Рекомендации психолога
консультация (1 класс) на тему

 Нестерова Нина Ивановна

Рекомендации психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рекомендации психолога44 КБ

Предварительный просмотр:

Цель собеседования с будущим первоклассником

Проведение собеседования с детьми служит для определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка (4-х летнее обучение в общеобразовательной школе, коррекционно-развивающее обучение, педагогические системы развивающего обучения и др.).

Основной целью собеседования с будущим первоклассником  и его родителями при поступлении в школу является:

  • Выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе;
  • Рекомендации родителям в выборе системы обучения (коррекционно-развивающее обучение, традиционная система обучения, педагогические системы развивающего обучения);
  • Рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедом, психологом, в случае необходимости с психоневрологом, собеседование на медико-педагогической комиссии для уточнения вопроса о выборе типа школы: общеобразовательная или специальная (коррекционная).

Критерии готовности ребенка к обучению в школе

  1. К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
  • Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
  • Как получить число первого десятка, прибавляя  единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
  • Цифры 0,1,2,3,4.5.6,7,8,9;
  • Знаки: +, -, =, <, >;
  • Название текущего месяца, последовательность дней недели;
  • Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
  • Соотносить цифру и число предметов;
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • Пользоваться арифметическими знаками действий;
  • Измерять длину предметов с помощью условной меры;
  • Составлять из нескольких треугольников , четырехугольников фигуры большего размера;
  • Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
  • Ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

  1. К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:

  • Строить сложные предложения разных видов;
  • Составлять рассказы по картинке, серии картинок, небольшие сказки;
  • Находить слова с определенным звуком;
  • Определять место звука в слове;
  • Составлять предложения из 3-4 слов;
  • Членить простые предложения на слова;
  • Членить слова на слоги (части);
  • Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
  • Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
  • Уметь правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;
  • Уметь употреблять разные части речи точно по смыслу;
  • Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
  • Уметь отвечать на вопросы и задавать их;
  • Уметь самостоятельно передавать содержание литературных текстов;
  • Уметь составлять рассказы о предметах ( по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);
  • Иметь достаточный кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).

  1. В области представлений об окружающем мире:
  • Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
  • Иметь представление о сезонных явлениях природы;
  • Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

У детей , не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих.

Как может родитель сам определить готовность ребенка к школе?

Список литературы:

Критерии психологической готовности ребенка к школе.

  1. Социально-психологическая готовность к школе:
  • Учебная мотивация (хочет идти в школе; пронимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
  • Умение общаться со сверстниками и взрослыми ( ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
  • Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
  1. Развитие школьно-значимых психологических функций:
  • Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
  • Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше-ниже, вперед-назад, слева-справа);
  • Координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
  • Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
  • Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание ни выполняемой работе в течение 15-20 минут);
  • Развитие произвольной памяти ( способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово-картинка, слово-ситуация).

Советы психолога родителям первоклассников:

  1. Главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.

Как должны вести себя взрослые (родители) , чтобы добиться этого?

Во-первых, необходима серьезная заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового узнал он сегодня.

Желательно поддерживать интерес к учебе, перенося новые полученные знания ребенка на повседневную жизнь (сколько зеленых машин стоит у дома и т.п.).

Во-вторых, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение ребенка. В этом возрасте (6-7 лет) дети ориентированы на реакцию взрослых.  Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя. Поэтому похвала и внимание – это рычаг для поддержания  и повышения интереса к школе и обучению.

В-третьих, чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутренне ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу, как к ответственному серьезному  шагу ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Почему происходит снижение и потеря мотивации к обучению у школьников. Что с этим делать. Рекомендации психологов.

Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается ...

Рекомендации психолога

Рекомендации психолога для родителей...

Рекомендации психолога по развитию внимания будущих первоклассников

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе.Лишь к  началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается ин...

Буклет "Родителям будущих первоклассников" (рекомендации психолога)

В буклете даются рекомендации родителям первоклассников и будущих первоклассников. Может использоваться как на родительском собрании в подготовительной группе, так и на первом родительском собрании в ...

Презентации на разные темы, рекомендации психолога

Мои ученики и всё, что связано с работой...

Выступление и рекомендации психолога по теме «Работа педагога с детьми с задержкой развития» на городском семинаре для учителей начальной школы

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста, и как правило обнаруживается при начале систематической учебной деятельности....