Рекомендации психолога
консультация (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цель собеседования с будущим первоклассником
Проведение собеседования с детьми служит для определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка (4-х летнее обучение в общеобразовательной школе, коррекционно-развивающее обучение, педагогические системы развивающего обучения и др.).
Основной целью собеседования с будущим первоклассником и его родителями при поступлении в школу является:
- Выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе;
- Рекомендации родителям в выборе системы обучения (коррекционно-развивающее обучение, традиционная система обучения, педагогические системы развивающего обучения);
- Рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедом, психологом, в случае необходимости с психоневрологом, собеседование на медико-педагогической комиссии для уточнения вопроса о выборе типа школы: общеобразовательная или специальная (коррекционная).
Критерии готовности ребенка к обучению в школе
- К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
- Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
- Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
- Цифры 0,1,2,3,4.5.6,7,8,9;
- Знаки: +, -, =, <, >;
- Название текущего месяца, последовательность дней недели;
- Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
- Соотносить цифру и число предметов;
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- Пользоваться арифметическими знаками действий;
- Измерять длину предметов с помощью условной меры;
- Составлять из нескольких треугольников , четырехугольников фигуры большего размера;
- Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
- Ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
- К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:
- Строить сложные предложения разных видов;
- Составлять рассказы по картинке, серии картинок, небольшие сказки;
- Находить слова с определенным звуком;
- Определять место звука в слове;
- Составлять предложения из 3-4 слов;
- Членить простые предложения на слова;
- Членить слова на слоги (части);
- Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
- Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
- Уметь правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;
- Уметь употреблять разные части речи точно по смыслу;
- Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
- Уметь отвечать на вопросы и задавать их;
- Уметь самостоятельно передавать содержание литературных текстов;
- Уметь составлять рассказы о предметах ( по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);
- Иметь достаточный кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).
- В области представлений об окружающем мире:
- Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
- Иметь представление о сезонных явлениях природы;
- Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
У детей , не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих.
Как может родитель сам определить готовность ребенка к школе?
Список литературы:
Критерии психологической готовности ребенка к школе.
- Социально-психологическая готовность к школе:
- Учебная мотивация (хочет идти в школе; пронимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми ( ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
- Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
- Развитие школьно-значимых психологических функций:
- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
- Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше-ниже, вперед-назад, слева-справа);
- Координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
- Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
- Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание ни выполняемой работе в течение 15-20 минут);
- Развитие произвольной памяти ( способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово-картинка, слово-ситуация).
Советы психолога родителям первоклассников:
- Главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.
Как должны вести себя взрослые (родители) , чтобы добиться этого?
Во-первых, необходима серьезная заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового узнал он сегодня.
Желательно поддерживать интерес к учебе, перенося новые полученные знания ребенка на повседневную жизнь (сколько зеленых машин стоит у дома и т.п.).
Во-вторых, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение ребенка. В этом возрасте (6-7 лет) дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя. Поэтому похвала и внимание – это рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.
В-третьих, чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутренне ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу, как к ответственному серьезному шагу ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Почему происходит снижение и потеря мотивации к обучению у школьников. Что с этим делать. Рекомендации психологов.
Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается ...
Рекомендации психолога
Рекомендации психолога для родителей...
Рекомендации психолога по развитию внимания будущих первоклассников
Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе.Лишь к началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается ин...
Буклет "Родителям будущих первоклассников" (рекомендации психолога)
В буклете даются рекомендации родителям первоклассников и будущих первоклассников. Может использоваться как на родительском собрании в подготовительной группе, так и на первом родительском собрании в ...
Рекомендации психолога по адаптации первоклассников
Рекомендации...
Презентации на разные темы, рекомендации психолога
Мои ученики и всё, что связано с работой...
Выступление и рекомендации психолога по теме «Работа педагога с детьми с задержкой развития» на городском семинаре для учителей начальной школы
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста, и как правило обнаруживается при начале систематической учебной деятельности....