. «Справочное пособие по русскому языку».
7. Ушакова О. Д. «Проверялочка».
8. Шукейло В. А. «Сборник проверочных и контрольных работ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дети и театр"
Каждый учитель - режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как ...
Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей «Одаренные дети»
одаренные дети...
Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей «Одаренные дети»
Выявление способностей обучающихся продиктовано главным принципом: каждый ребенок талантлив и талант может проявиться не сразу! Программа содержит комплекс методик для выявления способностей....
ПРОГРАММА Выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся «Одаренные дети»
Программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности для одаренных детей "Для тех, кто любит математику"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Для тех, кто любит математику» для 1- 4 классов разработана на основе авторской программы М.И. Моро. Математика. Рабочие прог...
Рабочая программа курса ВНД "Работа со слабоуспевающими" 2 класс
Рабочая программа курса ВНД "Работа со слабоуспевающими" 2 класс...