Портфолио ученика начальной школы
статья на тему

Ручкина Татьяна Дмитриевна

Методический материал для учитилей, родителей и обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Балашовского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.»

Доклад:

«Портфолио ученика начальных классов»

Подготовила: Ручкина Т.Д.,

учитель начальных классов

Балашов

ноябрь 2014 г.

           Портфолио обучающегося – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга обучающихся.

         Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки  сводной ведомости обучающегося при  переходе на вторую ступень обучения.

       Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.

          Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

         В нашей школе разработано Настоящее положение в рамках ФГОС начального общего образования и определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в период его обучения в начальных классах.

Цели и задачи составления Портфолио.

    Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

    Основными задачами составления Портфолио являются:

- поддерживать и поощрять  высокую учебную мотивацию обучающихся;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающихся младших классов;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

- укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;

- активно вовлекать  обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

    Портфолио реализует  следующие функции образовательного процесса:

Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период

времени.

Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.

Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.

Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.

Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания

от класса к классу.

Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

          3. Структура и содержание Портфолио обучающегося.

. Портфолио достижений обучающегося формируется из следующих разделов:

- титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото обучающегося (по желанию родителей и обучающегося);

Структура:

-  «Мой портрет» (личные сведения об обучающемся);

Страницы раздела «Мой портрет»

Мой портрет (знакомьтесь:  это - я)

Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес________________________

Чем я люблю заниматься

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-  «Портфолио  работ»;

- «Портфолио отзывов»;

- «Портфолио достижений, документов»;

- «Разное» (заполняется ребенком при желании и по его усмотрению).

   «Портфолио работ» - включает в себя 2 части.

- Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

-Выборка детских работ (по желанию обучающихся и их законных представителей, т.е. родителей)  — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения.

Примерами такого рода работ могут быть:

- по русскому и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей и т.п.;

- по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

- по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, творческие работы,

- по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества и т. п.;

- по технологии — фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества и т. п.;

- по физкультуре - дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений и т. п.

        Информация о достигаемых обучающимися образовательных результатов должна быть представлена  только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

                          «Портфолио отзывов»   включает:

- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог  и другие непосредственные участники образовательного процесса (по желанию);

                  В «Портфолио достижений, документов» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения обучающегося: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).

          Совокупность этих материалов должна давать  достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, — об основных достижениях конкретного обучающегося, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.

              Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в  федеральном  государственном образовательном Стандарте.

                            Порядок формирования портфолио

           Портфолио обучающегося начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

                    Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы). Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях.

              Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.

             Портфолио хранится в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

               В формировании Портфолио участвуют: обучающиеся, классные руководители, учителя - предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители (законные представители). 

        Обучающиеся с помощью родителей или их законных представителей:

- Осуществляют  заполнение разделов  Портфолио «Мой портрет» и «Разное»;

- Оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной структурой в папке с файлами;

- При оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфолио, достоверность сведений, предоставленных в Порфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность представленных материалов, наглядность;

- Могут презентовать  содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете, на общешкольной ученической конференции и т.п. 

           Обучающийся имеет право включать в Портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности, что позволяет им  постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

     По необходимости, работа обучающихся с Портфолио сопровождается с помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества.  

           Классный руководитель:

- Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио;

- Проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфолио;

- Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио;

- Осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио;

- Обеспечивает обучающихся необходимыми формами, рекомендациями;

- Оформляет итоговые документы.

           Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:

- Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфолио;

- Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету;

- Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету;

- Проводят экспертизу представленных работ по предмету.

            Администрация  школы:

- Разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио;

- Распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;

- Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;

- Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательного учреждения;

- Организует работу по реализации в практике работы школы технологии Портфолио,  как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;

- Осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательном учреждении.

                    Презентация Портфолио учащихся начальной школы.

          Учащийся может представлять содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.

          Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок Портфолио.

             На презентацию учащийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфолио.

                          Подведение итогов работы.

           Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки  сводной ведомости за 4 год обучения при  переходе на вторую ступень обучения. 

              Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.

             Портфолио сопровождается документами:

- состав Портфолио;

- критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.

               Анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.

Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы  классным руководителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента обучающихся.

             В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные обучающимся, с оценками типа:

- зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;

- «хорошо», «отлично» - с оценками, свидетельствующим об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

             По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:

- сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;

- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

              По результатам оценки портфолио обучающихся  может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться  обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.

Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальной школы

Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

портфолио ученика начальной школы (шаблон)

Портфолио ученика начальной школы  (шаблон)   Заполнить титульный лист  и стр.3 "Моя семья"...

возможный вариант оформления портфолио ученика начальной школы

Примерный вариант подскажет какие разделы портфолио должны раскрывать ребенка как разностороннюю личность....

Портфолио ученика начальной школы

Как помочь первокласснику в создании Портфолио, рекомендации для родителей.В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но ...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...