Проект "Моя семья"
проект (2 класс) на тему

Деревянова Татьяна Валерьевна

Проект на тему "Моя семья", выполнен учащимися 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_semya.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №3 р.п. Озинки»

Проект

Тема: «Моя семья»

Авторы проекта: Логинова Анастасия,

Егорова Екатерина

Курлапова Виктория

учащиеся 2 класса

МОУ «НОШ №3 р.п.Озинки»

Руководитель проекта: Деревянова Т.В.

учитель начальных классов

Озинки  2015 г.

Введение.

           Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать.

           На Руси, как древней, так и современной, вплоть до 40-х годов XX века, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо (дерево) рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

          На уроках литературного чтения при изучении раздела «Я и моя семья» я столкнулась с социальной проблемой: дети не знают своего генеалогического древа, не знают имён, отчеств дедов, не знают своих прадедов. Проблема изучения истории своей семьи является одной из самых значимых. Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.

С учетом этого и была выбрана тема исследования «Моя семья».

Основная идея проекта: познакомиться с детьми, их семьями, ценностями, на основе которых строится воспитание моих учеников в семье.

Тип проекта: информационно – исследовательский, по содержанию «ребёнок и его семья», ребёнок-субъект проектирования; внутри школы; при участии детей и взрослых; индивидуальный.

Срок реализации проекта: 25.02.2015 – 20.03.2015.

Объект исследования: семьи девочек второго класса Логиновых, Егоровых и Курлаповых.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирования результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы, поиск информации в Интернете, обращение к семейному архиву;

коммуникативные: беседа;

эмпирические: опросно-диагностические, анализ творческих работ, наблюдения;

статистические: оценка статической значимости гипотезы.

Цель: Осознание роли семьи в жизни человека. Род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения. Понятие своей роли в этой семье, подбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни семьи.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятиями “семья”, “генеалогическое древо”. Научить учащихся составлять родословную своей семьи, узнать значение собственной фамилии. Изучить психологическую атмосферу в семье, влияющей на развитие личности ребёнка.

2. Развивать потребность узнавать историю своей семьи. Развивать гражданственность и патриотизм. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей.

3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, чувство ответственности к своей семье.

Гипотеза исследования: в результате изучения родословного древа семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный (с 25.02.15г.  по 03.03.15 г.)

2 этап – основной (с 04.03.15 г. по  11.03.15 г.).

3 этап – заключительный (с 12.03.15 г. по 20 03.15 г.).

В проектно-исследовательской деятельности принимало участие 3 ученика  второго класса и их родители (3 матери  и 3 отца).

 

Ожидаемые результаты реализации проекта.

       Проводимая работа  над проектом совместно с родителями  и  детьми представляет много возможностей. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создаёт атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии, способствует созданию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей, развитию творческих способностей. Любознательности и гордости за своих родителей, семью. Включившись в такую совместную работу, родители смогут понять, что данная работа помогает им в воспитании собственного ребёнка.

Общие дела и интересы объединяют детей и родителей, помогают им найти общий язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.

Содержание проекта.

Учебный проект состоит из 3 этапов.

  1. Подготовительный этап.

Определение темы, цели, задач, идеи, типа, срока, объекта исследования и гипотезы.

Выбор  модели взаимодействия с родителями учащихся.

  1. Основной этап.

Проведение анкетирования  среди родителей,  анализ результатов анкеты, исследование литературы, Интернет- ресурсов, составление генеалогического древа, выполнение рисунков на тему «Моя семья», написание сочинения.

  1. Заключение.

Подведение итогов, рефлексия, создание презентации.

   

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Вопросы анкеты для родителей.

1. До какого поколения Вы можете вспомнить имена (фамилии, годы жизни, места рождения) наших предков?

2. Сколько детей было в семьях разных поколений (мамы и папы, бабушек – дедушек, прабабушек и прадедушек)?

3. Откуда родом были ваши предки?

4. Кто из ваших предков прожил самую долгую жизнь? Кого из них можно назвать долгожителем?

5.  Вы знаете о жизни бабушек, дедушек….  А известно ли  Вам что–то о жизни их родителей, их бабушек – дедушек?

6. Есть ли в Вашей семье семейный архив? Что в нем? Кто хранит семейные реликвии? А Вы как относитесь к семейному архиву?

       Перед  началом работы было проведено анкетирование трех семей. На вопросы должны были ответить родители. Это позволило узнать, насколько взрослые знают свои семьи, поколения.

В результате получены следующие данные:

  1. Из числа родителей знают родственников до 4 поколения две семьи.
  2. Все семьи, отвечая на второй вопрос,  назвали количество детей в семьях разных поколений (Курлаповы- по 10 – 11 человек, Егоровы – по 5 – 6 детей, Логиновы по 3 -4 детей).
  3. Все семьи знают откуда их предки (Курлаповы – из Пугачева и Ульяновска, Егоровы- из Перелюба и Озинок, Логиновы - из Саратова)
  4. Долгожителя назвала только семья Курлаповых (прадедушка 94 года)
  5. На пятый вопрос семьи дали неполный ответ (Егоровы о жизни своих бабушек и дедушек знают только то, что дед погиб на фронте, а Курлаповы знают немного)
  6. Семейные архивы есть только в виде фотографий, семейных реликвий нет, а если и есть какие - то интересные вещи, то их хранят бабушки.

      Эти ответы позволили сделать ещё один вывод, что проект необходим, т.к. родители совместно с детьми найдут важную для себя информацию касающеюся их поколений.

Я и моя семья.

1.Наши фамилии.

Откуда же берутся у человека имя,  отчество и фамилия?

Имя  выбирают родители, отчество – от имени папы, а фамилия - общая. Много лет назад люди  давали  фамилии, прибавляя к имени отца частичку – ов. Петров – означало «сын Петра». В Украине прибавлялась частичка – енко. Сын Петра – Петренко. Поэтому сыновей известного литературного героя Тараса Бульбы называли Остап и Андрей Бульбенко.

Теперь фамилии в неизменном виде переходят от прадедов к дедам, от дедов к отцам, от отцов к сыновьям.

     Его́ров (Его́рова) — одна из распространённых русских фамилий. В списке общерусских фамилий занимает 71 место. Произошла от мужского имени Егор, то есть Георгий. Женская форма — Егорова.

    Фамилия Курлапова принадлежит к древнему типу славянских семейных именований, образованных от личных прозвищ.

    Исследуемая фамилия восходит к личному именованию дальнего предка по мужской линии Курлап, образованному от прилагательного «курлапый».

   Согласно Толковому словарю В.И. Даля, слово «курлапый» в лексике русских говоров употреблялось в значении «короткий, коротконогий». Следовательно, подобным прозвищем, скорее всего, наделили человека невысокого роста.

    Кроме того, издавна известна поговорка «пишет как курица лапой». Возможно, именно на ее основе и возникло прозвище Курлап, которым могли назвать человека с неразборчивым, неаккуратным почерком.

    Впрочем, прозвание Курлап могло и не указывать на некие характеристики человека, ведь зачастую оно присваивалось маленькому ребенку в качестве охранительного имени. Такое прозвище ни в коей мере не говорило о пренебрежительном отношении родичей к отпрыску, а, напротив, должно было «забрать на себя» все негативные качества, что заключены в его значении, наградив долгожданного продолжателя рода аккуратностью, прилежностью, благополучием.

    По первой версии, фамилия Логинов образована от личного имени, она напоминает о святом заступнике родоначальника и неразрывно связана с историей христианской религии. Данная фамилия берет свои корни от имени Лонгин (с латинского - "долгий") или Логгин (с латинского - "высокий"). Фамилия Логинов, вероятнее всего, происходит от римского фамильного имени Лонгинус. Один из носителей этого имени был объявлен святым. Он служил в Палестине под началом Пилата. И именно этот самый Лонгинус ударом копья избавил Иисуса Христа от мучений. Данное имя, а позднее и фамилия, появились на Руси после принятия христианства.

     Существует также версия, что фамильное прозвание Логинов принадлежит к древнейшему типу исконно русских фамилий, образованных от географических названий (терминов). Доля знатных фамилий в этой группе гораздо больше, чем в любой другой. Сама традиция передаваемых по наследству фамильных прозвищ пришла к нам из Западной Европы и впервые утвердилась в Польше. Фамилии  знатных родов обычно образовывались от названия их владений. Указание на свою вотчину и было таким именем. Возможно, одно из таких имений далеких предков рода Логиновых находилось в деревне Логиново Московской области (известна с 1692г.). Или, что не менее вероятно, предки рода Логиновых были жителями этой деревни.

2. Значение моего имени.

Что имя - звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет. И в именах есть тайна,

И таинство есть имя нареченье.

Имена, которые мы давно считаем привычными, пришли к нам из разных языков. Если тебя зовут Владимир или Ярослав, Любомир или Доброслав, то твоими тезками были славяне. Эти имена произошли от слов мир, слава, власть, милость. Ольга (святая) и Игорь (молодой воин) – имена варягов. Из греческого языка к нам пришли такие имена  Александр (защитник), Петр (камень), Елена (свет), Андрей (смелый), Ирина (мир). В переводе с латинского Валерий означает – сильный. Виктор – победитель. Павел – малыш.

Катя – Екатерина – Катерина – вечно чистая, непорочная (древнегреческое).

Вика – Виктория – победительница (от латинского)

Настя - Анастасия – воскресение, возвращённая к жизни  (древнегреческое)

3.Что значит семья?

 Семья - это очень близкие люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Семьи бывают разные – большие и маленькие.

Как вы считаете, сколько человек может быть в самой большой в семье?

 В 1826 году была описана семья персидского шаха, имевшего 66 сыновей, 53 замужних дочери, 271 внука и внучку. К 80 – летию этого шаха  в его семье было уже 860 детей, внуков, правнуков и праправнуков.

 Семья ШИШКИНЫХ, «самая многодетная» семья России, в которой 20 собственных детей – этот рекорд занесен в Книгу рекордов ГИННЕСА. 

Испокон веков на Руси основой общества, его опорой является семья. Семьи, как правило, были большие, жили пусть тесно, но дружно: родителей почитали, младших в обиду не давали. Проходило время, менялся привычный уклад семьи, дети старались жить отдельно от родителей, менялись интересы людей, их отношения к жизни.

Состояние современной семьи резко отличается от семейных укладов прошлых веков: если материальное положение значительно улучшилось, то характер семейных отношений явно развивается не в лучшую сторону. Иные исследователи даже поговаривают об ослаблении способности семьи к выполнению воспитательных функций.

Однако данные исследований  показывают, что, прежде всего семья способна воспитать достойного человека.  И это не только самые близкие – мама, папа. Определенное влияние на ребенка оказывают бабушка, дедушка. В какой форме преподносится это воспитание – все это накладывает отпечаток на наши души.

Наблюдая за окружающими  нас людьми мы, волей – неволей впитываем в себя атмосферу семейных отношений. И немаловажным фактором на этом этапе  считается воспитание уважения не только к живущим родственникам, но и память о тех, кто ушел. Именно знание истории семьи, знание своих предков, воспитание в ребенке уважения к настоящему и прошлому своих близких поможет в дальнейшем «получить» честных, искренних, любящих, порядочных членов общества.

Наблюдения, которые были проведены, показали, что многие ребята мало знают о родственниках в третьем поколении, но искренне сожалеют об этом и, конечное же, хотели бы узнать больше.

Пословицы о семье

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В семье и каша гуще.

Семья воюет, а одинокий горюет.

В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

Семейное согласие всего дороже.

Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Вместе тесно, а врозь скучно.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье даже в холод тепло.

В каждой избушке свои погремушки.

В недружной семье добра не бывает.

Семьёй дорожить — счастливым быть.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семья — опора счастья.

Семья даёт человеку путёвку в жизнь.

НАШИ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Если спросит сын и дочь:

«Кем твой прадед был, скажи?»

Рассказать ведь им придется,

Лучше четко, от души.

И не мямлить, и не мяться.

Мол, не помню, хоть убей!

Вот поэтому занялся

Родословною своей!

Ведь не дань капризной моде –

Предков знать за 300 лет.

Нет без прошлого сегодня,

Без него и завтра нет.

Жаль того мне, кто не помнит

Жизни предка своего.

Мы свои копали корни –

Накопали кой-чего.

Родословная ведется

С очень – очень давних лет.

Открываю галерею

Я фамилии своей.

Пусть истории семейной

Не написаны тома.

Научу детей гордиться

Тем, чем дорожит семья.

Заключение.

     Анализ изучения наших семей позволил узнать, до какого поколения помнят (имена, фамилии, годы жизни, места рождения) наших  предков мои родители, дяди, тети, бабушки и дедушки.  Сколько детей было в семьях разных поколений (мамы и папы, бабушек - дедушек, прабабушек и прадедушек)? Чем занимались мои прабабушки и прадедушки.  

    В ходе этой работы мы пришли к мысли: семья - это одна из главных ценностей для человека в жизни; необходимо знать историю своей семьи, уважать своих родственников и помнить о них. А ещё мы поняли: часто о человеке судят по его семье; следовательно, свою семью мы также будем создавать на принципах любви и уважения. Понять это нам помогла эта небольшая поисковая работа.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...

Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».

Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...

Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"

Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....

Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»

Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...