Представление собственного инновационного опыта
материал на тему
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Максимкиной Ольги Владимировны
1.Тема инновационного педагогического опыта:
Освоение технологий проблемно-диалогового обучения младших
школьников.
2. Актуальность и перспективность опыта:
Современному обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, сотрудничеству для достижения совместного результата. И сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получила технология проблемно- диалогового обучения, которая применима при работе по любой из действующих программ обучения. Она отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.
У данной технологии много «плюсов». При системном использовании проблемно-диалогового обучения происходит развитие умственных способностей учащихся, самостоятельности, креативного мышления; оно способствует развитию познавательной активности детей, осознанности знаний, обеспечивает более прочное усвоение учебного материала. Самый большой «плюс» технологии проблемно-диалогового обучения состоит в том, что она носит универсальный, общепедагогический характер, т.е. реализуется на любой ступени обучения и на любом предмете.Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счет использования диалога- коммуникативных, за счет развития умений извлекать информацию, делать логические выводы и т.д. - познавательных.
3. Теоретическая база:
Технология проблемно-диалогического обучения лежит в основе образовательной системы нового поколения «Школа 2100». Этот проект, выполненный группой академиков РАО А.А. Леонтьевым, Ш. А. Амонашвили, С. К. Бондыревой и рядом ведущих российских учёных – Бунеевым Р. Н., Вахрушевым А. А., Горячевым А. В., Даниловым Д. Д., Ладыженской Т. А. и другими, целиком построен на лучших российских педагогических традициях, исследованиях последних лет и полностью учитывает особенности детской психики и закономерности восприятия. Главная идея образовательной системы "Школа 2100" – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека.Именно поэтому я предпочла традиционным программам образовательную программу «Школа 2100» и на личном опыте убедилась в результативности проблемно-диалогического обучения.
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» (Шалва Амонашвили).
Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
4. Ведущая педагогическая идея:
Вот уже несколько лет я работаю по образовательной системе «Школа 2100» и применяю технологию проблемно-диалогического обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно такого человека. Программа построена на диалоге с ребенком. Я не просто сообщаю тему урока, ребенок сам открывает для себя ту или иную тему.
Если систематически и последовательно использовать на уроке проблемно-диалогическое обучение, то у обучающихся можно сформировать ключевые компетенции, которые пригодятся им в жизни.
5. Оптимальность и эффективность:
Цель моей работы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, которые определяют формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Основные цели внедрения педагогического опыта:
- учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;
- создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;
- формирование интереса к образованию;
- создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;
- создание ситуации комфортности на уроке;
- развитие личности ребенка;
- развитие речи учащихся;
- развитие умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности.
6. Результативность опыта:
- дети спокойно отвечают у доски, не боятся сделать ошибку при ответе (обладают коммуникативной компетентностью);
- уже есть моменты, когда они пытаются четко и ясно изложить свои мысли (общекультурная, учебно-познавательная компетенции);
- стали активнее и самостоятельнее (коммуникативная, социально-трудовая компетенция);
- не боятся высказать свою точку зрения (личностное самосовершенствование);
- спокойнее и легче ориентируются в необычных ситуациях(личностная компетенция)
7. Представление педагогического опыта:
- обобщение опыта на МО учителей начальных классов:
-выступление на заседании МО с докладом «Приемы развития мелкой моторики у младших школьников»,2012год.
- выступление на заседании МО с докладом «Из опыта работы по реализации проблемно- диалогового обучения.
Создание проблемных ситуаций на уроках математики»,2013 год
- открытые уроки:
- школьный педагогический марафон. Урок математики «Число и цифра 5»,2014
-городской семинар-практикум «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы.Критерии оценки их достижения»,урок математики «Число 10.Состав числа»,2015
- выступление с докладом на научно-практических конференциях
«Гуманитарные науки и стратегии образования: пути интеграции», 2013 год.
Тема: «Приемы формирования орфографического навыка с использованием методов проблемно-диалогического подхода», 2013 год.
-международная научно-практическая конференция 48 Евсевьевские чтения.
Тема: «Совершенствование коммуникативных умений школьников»,2012 год.
- выступление с докладом на международной научно-практической конференции Евсевьевские чтения «Использование информационных технологий при обучении русскому языку»
- выступление с докладом на научно-практической конференции Осовские педагогические чтения «Актуальные проблемы методики начального образования.
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря»,2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного инновационного опыта
В этом документе представлен инновационный опыт учителя начальных классов....

Публичное представление собственного инновационного опыта "Дидактическая игра как средство познавательного интереса младших школьников на уроках математики"
В статье раскрывается актуальность темы, технология обучения математике с применением дидактических игр на разных этапах урока....

Публичное представление собственного инновационного опыта Чубаевой Т.В.
Пкбличное представление инновационного опыта...

1.публичное представление собственного инновационного опыта мое представление
публичное представление собственного инновационного опыта чубаевой татьяны васильевны...

Публичное представление собственного инновационного опыта
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, ...

Представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов
Описание собственного инновационного опыта учиетля начальных классов Асташкитной Н.А. по внедрению в практику работы УМК "Перспективная начальная школа"...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов " Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД у младших школьников "
Актуальность и перспективность опыта обусловлена изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями...