Развивающие возможности УМК «Перспектива» в рамках реализации ФГОС.
статья на тему

Жукова Наталья Николаевна

4 года назад в начальной школе были введены новые образовательные стандарты. Создание здоровьесберегающей, развивающей и воспитывающей информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС, строится на принципиально новой дидактической основе - организации образовательного процесса деятельностного типа.  Хочется поделиться  своими впечатлениями  о новом учебно-методическом комплексе "Перспектива", методологической основой которого является системно-деятельностный подход.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_vozmozhnosti._zhukova_n.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Жукова Н.Н.

учитель начальных классов МАОУ лицея № 82

Развивающие возможности УМК «Перспектива»

в рамках реализации ФГОС.

4 года назад в начальной школе были введены новые образовательные стандарты. Создание здоровьесберегающей, развивающей и воспитывающей информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС, строится на принципиально новой дидактической основе - организации образовательного процесса деятельностного типа. В практике ежедневной работы это означает необходимость включения каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность. Структура учебной деятельности при этом выстраивается как  совокупность сформированных универсальных учебных действий, объединяемых на основе ведущей образовательной компетенции – умения учиться. Залогом «функциональности» системы при этом становится создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и для надежного  достижения определенных федеральным стандартом личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 Каждый педагог должен был переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопросы: « Как теперь построить урок?», «Как обучать?».

 Многие учителя нашего образовательного учреждения стали работать по новому учебно-методическому комплексу «Перспектива», методологической основой которого является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК  задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс как двусторонний:

  • обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников;
  • обучение как цель-получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ ФГОС.

Система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. Задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребёнка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. К теоретическому материалу предлагаются практические, исследовательские, творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребёнка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

УМК «Перспектива» обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учётом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу Родину. В учебники включены задания для самостоятельной, парной, групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

Курс обучения грамоте (авторы: Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева) отличается коммуникативно-познавательной направленностью. Основная цель курса-активное формирование всех видов речевой деятельности: умения писать, читать, слушать и говорить, развитие речевого мышления первоклассников, умения общаться и понимать себя и других. На страницах УМК «Обучение грамоте» созданы все условия для дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем подготовки к школе. Задания учебника побуждают думать, спорить, обсуждать, объяснять и делать выводы. Дети в игровой форме осмысливают процесс общения с использованием мимики, жестов, рисунков, пиктограмм.

Система обучения русскому языку органически связана с курсом обучения грамоте и имеет общую  с ним коммуникативно-речевую, познавательную, духовно-нравственную направленность. Язык рассматривается как важнейшее средство общения, познания и воздействия, как особая знаковая система, где в качестве знака выступает не звук или буква, а слово в единстве его значения и звучания. Изучение слова и предложения как двусторонних единиц языка проводится на структурно-образных моделях, в коммуникативно-речевых ситуациях и текстах различной стилистической направленности, что значительно повышает интерес к языку и речи. Рубрики учебника «Русский язык» (авторы Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева) «Творческая переменка», «Твой словарик», «Проверь себя», «Узелки на память» ориентируют учеников на разные виды работы, помогая осознавать цели и задачи каждого задания.

Хочется отметить персонажей учебника Аню, Ваню и профессора Ивана Ивановича Самоварова вместе с которыми ребята изучают родной язык. Используя диалоги данных героев, возможно организовать проблемную ситуацию на уроке.

Достоинством учебника «Окружающий мир» (авторы А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая) является то, что его содержание способствует эффективному построению внеурочной деятельности младших школьников, проектной работе и работе с семьей. В конце каждой темы предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой, которую учитель может трансформировать с учетом региональных и местных условий.

Рассматриваемые в учебнике темы, близкие и понятные каждому ребенку, способствуют вовлечению каждого ученика в активную работу, повышают интерес к предмету, расширяют кругозор, развивают речь, содействуют повышению самооценки и самосознания.

    В учебнике «Литературное чтение» (авторы Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий), входящего в комплект «Перспектива», во все разделы введена рубрика «Семейное чтение», в которую помещены более объемные тексты, чем те, которые самостоятельно может осилить первоклассник. С удовольствием дети читают и обсуждают тексты с родителями. Им становится интереснее проводить время друг с другом.

Увлекательными для ребят стали странички учебника по литературному чтению «Наш театр», «Идём в библиотеку». Обучение ведется на лучших образцах классической литературы и современных авторов детской художественной литературы.

    В  УМК «Перспектива» особо хочется отметить  курс математики «Учусь учиться» Л. Г. Петерсон. Основная концептуальная идея его состоит в использовании системно-деятельностного подхода.   В этом курсе организуется освоение учащимися всего комплекса организационно-рефлексивных учебных действий, входящих в структуру учебной деятельности. Таким образом, данный курс становится площадкой, на которой у учащихся формируются адаптационные механизмы продуктивного поведения и действия в любых проблемных ситуациях. Учебник «Математика» снабжен системой заданий, направленных на развитие логического, образного мышления ребенка, его воображения, памяти, внимания. В нем заложены возможности для организации различного рода учебной деятельности. Ученики могут сотрудничать в парах, группах, контролировать и оценивать друг друга, работать самостоятельно, предусмотрена работа для детей самого разного уровня подготовки. Содержание учебника обеспечивает достижение личных, метапредметных и предметных результатов ФГОС. Работая с моделями, используя алгоритмы решения, схемы, первоклассники учатся успешно справляться как с программным материалом, так и с нестандартными заданиями.

В учебнике «Технология» (авторы Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова) четко проявляется установка на метапредметный подход в обучении (Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия, которые могут быть применены на любом материале, в т.ч. в новых ситуациях, в которых может оказаться ребенок). При выполнении проектных задач ребята учатся общаться, работать в группе, прислушиваться и принимать мнения других, доказывать свою позицию, создаются условия для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
   Удачно дополняют все учебники УМК «Перспектива» рабочие и творческие тетради, методические рекомендации для учителей, диски со сценариями уроков, презентационные материалы для мультимедийных проекторов. Всё это позволяет организовать различные виды
 деятельности учащихся, эффективно использовать современные методы и технологии организации учебно-воспитательной работы.

Хочется надеяться, что подобные материалы, которые удобны и эффективны в работе, появятся по всем предметам данного УМК. Несмотря на достоинства и недостатки, которые присущи каждому из учебников, гораздо важнее дать оценку системности и целостности формируемого ими мирообраза. Причем целостным оказывается не только итоговый результат (законченная, функционирующая, отработанная система универсальных учебных действий), но и путь к нему, разрабатываемый на базе различного материала, но по общему алгоритму. Успешное решение этой задачи открывает широкие возможности для дальнейшего обучения и воспитания в перспективе личностно-значимого и социального развития.

УМК «Перспектива» ставит перед учителем важные задачи по формированию не только учебной компетентности учащегося, но и по становлению социально развитой прогрессивной личности даже маленького ребенка.

Список литературы.

1. Перспектива. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2013.

2. Асмолов А.Г., Бурменская В.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, В.Г. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М., Просвещение, 2010.

3.Информационное письмо об учебно-методическом комплексе «Перспектива» для 1-4 классов. -М., Просвещение.

4. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: пособие для учителя 1 класса. / Под ред. А.Б. Воронцова. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии развивающего обучения. Развитие речи учащихся в рамках реализации ФГОС.

Мне думается, что любому педагогу, наверное, не раз приходило в голову, что ученикам тесны рамки обычного урока, им просто трудно высиживать 40 минут, существовать в пространстве обычных занятий по пр...

Возможности интеграции основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС

Использование педагогических технологий и методов на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся по дополнительной образовательной программе "Волшебный клубок"...

Опыт реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения и окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала....

Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

Значение эффективной внеурочной деятельности и ранней профподготовки для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации на премере организации внеурочной деятельности в МБ...

Работа с литературными источниками в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС для детей с ОВЗ

Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребёнка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной ид...

Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г.

Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию  детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г....