Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС
статья по иностранному языку
Игровая технология обязательно включает следующие компоненты:
- мотивационный компонент связан с отношением учащихся к содержанию, процессу деятельности;
- ориентационный компонент связан с принятием учащимися целей учебно-познавательной деятельности;
- содержательно-операционный компонент предполагает овладение учащимися содержанием учебного материала;
- ценностно-волевой компонент, обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности;
- оценочный компонент игры обеспечивает сличение результатов игровой деятельности с целью игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igravaya_statya.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС
Успех в обучении иностранному языку школьников не только младших классов, но и среднего звена и старшеклассников может быть обеспечен такой методической системой в основе, которой лежит интерес учащихся к предмету. Чем живет ребенок? В чем происходит реализация его личности? Конечно в игре. Очень важно учитывать психологические особенности развития, восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления у учащихся.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий содействующих совершенствованию качества знаний учащихся по английскому языку, усиление их мотивации к его изучению на основе использования игровых технологий.
Деятельностный характер предмета «Английский язык» соответствует игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению английского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игра занимает важное место в жизни младшего школьника, являясь для него средством познания действительности. Исходя их особенностей психологического развития младшего школьника, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, нельзя не оценивать потенциальных возможностей игры как эмоционального фактора. Игра – это всегда эмоции. Где эмоция – там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Игра способствует непроизвольному запоминанию, которое является преобладающим у младших школьников.
Природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) Дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки. Игра наилучшим образом позволяет достичь метапредметных результатов изучения иностранного языка таких как умение взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей, умение выбирать речевые средства для успешного решения коммуникативной задачи, умения.
Роль игры на уроках английского языка огромна. Она является действенным инструментом преподавания, который позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать.
Она является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи, что способствует форсированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся. Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; всесторонне развиваются.
Игровая технология обязательно включает следующие компоненты:
- мотивационный компонент связан с отношением учащихся к содержанию, процессу деятельности;
- ориентационный компонент связан с принятием учащимися целей учебно-познавательной деятельности;
- содержательно-операционный компонент предполагает овладение учащимися содержанием учебного материала;
- ценностно-волевой компонент, обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности;
- оценочный компонент игры обеспечивает сличение результатов игровой деятельности с целью игры.
Мотивационный компонент связан с отношением учащихся к содержанию, процессу деятельности, включает мотивы, интересы и потребности учащихся в игре. Мотивационный компонент обеспечивает их активность в игре, связь с другими видами деятельности. Мотивация закладывается в самом процессе игры.
Ориентационный компонент связан с принятием учащимися целей учебно-познавательной деятельности, нравственных установок, ценностей. Ценности, став личностно значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.
Содержательно-операционный компонент предполагает овладение учащимися содержанием учебного материала по английскому языку, их способность опирается на имеющиеся знания и способы деятельности. Игровое действие характеризуется сознательной целью, на которое оно направлено. Действие определяется не только целью, но и реальными предметными условиями – системой ориентиров.
Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности, познавательной активности, включает внимание, придает эмоциональную окрашенность игре в виде переживаний. Этот компонент игры направлен на развитие личностной ориентировки как особого вида социально-культурного опыта, освоение которого осуществляется на основе эмоционально-ценностного отношения к миру.
Оценочный компонент игры обеспечивает сличение результатов игровой деятельности с целью игры. Содержание оценочного компонента является систематическое получение информации о ходе познавательной деятельности. Оценочный компонент обеспечивает самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности. Все рассмотренные компоненты игры находятся в тесной связи.
При изучении различных тем можно использовать следующие виды игр:
- языковые (фонетические игры, лексические игры, грамматические игры, орфографические игры)
- творческие игры ( сюжетные, имитационно-моделирующие, ролевые игры )
- подвижные игры.
“Подготовительные” (или языковые), помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику), делятся, соответственно, на фонетические, лексические, грамматические, орфографические. Целью этих игр является формирование речевых навыков и тренировка употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммукативном этапе овладения иностранным языком.
Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Лексические игры, логически продолжающие “строить” фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. А формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых освоение правописания изученной лексики.
Речевые игры нацелены на формирование умения в определенном виде речевой деятельности, т.е. обучение аудированию, обучение монологической речи, диалогической речи, обучение чтению, обучение письму.
Сюжеты игр могут быть самыми разнообразными. Для этого можно использовать рассказы, сказки, фильмы. Для развития воображения и творческих способностей детей игры нужно разнообразить. Дети не должны играть в одну и ту же игру много раз.
Играя в сюжетно-ролевые игры, дети учатся переносить действия из одних условий в другие, начинают одушевлять неживую природу, создавать элементы нового. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь, воспитываются нравственно-волевые качества личности, интерес к личности другого.
Дети очень любят принимать участие в играх-драматизациях и инсценировках. Такая игра стимулирует воображение, требует сюжетных построений, распределения ролей, сложных речевых взаимодействий, стимулирует к развитию всех психических и познавательных процессов, мотивирует речевую и эмоциональную деятельность детей.
Так например у детей младшего школьного возраста высоко развито восприятие и острота слуха. Они быстро схватывают тонкости произношения, которые должны подкрепляться фонетическими упражнениями чтобы перейти в навык.
Чтобы добиться правильного и хорошего произношения требуется многократное повторение тех или иных звуков, поэтому можно применять при обучении детей «фонетические, лексические, грамматические сказки». Вот пример «фонетической сказки» на русском языке для отработки отдельных звуков.
«Жил был мистер язычек, каждое утро от просыпался и потягивался (учащиеся поднимают свой язычек так, чтобы в дальнейшем им легко было произнести звук [r], затем затем открывает ставенки (рот полузакрыт) и любопытно мистер язычек выглядывает и поражается солнцу и восклицает [⊃], [⊃:], затем он решил убрать в своем домике и начинает выбивать в своем домике ковер, ребята повторяют звук [d], [t], вдруг подул ветер и ставни стали хлопать, (учащиеся повторяют звук [w]).
Учащиеся младших классов с удовольствием играют в игры американских школьников. Например игра Bun yard (Скотный двор). Игроки распределяются на животных (несколько поросят, собачек, коровок, кошек, лягушат, петушков, курочек). И надо научить их издавать звуки этих животных по-английски.
a cow – mu: mu:
a dog – bow-wow
Учителю стоит обращать внимание не только на развитие мышления у младших школьников, но и на воображение, моторику. Например учитель читает несколько раз небольшой связный текст, основанный На начальном этапе дети с удовольствием играют в игру Name game.
1. Каждый участник делает визитку со своим именем по–английски и прикалывает к своей одежде. Надо быстро стать в алфавитном порядке, согласно первой букве имени.
Младшие школьники с удовольствием играют в игру на развитие мышления. Учитель задумывает какой либо предмет или игрушку и просит детей отгадать что он задумал, задавая вопросы – Is it big? Is it red? Is it nice? Is it a fox?
на знакомом материале. Ученики слушают и делают небольшие рисунки воспроизводят текст. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех..
Очень важно развивать у учащихся умение классифицировать. На доске пишутся несколько слов, нужно назвать лишнее. Например: dog, cat, frog, read, parrot, cow. Лишним будет read, т.к. это единственный глагол в ряду существительных. Принцип объединения слов в один может быть разный.
Как известно, обучающие игры на уроках и внеклассных занятиях способствуют выполнению важных методических задач: созданию психологической готовности детей к речевому общению; обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала; тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.
С помощью игр можно развивать также память, внимание, логическое мышление.
Очень эффективна игра – отработка предлогов, вопроса Where was…? И ответов на него. Учитель раскладывает на столе предметы, названия которых на английском языке известны учащимся: книгу, ручку, пенал или название животных – игрушек). Затем он оставляет на столе книгу, ручку вкладывает в книгу, а пенал прячет в стол. Дав ребятам одну - две минуты, чтобы запомнить, где находятся предметы, учитель снова раскладывает их на столе, а затем задает вопросы детям:
T: Where was the book?
P1: The book was on the table.
T: Where was the pan?
P2: The pan was in the book..
T: Where was the pencil – box?
P3: The pencil – box was in the table.
Затем учитель делает вид, что забыл, где находились предметы. Учащиеся напоминают ему. P: The pencil – box was in the table. и т.д.
Игра «The last letter»
Каждый ребёнок должен назвать слово, следующий ученик должен придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первым игроком, и т.д. Выигрывает тот, кто последней назовет слово.
Например: apricot, tea, apple и т.д.
Игра «КАКОЙ ЗВУК Я ЗАДУМАЛА?»
Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший ученик получает право загадать свою загадку
Соединить половинки слов
Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части (foot-ball, snow-man и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые — в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.
Foot | Shelf |
Snow | Code |
Basket | Ache |
Book | Ball |
Post | Box |
Letter | Card |
Black | Case |
Head | Board |
Tooth | Man |
Stomach | paste |
Игра «ДЕЖУРНАЯ БУКВА»
Учащимся раздаются карточки, и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Например, учитель говорит: “Сегодня у нас дежурная буква “s”, она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква “s” стоит на первом месте?”
На своих уроках я также использую следующие игры:
- Игра пантомима при изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать в воздухе, головой или в паре с партнером) изобразить вид транспорта
- При изучении темы «my pet» изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.
- При изучении «my day” изобразить действие которые совершaются обычно в течении дня
- Игры с небольшим мячиком используются при изучении алфавита, цифр, названий цветов
Очевидно, что одна из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам - это проблема организации обучения с использованием игровой технологии. Использование игры на уроках иностранного языка имеет значение для приобретения новых представлений или формирования новых умений и навыков. Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения. Использование различных игровых приемов на уроке также способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС
Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр...
Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС
Презентация к выступлению на МО учителей иностранных языков "Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГО...
Презентация «Применение игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода»
Презентация создана для учителей начальных классов, методистов, заместителей директора...
"Применение игровых технологий на уроках математики в начальных классах как средство реализации системно- деятельностного подхода в школе"
Применение игровых технологий на уроках математики в начальных классахкак средство реализации системно- деятельностного подхода в школе...
Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...
ТЕМА: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ФГОС»
ТЕМА: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ФГОС»...
Статья «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС»
Основной принцип системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся сами получают информацию, в процессе исследовательс...