Рабочая программа по внеурочной деятельности по ПДД "Светофорик" для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему
Данная учебно-методическая разработка содержит рабочую программу по внеурочной деятельности по правилам дорожного движения "Светофорик" для 2 класса, программа соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svetoforik.docx | 48.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор МОУ «СОШ № 2»
__________/_________/ _____________ / Байкова Л.П./
«______» ________20____ г. «___» ______________ 20____ г.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Светофорик»
название предмета, курса
(базовый уровень)
для 2 класса
Составитель
Бубнова М.С., учитель начальных классов
г. Воскресенск
2014 год
Пояснительная записка
Пусть горит зелёный
свет на твоей дороге!
Программа организации внеурочной деятельности школьников (кружок «Светофорик») для 2 класса составлена на основе рабочей программы учителей Столяровой Л.Н., Савурёнок Е.М. и переработана под условия нашей школы.
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДТП мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Цель программы: формирование элементарных правил поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.
Задачи:
1. Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
2. Развитие дорожной грамотности детей.
3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
Ценностные ориентиры содержания курса
Программа способствует:
- умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Общеобразовательная программа внеурочной деятельности рассчитана на детей 8-10 лет и реализуется в течение 34 часов – 2 часа в неделю. Теоретическая часть занимает 23 %, а практическая часть – 77 %.
Программа ориентирована на достижение результатов первого уровня: получение социальных знаний.
Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Реализация данной программы рассчитана на полгода обучения и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:
- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
- самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
- в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке); - наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
- словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
- видеометод (просмотр, обучение);
- методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Работа кружка проводится в форме теоретических и практических занятий.
Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра видео фильмов по ПДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать дидактические и подвижные игры.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В результате реализации программы
Дети должны знать:
1. Дорожные знаки;
2. Сигналы светофора;
3. Виды транспорта;
4. Причины ДТП;
5. Правила движения на велосипеде;
6. Правила движения по дороге.
Дети должны уметь:
1. Ориентироваться в дорожных ситуациях;
2. Оценивать свое поведение на дороге;
3. Объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Формы контроля: тестирование, конкурсы, олимпиада, игры.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2-3 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. | 2 | 1 | 1 |
4-5 | Практические занятия: Строим макет главной улицы нашего посёлка. Почему на улице опасно? (экскурсия) | 2 | 2 | |
6 | Дорожные знаки и светофор. | 1 | 1 | |
7-8 | Пешеходные переходы. | 2 | 1 | 1 |
9 | Особенности дорожного движения зимой | 1 | 1 | |
10 | Проект № 1 « Стенгазета - Добрая Дорога Детства» | 1 | 1 | |
11-12 | Регулируемая дорога. Практическое занятие | 2 | 1 | 1 |
13 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | 1 | |
14 | Регулировщик и его сигналы. | 1 | 1 | |
15 | Разбор дорожных ситуаций. Практическое занятие. | 1 | 1 | |
16 | Причины дорожно-транспортных происшествий. | 1 | 1 | |
17-18 | Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут». | 2 | 2 | |
19 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | 1 | |
20 | Ты – велосипедист. | 1 | 1 | |
21 | Ты - пассажир. | 1 | 1 | |
22 | Дорога глазами водителей. | 1 | 1 | |
23 | Учусь читать дорожные знаки. | 1 | 1 | |
24-25 | Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности». | 2 | 2 | |
26 | Обязанности пассажира – ролевая игра. | 1 | 1 | |
27 | Игра – викторина по правилам дорожного движения «Счастливый случай». | 1 | 1 | |
28 | Виды транспортных средств. | 1 | 1 | |
28-30 | Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке». | 2 | 2 | |
31 | Игры по правилам безопасного поведения на дорогах. | 1 | 1 | |
32-33 | Почему дети попадают в дорожные аварии. | 2 | 1 | 1 |
34 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
ИТОГО | 34 | 8 | 26 |
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Светофорик»
№ | Плановые сроки изучения материала | Скорректированные сроки изучения материала | Тема занятия | Базовое содержание |
1 | 1.09-5.09 | Вводное занятие. | Повторить правила дорожного движения, изучающие ранее. Основные причины детского транспортного травматизма. | |
2-3 | 8.09-12.09 15.09-19.09 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. | Формировать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского транспортного травматизма. | |
4-5 | 22.09-26.09 29.09-3.10 | Практические занятия. Строим макет главной улицы нашего города. Почему на улице опасно? (экскурсия) | Мы учимся соблюдать правила дорожного движения –изготовление макетов главной улицы города. Экскурсии по городу. Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся. | |
6 | 6.10-10.10 | Дорожные знаки и светофор. | Закрепить знания групп дорожных знаков и для чего служит светофор. | |
7-8 | 13.10-17.10 20.10-24.10 | Пешеходные переходы. | Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. | |
9 | 27.10-31.10 | Особенности дорожного движения зимой | Сформировать у обучающихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на дорогах зимой. | |
10 | 10.11-14.11 | Проект № 1 «Стенгазета – Добрая Дорога Детства». | Систематизация знаний азбуки дорожного движения и разъяснительная работа среди учащихся школы. | |
11-12 | 17.11-21.11 24.11-28.11 | Регулируемая дорога. Практическое занятие. | Способствовать овладению младшими школьниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика. | |
13 | 1.12-5.12 | Нерегулируемые перекрёстки. | Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. | |
14 | 8.12-12.12 | Регулировщик и его сигналы. | Для чего регулировщику нужны жезл и свисток? Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора. | |
15 | 15.12-19.12 | Разбор дорожных ситуаций – практическое занятие. | Сформировать у обучающихся представление о чрезвычайных ситуациях на дорогах. | |
16 | 22.12-30.12 | Причины дорожно-транспортных происшествий на железной дороге. | Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). Железнодорожный транспорт в микрорайоне школы. Наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы. Разбор безопасных путей подхода к школе через железнодорожный переезд. | |
17-18 | 12.01-16.01 19.01-23.01 | Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут» | Способствовать овладению младшими школьниками знанием наиболее безопасного маршрута в школу и домой. | |
19 | 26.01-30.01 | Где можно и где нельзя играть. | Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | |
20 | 2.02-6.02 | Ты – велосипедист. | Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | |
21 | 9.02-13.02 | Ты – пассажир. | Воспитывать культуру поведения обучающихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта безопасному поведению на остановках. | |
22 | 16.02-20.02 | Дорога глазами водителей. | Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. | |
23 | 23.02-27.02 | Учусь читать дорожные знаки. | Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся дорожных знаков и указателей. Учить детей различать знаки для водителей и пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний дорожного движения в повседневной жизни. | |
24-25 | 2.03-6.03 9.03-13.03 | Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности» | Оформление дорожных знаков, часто встречающихся в микрорайоне школы. | |
26 | 16.03-20.03 | Обязанности пассажиров – ролевая игра. | Отработка устойчивого навыка грамотного пассажира. | |
27 | 30.03-3.04 | Игра – викторина по правилам до-рожного движения «Счастливый случай». | Воспитывать навыки осознанного знания правил в повседневной жизни. | |
28 | 6.04-10.04 | Виды транспортных средств. | Ознакомить обучающихся со знанием номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. | |
29-30 | 13.04-17.04 20.04-24.04 | Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке» | Формирование навыка расстановки дорожных знаков. | |
31 | 27.04-1.05 | Игры по правилам безопасного поведения на дорогах. | Закрепить знания, умения и на-выки учащихся по правилам безопасного поведения на ули-цах и дорогах с использованием игровых средств. | |
32-33 | 4.05-8.05 11.05-15.05 | Почему дети попадают в дорожные аварии. | Расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприя-тия, чувства предвидения опас-ности, наблюдательность, дис-циплинированность, умения и навыки безопасного поведения. | |
34 | 18.05-22.05 | Итоговое занятие. | Закрепить знания и умения по всем темам с помощью игры – путешествия по станциям «В гостях у Светофорика» |
Ожидаемые результаты.
- Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.
- Повышение уровня теоретических знаний по ПДД .
- Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения).
ИСТОЧНИКИ:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Воробцова, Т.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст]/ Т.Н. Воробцова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2011.
- Жатин, С.О. Правила дорожного движения. 1-4 классы: занимательные занятия[Текст] / С.О. Жатин. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Максиняева, М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками [Текст] / М.Р. Максиняева. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Надеждина, В. Правила дорожного движения для детей [Текст] / В. Надеждина. – М.: АСТ, 2006.
- Правила дорожного движения: Сценарии внеклассных занятий с младшими школьниками. – М.: Чистые пруды, 2010.
- Учителю о правилах дорожного движения. – М.: СТИМУЛ, 2000.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
Правила дорожного движения - тренажёр http://cafel.narod.ru/index.htm
Презентации по ПДД: http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-24493
http://www.klassnye-chasy.ru/po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya
http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5563-prezentaciya-po-pdd.html
http://nachalkanosova.ucoz.ru/load/prezentacii/pravila_dorozhnogo_dvizhenija/3-1-0-46
http://school4-lang.ucoz.ru/load/bezopasnost/prezentacii_po_pdd/7
Столярова Л.Н., Савурёнок Е.М. Рабочая программа «Азбука юного пешехода. Добрая дорога».
Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей - http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8
Жикулина И.В. Занятия по ПДД для начальной школы. –
http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностические материалы по теоретической части.
Контрольные вопросы:
2 класс.
- Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
- Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
- Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
- Для чего служит дорога?
- Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
- Для чего предназначен тротуар?
- Для чего служит проезжая часть?
- Для чего нужна обочина на дороге?
- Какие транспортные средства вы знаете?
- Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
- Каковы особенности движения пешеходов?
- Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
- В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
- Как нужно идти по пешеходному переходу?
- Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
- В каких местах можно переходить дорогу?
- Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
- Кому дает команды пешеходный светофор?
- При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
- Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?
Олимпиада по Правилам дорожного движения.
2 класс
- Что означает термин «проезжая часть» ?
А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;
Б. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;
В. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
- Где должны идти пешеходы в населённом пункте?
А. По бордюру
Б. По тротуару
В. По проезжей части
3. Кого называют «водителем»?
А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;
Б. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;
В. Лицо, ведущее велосипед.
4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?
А. Два Б. Три В. Четыре
5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?
А. Никак; Б. Оштрафовать; В. Посадить в тюрьму.
- Где разрешается кататься на санках или лыжах?
А. По дороге, предназначенной для пешеходов;
Б. По правой стороне проезжей части;
В. В специально отведенных местах.
- Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?
А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;
Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;
В. Во всех вышеперечисленных случаях.
- В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
А. Всегда, если это безопасно;
Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;
В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.
- Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?
А. Продолжить переход; Б. Вернуться обратно на тротуар;
В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.
- Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?
А. Нет, не разрешен; Б. Да, разрешен; В. Разрешен, если нет автомашин.
- С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?
А. С 12 лет Б. С 14 лет В. С 7 лет
- При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?
А — при Петре I, Б — И. Грозном, В — Александре Михайловиче.
- Где впервые появились дорожные знаки?
А — Париж, Б — Лондон, В — Рим.
- Где появился первый светофор?
А. В Лондоне Б. В России В. В Гонконге
- Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?
А. Зеленого Б. Красного В. Жёлтого
- Как начинается пословица: «… – дальше будешь»?
- О каком дорожном знаке эта загадка?
Этот знак совсем несложный,
Но зато такой надежный.
Помогает он в пути
Нам дорогу перейти.
- Как называется этот знак?
А.Ура! Закончились уроки! Б. Внимание: дети! В. Побежали-побежали |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...