Групповая работа в начальной школе
проект на тему

Демина Ксения Николаевна

Кака влияет групповая работа на образование в начальной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument_2.odt29.51 КБ

Предварительный просмотр:

2

     Главная цель моей педагогической деятельности – дать возможность каждому ученику получить образование с учётом индивидуальных возможностей. В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

 

  • воспитывающее обучение:  я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
  • ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть успешным;
  • ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его идти дальше, выше;
  • сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам.

     На протяжении столетий менялись цели и задачи педагогики. Не вызывает сомнений, что и в будущем этот процесс продолжится. Приоритетным направлением системы образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом. Саморазвитие, самопроектирование, компетентность, конкурентоспособность личности – это приоритеты, которые становятся основой новой  системы  образования. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:  формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; реализовывали бы в первую очередь общеучебные  умения и навыки, такие как исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности; были приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

     Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Указанный подход соответствует и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность)  и  современным стандартам. Чтобы стать человеком XXI века, современному школьнику необходимо не просто овладеть базовыми компьютерными навыками, но и научиться отбирать и анализировать информацию, синтезировать новое знание, выстраивать систему эффективной коммуникации и сотрудничать с людьми. Мне нравится применять метод групповой работы на уроках и во время проведения внеклассных мероприятий. Использую его не очень часто, но регулярно.
  Начила использовать этот методический приём со 2 класса. Они вполне в состоянии действовать сообща, работают в группах с удовольствием. Они часто воспринимают уроки, организованные с применением группового метода, как игру, как праздник.

1.Цели и задачи.

     Основными целями, которые я преследую, организуя на уроках работу в группах, является следующее: развитие коммуникативности, повышение интереса к знаниям вообще и к процессу обучения в частности, развитие логического мышления и речи, приобретение навыка формулировать свои мысли и умения аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Задачи же ставятся в каждом случае свои. Это может быть проверка знаний учащихся по определённой теме или отработка приобретённых навыков, обобщение пройденного материала или исследование какого-либо объекта, демонстрация обучающимися своих достижений, результатов самостоятельно проведённых изысканий и другое. Как правило, урок решает несколько задач, но бывают и исключения.
    Что касается воспитательного процесса, то к вышеперечисленным целям я бы добавила воспитание чувства ответственности. Когда создаётся творческая группа, которая работает на протяжении какого-то времени, каждый её член старается не подвести свою команду, прикладывает максимум усилий, чтобы  все дела группы прошли достойно, гордится результатами коллективных действий, переживает неудачи, учится исправлять ошибки. Всё это возможно, когда в классе созданы, сосуществуют и взаимодействуют мини-коллективы. Кроме того, в соответствии с психологическими особенностями своего возраста учащиеся начальных классов комфортнее себя чувствуют именно в небольших по численности коллективах, а это, в свою очередь, благотворно влияет на их развитие.

2.Принципы групповой работы.

          С целью успешного проведения групповой работы я  соблюдаю следующие принципы:  Учитываю уровень образовательных возможностей учащихся и учитываю особенности состава группы. Составляю задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.Распределяю  роли между участниками группы.Организовываю коммуникацию в группе и между группами. Анализирую способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

     3.Варианты комплектования групп.

           Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы.Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.В своей практике использую следующие варианты комплектования групп:

1. По желанию:

          Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:Разделитесь на группы по ... человек.Разделитесь на ... равные группы.

2. Случайным образом:

          Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.Этот метод формирования групп использую  в тех случаях, когда передо мной стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, в этот мо мент я указываю рукой какая это группа) и т. п.

3. По определенному признаку:

         Такой признак задаю я , либо любой  ученик. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера»:

         «Лидер» в данном случае  я сама выбираю лидера (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбирается детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога:

           В этом случае я создаю группы по некоторому важному  признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом  я могу объяснить принцип объединения, а могу уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

   4.Виды групповой работы.

        Назову несколько видов групповой работы, которые  использую на уроках в начальной школе:

Мозговой штурм

          Используется для генерации идей.Соблюдается жесткий   регламент.Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи»

         Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке окружающего мира  при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

Охота за сокровищами

          Я составляю  вопросы, могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком

         Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы

         Я  делю тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы

         Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

  5.Оценка деятельности учащихся.

         Чтобы сохранить обучающий характер урока, даже если это итоговое занятие по теме, обобщение или проверка знаний соблюдаю следующее условие. Оценивая результаты выполненного задания, или подводя промежуточные итоги, если это урок-игра, обязательно озвучиваю правильные ответы в письменных заданиях. У детей не должно остаться неопределённости. (Стараюсь чередовать задания таким образом, чтобы успеть проверить письменные ответы за то время, пока ребята выполняют следующее задание.)
Не забываю хвалить за правильные устные ответы, благодарить за удачные творческие выступления, поощрять проявления инициативы, поддерживать ученика (особенно слабого) в его попытке выступить от имени команды с устным рассказом, оценкой каких-либо событий.
Подводя итог всего урока, стремлюсь прокомментировать не только количество и качество выполненного, но и обсудить с ребятами уровень их коммуникабельности, успешность совместных усилий, умение действовать сообща.

      6.Плюсы и минусы при групповой работе.

     Хочу выделить основные плюсы при работе в группе:

 1.повышается учебная и познавательная мотивация;

  1. 2.снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;

3. в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; 4.улучшается психологический климат в классе.

       Есть и минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя:

  1.   1.групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках - без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна;

    2. организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат, усилий;

    3. при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;

    4.разделение на группы может проходить непросто, даже драматично;

   5. в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве - им надо создать условия для этого, а это дополнительные сложности для учителя.

7.Заключение

     В современном обществе существует проблема толерантности. Люди часто проявляют нетерпимость друг к другу из-за принадлежности к разным слоям общества, из-за расовых и религиозных разногласий, из-за различных взглядов на окружающую действительность и по многим другим причинам.
Дети это будущие взрослые. Любой детский коллектив это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.
Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.

Список использованой литературы:

1.Карпова Е.В., Шевко О.Н. Возможности применения проблемного обучения в начальной школе.// Психология педагогического мышления: теория и эксперимент. М., 1998

2. Карпова Е.В., Кулешова О.Н. Развивающие системы обучения и формирование мотивации. Яр., 2004

3. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. Рига, 1997

4.Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва-Рига, 2000

5.Бухалко,Н.И.Групповая работа на уроках русского языка во 2-м классе / Н.И. Бухалко// Начальная школа плюс и До и После. – 2008. – № 4.

6.Кудряшова, Т.Г.Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г.Кудряшова, О.В.Чиханова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. №3.

7.Кузнецова, И.В.,Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 11.

8.Савушкина, Т.П.Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина Завуч начальной школы. – 2008.–№ 4.

9.Танцоров, С.Групповая работа в развивающем обучении / С. Танцоров. – Рига, 1997.

10.Цукерман, Г.А.,Зачем детям учиться вместе?/ Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение,1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Групповая работа в начальной школе

Об использовании групповой работы в начальной школе...

Групповая работа в начальной школе

На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудн...

Организация групповой работы в начальной школе

Организация групповой работы в начальной школе...

"Организация групповой работы в начальной школе как средство формирования УУД"

В данной статье говорится о групповой работе способствуещей не только развитию коммуникативных учебных действий, но и способствует формированию и развитию познавательных и регулятивных учебных действи...

Технология групповой работы в начальной школе

Одним из методов развития самостоятельного мышления является групповая работа на уроках. Целью этой технологии является создание условий для формирования навыков работы в паре, в  группе....

Групповая работа в начальной школе.

Групповые технологии тесно переплетаются с другими современными технологиями. Работа по группам возможна и при проведении игровых моментов урока, и на урока-интеграциях, на у...

Организация групповой работы в начальной школе

Цели, задачи, принципы групповой рабрты.Варианты комплектования групп. Виды групповой работы....