Презентации на разные темы, рекомендации психолога
презентация к уроку по теме

Богданова Рада Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 сентября Праздник Знаний в школе № 40

Слайд 2

День знаний 1 сентября 2014 года в школе 40 г. Тулы прошла торжественная линейка, посвященная Дню Знаний. Школьников поздравляли учителя, старшеклассники и гости. Для первоклассников прозвенел первый в их жизни школьный звонок. На линейке звучали песни, добрые напутствия, стихи и даже частушки. После окончания линейки уже в классе первоклассников пришли поздравить с первым школьным днем ученики одиннадцатого класса. Они пожелали ребятам успехов в учебе, интересных встреч и событий. Старшеклассники пришли не с пустыми руками, они принесли первачкам небольшие подарки: ручки и тетради. На прощание старшеклассники исполнили для ребят веселую песню.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ №40 г. Тулы Богданова Рада Александровна Презентация «Музейные встречи»

Слайд 2

Есть в нашем городе замечательный музей, который так и называется – «Тульские древности». В этом музее можно не только полюбоваться экспонатами, посмотреть на них и оценить их взглядом, но и поучаствовать в создании своих маленьких шедевров!

Слайд 4

Тульский оружейник Демидов, основатель металлургических и оружейных заводов в Туле и на Урале

Слайд 5

Интерьер русской избы

Слайд 6

Мастерская

Слайд 7

Детский уголок Прялка

Слайд 8

Урок гончарного мастерства

Слайд 11

Древнерусская школа

Слайд 16

А как же в Туле да без самовара, да без пряников, да без чая?

Слайд 18

До новых встреч в нашем музее!



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей
«КАК ОТНОСИТЬСЯ К ОТМЕТКАМ РЕБЁНКА»

  • Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
  • Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
  • Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце триместра ради вашего душевного спокойствия. Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
  • Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
  • Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
  • Поддерживайте ребенка в его, пусть не в очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
  • Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее запоминается ребенком надолго и хочется его повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре старание получать хорошие оценки станет привычкой.
  • Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Памятка для родителей

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ВЫПОЛНИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»

• Посидите со своим ребенком на первых порах выполнения домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависят его школьные успехи.

• У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.

Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков. Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.

• Объясните ребенку главное правило учебной работы – учебные принадлежности всегда должны находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место. Постоянно требуйте от ребенка приведение в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему это трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он сам будет убирать свое рабочее место.

• Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность.

• Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.

• Старайтесь, как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.

• Каждый раз, когда вам захочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспоминать ваши родительские уроки.

Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.

• Отдельного внимания заслуживает режим дня. Важно правильно распределить время учебы и отдыха, поскольку причиной проблем с учебой, поведением является повышенная утомляемость, невозможность длительной концентрации внимания. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут.

• Важно помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.

В конце концов, просто радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экскурсия по Ясной поляне Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 40 г. Тулы Богданова Рада Александровна

Слайд 2

Ясная поляна – усадьба в Щекинском районе Тульской области, родовое имение русского писателя Льва Николаевича Толстого. « Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней», — говорил Толстой . Мы же без Ясной Поляны уже не можем представить себе великого мастера. Ныне Ясная Поляна — заповедное место. Здесь создан мемо­риальный Музей-усадьба Л. Толстого.

Слайд 3

В доме Волнонского нам представили интереснейшую экскурсию и урок, посвященный творчеству Толстого. Ребята активно отвечали на уроке, участвовали в обсуждении, проявляли заинтересованность.

Слайд 10

После урока нам провели обзорную экскурсию по территории усадьбы

Слайд 16

Экскурсия нам очень понравилась! День прошел замечательно! С нетерпением ждем возвращения!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Встреча с космосом Поездка в Калугу. Экскурсии в музей космонавтики и дом-музей К.Э. Циолковского

Слайд 2

Калуга. Въезд в город.

Слайд 3

Дом-музей К.Э. Циолковского

Слайд 4

Во дворе дома-музея

Слайд 5

У колодца

Слайд 6

Встреча с первым космонавтом

Слайд 7

Музей космонавтики

Слайд 8

Интересное зрелище!

Слайд 9

Внутри космической станции

Слайд 10

На смотровой площадке

Слайд 11

Знаменитый луноход

Слайд 16

Космическое питание

Слайд 18

Космическая капсула

Слайд 19

Центр внимания

Слайд 20

Фото на память

Слайд 22

Сюда мы бросили монетки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация «ВСТРЕЧА С ПРОШЛЫМ» Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №40 Богданова Рада Александровна

Слайд 2

В залах музея

Слайд 3

Открой дверцу в историю

Слайд 6

Битва в миниатюре

Слайд 7

Натяни стрелу!

Слайд 9

Тяжел меч богатыря!

Слайд 12

Полная защита!

Слайд 13

Суровые воины

Слайд 14

Ищем ответы на вопросы

Слайд 15

Прощание с Куликовым полем

Слайд 16

Под охраной копий

Слайд 17

Осеннее настроение

Слайд 18

Чья листва выше?

Слайд 20

На просторах

Слайд 21

Люблю я пышное природы увяданье!

Слайд 22

Село Монастырщино . Аллея героев.

Слайд 23

Могила неизвестного солдата

Слайд 25

Беседа с экскурсоводом

Слайд 26

Винтовая лестница в храме

Слайд 29

Благословение на дорогу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека дидактических игр на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста

Слайд 2

«Выполни по образцу» Цель - тренировка концентрации внимания. Игровой материал: образцы для выполнения узора, листы бумаги в крупную клетку. Процедура игры: Деятельность ребенка включает в себя прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий: - анализ каждого элемента узора; - правильное воспроизведение каждого элемента; - удержание последовательности в течение продолжительного времени. При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин. После того как "клеточные" узоры будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе.

Слайд 3

« «Собери по схеме» Цель – развивать внимание детей, зрительную память. Материал: счетные палочки, карточки со схемами. Процедура игры: ребенку предлагается карточка со схемой изображения, необходимо ее повторить - выложить с помощью счетных палочек.

Слайд 4

« Цифровая таблица» Цель - развитие внимания, наблюдательности. Игровой материал: бланки с таблицей. Процедура игры: Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 10, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 10".

Слайд 5

« Найди отличия» Цель – развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности. Игровой материал: картинки, на которых изображены похожие, но в чем-то различающиеся предметы. Процедура игры: попросить ребенка найти все различия между картинкам

Слайд 6

« Лабиринты» Цель – развивать умение концентрировать внимание, связную речь, сосредоточенности, наблюдательности, самоконтроль. Игровой материал: бланки с лабиринтами, карандаши. Процедура игры. Ребенку показывают картинку, спрашивают: “Кто нарисован? Что она (они) делают?” Объясняют, что такое лабиринт. Сначала предлагают ребенку проследить линию глазами, если он не справляется с заданием, ему предлагается проследить линию с помощью указки. Далее от простого варианта переходят к более сложному.

Слайд 7

« Путаница» Цель – развитие зрительного внимания и памяти, зрительно- пространственной ориентировки, воображения и логического мышления. Игровой материал: наглядные пособия и раздаточный материал ( 3-4 карточки на каждого ребенка) Процедура игры. Педагог демонстрирует карточку наложенных контуров различных фигур (например: чайник, зонт, конфета и т.д.). При этом он объясняет детям, что только поначалу все здесь изображенное кажется путаницей. На самом деле, если внимательно присмотреться, мы увидим изображения, точнее, контуры нескольких предметов. Чтобы не ошибиться в том, что же изображено, на карточке «путаницы», надо постараться проследить контур каждого изображения очень внимательно. Педагог проводит по линиям несколько раз, пока дети не узнают и не назовут предмет. Когда дети узнают первый предмет, педагог выставляет его цветное изображение. Так последовательно распутывается вся путаница. Затем детям раздают карточки «путаницы», педагог просит внимательно посмотреть и сказать, что у кого изображено.

Слайд 8

«Архитектор» Цель - развитие внимания, наблюдательности Игровой материал: кубики. Процедура игры: Воспитатель – архитектор, ребенок строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.

Слайд 9

«Цифровая таблица» Цель - развитие внимания, наблюдательности. Игровой материал: бланки с таблицей. Процедура игры: Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 10, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 10".

Слайд 10

«Выполни по образцу» Цель - тренировка концентрации внимания. Игровой материал: образцы для выполнения узора, листы бумаги в крупную клетку. Процедура игры: Деятельность ребенка включает в себя прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий: - анализ каждого элемента узора; - правильное воспроизведение каждого элемента; - удержание последовательности в течение продолжительного времени. При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин. После того как "клеточные" узоры будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе.

Слайд 11

«Испорченный телефон». Цель - развитие слухового внимания Игровой материал: нет. Процедура игры: Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Испорченный телефон». Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было удобно. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово. Игрок, узнавший от ведущего слово, передает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок напутал — «испортил телефон». «Провинившийся» игрок занимает место последнего. Давайте поиграем».

Слайд 12

«Самые внимательные» Цель – развитие слухового внимания. Процедура игры: дети сидят по кругу и выполняют движения в соответсвии со словами: «Вода» – руки в стороны; «Земля» – руки вниз; «Огонь» – закрыть руками глаза; «Воздух» – поднять руки вверх.

Слайд 13

« Какой предмет лишний?» Цель: развивать зрительное внимание. Материал: карточки с изображением Ребенку предлагается посмотреть ряды картинок и в каждом ряду найти лишнее.

Слайд 14

« Танграм » Цель – учить детей подбирать способы расположения фигур с целью создания силуэта. Развивать устойчивость внимания. Закреплять представления о геометрических фигурах и их преобразовании. Материал: карточки с изображениями, набор плоскостных геометрических фигур. Процедура игры: ребенку предлагается повторить изображение с помощью набора плоскостных геометрических фигур.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1.    Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
2.    Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3.    Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
4.    Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5.    Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6.    Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7.    Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8.    Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9.    Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10.  Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11.  Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12.  Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13.  Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
14.  Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15.  Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16.  Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17.  Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

___________________________________________________________________________________________________________

Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1.    Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
2.    Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3.    Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
4.    Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5.    Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6.    Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7.    Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8.    Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9.    Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10.  Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11.  Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12.  Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13.  Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
14.  Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15.  Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16.  Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17.  Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.



Предварительный просмотр:

Психологическая готовность ребёнка к школе

Когда ребёнок достигает возраста шести-семи лет, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребёнок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим учеником? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребёнка к школьной жизни? Такой критерий есть, он получил название школьная зрелость или психологическая готовность ребёнка к школе.

Что означает психологическая готовность к школе?

Под школьной зрелостью понимается достижение ребёнком необходимого и достаточного уровня психического развития, когда ребёнок оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в зону ближайшего развития ребенка.

Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в конкретной школе, то ребенок считается психологически не готовым к школе.  Это происходит  в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой, он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Основным критерием готовности к школе является способность ребёнка успешно учиться в выбранной школе.  

Итак, психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Первые годы в школе. Что важно?

Самая главная задача первых лет обучения в школе состоит не столько в приобретении ребёнком определённых знаний и умений. Намного важнее, чтобы после окончания начальной школы ребёнок: хотел учиться; умел учиться; был уверен в своих силах;

чтобы у него сформировалась учебная позиция, стремление учиться, вера в свои возможности, а для этого нужен успех.

Успешный опыт в первые школьные годы – это ОЧЕНЬ важно. Поэтому, вам необходимо позаботиться о том, чтобы выбрать школу, требования которой адекватно отвечали бы возможностям вашего ребёнка.

Когда говорят о возможностях ребёнка, речь идёт не только о его интеллектуальном развитии. Можно выделить несколько направлений, по которым  оценивается готовность ребёнка к школе.

Составляющие психологической готовности ребёнка к школе.

1. личностная готовность ребёнка к школе – самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе. Включает:

социальную готовность (коммуникативные навыки ребёнка): умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и со взрослыми.

мотивационную готовность (наличие учебной мотивации).  

эмоциональная готовность к школе: позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам; достаточная эмоциональная зрелость, чтобы уметь чувствовать настроение другого человека, уметь сотрудничать.

2. волевая готовность к школе – заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни.

3. интеллектуальная готовность к школе – речь идёт об интеллектуальном развитии ребёнка, сформированности основных психических функций – внимания, памяти, мышления.

Остановимся подробнее на каждом из компонентов:

1) Личностная готовность ребенка к школе   заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Отношение к школе. Первоклассник должен уметь выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности. Предполагается, что ребёнок может правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

Отношение к сверстникам. Общение ребёнка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. К школьному возрасту дети должны уметь устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнёрам.  Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Говоря о мотивационной готовности ребёнка к школе речь идёт о побуждении к учебе. Это означает, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять. Часто на первых порах первоклассник старается быть примерным учеником, чтобы заслужить похвалу учителя.

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес.

Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту его поступления  в школу.

2) Волевая готовность ребёнка к школе. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным к длительному сосредоточению, преодолению желания отвлечься.  Для этого необходим определённый уровень развития произвольности. Произвольное поведение – это сознательно контролируемое поведение, у которого есть намерение и цель.

Снижение произвольности в школе проявляется в том, что ребёнок не способен:

слушать учителя на уроках, выполнять задания;

работать по правилу;

работать по образцу;

соблюдать дисциплину.

Современные исследования психологов выявили, что развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка. В основном не слушают учителя на уроках те дети, которым в школе не интересно и кому безразлично, как их оценивает учитель.

То же самое относится к нарушению дисциплины. За последнее время увеличилось количество первоклассников не справляющихся с работой по образцу. А именно на работу по образцу в основном опирается обучение в первом классе. С одной стороны, здесь проявляются все те же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности. Из бесед с их родителями выяснилось, что они не складывали кубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, не выкладывали по образцу мозаику, не собирали конструкторы по заданным картинкам и просто никогда ничего не срисовывали.

Важно отметить,  что распространенные сегодня игры-пазлы не всегда учат ребенка работать по образцу. Все зависит от того, как их собирать. Если сначала анализируется цветовая гамма рисунка, выделяется фон, осуществляется первичная группировка элементов, то такая работа способствует развитию умения работать с образцом. Но если картинка собирается методом проб и ошибок, то есть, если ребенок наугад пробует один за другим элементы, какой с каким состыкуется, то такой способ работы не приводит к умению работать с образцом.

С работой по правилу также в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.

3) Интеллектуальная готовность ребёнка к школе – речь идёт о  сформированности основных психических функций – внимания, памяти, мышления. На пороге школы ребёнок должен уметь:

Внимание.

Выполнять задание до конца, не отвлекаясь;

Находить до 10 отличий между двумя картинками;

Находить одинаковые предметы из ряда подобных;

Находить фрагменты картинок

Проходить лабиринты из линий взглядом;

Память:

Запоминать до 9 предметов в течение 30 секунд;

Запоминать и повторять ряд слов (из 10 слов ребёнок должен повторить 5-6);

Запоминать и повторять по память фразы, произнесённые 1-2 раза;

Запоминать ряд цифр (до 6);

Запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней.

Мышление

Подбирать логические пары предметов (гнездо – птица, молоток – гвоздь);

Подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;

Находить закономерности в логических цепочках;

Определять последовательность событий;

Складывать картинку из 12-15 частей.

Овладение простыми операциями обобщения является важным требованием развития мышления первоклассника.

Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).

От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать.

В основном к моменту поступления в школу ребенок владеет эмпирическим, то есть основанным на опыте, обобщением. Это значит, что сравнивая предметы, он находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все эти предметы к какому-то одному классу или понятию. Так, например, ребенок понимает, что автомобиль, поезд, самолет, автобус, троллейбус, трамвай и т.д. - это все транспорт, или средства передвижения.

Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств различных предметов. Поэтому очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий его мир. Детям нравится возиться с песком, водой, глиной, камешками, деревяшками и т.д. Им интересно готовить вместе с мамой или бабушкой тесто, а потом печь пирог. Их интересует, что как пахнет, что съедобно, а что нет, что будет, если что-нибудь посадить и т.д.

Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире.

Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.

 Отдельно хотелось бы сказать о важности развития фонематического слуха для успешного обучения в школе.

Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове. Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.

Итак, хотелось бы подвести итог и отметить, что психологическая готовность ребёнка к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребёнок читать, считать, писать, а состоит из компонентов личностной (социальная, эмоциональная, мотивационная), волевой и интеллектуальной готовности к школе. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем. Психологическая готовность ребёнка к школе является результатам развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Это фундамент для развития человека в следующем возрастном периоде, в младшем школьном возрасте в условиях учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая готовность детей к обучению в школе

Слайд 2

Интеллектуальная готовность Эмоционально-волевая готовность Мотивационная готовность Коммуникативная готовность Компоненты школьной готовности

Слайд 3

р азвитие основных психических процессов (восприятие, память, внимание, мышление, речь) с формированность мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение, умение устанавливать связь между явлениями и событиями) о риентация во времени, пространстве и своём ближайшем окружении Интеллектуальная готовность

Слайд 4

у мение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия у мение ориентироваться на заданную систему требований у мение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме у мение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образу у мение проявлять эмоциональную устойчивость Эмоционально-волевая готовность

Слайд 5

н аличие желания идти в школу формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – школьника (отношение к учебной деятельности, новому социальному окружению, к школе в целом) н аличие учебной мотивации, то есть желание учиться в школе, чтобы иметь возможность получать новые знания Мотивационная готовность

Слайд 6

потребность в общении с другими детьми и взрослыми у мение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов способность справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения Коммуникативная готовность

Слайд 7

Любите ребенка. Не забывайте о телесном контакте с ним. Находите радость в общении с детьми. Пусть не будет ни одного дня без прочитанной книжки. Разговаривайте с ребенком. Интересуйтесь делами и проблемами ребенка. Разрешите ребенку рисовать, раскрашивать, вырезать, наклеивать, лепить. Не ограничивайте ребенка в общении с ровесниками. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Делайте все дела вместе. Советы родителям

Слайд 8

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Почему происходит снижение и потеря мотивации к обучению у школьников. Что с этим делать. Рекомендации психологов.

Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается ...

Математические примеры в работе. Презентации по разным темам

В виде  презентации даны разные случаи решения примеров, выражений, числовых рядов, рисунки геометрических фигур....

Рекомендации психолога

Рекомендации психолога для родителей...

Рекомендации психолога по развитию внимания будущих первоклассников

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе.Лишь к  началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается ин...

Буклет "Родителям будущих первоклассников" (рекомендации психолога)

В буклете даются рекомендации родителям первоклассников и будущих первоклассников. Может использоваться как на родительском собрании в подготовительной группе, так и на первом родительском собрании в ...

Рекомендации психолога

Рекомендации психолога...

Выступление и рекомендации психолога по теме «Работа педагога с детьми с задержкой развития» на городском семинаре для учителей начальной школы

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста, и как правило обнаруживается при начале систематической учебной деятельности....