«Развитие навыков самостоятельной работы как условие личностного роста младших школьников». Мастер класс
опыты и эксперименты (3 класс) на тему

Рожнова Светлана Владимировна

  Главной  задачей современной школы, является подготовка выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.                                

       Фактическое отсутствие целенаправленной работы по формированию познавательной приводит к снижению мотивации обучения и затрудняет развитие креативных качеств личности в дальнейшем.

 Поэтому выбранная мною тема имеет глубокий смысл в решении проблемы развития познавательной самостоятельности младших школьников        основополагающей доминанты личностного роста обучающихся.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhnova_s.v_master_-_klass.docx43.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  автономное учреждение средняя общеобразовательная   школа №  11

 

«Развитие навыков самостоятельной работы как условие    личностного роста младших школьников»

                                     

 

                                                       Мастер-класс учителя  начальных классов  

                                                         Рожновой Светланы Владимировны                                                    

 

                                                   г. Белогорск  

    «Развитие навыков самостоятельной работы как условие    личностного роста младших школьников»    

  Главной  задачей современной школы, является подготовка выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.                                

       Фактическое отсутствие целенаправленной работы по формированию познавательной приводит к снижению мотивации обучения и затрудняет развитие креативных качеств личности в дальнейшем.

 Поэтому выбранная мною тема имеет глубокий смысл в решении проблемы развития познавательной самостоятельности младших школьников        основополагающей доминанты личностного роста обучающихся.        

Сегодня я предлагаю рассмотреть  вопрос  о правильности организации самостоятельной работы в начальной школе, так как я считаю, что самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.

 Замечено, что особенно много затруднений возникает у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков.                                                                    

 Поэтому с первых дней учебы ребенка в школе я строю свои уроки с учетом организации самостоятельной деятельности учащихся.

 Но, проанализировав качество знаний детей, результаты школьных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, познавательных игр, заметила снижение показателей и уровня подготовленности у детей. Изучив  теоретический материал, выяснила, что общая умственная  способность (интеллект), связана с успешной адаптацией  к новым жизненным условиями.

В конце 1 четверти 3 класс  взяв за основу тесты Джорджа,  Равенна «Выделение существенных признаков» и Возрастающей  сложности » протестировала учащихся и провела  наблюдение.

Цель: выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к учебе.  Была подсчитана активность детей и их отвлекаемость.  

  Низкие  результаты, по всей видимости, можно объяснить следующими факторами:

- недостаточными потенциальными возможностями традиционного обучения.

 -низким процентом учащихся, посещающих кружки интеллектуальной направленности.

-неумение учащихся переносить знания из одной образовательной области в другую.

  При помощи данной диагностики я выяснила  эмоциональное отношение детей к учебе, характер возникающих трудностей в учении, а также отношение учащихся к этим трудностям.  

Анализ результатов диагностики показал, что основная масса учащихся – дети со средним уровнем заинтересованности в учебе, эти дети активны на уроке «по заданию учителя», много отвлекаются    во время урока. Количество детей, у которых отвлекаемость превышает активность больше, чем детей с преобладанием активности.  

Наблюдения за работой  учащихся показали, что в большинстве своем они не задумываются над тем, для чего выполняется ими та или иная работа.   Дети  слабо владели формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них не было желания заглянуть за страницы учебника, активного отношения к процессу познания, не умели выделить главное, сравнить и сделать обобщения и выводы.

 Между тем без понимания цели труда невозможно осознание его результатов. Умение определить цель работы приобретается постепенно в процессе выполнения специальных, последовательно усложняющихся заданий.   Толька знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике.

Очевидным для меня стал поиск    путей решения проблемы низкой познавательной активности детей.

   Решение проблемы лежит в  создании условий для развития  способности к самообразованию.

 Для решения данной проблемы я поставила перед собой следующие задачи:

-изучить теоретический материал  

- сделать подборку и систематизировать виды заданий направленные на развитие познавательной активности через самостоятельную работу учащихся.

 К сожалению, современной наукой не исследованы до конца особенности проявления познавательной самостоятельности в младшем школьном возрасте, не изучены закономерности развития познавательной самостоятельности младших школьников, не разработан диагностическо - критериальный аппарат определения уровня познавательной самостоятельности учащихся. Поэтому решение указанного выше круга вопросов представляет собой актуальную задачу педагогических исследований для любого учителя и меня в том числе.

Психологами установлено, что упражнения или задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребенка, тренируют его  в принятии решений, формируют умение защищать свои решения и мнения, воспитывают внимание, целеустремленность и стремление довести дело до конца. Эти умения не заложены от природы, их надо развивать.

 Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания

 Считаю, что в   процессе обучения  задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать состоятельность и активность мышления учащихся.

 Под самостоятельной работой,  при изучении русского языка,  мной понимается, такая познавательная мыслительная деятельность обучающихся,  которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков и в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.

   Должны не только овладеть определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобрести умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью.  

Такая активная мыслительная деятельность,  возможна лишь при условии самостоятельности обучающихся в работе.

В связи с этим самостоятельная работа   на уроках русского языка может стать при умелой ее организации прекрасным средством воспитания   самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции и т.д.

Поэтому, цель  моего  мастер класса:  поделиться  опытом  работы    в организации и проведении различных видов    видах самостоятельной работы  направленных на развитие познавательной активности  как условия     личностного роста  обучающихся

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо  иметь в виду две тесно связанные между собой задачи: развить   у    учащихся   самостоятельность   в   познавательной деятельности,

 научить их  самостоятельно  овладевать  знаниями,  формировать свое  мировоззрение;

научить  и самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является  средством  борьбы  за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них  активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных  способностей.

 В организации самостоятельной работы  учащихся при изучении русского языка необходимо руководствоваться следующими принципиальными положениями.  

I. Самостоятельная работа  неразрывно связана с развитием   мышления.

Выдвигая перед  учащимися задачу – найти в данном предложении, упражнении учебника или в любом связном тексте ту или иную часть речи или ее форму, необходимо, прежде всего,  добиваться   от    учеников  обоснования ответов, приведения доказательств их правильности. Вопросы почему? зачем? для чего? должны занять основное место как при формулировке заданий для самостоятельной работы, так и в общей системе развития навыков самостоятельности обучающихся при изучении русского языка.

Неизменно требуя от   определения цели выполнения работы, помогая   в случае затруднения дополнительными вопросами, обращая внимание на то, что остается незамеченным в задании,   добиваюсь  осознанного отношения к выполнению заданий. Работа   становится более целенаправленной и более результативной.

II. Принцип постепенного наращивания трудностей.

 Самостоятельная работа с учебником, логический анализ текста, членение его на части, формулирование заголовков частей,  составление простых и сложных планов, подготовка устных и письменных сообщений, конспектирование статей – все эти виды работы, направление на развитие самостоятельности мысли, вооружают их навыками, необходимыми в  жизни. Усложнение задания целесообразно проводить даже внутри одного вида работы.

III. Не менее важным является и принцип разнообразия видов упражнений, направленных на самостоятельное решение обучающимися задач.

В системе самостоятельной работы должны иметь место упражнения, основанные и на зрительных, и на слуховых, и на моторно-двигательных восприятиях. Поэтому нужно использовать и упражнения учебника, и разнообразные виды обучающих диктантов, и грамматический разбор во всем его многообразии, и упражнения творческого характера и т. д.

IV. В организации самостоятельной работы необходимо исходить также из того, что самостоятельная работа возможна на базе уже имеющихся практических знаний и навыков или личного опыта обучающихся.

V. Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала учебника, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения контрольных заданий.

VI. Самостоятельная работа   в процессе обучения русского языка должна опираться на связь преподавания этого предмета с жизнью.

VII. В системе самостоятельной работы при изучении русского языка необходимо использовать литературные тексты – как один из наиболее эффективных путей развития речи детей, а, следовательно, и их самостоятельности.

VIII. Самостоятельная работа должна быть организована как индивидуальная работа каждого обучающегося. Здесь используется личностно-ориентированный подход.

       В системе самостоятельной работы должны иметь место упражнения, основанные и на зрительных, и на слуховых, и на моторно-двигательных восприятиях.

Поэтому нужно использовать и упражнения учебника, и разнообразные виды обучающих диктантов, и грамматический разбор во всем его многообразии, и упражнения творческого характера и т. д.         Успех  решения  этой  задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от  того, как он понимает значение и место  каждой  отдельной  работы  в  системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их  мышления  и других качеств.

                Применение  этих принципов   к   руководству   самостоятельной   работой   имеет    следующие особенности:

 1. Самостоятельная работа должна  носить  целенаправленный  характер.  Это достигается  четкой   формулировкой   цели   работы.   Задача   учителя  заключается в том, чтобы  найти  такую  формулировку  задания,  которая  вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся  должны  ясно  представлять,  в  чем  заключается  задача и, каким образом будет проверяться  ее  выполнение.  Это  придает  работе  осмысленный, целенаправленный характер, и  способствует  более успешному ее выполнению.

       Недооценка указанного требования приводит  к  тому,  что  учащиеся,  не поняв цели работы, делают не то, что нужно,  или  вынуждены  в  процессе  ее выполнения  многократно  обращаться  за  разъяснением  к  учителю. Это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня  самостоятельности учащихся в работе.

       2. Самостоятельная работа  должна  быть  действительно  самостоятельной  и     побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно.  Однако  здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом  этапе  обучения,  должны  быть  посильными  для  учащихся, а сами ученики — подготовлены  к  выполнению  самостоятельной работы теоретически и практически.

      3. На  первых  порах  у  учащихся  нужно  сформировать  простейшие  навыки самостоятельной работы.   В этом случае  самостоятельной  работе учащихся  должен  предшествовать  наглядный  показ  приемов  работы  с  учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

        Самостоятельная работа,  выполненная  учащимися  после  показа  приемов работы   учителем,   носит   характер   подражания. Она не    развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но  имеет  важное  значение  для формирования  более  сложных  навыков  и   умений,   более   высокой   формы самостоятельности,  при    которой    учащиеся  оказываются  способными разрабатывать  и  применять  свои  методы решения  задач  учебного   характера.

 4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие  задания,  выполнение  которых не допускает действия по готовым данным  и шаблону, а  требует применения  знаний   в   новой   ситуации.   Только   в   этом   случае самостоятельная   работа   способствует   формированию   инициативы   и  познавательных способностей учащихся.

 5. В организации самостоятельной  работы  необходимо  учитывать,  что  для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися  требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного  подхода  к учащимся.

     Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных  учащихся,  учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с  заданиями  на  выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений  можно свести до минимума.  Другим  дать  значительно  больше  таких  упражнений  в различных вариациях, чтобы они усвоили  новое  правило  или  новый  закон  и научились самостоятельно применять его  к  решению  учебных  задач.  Перевод такой группы учащихся  на  выполнение  более  сложных  заданий  должен  быть своевременным.  Здесь  вредна  излишняя  торопливость,   как   и   чрезмерно продолжительное «топтание на  месте»,  не  продвигающее  учащихся  вперед  в познании нового, в овладении умениями и навыками.

 6. Задания,  предлагаемые  для  самостоятельной  работы,  должны  вызывать  интерес  учащихся.   Он   достигается   новизной   выдвигаемых   задач, необычностью их содержания, раскрытием  перед  учащимися  практического значения  предлагаемой  задачи  или  метода,  которым  нужно  овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам,  в  процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

 7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и  систематически включать в учебный  процесс.  Только  при  этом  условии  у  них  будут вырабатываться твердые умения и навыки.

  8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное    сочетание  изложения  материала  учителем  с  самостоятельной   работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом  деле  нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой  может  замедлить темпы  изучения  программного  материала,  темпы  продвижения  учащихся вперед в познании нового.

 9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида  руководящая роль  должна  принадлежать   учителю.   Учитель   продумывает   систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный  процесс.  Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной  работы,  ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы.

    Он обучает учащихся методам самоконтроля  и  осуществляет  контроль  за     качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и  учитывает  их при организации самостоятельной работы.

    Снижение интереса к  обучению  во  многом  зависит  от  действий  учителя.   Например, неправильный отбор им содержания учебного материала, вызывающего  перегрузку школьников;  не владение  учителем  современными  методами  обучения   и   их оптимальным  сочетанием;  неумение   строить   отношения   с   учащимися и организовывать  взаимодействие  школьников  друг   с   другом;   особенности личности учителя.

               Самое трудное для учителя в  этой  системе  научиться организовывать   самостоятельную    деятельность    классного    коллектива, постепенно передавать учащимся многие свои функции и роли,  и,  не  подавляя инициативы, руководить  самостоятельной  работой  учащихся.        

    Учащиеся испытывают потребность в  педагогическом  руководстве  в  силу несовершенства их опыта самостоятельной  познавательной  деятельности.  Даже хорошо подготовленным ученикам нужна помощь или консультация  учителя,  хотя не так часто  как  остальным.  

        Как  показывает опыт, если эту систему вводить, начиная с первого класса, то учащиеся  быстро осваиваются с ней, и она становится для них привычной, и школьники  смогут  в полной мере испытать чувства эмоционального  удовлетворения  от  сделанного, радость победы  над  преодоленными  трудностями,  счастье  познания  нового, интересного.  Тем  самым  будет  формироваться  у  учащихся  ориентация   на переживание  таких  чувств  в  будущем,   что   приведет   к   возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе.  В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления: дифференцированный подход к учащимся с  соблюдением  посильности   учебных заданий; планомерное   возрастание    интеллектуальных    нагрузок    и        последовательный переход к более неточным и  неполным  указаниям  по выполнению самостоятельной работы; постепенное отдаление учителя и занятие  им  позиции  пассивного   наблюдателя за процессом; переход от контроля учителя к самоконтролю.

      Классификация видов самостоятельной работы учащихся

         Все виды самостоятельной работы по дидактической цели  можно  разделить

на пять групп:

1)приобретение  новых   знаний,  2) овладение   умением   самостоятельно  приобретать знания;

3)закрепление и уточнение знаний;  4) выработка умения применять знания в решении   учебных  и  практических         задач;  5) формирование умений и навыков практического характера; формирование  творческого  характера,  умения  применять  знания   в       усложненной ситуации.

    Каждая  из  перечисленных групп  включает  в  себя   несколько   видов самостоятельной работы, поскольку  решение  одной  и  той  же  дидактической задачи может осуществляться различными  способами.  Указанные  группы  тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды  работ могут  быть  использованы  для  решения   различных   дидактических   задач.

Практический аспект использования данной технологии.  Развитие самостоятельности  я начинаю  с 1 класса, т. к. считаю, что самостоятельная работа ученика является одним из эффективных средств развития личности. А чтобы сформировать самостоятельность мышления, необходимо научить ребенка выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщенные выводы: последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их; применять знания в новых условиях, часто усложненных, с элементами творческого и нестандартного подхода к достижению цели; доходить до истины, не обращаясь за помощью к другим и т.п.

 При организации обучения, ведущего к развитию самостоятельности детей, я учитываю:

1.  Возраст ученика, уровень развития, имеющиеся у них знания и умения.

2. Формирование ответственности. Без ответственности самостоятельность  превращается в эгоизм. Следовательно, основой развития ответственной самостоятельности у детей, как и во взрослом мире, должны стать право и свобода: (а) выбора и (б) принятия решений (сопровождаемые их выполнением).

3. Формирование осознанности. Осознанность выбора возможна только при наличии знания (информации) о ситуации, ее истоках и перспективах.

4. Анализ (себя, других, ситуации) и рефлексия. Здесь  целесообразнее основываться на природном интересе и любопытстве детей, и делать упор на формирование общеучебных навыков, навыков общения и внутренней мотивации – например, индивидуальные задания, задания с учетом интересов детей, опора на практику…

Поэтапно, начиная с первого класса, я учу детей работать с основными компонентами учебника, составлять простой план письменного ответа, находить нужную книгу, статью, пользоваться справочной литературой. К четвертому классу школьники уже  умеют пользоваться техническими средствами массовой информации. Это позволяет решить одну из задач современного образования – формировать способность человека к самостоятельному выходу за пределы собственной компетенции для поиска способов действия в новых ситуациях.

    Исходя из структуры деятельности,  в управление  самостоятельной  работой я включаю следующий комплекс методических техник обучения;

1)целеполагание, рефлексия

2)планирование, организацию,  корректировку  и  оценку деятельности обучаемых.

3)диагностику ее результатов.

4) организацию  групповой и коллективной самостоятельной  деятельности.

5) сочетание индивидуальной и групповой работы.

Индивидуальная работа позволяет каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Самостоятельная работа может входить во все методы обучения, применяться на разных этапах обучения для достижения различных целей.

Виды самостоятельных работ.

В зависимости от целей от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть:

обучающими, тренировочными, закрепляющими, повторительными; развивающими, творческими, контрольные.

1. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу привлечение каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятное, выявляются сложные моменты дают себе знать пробелы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще не прочны.

      Учителю необходимо знать следующие особенности обучающих самостоятельных работ: их надо составлять в основном из заданий непродуктивного характера, проверять немедленно и не ставить за них плохих оценок. Так как самостоятельные обучающие работы проводятся во время объяснения нового материала или сразу после объяснения, то их немедленная проверка дает учителю четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения. Цель этих работ - не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени на уроке.

 2. К тренировочным самостоятельным работам относятся задания на распознавание различных объектов и свойств

Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, т.к. позволяет выработать основные умения и навыки тем самым создать базу для дальнейшего изучения темы. При выполнении тренировочных самостоятельных работ еще необходима помощь учителя.  Можно разрешить пользоваться и учебником и записями в тетрадях,  памятками и т.п.  Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся.

 Опыт показывает, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в то же время создавал условия для успешного овладения и развития менее подготовленных учащихся.

 Поэтому нужно использовать систему дифференцированных заданий. Трехвариантные задания по степени трудности (облегченной, средней и повышенной).  В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её. К таким работам можно отнести выполнение заданий по разно уровневым карточкам.     По этим карточкам учащиеся привыкают работать самостоятельно. Учителю удобнее ими пользоваться, если он соберет комплект карточек по темам. Каждый комплект может состоять из 8-10 вариантов разного уровня. Варианты удобно разместить по конвертам разных цветов

 

  Самостоятельная работа. - А сейчас каждому из вас предстоит поймать свою «птицу счастья».

- Возьмите разноцветные карточки, прочитайте про себя задание и выполните их. Зелёные  (слабым учащимся, учитель до урока раскладывает сам на парты).

Поставь «плюс» напротив склонения существительного.

 Имя существительное        1 скл.        2 скл.        3 скл.

3. К закрепляющим можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа учитель определяет нужно ли еще заниматься данной темой.  Примеры таких работ в   встречаются в дидактическом материале.

4. Очень важны так называемые повторительные (обзорные или тематические) работы. Перед изучением новой темы  необходимо   знать, познавательны ли школьники, есть ли у них необходимые знания, какие проблемы смогут затруднить изучение нового материала.

5.Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания  по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно творческим конференциям, проведение в школе методических недель    и др.     Самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи.

6. Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях.

7. Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов бучения. По существу разработка текстов контрольных работ должна быть одной из основных форм фиксирования целей обучения, в том числе и минимальных. Поэтому, во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков, в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся позволять им продемонстрировать прогресс  в своей общей подготовке.

         ТИПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ   (в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности)

Воспроизводящие  Реконструктивно-вариативные  Эвристические Творческие

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ  ФРОНТАЛЬНЫЕ  ГРУППОВЫЕ  

  Исходя из структуры деятельности,  в управление  самостоятельной  работой я включаю следующий комплекс методических техник обучения;

1)целеполагание, рефлексия

2)планирование, организацию,  корректировку  и  оценку деятельности,

3)диагностику ее результатов.

4) организацию  групповой и коллективной самостоятельной  деятельности.

5) сочетание индивидуальной и групповой работы.

        Индивидуальная работа позволяет каждому ученику актуализировать свои знания и опыт.

 Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала.

Умение самостоятельно работать на уроках русского языка.

         Выявление уровня учащихся самостоятельно работать на уроках позволяет точно определить, владеет ли каждый ученик класса способами и приемами самостоятельной работы, установить причины низкого уровня умения самостоятельной деятельности у определённых учащихся, наметить способы обучения учащихся приемами самостоятельной работы.

        Для этого используются следующие методы:

1. Наблюдение за работой учащихся:

а) умеют ли выполнять самостоятельную работу;

б) как выполняют работу: полностью или частично, собрано или отвлекаются, верно, или неверно;

в) соблюдают ли последовательность в работе

г) как преодолевают затруднения при выполнении самостоятельной работы (ищут ответ в учебнике; обращаются к аналогичной работе, выполненной ранее; обращаются за помощью к учителю, к товарищу. Бросают работу не выполнив задание др.)

д) какова скорость выполнения работы

 6.Эффективность применения данной технологии в системе работы.

   При анализе общей структуры темы, я  заранее определяю  для себя: какие вопросы учащиеся могут усвоить самостоятельно, какие задания будут предложены с целью формирования общеучебных умений, задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных особенностей учащихся, формы организации коллективной самостоятельной деятельности на уроках   (работа в парах).   Важно продумать организацию, методическую   в зависимости от педагогической ситуации и  

   В структуре урока; задания (их направленность и содержание); время, выделяемое для выполнения заданий. Определить место  самостоятельной работы  на уроке означает также рассчитать время, необходимое для её выполнения. Несоответствие объема работы, выделяемому времени один из недостатков её организации. Завышение объема работы вызывает у ребят состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством выполнения заданий. С другой стороны наблюдается и недооценка возможностей отдельных учащихся, в результате чего постоянно создаются ситуации, при которых часть класса справляется с заданиями раньше других.

   Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводиться. Если с целью проверить, как дети справляются с домашним заданием, то она дается в начале урока, при этом берутся задания аналогичные тем, которые были даны на дом. По времени она занимает 5-10 минут. Если самостоятельная работа проводится с целью посмотреть, как дети усвоили новый материал, то она дается на этапе закрепления. По времени она занимает 5-10 минут. Такие самостоятельные работы даются детям в том случае, если новый материал был не очень сложным. Самостоятельные работы на этапе работы над пройденном материалом занимают 15-20 минут.

 Даже самая небольшая и несложная самостоятельная работа, планируемая на урок, должна подчиняться общим целям и преодолевать конкретную цель.        

    Вот, как это выглядит во время проведения минутки чистописания.

     Изменяются структура и методика её проведения. В структуре выделяются две фазы: подготовительная и исполнительная.  

 - определение и формирование учащимися темы минутки чистописания;

- формирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и их элементов.  

      На первом году обучения используются  простые речемыслительные упражнения.

Рассмотрите данное изображение. Какую букву мы будем сегодня писать. Она встречается чаще других. Сколько раз она изображена. Р  Я У Х Б     О  Х     Р М В Г Р   Н  Р                   

Упражнения, направленные на развитие аналитико-синтетического мышления и речевых способностей.

Ряд букв: т, п, к, е, н. Какую букву будем писать? Объясните, почему?  Упражнения, на развитие речи, интуиции, сообразительности. П, В, С, Ч, П, С,…  (понедельник, вторник….) Равным образом можно зашифровать названия цифр, месяцев, составлять ряды гласных или согласных букв, идущих по порядку или через одну, две и т. д.

Упражнения, где акцент делается на развитие абстрактного мышления и устной речи. Расшифруем данную запись и определим букву.

Например.  Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами, расшифровав следующую запись:

5                      3                    1

Д                      В                    ?

( Запись можно расшифровать следующим образом. Буква Д в алфавите пятая по счёту, буква В – третья, значит первая – А. Сегодня мы будем писать букву а.)

Во втором и в последующих классах развитие интеллектуальных умений продолжается, но на более высоком уровне трудности. Эти упражнения стимулируют развитие речи, мышление с использованием различных лингвистических заданий. Например, через подбор синонимов к словам:  доктор – врач, рев - … (плач), зов - … (клич), ураган - … (смерч). Или подбор антонимов, или использование словарных слов и шифр и др.  

Например,    на доске слова: лампа, ветка, отлетел. Формулирую задание: «Определите букву, которую будем писать на минутке правописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове находится?».

     Следующий вид задания  обеспечивает необходимость самостоятельного формулирования и выполнения задания, предусматривающего определение буквы. На доске запись: Большой – маленький Сухой - ?,    война - ?, глубокий - ?, старый - ?, гладить - ? твёрдый - ?

Даю   установку: «Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую  букву мы будем писать на минутке чистописания. « Возможный ответ: «К словам левого столбика надо подобрать слова противоположные по смыслу и начинающиеся на букву М:

Большой – маленький Старый – молодой Сухой – мокрый. Гладить – мять Война – мир Твёрдый – мягкий

Глубокий – мелкий. Значит, мы сегодня будем писать букву М». Требования ко всем упражнениям: от урока к уроку степень трудности заданий возрастает; содержание упражнений связывается с темами русского языка;каждое задание предусматривает активную речемыслительную деятельность школьников.

     Таким образом, постепенно минутка чистописания становится  универсальной структурной частью урока. Во время её проведения, наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора слова по составу, углубляются знания по изучаемым темам русского языка, продолжается дальнейшее формирование важнейших качеств интеллекта, и всё это на фоне увеличения роли учащихся в осуществлении учебного процесса. Требования ко всем упражнениям: от урока к уроку степень трудности заданий возрастает; содержание упражнений связывается с темами русского языка; каждое задание предусматривает активную речемыслительную деятельность школьников.

  На своих уроках я использую различные формы: работа в парах постоянного состава, работа с пакетом заданий по определенной теме, контрольные срезы, тесты, технологические карты. Такие формы самостоятельной работы способствуют развитию познавательных интересов у учащихся.

   Особенно нравится ребятам работать в парах при взаимопроверке тетрадей с домашним заданием, а также при выполнении заданий поискового характера.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА    - А сейчас каждому из вас предстоит поймать свою “синюю птицу” счастья.

- Возьмите разноцветные карточки, прочитайте про себя задание и выполните их.

Желтая (слабым учащимся, учитель до урока раскладывает сам на парты).

Поставь “плюс” напротив склонения существительного. Имя существительное        

После изучения каждой большой темы я провожу контрольное тестирование. Тестирование позволяет быстро выявить уровень качества знаний у учащихся, а также указать на пробелы в знаниях. Тест.

Если утверждение верно, вы заштриховывает квадрат, если нет – оставляете пустым.                          Да –                                                   Нет –

1. Существительное рожь 3 склонения.

 2. В слове яма звуков больше, чем букв.

3. В слове коньки букв больше, чем звуков.

4.Товарищ – существительное 2-го склонения.

5. В слове мороз безударная гласная а.  

6. У существительных 3-го склонения в Р., Д., П. падежах окончание – и.

7. В слове ягодка сомнительная согласная д.

8. Чтобы проверить безударную гласную надо её поставить под ударение.

  9. Существительное земля 1-го склонения.

 На уроках русского языка ребята любят работать по технологическим картам

 Задание №1. Отметьте в своих технологических картах знаком «+» вопросы, на которые вы можете дать ответ, знаком «-», на которые не можете ответить. Обсудите в группах вопросы со знаком «-». Если возникнут затруднения мы вместе разберемся в вашем вопросе. Или вы можете обратиться к карточкам – помощникам синего цвета

      1)        Что такое имя существительное?

      2)        Назовите постоянные признаки имени существительного.

      3)        Назовите непостоянные признаки имени существительного

       4)        Что такое склонение?

      5)        Сколько падежей у имени существительного? Назови падежи и вопросы к ним.

      6)        Как определить падеж имени существительного?

     7)        Для чего нужно уметь склонять имена существительные, определять падеж?

  Технологические карты содержат микроцели уроков, диагностики, систему коррекционной работы и виды   деятельности учащихся: обязательный минимум, тренировочный уровень и творческие задания.

Диагностики, проводимые на уроках, служат не средством контроля, а способом прогнозирования обученности (отвечают на вопрос: «Знает учащийся или не знает?» тот или иной материал, «Умеет или не умеет?» применять полученные знания), с учетом их результатов можно судить о реальном уровне подготовленности учащихся.

 Каждая диагностика включает в себя разноуровневые задания, рассчитанные на выполнение госстандарта, на оценки «хорошо» и «отлично». Любой ученик имеет право работать на ту оценку, которую он хочет в результате иметь.

Таким образом, самостоятельная работа учащихся во всех ее видах и формах помогает им глубже, прочнее усваивать материал, приучает их к наблюдательности, пробуждает творческую активность и инициативу. Постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы постепенно увлекают учащихся, и они начинают проявлять интерес к самому процессу деятельности.

 Полученные в ходе самостоятельной работы знания, познавательный опыт приносят им удовлетворение.

 На своих уроках я создаю среду, способствующую для формирования у учащихся мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, ее использованию. Учу  ребят следующим вещам: уметь чувствовать, мыслить, входить в контакт  с другими людьми, уметь самостоятельно добывать и использовать полученную информацию, делать выводы.

 Выполнение различного рода заданий на уроках я организую так, что ученик, сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив, таким образом задание только правильно.

 Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля это   зависит от   умения осуществлять контроль и оценку своих действий. Это тема следующего мастер класса буду рада поделиться опытом.

 И только тогда, когда учащиеся научатся самостоятельно добывать знания, мыслить, творить они состоятся как личности.

Ведь как сказал А.С.Пушкин: «Самостояние человека – залог величия его».

Литература.

1.Горностаев З.Я. «Проблема самостоятельной познавательной деятельности» //Открыт.школа. – 1998. - №2

2.Есипов Б.П. «Самостоятельная работа учащихся на уроке» М.: Учпедгиз, 1961

3.Жарова Л.В. «Управление самостоятельной деятельностью учащихся»/ Л., 1982

4.Зимняя И.Я. «Основы педагогической психологии»/ М., 1980

5.Корчак Я. «Как любить ребенка» Книга по воспитанию: пер. с полск. – М.: Политиздат, 1990

6.Кукушкин В.С. «Современные педагогические технологии. Начальная школа» Пособие для учителя. (Серия «Школа развивающего обучения») – Ростов н/д.: изд-во «Феникс», 2003

7.Нильсон О.А. «Теория и практика самостоятельной работы учащихся» - Тал., 1976

8.Мир детства: младший школьник /под ред. М 63 А.Г.Хрипковой: отв. Ред. В.В.Давыдов – М.: Педагогика, 1981

9.Орлов В.Н. «Активность и самостоятельность учащихся» - 1998

10 .Пидкасистый П.И. «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» - М., 1980

11 . Психологическое развитие младших школьников – М., 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие навыков самостоятельной работы по математике в нач.школе"

Признаки самостоятельной работы на уроке, виды, типы.Правила организации сам.работы.Установка для детей для достижения результата . Виды заданий для развития творческого мышления....

«Развитие навыков самостоятельной работы как условие личностного роста младших школьников»

Начиная работать в начальной школе, я использовала только традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративные). Постепенно пришла к выводу, что дети, которые обучаются таким способом, ис...

«Развитие навыков самостоятельной работы как условие личностного роста младших школьников»

Начиная работать в начальной школе, я использовала только традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративные). Постепенно пришла к выводу, что дети, которые обучаются таким способом, ис...

"Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников", мастер-класс

Мастер-класс об использовании метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе....

Развитие исследовательских умений младших школьников. Мастер-класс

Тема семинара: Системно-деятельностный подход как основа развития ребенкаТема выступления: Развитие исследовательских умений младших школьниковФорма выступления: мастер-классДата проведения: 10.04.201...

Статья "Развитие навыков самостоятельной работы с визуальной информацией у младших школьников на занятиях в изостудии."

Материал отражает опыт развития навыков самостоятельной работы с информацией у младших школьников на занятиях в изостудии, содержит примеры заданий для осмысления, отбора, анализа визуальной информаци...

Проведение дистанционного индивидуального занятия учителя-дефектолога с обучающимися 1 класса при развитии навыка самостоятельной работы по инструкции

Данная работа создана с целью поделится накопленным опытом, представить разработанную презентацию по проведению индивидуального занятия учителя-дефектолога с обучающимся первого класса с задержкой пси...