Контрольные занятия по развитию интеллектуальных способностей младших школьников (3-4 класс)
методическая разработка (3, 4 класс) на тему

Скрипунова Светлана Михайловна

Данный материал предназначен для проведения контрольных занятий по развитию интеллектуальных способностей младших школьников (3 – 4 классы).

Контрольные занятия являются результатом проведения занятий по развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти). До проведения контрольных занятий проходят занятия по диагностированию познавательных процессов. Далее по результатам диагностики детям предлагаются упражнения, тренинги, дидактические игры на развитие интеллектуальных способностей.

Контрольное занятие проходит в игровой форме нестандартного характера: игры – путешествия, игры – приключения, КВНа, развлекательно – познавательной игры. Они способствуют развитию у детей интеллектуальных и творческих способностей, любознательности, смекалки, речи, сенсорной и двигательной сферы; воспитанию нравственных межличностных отношений. Ребята многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_vsyo_ob_vsyom.docx61.85 КБ

Предварительный просмотр:

Данный материал предназначен для проведения контрольных занятий по развитию интеллектуальных способностей младших школьников (3 – 4 классы).

Контрольные занятия являются результатом проведения занятий по развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти). До проведения контрольных занятий проходят занятия по диагностированию познавательных процессов. Далее по результатам диагностики детям предлагаются упражнения, тренинги, дидактические игры на развитие интеллектуальных способностей.

Контрольное занятие проходит в игровой форме нестандартного характера: игры – путешествия, игры – приключения, КВНа, развлекательно – познавательной игры. Они способствуют развитию у детей интеллектуальных и творческих способностей, любознательности, смекалки, речи, сенсорной и двигательной сферы; воспитанию нравственных межличностных отношений. Ребята многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.


Игра – путешествие «Всё обо всём». (3 класс)

(развитие восприятия)

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие вот по этой карте. (Показ карты.) Здесь много станций, но чтобы к ним добраться, нужно преодолеть препятствия. Вы не боитесь трудностей? К путешествию готовы? А вот на чём мы будем добираться  к месту назначения вы узнаете, если отгадаете загадку:

Ем я уголь, пью я воду.

Как напьюсь, прибавлю ходу.

Везу обоз на 100 колёс

И называюсь … (паровоз).

- Молодцы! Итак, мы прибываем на первую станцию. Она называется «Сказочная». Вы любите и хорошо знаете сказки. Поэтому вам предстоит досказать второе слово каждого названия сказки.

Спящая…                            Золотой…

Гадкий…                              Серая…

Двенадцать…                      Снежная…

Серебряное…                      Аленький…

- Молодцы, ребята. А теперь мы отправляемся на следующую станцию.

Станция «Наблюдательные».

- Присмотритесь внимательно к словам и ответьте на вопросы.

ЧЕМПИОН  – Какой цветок вручили чемпиону? (пион)

СТРЯПУХА  – Как называется блюдо, приготовленное стряпухой? (уха)

ГРЕЧКА – Как называется водоём, около которого растёт гречка? (речка)

ХОМУТ –  Куда забросили хомут? (в омут)

- Молодцы! Отправляемся на следующую станцию.

Станция «Художники».

- Вам нужно нарисовать с закрытыми глазами бабочку. Кто нарисует красивее и быстрее, тот займёт место около машиниста и мы отправимся дальше.

Станция «Знатоки».

- Представьте, что на лесной поляне вы встретили «Доску объявлений». Подпишите названия животных, которые обратились с просьбами, предложениями, приглашениями.

У меня большие уши. Приходите полюбоваться…

Высокий профессионал поможет при строительстве дома…

Приглашаю в гости зайчиков и мышат. Прошу меня не бояться…

Вечером состоится концерт. Вход три комара, две мухи. Приходите на болото…

Кому нужна белая шубка зимой и серая летом – обращаться по утрам…

- Молодцы, ребята! Отправляемся на следующую станцию.

Станция «Подумай – ка».

- Назовите к каждому слову по одному – два термина, обозначающих различные меры веса, объёма, длины, виды упаковки и тары.

Например: лук – связка лука, килограмм лука.

Мёд -…                      Суп -…

Виноград - …           Сахар - …

Клей - …                    Пшено -…

- А теперь мы подъезжаем к последней станции.

Станция «Отгадай – ка».

- Отгадайте слово в клетках, пользуясь загадкой  - подсказкой.  Затем отгадайте слова, которые образуются при соединении этого слова и букв слева.

ПАР

ФАС

МАРМЕЛ                

 МАСКАР

ВОДОП

Загадка – подсказка: антоним к слову РАЙ (ад)

(парад, фасад,  мармелад, маскарад, водопад)

- Вот и всё, ребята! Вы просто молодцы, справились со всеми трудностями, которые встретились у вас  на пути. Наше путешествие подошло к концу и мы возвращаемся домой. До новых встреч!

КВН «Мы любим русский язык». (3 класс)

(развитие внимания)

В КВНе участвуют две команды. В жюри – старшеклассники.

После представления команд (название, девиз) предлагается разминка.

1-й конкурс. «Разминка».

  1. Сколько букв в названии нашей страны?
  2. Каким по счёту является  «ь» в названии первого месяца осени?
  3. Названия каких месяцев заканчиваются на «т»?
  4. Сколько звуков в слове  «ящик»?
  5. Сколько нужно букв «Г», чтобы получилась большая куча сена?
  6. Какая буква четвёртая в слове «подъезд»?
  7. Разгадайте шараду:

С буквой  Е ты делай в хоре и таланта не таи.

Принял горькое лекарство - делай быстро с буквой И.  (петь – пить)

8. Разгадайте шараду:

С И недолго сделать кошке, если есть сметана в плошке.

С Е же сделать нелегко, коль забрался высоко.  (слизать – слезать)

2-й конкурс. «Конкурс капитанов».

 

Ведущий предлагает капитанам выполнить следующие задания.

1.Найти общее начало для слов:

- мушка

- жик

-зина

-пус

- тик   (кор)

2.Найти общее начало для слов:

- тина

- тошка

- та

- ман

- тон   (кар)

3-й конкурс. «Найди ошибку».

В каких словах в названиях букв допущена ошибка?

1.Чашка- ча, а, ша, ка, а.    Конец- ка, о, эн, е, цэ.

2.Марка- мэ, а, эр, ка, а.      Стекло- эс, тэ, е, ка, эль, о. (чашка, марка)

4-й конкурс. «Найди слова».

Выберите среди данных слов слова с приставкой с-: скупой,  слепил, сверлит, сварил, смерч.

       5 –й конкурс.  «Ударение».

Поставьте ударение в словах:

Крапива, красивее, торты, верблюдица, звонит, поняла.

6 – й конкурс.  «Иностранец».

Иностранец, недавно начавший изучать русский язык, выразил свои мысли так. Поправь его.

Мальчик сделал родителей испуганными.

Слова врача сделали родственников спокойными.

Бабушка сделала нас  сытыми.

Солнце сделало снег растаявшим.

Мой ответ сделал её грустной.

7-й конкурс. «Составь слова».

Вставьте вместо точек слово из трёх букв, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

Ку (…)ол              те (…)рож             дра (…) ура

(кусок, сокол)       (тесто, сторож)     (дракон, конура)    

8-й конкурс. «Составь цепочку слов».

Составьте цепочку слов, вписав вместо пропусков буквы так, чтобы они являлись окончанием слова и началом последующего:

Фла  … оло …  пор…   уфл…   гро …  оньки

(флаг, голос, спорт, туфли, игрок, коньки)

Подведение итогов. Награждение команд.

Игра «Умники и умницы». (3 класс)

(развитие мышления)

В игре принимают участие все ребята группы, но соревноваться  предстоит только 9 –ти ученикам. Их мы назовём агонистами. Если агонисты не смогут дать ответа на вопрос,  это право предоставляется остальным ребятам, которых мы назовём «теоретиками». За верный ответ теоретик получает орден умника. Теоретик, набравший наибольшее число орденов, становится участником игры. В игре 3 агона, в каждом принимает участие три человека.  Перед началом игры между конкурсантами проходит жеребьёвка. За каждый правильный ответ агонист получает орден умника.

1 агон

Этап 1. «Литература».

1.Как называется сказочная скатерть?

2.Какое растение помогло сказочной героине доказать, что она настоящая принцесса?

3.Кто подарил полено папе Карло?

Этап 2. « Русский язык».

1.Какая удвоенная согласная есть в названии командной игры на льду?

2.Чем кончается лето и начинается осень?

3.Какой буквой можно превратить геометрическое понятие в топливо?

Этап3. «Математика».

1. Лестница состоит из 15 ступенек. На какую ступеньку  надо встать, чтобы быть на середине лестницы?

2.Сколько сторон у ромба?

3. На складе было 5 цистерн с горючим, по 6 тонн в каждой. Из двух цистерн горючее выдали фермерам. Сколько цистерн осталось?

Этап 4. «Мир живой природы».

1. Дышит ли цыплёнок в яйце?

2. Висит сито, не руками свито. Что это?

3. Как называются птицы, у которых крылья покрыты не перьями, а чешуёй?

Выявляется победитель 1 агона, проходит и садится на стул.

Если все этапы проходят 2-3 участника игры. То задаётся вопрос дополнительно: «Назовите клички собак, которые были у Мальвины, Дяди Фёдора, Элли». (Артемон, Шарик, Тотошка.)

2 агон

Этап 1. «Литература».

1.Свой вопрос задаёт Нептун: «Каким гребешком не расчешешь головы?» (Волной.)

2. Русалочка ждёт ответа на свой вопрос: «В начале и в конце его холод, а в середине – тепло». (Календарь.)

3. Снежная королева  с нетерпением  ждёт ответа на свой вопрос: «Какой зверь не кусается, ни на кого  не бросается, а живёт выше всех?» (Большая Медведица.)

Этап 2. « Русский язык».

1. В каком слове половина буквы?

2. Продолжи пословицу: «Век живи - век…»

3. Если женщина - графиня, то мужчина-…

Этап3. «Математика».

1. Назовите денежную единицу России.

2.Полторы рыбы стоит 1,5 гривни. Сколько гривень стоят 5 рыб? (5 гривень)

3.В одной комнате находятся две дочки и две мамы, всего 3 женщины. Как это может быть?

Этап 4. «Мир живой природы».

1. Как называется наиболее долговечное из деревьев, в благоприятных условиях доживающее до 1000 лет?

2.Кто появляется весной раньше - летучие мыши или насекомые?

3.Другое название чёрного леопарда.

Выявляется победитель 2 агона, проходит и садится на стул.

Дополнительный вопрос: «Как зовутся птенцы скворцов?» (Скворчата.)

3 агон

Этап 1. «Литература».

1. Сколько богатырей у дядьки Черномора?

2. Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А.С.Пушкина с похожим сюжетом?

3.Главной героине известной сказки Г.Х.Андерсена в столице Дании Копенгагене поставлен памятник у самого берега моря. Как зовут героиню этой сказки?

Этап 2. « Русский язык».

1. Назовите слово, в состав которого входит название числа «один».

2. Продолжи пословицу: «От добра добра …»

3. Вырази смысл фразы одним словом: «Сжался от холода».

Этап 3. «Математика».

1. Улитка ползёт по перилам веранды в одну сторону полтора часа, а в другую сторону 90 минут. Есть ли разница во времени?

2.Какие три числа надо перемножить, чтобы получить 5?

3. От города до деревни девочки ехали 5 часов. Сколько времени будут ехать от города до деревни три девочки?

Этап 4. « Мир живой природы».

1. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон?

2.Кого называют живыми часами?

3. Когда от нас улетают последние чайки и  утки?

Выявляется победитель 3  агона.

Дополнительный вопрос: «Какое насекомое самое трудолюбивое?»

Подводятся итоги игры. 1-е место присуждают ученику, набравшему максимальное число орденов умника. Проходит церемония награждения и вручение призов.

Игра «Диск для интеллектуалов». (3 класс)

(развитие мышления)

Игра проходит в форме  «Что? Где? Когда?». У команды на столе лежит диск, поделённый на шесть секторов: синий, зелёный, красный, жёлтый, белый, чёрный. Роль волчка исполняет кубик с разноцветными гранями, соответствующими цветам на диске. У ведущего находится  комплект конвертов с вопросами из «разноцветных» тем:

Синий- о растениях и птицах

 Зелёный- о растениях

Красный- математический

Жёлтый- сказочный

Белый- о человеке

Фиолетовый- о школе

Представители команды бросают кубик. Затем ведущий задаёт команде вопрос выпавшего сектора. На размышление - 1 минута. За каждый правильный ответ-1 балл.

Вопросы для синего сектора о животных и птицах.

  1. Похожий на пони,

Но слишком ушастый,

И с места не сдвинешь-

Упрямец ужасный. (Осёл.)

  1. Очень острые иголки

У меня на страх врагу.

Но в комок свернуться колкий

Я, как ёжик, не могу. (Дикобраз.)

3. У кого каждый день зубы растут? (У бобра и зайца.)

4. Его мы иногда встречаем на дороге.

Безглазый ходит он, безносый и безногий.

Боится не собак, не кошек, не коров,

А кур и петухов. (Червяк.)

Вопросы для зелёного сектора о растениях.

1.Я на розу так похож,

Разве что не так хорош.

Но зато мои плоды

Вам пригодны  для еды. (Шиповник.)

2. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина.)

3. Хоть неплохо я одета,

Бьёт озноб меня всегда:

И зимой, и жарким летом

Вся дрожу как в холода. (Осина.)

4.Я из крошки - бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок  я, могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

5.Весной растёт,

Летом цветёт,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок - на медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. ( Липа.)

6.Будто снежный шар, бела

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черёмуха.)

Вопросы для красного сектора по математике.

1.В первый день Алёнушка рассказала Иванушке 4 сказки, а во второй в 2 раза больше, но 2 из них он проспал. Сколько сказок прослушал Иванушка?(4*2-2=6)

2.Для того чтобы помыть бегемота нужно 5 вёдер воды, для того, чтобы помыть ослика нужно 2 ведра воды, а для того, чтобы помыть слона нужно столько вёдер воды, сколько необходимо для мытья бегемота и ослика вместе. Сколько нужно взять вёдер воды, чтобы вымыть слона? (5+2=7)

3. Бабушка сварила вкусное варенье и разлила его в 8 банок: в 5 двухлитровых, а остальное в литровые. Сколько литровых банок ей понадобилось?(8-5=3)

4.Ваня собирает марки про спорт. За одну редкую хоккейную марку ему пришлось отдать на 9 больше. Во сколько обычных марок обошлась Ване редкая хоккейная марка? (1+9=10)

5.В автобусе ехало 5 пассажиров.  На остановке в него вошло ещё 8 пассажиров.  На сколько больше пассажиров вошло в автобус, чем было в нём? (На 8)

6.Дедушка подарил Паше 3 старинные русские монеты. Одну из них Паша поменял на 5 редких французских монет, а другую – на 4 старинные шведские монеты. Сколько монет стало в Пашиной коллекции? (3-2+5+4=10)

Вопросы для жёлтого сектора о сказках.

  1. Красна девица  грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

2.Скорей бы близился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я и как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь. (Золушка.)

3. Скачет лошадь не простая,

Чудо - грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конёк,

Удивительный конёк по прозванью…(Горбунок.)

  1. Нет ни речки, ни пруда-

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке у копытца! (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)

5. Пиявок ловит он  где тина,

Он враг противный Буратино. (Дуремар.)

  1. Поговаривают люди

О лесном том чуде - юде,

Среди чащ и бурелома

У себя живёт он дома. (Леший.)

Вопросы для белого сектора о человеке.

1.Его приходу каждый рад,

Когда в квартире водопад. (Водопроводчик.)

  1. Станет палочкой махать,

Станет музыка звучать. (Дирижёр.)

3.Бывает же работа,

Завидно от души!

Свисти, когда охота,

Д палочкой маши. (Милиционер.)

4. Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несёт в секрете,

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу. (Пограничник.)

5.Кто пасёт овец и коз

Там, где луг травой зарос? (Пастух.)

6.Встаём мы очень рано,

Ведь наша забота-

Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель.)

Вопросы для фиолетового сектора о школе.

1.До чего же трудно,  братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог. (Ранец.)

2.Есть, друзья, такая птица:

Если сядет на страницу,

Очень рад бываю я,

А со мною вся семья. (Пятёрка.)

3. Прилетели галки в поле

И уселись на снегу…

Стану я учиться в школе-

Разобраться в них смогу. (Буквы.)

4.Вснежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий.

И на много-много лет

Оставляет чёрный след. (Ручка, карандаш)

5.Развернули дети голубые сети.

Но за партой, а не в речке,

Не на рыб, а на словечки. (Тетрадь.)

6.На ноге стоит одной,

Крутит - вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус)

Подведение итогов. Награждение победителей.

Интеллектуальная игра «К доске». (3 класс)

(развитие памяти)

-Сегодня, ребята, мы будем играть в интересную игру, которая называется «К доске». Она заключается в том, что три ученика отвечают на вопросы учителя. Я буду вести 2 урока, а затем – экзамен. На 1-ом уроке вопросы будут полегче, на обдумывание которых даётся 5 секунд. На 2-ом уроке вопросы – сложнее и на их обдумывание даётся 10 секунд. На первом уроке вам предоставляются на выбор вопросы, которые оцениваются в «три балла», «четыре балла», «пять баллов». На втором уроке все вопросы оцениваются в «пять баллов».Если ученик ответил на вопрос неправильно, снимается 5 баллов от количества набранных баллов. Тот, кто наберёт наибольшее количество баллов, тот имеет право сдать экзамен и получить приз.

-Итак, начинаем игру!

1-й урок.

-Вы имеете право выбрать предмет и количество баллов.

Литература       3   4   5

Русский язык    3   4   5

Математика      3   4   5

Окружающий мир        3   4   5

Перечень вопросов:

Литература

«3» -Как звали двух Морозов из русской народной сказки? (Мороз - Красный нос и Мороз - Синий нос.)

«4» -Как назывались жители Цветочного города? (Коротышки.)

«5» -Автор сказки «Стойкий оловянный солдатик». (Г.Х.Андерсен.)

Русский язык

«3» -Сколько букв в русском алфавите? (33.)

«4» -Закончите правило: «Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы…(После согласного стоял гласный.)

«5» -Что такое имя существительное? (Это часть речи, обозначающая предметы, явления природы и отвечающая на вопросы кто? что?)

Математика

«3» -Продолжите фразу: «От перестановки мест слагаемых…»(Сумма не изменяется)

«4» -Продолжите фразу: «Чтобы найти уменьшаемое…» (Надо к разности прибавить вычитаемое.)

«5» -Что такое периметр? (Сумма длин сторон многоугольника.)

Окружающий мир

«3» -Как называется прибор для измерения температуры? (Термометр.)

«4» -Продолжите фразу: «Животные, у которых 6 ног, - это…» (Насекомые.)

«5» -Продолжите фразу: «Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называется…» (Погодой)

Оглашаются результаты первого урока.

2-урок.

-Вы имеете право выбрать любой предмет. Правильный ответ на заданный вопрос оценивается 5 баллов.

Математика         окружающий мир        русский язык

Общий вопрос     вопрос  на засыпку     литература

Окруж.мир           русский язык              общий вопрос

Перечень вопросов:

Математика

Каким действием решается задача, если вопрос содержит слова «на сколько больше»? (Вычитанием.)

Окружающий мир

1. Что такое Красная книга? (Книга, которая содержит сведения о редких растениях и животных.)

2. Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы на юге? (Нет.)

Русский язык

1.Может ли слог состоять из одной гласной буквы? (Может.)

2. Что означает выражение: «Держать язык за зубами»? (Молчать.)

Литература

Назовите автора басни «Стрекоза и Муравей». (И.А.Крылов.)

Общий вопрос

1. Как называется водитель трамвая? (Вагоновожатый.)

2. Её наклеивают на конверт. Что это? (Марка.)

Вопрос на засыпку

Шейный платок. Это что? (Галстук.)

Оглашаются результаты второго урока. По его итогам награждаются двое участников. Третий участник сдаёт экзамен.

Экзамен.

Участник имеет право выбрать 1 билет из предлагаемых билетов.

1     2     3

4     5     6

7     8     9

Перечень вопросов:

  1. Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)
  2. Как называется геометрическая фигура, состоящая из нескольких звеньев? (Ломаная.)
  3. Назовите всегда твёрдые согласные.(ж, ш, ц.)
  4. Что такое имя прилагательное? (Часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?.)
  5.  Сколько звуков в слове «маяк»? (5.)
  6.  Что означает выражение «Зарубить на носу»? (Запомнить крепко – накрепко.)
  7.  Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
  8.  Какую траву любят кошки? (Валериану.)
  9.  Как называется рыба, которая использует электрический ток для обороны? (Электрический скат.)

Победитель награждается призом.

Игра – путешествие «Ты прекрасен, русский язык!» (4 класс)

(развитие восприятия)

- Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по этой карте (показ карты). Здесь много станций, но чтобы до них добраться, нужно преодолеть препятствия. Вы готовы к трудностям? Тогда в путь! А вот на чём мы будем добираться до места назначения, вы узнаете, если отгадаете загадку:

     Что за чудо – синий дом!

      Ребятишек полно в нём.

      Носит обувь из резины

      И питается бензином.

                          (  Автобус.)

- Молодцы! Итак, мы прибываем на первую станцию. Она называется « Русская письменность».

Даны некоторые числа в системе записи, которая использовалась в русской письменности до начала 18 века.

ФЛВ – 532, РКВ – 122, ТЛЕ – 335, ФМД – 544, ХМЕ – 645.

Определите, каким числам соответствовали записи:

ХКД - … (624)         ЕЛВ - … (532)         ТЛР - …(331)

Станция «Наблюдательные».

- Вставьте вместо точек слово из трёх букв, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

НОСО (…) АЛИК                      БОЙ (…) ЛЕТА

ТО (…) РЁШКА                          КИПА (…) УНОК

Станция «Звуки».

- В каких из этих слов есть только мягкие согласные звуки?

Пилить, жить, ёжики, висеть, перелететь, чулочки.

Станция «Неправильная телеграмма».

- Расшифруйте телеграммы, которые почта передала не совсем точно:

РЫБУ НЕ СКОТИНА КРЫШЕ СЪЕЛ   (РЫБУ НЁС КОТ И НА КРЫШЕ СЪЕЛ)

КОТЕЛ СМЕТА НУДНОВЫЛ И ЗАЛ ВСЁ (КОТ ЕЛ СМЕТАНУ, ДНО ВЫЛИЗАЛ ВСЁ)

Станция «Размышляй - ка».

- Исправьте ошибки в данных предложениях.

*Рулевое управление служит для поворота направо, налево и в другую сторону.

*В дороге отца застал снежный буран.

* На Камчатке много горячих гейзеров.

* Мы вновь возобновили переписку.

Станция « Отгадай - ка».

- Подберите слово, которому могут предшествовать любые из букв слева.

ЗА

ПО

У                     (БОР)

ВЫ

ТА

ОТ

Станция «Не ошибись».

- Расставьте знаки препинания так, чтобы получились верные предложения.

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова.

Станция «Слова – определения».

- К какому слову, обозначающему явление природы, могут относиться все эти определения:

Говорливый, торопливый, серебристый, резвый, бессонный?        (ручей)

Станция «Имена существительные».

- Выберите среди данных имён существительных замок, теремок, песок, венок, мирок, курок, приток, свисток – слова с суффиксом – ок. 

Вот и всё, ребята. Вы просто молодцы, справились со всеми трудностями, которые встречались на вашем пути. Наше путешествие подошло к концу, и мы возвращаемся домой. До новых встреч!

Игра – путешествие «Эта удивительная природа». (4 класс)

(развитие внимания)

- Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие, которое называется «Эта удивительная природа». На пути нам будут встречаться станции, где мы будем выполнять интересные задания. И так, вперёд! Пусть нам сопутствует удача!

Станция « Лесная».

- В каждой строчке букв спрятано 6 названий лесных деревьев. Найдите их.

Рдвжншивакгшьбсюяазчкедрвхдытнг (ива, кедр)

Чысжэнашчджпихтандлбвыфзлипачж (пихта, липа)

Врлмчерёмухабфлжэксоснацгщзэблюв (черёмуха, сосна)

Станция «Птицы».

- Посмотрите внимательно на рисунок и сосчитайте, сколько на нём изображено гусей. (Рисунок прилагается.)         (9 гусей)

Станция «Рыбы».

- В таблице спрятаны названия 5 рыб (по горизонтали), состоящие из 6 букв. Часть букв открыта. Прочитайте названия рыб.

М

Н

А

И

Ь

А

С

Л

Д

К

Р

С

Л

С

С

(Минтай, килька, сельдь, карась, лосось.)

Станция «Пищевая цепь».

- Профессор Всезнайка составил пищевую цепь. Но он немного запутался. Можете ли вы ему помочь? Как на самом деле выглядит пищевая цепь?

ЛИСА – МЫШЬ – ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ – ЛИСТ

(Лист – дождевой червь – мышь – лиса. То есть лиса ест мышей, которые едят червей. А дождевые черви питаются, среди прочего, листьями.)

Станция «Играем в прятки».

- В предложениях среди слов найдите названия растений.

На стекле вертелась муха. (Клевер.)

С силой Рома шкаф передвигал. (Ромашка.)

Тарас траву косил. (Астра.)

Станция «Внимательные».

- От существительных мужского рода образуйте близкие по смыслу существительные женского рода.

БЫК –                                СЕЛЕЗЕНЬ -

ПЕТУХ –                            БОРОВ -

БАРАН –                            ГУСЬ -

ИНДЮК -                          МЕДВЕДЬ –

Станция «Математическое лото».

- Выполняя математические действия, составьте из букв названия грибов.

МАСКА – КА + ЛЁН –Н + НОК =                              (Маслёнок.)

УБОР – У + ОВЦА – ЦА + ИКРА – РА =                   (Боровик.)

О + ПЛЁНКА – ЛКА + ОК =                                         (Опёнок.)

Станция «По следам зон обитания».

- В таблице спрятано 11 зон обитания. Сможете найти их все?

О

З

Е

Р

О

Ф

Р

Ы

Ж

О

Л

К

Л

У

Ж

Л

У

О

К

Л

Т

У

Н

Д

Р

А

Е

З

С

Т

Е

П

Ь

Ж

Ы

Ф

Л

Р

О

У

А

Ф

П

Е

Г

Л

М

Г

О

А

З

И

С

К

Р

О

У

Ф

О

Ж

О

Л

Р

О

У

Ф

Е

Л

К

М

С

Ы

Р

К

Р

Ф

Т

А

Й

Г

А

Ч

Т

Ж

Т

У

Ы

Л

Е

О

У

Л

Ж

Ф

О

У

И

Р

Ы

К

Р

Е

К

А

Р

В

А

Т

Т

Е

К

О

Н

О

У

Ы

Ж

Л

Ф

О

К

У

Ж

Ф

А

Е

Я

Л

С

А

В

А

Н

Н

А

Р

О

Р

И

Ф

(Озеро, тундра, степь, Арктика, пустыня, горы, река, море, тайга, саванна, оазис.)

- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями. Наше путешествие подошло к концу, мы возвращаемся домой. До новых встреч, ребята. Берегите природу – чудо планеты Земля!

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (4класс)

(развитие мышления)

- Сегодня мы будем играть в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Напоминаю вам, что за одну минуту вы должны дать ответ на вопрос. Итак, представляю участников игры:

За столом № 1 сидят… (Ф.И. учеников), капитан команды -… (Ф.И. ученика).

За столом № 2 сидят… (Ф.И. учеников), капитан команды -… (Ф.И. ученика).

За столом № 3 сидят… (Ф.И. учеников), капитан команды -… (Ф.И. ученика).

1 раунд.

- Между какими двумя одинаковыми буквами нужно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название государства? (Япония.)

2 раунд – «Чёрный ящик».

- Вы узнаете, что находится в «Чёрном ящике», если отгадаете загадку:

Вырастает он в воде,

Хоть совсем не рыбка;

А положишь на столе –

Беленькая глыбка. (Рис.)

3 раунд.

- Какой шар нельзя укатить? (Земной.)

4 раунд – «Чёрный ящик».

- Вы узнаете, что находится в «Чёрном ящике», если отгадаете загадку:

Без крыльев, но летит.

Без языка, но говорит. (Письмо.)

5 раунд.

- Какими тремя нотами мореходы измеряют свой путь? (Милями.)

6 раунд – брейн – ринг.

Одному участнику каждой команды задаётся по три вопроса.

1 команда.

1. Как называется крупная пятнистая кошка? (Гепард.)

2. Как называется падающая башня? (Пизанская.)

3. Какой лист изображён на флаге Канады? (Кленовый.)

2 команда.

1. Как называется картина природы? (Пейзаж.)

2. Какая страна подарила Америке статую Свободы? (Франция.)

3.Из какого овоща варят сахар? (Свеклы.)

7 раунд.

- Если вы вспомните русскую народную пословицу, то сможете ответить на вопрос: « Как называется обладатель огромных глаз?» (Страх.)

8 раунд.

- Как называются семена грибов, которые разносит ветер? (Споры.)

9 раунд.

- Как можно назвать любой предмет и живое существо? (Тело.)

10 раунд.

- На каком материке находятся Египетские пирамиды? (в Африке.)

Подведение итогов игры.

Интеллектуальная игра « Сокровище нации». (4 класс)

(развитие мышления)

- Уважаемые ребята и родители, приглашаю вас сыграть в интеллектуальную игру « Сокровище нации». В ней будут участвовать 2 команды – команда детей и команда родителей. Представляю вам пять умников, учеников нашего класса (учитель называет фамилию и имя учеников). Они будут бороться за звание « Сокровище нации». Это талантливые, замечательные дети. А так же представляю вам пять умных родителей из команды соперников. Считаю, что они достойные соперники нашим ребятам и покажут глубокие знания в различных областях начальной школы, да и не только.

1 раунд.

Ученики по очереди выбирают вопрос из десяти представленных на табло. На выбранный вопрос сначала ответ даёт родитель, а затем ученик ( по желанию), который может соглашаться или не соглашаться с ответом соперника. Затем ученики и родители меняются ролями.

Вопросы для учеников:

  • Как называются первые весенние цветы? (подснежники)
  • Где можно наблюдать северное сияние? (на Севере)
  • Какое полезное ископаемое образуется на болоте? (торф)
  • Каким словом называется фрукт и часть глаза? (яблоко)
  • Какая птица самая большая в мире? (страус)

Вопросы для родителей:

  • Как называется способность человека чувствовать запахи? (обоняние)
  • Какая птица ходит по стволу вниз головой? (поползень)
  • Какого цвета кровь у рыб? (красная)
  • Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)
  • Какая отрасль сельского хозяйства занимается разведением овец? (животноводство)

Подводятся итоги 1 раунда: кто из участников двух команд набрал по 1 баллу.

2 раунд (слайд – шоу).

Вниманию участников предлагаются 8 картинок (длительность показа 3 секунды). Затем участникам игры по очереди предлагаются вопросы по одной из картинок (на внимание). За правильный ответ начисляется 1 балл. (Картинки предлагаются участникам по выбору учителя.)

Объявляются результаты 2 раунда.

3 раунд (загадки).

Предлагается загадка каждому участнику двух команд. Если участник отгадает загадку, то ему засчитывается 1 балл.

  1. По стране в поход идём

Друга мы с собой берём.

Он не даст нам заблудиться

От маршрута отклониться,

Нам покажет верный друг

Путь на север, путь на юг.  (Компас.)

  1. Сто берёзовых солдат,

Взявшись за руки стоят.

Днём и ночью

Круглый год

Охраняют огород.    (Изгородь.)

  1. Этот глаз – особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.  ( Фотоаппарат.)

  1. Где вода из года в год

Не журчит и не поёт,

Не звенит и не бежит,

А всегда столбом стоит?      ( Колодец.)

       5.   Поёт, а не птица,

             Разговаривает, а не человек.

             У него нет рта,

              А все его слышат.    ( Магнитофон или радио.)

       6.   Миллион задачек сразу

             Мне решит помощник мой.

             Он с одним огромным глазом

              И с квадратной головой.  ( Компьютер.)

       7.    Держится подружка

              За моё ушко,

              Стёжкою одною

               Век бежит за мною. ( Нитка.)

  1. Маленький, удаленький,

Громко кричит.

Правонарушителей страшит. ( Свисток.)

  1. Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.   ( Муравейник.)

        10.  Ходит город – великан

                На работу в океан.   ( Корабль.)

Объявляются результаты после третьего раунда.

4 раунд.

Учитель по очереди задаёт участникам игры вопрос и к нему 4 варианта ответов. Игрок должен выбрать правильный ответ и заработать балл.

Вопросы:

  1. Какое дерево самое толстое?

        А) баобаб

       Б) секвойя

       В)  дуб

       Д) сосна

      2.    Какое из этих слов не является единицей измерения времени?

       А) секунда

       Б) век

       В) стадия

       Г) минута

      3. Кто не относится к семейству собачьих?

        А) лиса

        Б) леопард

        В) шакал

        Г) волк

       4. Под каким прозванием в истории остался царь Пётр I ?

        А) Мудрый

        Б) Грозный

        В) Добрый

        Г) Великий

     5. Какое из слов не обозначает змею?

         А) анаконда

         Б) удод

         В) кобра

         Г) питон

     6. Пергамент – это материал для письма из…

         А) берёзовой коры

         Б) кожи

         В) глины

         Г) папируса

     7. На какой реке стоит Париж?

         А) Рона

         Б) Дюран

         В) Луара

         Г) Сена

     8. Кто написал рассказ «Волчишка»?

         А) М. Пришвин

         Б) Е. Чарушин

         В) В. Астафьев

         Г) А. Куприн

      9. Как называется сок хвойных деревьев?

         А) мёд

         Б) нектар

         В) смола

         Г) сироп

      10. Кто является автором строчек:

          - Ну, пошёл же, ради Бога!

            Небо, ельник и песок –

            Невесёлая дорога…

            Эй! Садись ко мне, дружок!

         А) И. Никитин

         Б) С. Есенин

         В) Н. Некрасов 

         Г) А.Фет

Объявляются результаты после четвёртого раунда.

5 раунд.

Участник выбирает не только тему игры, но и соперника. На табло представлены темы:

Математика

Русский язык

Литература

Окружающий мир

История

Языкознание

Математика.

  • Чему равна 1/7 от 280? (40)
  • Как называется угол, меньший, чем прямой? (острый)

Русский язык.

  • Какая буква является последней в отчестве любого мужчины? (буква «ч»)
  • Когда руки бывают тремя местоимениями? (когда они «вымыты»)

Литература.

  • Из какой сказки Шахеризада? (Тысяча и одна ночь)
  • Что ответил Некрасовский «мужичок с ноготок» на вопрос: «Откуда дровишки?» (Из лесу вестимо…)

Окружающий мир.

  • Как называется состояние реки, когда вода заливает большие территории? (половодье)
  • Родилась в воде, а живёт на земле. Кто это? (лягушка)

История.

  • В каком году произошла Бородинская битва? (в 1812 г.)
  • Кто является первопечатником в России? ( Иван Фёдоров)

Языкознание.

  • Название какого чертёжного инструмента в переводе с латинского означает « Круг»? (циркуль)
  • Назовите род имени существительного « шимпанзе» ( мужской род)

Объявляются результаты 5 раунда. Затем подводятся итоги игры. Награждение победителей.

     

Интеллектуальная игра «Крестики – нолики». (4 класс)

(развитие памяти)

- Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на интеллектуальной игре «Крестики – нолики». Вы разделитесь на 2 команды, вас ждут 6 конкурсов. Тема игры – «Литературные сказки». Перед вами поле, где указаны номера конкурсов,  в которых вы будете участвовать. После каждого конкурса подводится итог, который отмечается на игровом поле знаком команды. В игре победит та команда, у которой окажется знаков больше. (Дети вытягивают карточки, помеченные «Х», «О». Таким образом они делятся на две команды, которые так и называются – «Крестики» и «Нолики».)

1. Конкурс «Разминка».

Командам поочерёдно задаются вопросы:

  • Как называется жилище Бабы Яги?
  • Какое имя мальчика, которого унесли Гуси – лебеди?
  • Кто из обитателей болот стал женой царевича?
  • Сколько дней пролежали деньги Буратино на поле Чудес?
  • Кем притворился Вини – Пух, когда летел на воздушном шарике?
  • Какое предложение заставила писать Мальвина Буратино?
  • Как звали собачку в сказке «Волшебник Изумрудного города»?
  • Имя девочки из сказки «Цветик – Семицветик»?

2. Конкурс «Сказочные объявления».

- Кто из сказочных героев мог дать такие объявления? (Вопросы задаются по очереди каждой команде.)

* Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар.)

* Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (Маугли и Тарзан.)

* Бюро знакомств «очаровательные глазки» предлагает для знакомства женщин с одним, двумя и даже тремя глазками.( Крошечка Хаврошечка.)

* Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.( Айболит.)

* Сплю и вижу принца. (Спящая красавица и царевна молодая.)

* Охранному агентству на постоянную работу требуется 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор.)

* Возьму оброк со всех. Даже с чертей.( Балда.)

* Развлечения для вас : пою песенки, грызу орешки. (Белочка.)

3. Конкурс « Пословицы».

- Доскажите пословицы.

* У семи нянек… (дитя без глаза).

* Скоро сказка сказывается, …(да не скоро дело делается).

* Красна птица опереньем, а… (человек уменьем).

* Не спеши языком, … (торопись делом).

4. Конкурс « Сделай замену».

- Прочитайте рассказ Незнайки. Найдите в нём выражения, которые можно заменить словами для справок. Сделайте замену. Прочитайте, что у вас получилось.

   Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле – еле, хоть бы что, усталый, кое – как, сильно сердился.

5. Конкурс «Устаревшие слова».

- В старину это называли так, а сейчас?

око –                                    уста -

чело –                                  котомка -

перст -                                 неведомый –

6. Конкурс « Эпитеты».

- В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты (определения): красна девица, добрый молодец и другие. Какие эпитеты употребляются со словами:

Сокол –         (ясный)

Вода –           ( живая, мёртвая)

Леса –            (дремучие)

Конь –            (ретивый)

Камень -        ( волшебный)

    - Вот и закончилась игра.

       Расходиться нам пора…

       На табло взгляните все –

       Подведём итог игре.

Подсчёт «Х» и «О». Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики в 3 классе

В материале  раскрыты теоретические основы развития интеллектуальных способностей младших школьников и представлена система работы  на уроках математики в 3 классе....

Обобщение опыта: "Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка"

Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Необходимость таких перемен в обра...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития" -  обобщения опыта...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников   как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)...

Из опыта работы по теме:"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на занятиях внеурочной деятельности ФГОС "

Возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, ...

Доклад «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на занятиях внеурочной деятельности.»

Интеллектуальное  развитие  выступает как важнейший  компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен восприн...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в классах компенсирующего обучения.

   В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями в обучении. Это дети, у которых выявлена временная задержка психического развитии, дети с от...