Родительское собрание в 3 классе.
материал (3 класс) на тему

Троицкая Лариса Сергеевна

Материал для проведения родительского собрания по теме " Введение курса ОРКСЭ в начальной школе. Выбор модуля."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orks_sobranie.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

     

    Родительское собрание, проведенное в 3 – в классе.

      Тема. Введение курса ОРКСЭ в начальной школе.                    Выбор модуля.

             

             ГБОУ школа № 464 Пушкинского района

                          Учитель : Троицкая Л. С.

Ход собрания.

Вступительное слово.

 Здравствуйте, уважаемые родители. Мы собрались с вами, чтобы поговорить о введении курса ОРКСЭ в начальной школе. (Слайд 2).Основной задачей, которую поставил президент перед этим курсом, является именно воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к своему народу, к своему отечеству, к тем духовно-нравственным достижениям, которые в течение целого тысячелетия создавал наш народ. То есть, ни о каком преподавания «Закона Божия» речь не идет. Речь идет о предмете культурологическом. К каким-либо церковным службам и обрядам никто никого принуждать не будет!

(Слайд3)Курс состоит из шести модулей  

1. Основы православной культуры.

2. Основы исламской культуры.

3. Основы буддийской культуры.

4. Основы иудейской культуры.

5. Основы мировых религиозных культур.

6. Основы светской этики.

Родители выбирают для изучения только один модуль из шести.

Обращу ваше внимание на то, что два предмета или модуля нерелигиозного содержания:

- по светской (гражданской) этике («Основы светской этики»)

- религиоведению («Основы мировых религиозных культур» - сведения об основных традиционных религиозных культурах народов, подготовленные без участия религиозных организаций). По нашему мнению эти модули неприемлемы для преподавания в школе, так как учебники по ним несовершенны (вызывает тревогу домашние задания). А изучение мировых религиозных культур слишком рано для младшего школьного возраста.

(Слайд 4) Курс «Основы православной культуры», позволяет дать детям те духовно-нравственные ориентиры, которыми руководствовался наш народ более тысячелетия, и которые позволяли ему выстоять в годы серьезнейших испытаний!  

О модуле «Основы православной культуры»

(Слайд5)Во всем мире дети в первую очередь изучает культуру и духовную традицию той страны, в которой живут. Прежде чем изучать мировые духовные традиции, ребенку в возрасте 10–11 лет важно сориентироваться в традиционных для своей страны духовных и культурных ценностях.

(Слайд 6)Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в развитии российской государственности и культуры. Понять отечественную историю, литературу и искусство, все то, чем жили наши предки, и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православной духовной традиции. Даже люди, далекие от Церкви, но искренне стремящиеся к тому, чтобы знать и понимать родную историю, желают иметь представление о православии.

(Слайд 7)Изучение основ православной культуры — это начало приобщения ребенка к нравственным и культурным ценностям, хранимым Русской Православной Церковью, которые важны и актуальны и в наше время. Нравственность в православии не является суммой сухих отвлеченных правил, а основана на понятии Бога Творца, живой Личности, любящей Свое творение.

(Слайд8)Что дает изучение основ православной культуры?

(Слайд9)

• Знание духовных ценностей православия как основы российской культуры.

• Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к семье, природе, Родине, уважения к правам и законным интересам сограждан.

(слайд10) Еще в древности знали: «Чего не собрал ты в юности, – как же можешь приобрести в старости твоей?» (Сир.25:5). Увы, духовно-нравственная коррозия начитает поражать человека с самой юности. И дожидаться, пока дети достигнут совершеннолетия, и сами начнут свое религиозно-нравственное обучение – это просто убийственно для их будущего. Ребенок, лишенный нравственного стержня, особенно сейчас быстро поражается страстями и грехом. Никогда еще так не умножалась преступность, пьянство, наркомания, блуд, измены, аборты… Разве это не вокруг наших детей? Разве они у нас живут в стерильных условиях? Разве Вы не видели примеров, когда молодые люди в шестнадцать лет уже достигали крайних пределов нравственной деградации? И какова их печальная судьба?

Православная отечественная культура – это культура Евангелия, культура связанная с именами преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, преподобного Андрея Рублева, Александра Невского и Дмитрия Донского, это культура Пушкина и Достоевского, Чайковского и Рахманинова, Нестерова и Васнецова.

Православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма, любви к своему Отечеству. Она учит уважению к родителям и старшим, чувство ответственности и трудолюбия. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени – наркомании, алкоголизма, воздействия со стороны деструктивных сект. Поэтому призываю Вас родители: отцов и матерей, бабушек и дедушек не упускать возможности и не лишить детей шанса стать счастливыми и духовно богатыми…

Разве плохо, что наши дети услышат: «…возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39), «Почитай отца твоего и мать… да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф.6:2-3), «Не кради» (Исх.20:15)?

На уроке ОПК ребята  не будут выбирать веру, как князь Владимир её выбирал, а узнают, как жила наша страна.

Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении российской государственности. Понять отечественную историю, литературу и искусство, все то, чем жили наши предки и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православной духовной традиции.

Обобщая выше сказанное, мне искренне хотелось бы, чтобы горькие слова Николая Гоголя не были справедливы на наших детях: "Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его", поэтому выбирайте часть Христова сокровища – православную культуру!

Что главное в православной культуре? Прежде всего – наша христианская нравственность, способность любить Бога и ближних людей, как самих себя. Именно нравственное поведение делает человека по-настоящему счастливым. Ни образование, ни слава, ни достаток сами по себе не дают человеку самодостаточность и мир в душе.

Наверное, нет такого человека, который бы не имел примера, когда карьера, семья и даже здоровье начинали стремительно разрушаться от безнравственного поведения?

Выбирая предмет "Основы православной культуры" – мы выбираем для своих детей возможность стать по-настоящему счастливыми и успешными: "Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба" (Пс.36:25).

Дорогие родители! Вам предстоит сделать осознанный выбор. Вы имеете полное право на совершенно добровольный выбор, никто не имеет право оказывать на вас давление.   И пусть главным вашим советником будет ваша любовь к своим детям и ваша совесть!

(Слайд11)

Без Бога нация - толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что ещё страшней, - жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

 Иеромонах Роман (Матюшин)

Родительское собрание

Выбор модуля комплексного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Задачи собрания:

1.        Ознакомить родителей с целями и задачами экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики»

2.        Проведение процедуры уточнения выбора модуля данного курса родителями учащихся.

Ход собрания

     Собрание проводится с родителями 3 класса во втором полугодии. В кабинете стоит компьютер с интерактивной доской для показа презентации.

I. Вступительное слово завуча по УВР. Ознакомление с общим положением курса комплексного курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

     Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»(далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.     Основы православной культуры;

2.     Основы исламской культуры;

3.     Основы буддийской культуры;

4.     Основы иудейской культуры;

5.     Основы мировых религиозных культур;

6.     Основы светской этики.

      Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

     Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

     Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

     Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

II. Выступление завуча по ВР. Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

     Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1.     знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2.     развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.     обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4.     развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения

 

     Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Выступление учителя.  Структура комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

 

     Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

     Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Учебные пособия для комплексного учебного курс «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

      Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

     Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

 Выбор модуля родителями. Дискуссия.

Анкета для родителей (законных представителей)

обучающихся 3 классов

1.Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школ курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

1.Положительно

2.Скорее положительно

3.Безразлично

4.Скорее отрицательно

5.Отрицательно

6.Затрудняюсь ответить

2.В чем Вы видите положительное значение введения данного курса?

1.Расширение кругозора детей

2.Формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям

3.Формирование патриотизма и гражданской солидарности

4.Формирование ценности здорового образа жизни

5.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

6.Воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным,

религиозным традициям народов России

7.Духовное и культурное развитие детей

8.Повышение нравственности детей

9.Формирование уважительного отношения к старшим

10.Приобретение знаний о различных культурах, вероисповеданиях

11.Снижение уровня преступности, наркомании в подростковой среде

12.Приобщение молодежи к вере

13.Другое

14.Затрудняюсь ответить

3.В чем Вы видите риски, связанные с введением курса?

1.Обособление школьников по мировоззрению или национальной принадлежности

2.Дополнительная учебная нагрузка для учащихся

3.Появление формального отношения к религии, вере

4.Снижение уровня терпимого отношения к культурным, конфессиональным и

религиозным различиям

5.Принудительное навязывание веры, религии

6.Принудительное навязывание одного из модулей курса

7.Другое ………

8.Затрудняюсь ответить

4.Какой модуль курса ОРКСЭ Вы выбрали для своего ребенка?

1.Основы светской этики

2.Основы мировых религиозных культур

3.Основы православной культуры

4.Основы исламской культуры

5.Основы буддийской культуры

6.Основы иудейской культуры

7.Не участвовал(а) в выборе

5.Испытывали ли Вы трудности с выбором модуля курса?

1.Да

2.Нет

6.С чем были связаны трудности Вашего

выбора?

1.Различное мировоззрение членов семьи

2. Настороженность, недоверие к нововведениям

3. Недостаточность информации о содержании курса

4. Другое ………

7.Что повлияло на выбор Вами именно этого модуля курса?

1.Интерес ребенка к изучению именно этого модуля курса

2. Мнение классного руководителя или других педагогов

3. Рекомендации родителей одноклассников ребенка

4. Желание руководства школы

5.Разъяснительные беседы представителей религиозных конфессий

6. Уклад жизни семьи, семейные традиции

7. Другое ………

8. Затрудняюсь ответить

2.Факультатив для всех желающих

3.Этот курс не должен преподаваться в школе

4.Затрудняюсь ответить

8.Как Вы считаете, отражает ли воспитательный, духовно-нравственный

характер курса учебное пособие по выбранному модулю?

1.Да

2.Скорее да, чем нет

3.Скорее нет, чем да

4.Нет

5.Затрудняюсь ответить

9.Имеете ли Вы представление о

содержании учебных пособий по другим модулям курса?

1.Да, всех

2.Да, некоторых

3.Нет

10.Какую систему оценивания достижений Вашего ребенка по данному курсу Вы

считаете наиболее оптимальной?

1.С выставлением отметок

2.Без отметок

3.Другую….

4.Затрудняюсь ответить

Примерная форма заявления о выборе модуля комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Директору

(наименование ОУ, Ф.И.О. директора)

(Ф.И.О. родителя, законного представителя)

ученика (- цы)

(класс, фамилия, имя ребенка)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, ______________________________________________________________________,

(Ф.И.О. родителя, законного представителя)

выбираю для изучения моим ребенком, учеником (-цей)

(класс, фамилия, имя

ребенка)

модуль ОРКСЭ

(название ОДНОГО выбранного модуля)

«_____

Учебно-методический комплект по комплексному

учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Название учебника, издательство

Авторы

Аннотация

Приложения

1

Основы православной культуры (4-5 класс). - М.: Просвещение, 2010. – 95 с.

А.В. Кураев

Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает ее значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Компакт-диск «Основы православной культуры» (электронное приложение) ЗАО «Образование Медиа» ОАО Издательство «Просвещение», 2010.

2

Основы исламской культуры (4-5 класс).

- М.: Просвещение, 2010. – 80 с.

Н.Ф. Муртазин

Д.И.Латышева

Учебное пособие знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухамеда, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчеркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.

Компакт-диск «Основы исламской культуры» (электронное приложение) ЗАО «Образование Медиа» ОАО Издательство «Просвещение», 2010.

3

Основы буддийской культуры (4-5 класс). - М.: Просвещение, 2010. – 80 с.

В.Л. Чимитдоржиев

Учебное пособие знакомит с основами буддийской культуры, ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.

Компакт-диск «Основы буддийской культуры» (электронное приложение) ЗАО «Образование Медиа» ОАО Издательство «Просвещение», 2010.

4

Основы иудейской культуры (4-5 класс). - М.: Просвещение, 2010. – 95 с.

М.А. Членова, Г.А. Миндрина, А.В. Глоцер

Учебник знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает ее значение в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а так же ее влияние на историю еврейского народа и мировые религии – христианство и ислам; показывает жизнь евреев в России.

Компакт-диск «Основы иудейской культуры» (электронное приложение) ЗАО «Образование Медиа» ОАО Издательство «Просвещение», 2010.

5

Основы светской этики (4-5 класс). - М.: Просвещение, 2010. – 63 с.

Авторы не указаны,

1 и 30 урок подготовлен А.Я. Данилюк

Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом.

Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

Компакт-диск «Основы светской этики» (электронное приложение) ЗАО «Образование Медиа» ОАО Издательство «Просвещение»,2010.

6

Основы мировых религиозных культур (4-5 класс). - М.: Просвещение, 2010. – 80 с.

А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева (руководитель авторского коллектива), А.А. Ярлыкапов, А.Я. Данилюк

В учебном пособии с учетом возрастных особенностей учащихся 4-5 кл. даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.

Компакт-диск «Основы мировых религиозных культур» (электронное приложение) ЗАО «Образование Медиа» ОАО Издательство «Просвещение», 2010.

7

Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010. – 239 с.

Б.Х. Бгажноков, О.В. Воскресенский, А.В. Глоцер и др. под ред. В.А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой

Книга содержит материалы по истории религий, основным религиозным направлениям, включая классификацию религий. Особо рассматривается взаимосвязь религии и общества. Специальный раздел посвящен светской этике.

Пособие адресуется учителям, преподающим курс «Основы религиозных культур и светской этики», а также руководителям общеобразовательных учреждений, студентам педагогических вузов.

8

Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010. – 32 с.

А.Я. Данилюк

Пособие адресовано родителям (законным представителям) учащихся 4 – 5 классов общеобразовательных учреждений, изучающих комплексный учебный курс «Основы религиозный культур и светской этики». В пособии раскрыты условия апробации нового курса в учебном процессе образовательных учреждений, структура и основное содержание курса. Особое внимание уделено формам и методам взаимодействия школы и семьи с целью нравственного воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания (1 класс)

"Мотивы учения младших школьников"."Родителям о внимании и внимательности". "Трудности адаптации первоклассников к школе"....

Итоговая работа .Родительское собрание 3 класс

Это работа предназначена для учителей начальных классов, для проведения родительского собрания. Готовые темы родительские собрания  3класса ....

Тематика родительских собраний 1 класс

Тематика родительских собраний 1 класс...

родительское собрание 1 класс

Собрать информацию об учащихся, их родителях, о льготниках...

родительское собрание 1 класс

1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; 2. дать рекомендации родителям о том, как  формируются у детей навыки самоконтроля....

Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".

Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....

Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"

В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....