Классный час по теме "Деньги"
материал (2 класс) по теме

Клыкова Наталья Сергеевна

Классный час по экономическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_po_teme_dengi.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Классный час по экономическому воспитанию

                                                                       Тема «Деньги»

Цель: познакомить детей с понятиями «обмен», «деньги», «купюра», «номинал», «монета», рассмотреть особенности создания денег, познакомить с их разновидностями, способствовать развитию интереса к экономической сфере жизнедеятельности, расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают, воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Ключевые слова: «деньги», «обмен», «купюра», «номинал», «монета».

Материалы для проведения занятия: презентация, денежные купюры разным номиналом, монеты.

                                                                        Ход занятия

1.Древние времена.

– Дети, здравствуйте! А давайте с вами сейчас перенесёмся в древние времена. На чём совершим путешествие?  Конечно, на машине времени!

2.Беседа о древних временах. Остановка-Прошлое.

- Как выглядели люди в древние времена? Где они жили, во что одевались? ! Как вы думаете, могли ли тогда люди тогда разговаривать? А как же они здоровались друг с другом? Покажите, как это происходило?

- Дети, а как вы думаете, были ли деньги в те древние времена? (золото, драгоценные камни, мех, красивые украшения, необычные и редкие предметы — то, чего не было у всех и поэтому это ценилось)

- Как они выглядели?

-Итак, на вопрос, что же такое деньги и какое  место они занимают в жизни человека мы постараемся ответить сегодня.

3.Беседа – размышление.

— Дети, дело в том, что каждое племя занималось своим делом: одни ловили рыбу — и у них было много рыбы; другие собирали мёд — и у них было очень много мёда; третьи выращивали зерно и собирали плоды — и поэтому у них этого всегда было вдоволь.

— Подумайте, что нужно было сделать племенам, чтобы попробовать продукты других племён? (поменяться)

— Правильно, поменяться. Это называется обмен.

4.История возникновения денег.

Города на нашей планете были построены очень давно. Они были совсем не такими, как сейчас.Люди ездили лишь на лошадях, а дома были маленькие и деревянные.Магазинов не было вовсе.

Представьте площадь, а на ней много народу, как у нас на базаре. Дед Егор привёл стадо овец продавать, а бабка Василина привезла мешок зерна. Нужно бабке овечку купить, а деду — зерна, чтобы хлеб дома печь.

- Дети, что нужно иметь для того, чтобы купить товар? (Деньги.) А раньше, оказывается, денег не было. Что же делать бабке Василине и деду Егору? (Поменяться.)

Довольны и рады дед и баба, что приобрели то, что хотели.

А вот другой базар. Продают корову, мёд, туфли. Приходит дед Тарас. Ему нужно купить для бабки новые туфли (они стоят три сухие рыбины, корова — 10 сухих рыбин, бочка мёду — 5 сухих рыбин).

Дед покупает нужный товар и отсчитывает сухую рыбу вместо денег.

Вместо денег стали использовать тот товар, который более всего был необходим людям.

 У разных народов мира роль денег играли самые разные товары: соль, ткани, медные браслеты, золотой песок, лошади, морские раковины и даже сушёная рыба.

А потом вместо денег стали использовать медные пластины.

Позднее, во время царя, деньгами были золотые, серебряные и медные монеты. Эти монеты были самыми разнообразными, на них наносились изображения, например, портреты царей. (В наше время такие монеты просто собирают, коллекционируют.)Есть наука о монетах-нумизматика.

А в такой стране, как Китай, монеты делали из коры тутового дерева, на которые ставили царскую печать .

На Руси вместо монет использовали кусочки кожи .

Лишь позднее стали использовать бумажные деньги.

 Показ детям разновидностей денег (белорусские, российские, украинские и т. д.).

(На Украине — это гривны, в России и Беларуси — рубли, в Америке — доллары, в Германии и Франции — евро и т. д.)

Вывод:

Люди чтобы получить необходимый товар, обменивались между собой: рыбу меняли на соль, мёд на мясо, зерно на коров и курей. А что же делать, если у вас много мёда, а вам нужно молоко, а ваши соседи меняют молоко только на зерно. Вот и догадались люди, что можно использовать дорогие товары для любого обмена. Так появились первые деньги. Это были драгоценные камни, золото, серебро, красивые меха, украшения. Их можно было обменять на что угодно. Вот и сейчас на деньги можно купить, что угодно.

5.Беседа по вопросам (Современные деньги). Остановка-Настоящее.

- Подумайте и скажите, из чего делают современные деньги? (Бумага, металл)

- Как называются деньги из бумаги? (Купюры)

- Купюры бывают разного номинала и все они разного цвета, чтобы люди не путали их между собой.

- А как называются металлические деньги? (Монеты). Они тоже бывают разного номинала и разного размера.

-Ребята, у каждого из вас есть семья.

  • Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?
  • Из кого она состоит? (Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.)

Видите, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

  • Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.)
  • Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)
  • Как помогаете маме и папе вы? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)
  • Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.)
  • Что делает дедушка? (Ответы детей.)

-Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить.

Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить... (продукты).

- Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь... (порошок, мыло), а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести... (чистящее средство).

То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.

Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)

Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. (Папа и мама работают.)

Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.

Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги.

Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам... (пенсию).

Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей.)

А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».

На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей.)

За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

-Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.

Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, стиральную машину, а можем купить порцию мороженого. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а на сколько нам хватит мороженого?

Значит, стиральную машину мы назовем товаром длительного пользования, а порцию мороженого — товаром кратковременного пользования.

Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования.

Назовите, какие это товары? (Машина, утюг, пылесос, телевизор и т. д.)

А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары. (Продукты питания и т. д.)

Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т. е. это:

а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ). (Дети называют, за что нужно платить: за телефон, за детский сад и т. д.);

б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).

Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они?

Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.

Проводится сюжетно-ролевая игра «Магазин».

6.Физкультурная минутка. Поём песню разбойников.

7.Рассматривание с детьми денежных купюр.

— Дети, посмотрите на эти купюры. Что на них изображено? (Портреты людей и достопримечательности)

—  Подумайте, почему на купюрах изображены портреты разных людей? Кто они?

— Эти люди — герои нашей страны, они известны почти всем. Своими поступками они заслужили, что бы их изобразили на купюрах.

— А что это за здания изображены на купюрах?

— Это самые древние, самые красивые и популярные достопримечательности нашей страны.

8.Изображение предметов.

Детям предлагаться нарисовать монеты особым способом: подложить под лист бумаги монету и закрасить её карандашом, сначала с одной стороны, а затем и с другой.

Давайте вспомним сказку,где петушок подавился бобовым зернышком. Курочка тогда пошла к хозяйке за маслицем, чтобы петушку горлышко смазать, а хозяйка послала ее к крестьянину за сеном, а тот – к кузнецу за косой. Курочка, в конце концов, получила маслице и спасла петушка. А если б не успела? Страшно подумать! Вот почему говорят: время – деньги.

– Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги? (Покупать удобнее. Быстрее.)

Деньги – это одна из самых загадочных вещей на свете.

Можно даже сказать – волшебная вещь.

Почему – загадочная? Да потому что, с одной стороны, даже трехлетние дети знают, что существуют деньги – спросите их. А с другой стороны – не все, даже взрослые, понимают, что же это на самом деле такое – деньги.

А почему волшебная? Да потому, что деньги могут превращаться в любой товар. Сорок рублей, к примеру, могут превратиться в шоколадку, четыреста – в куклу, а 4 тысячи – в велосипед.

9.Работа в группах

– О деньгах, о бережливости сложено много пословиц и поговорок. Игра “Собери пословицу”.

  1. Деньги не в деньгах,
  2. Деньги не грибы-
  3. Где денежкам счёт,
  4. Кто не бережёт копейку,
  5. Лишние деньги –
  6. Тот без нужды живёт,

А) рубля не стоит
Б) лишние заботы
В) можно и зимой найти
С) там добро не утечёт
Д) кто деньги бережёт
Е) а в делах

– Как вы думаете, что нельзя купить за деньги? (здоровье, любовь, дружбу)

Можно с уверенностью сказать, что деньги обладают таинственным обучающим потенциалом. Они, как ни громко это прозвучит, учат жить, если конечно, относится к ним с уважением и не совершать ради них безумные поступки. А какие же поступки нельзя совершать ради денег?(Предательство, ложь)

- Ребята, а какие из перечисленных потребностей людей можно удовлетворить только за деньги, а какие нет.

- постоянное саморазвитие

- пища

- влияние на других людей

- модные вещи, одежда

- хорошее здоровье

- уважение близких

- образование

- развлечения

- любовь

- самоуважение

- дружба                          

 Вывод:

-Итак, если всерьез задуматься над вопросом Так что же такое деньги? – то с полной уверенностью можно сказать, что это лишь средство к существованию, но не более.

Остановка –Будущее.

10. Отгадайте загадку: 

У каждой из них достоинство есть,
И по нему воздают каждой честь —
По щепотке одной, другой же — по пуду.
Но сравнивать их я, конечно, не буду:
Без маленькой самой не будет большой.
И вам приходилось встречаться с такой.
(Деньги, монета)

Сочиняем свою загадку (в группах).

-Какими будут деньги завтрашнего дня ? Исчезнут ли совсем?

11.Итог занятия:

– Так почему деньги называют великим изобретением человечества?

– Что нового узнали? Чему удивились?

12.Рефлексия: – С каким настроением вы уходите с занятия? У каждого на столе лежат две картинки: тучка и солнышко. Если вам понравилось занятие – поднимите и покажите мне солнышко, если не понравилось – тучку.

– Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...