Доклад на МО на тему: «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания."
материал (2 класс) на тему

Горшенина Светлана Александровна

Доклад на методическом объединении классных руководителей на тему: "Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

южное окружное управление образования

государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы специальная(коррекционная) общеобразовательная

школа VIII вида № 869

     

Доклад на МО

на тему: «Ценностные установки духовно-нравственного

развития и воспитания».

Учитель начальных классов: Горшенина С.А.

2014 г.

 Будьте внимательны к своим

      мыслям - они начало поступков.

     Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз проблем, доставшихся на долю нашего времени, очень тяжёл. Конец 2-го тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой разрушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье  людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является  возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм.

       Следствием этого   выступают бездуховность,  переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

      Источником нравственных знаний является прежде всего жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости. 

          Семья есть первая школа, где закладываются основы общечеловеческих ценностей, воспитываются добрые характеры.  Во многих семьях утрачены традиции семейного воспитания, поэтому большое внимание в вопросах духовно - нравственного воспитания отводится налаживанию тесного сотрудничества с родителями обучающихся.

Укрепление взаимодействия семьи и школы происходит через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний - таких как «Домашнее задание ученика – задание для всей семьи», «Здоровый образ жизни на примере родителей», «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка». Родители интересуются успехами своих детей, дают советы и советуются в вопросах воспитания.

     Вопросы о решающей роли нравственного  воспитания  в развитии и формировании личности осознавались и ставились в обществе с давних  пор.

   Н.К.Крупская доказывала, что надо изучать психологию ребят, их эмоциональное восприятие мира, ту обстановку, в которой они живут, что нельзя обходить стороной трудные вопросы, связанные с развитием внутреннего мира ребёнка. Детям нужно показывать современных людей, их радости и горе, их переживания.

    Особенно большое внимание вопросу воспитания чувств ребёнка уделял В.А.Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребёнка, учить его соразмерять собственные желания с интересом других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

     Под «нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека.

   Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность» «воспитание».

      Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения.

         Моя задача не только научить их предмету, но и наполнить их внутренний мир светом, теплом и любовью! Любовью к самому себе! Любовью к жизни! Любовью к миру!»

     Современный мир на каждом шагу провоцирует ребенка. Не успеет он выйти из состояния раннего младенчества -  его уже со всех сторон подстерегают сильные впечатления отрицательной направленности. Телевидение, интернет, печатные издания. Десятки детей становятся наркоманами, бездомными и даже убийцами. Это свидетельствует о глубокой деградации нашего общества.

        Современным детям не хватает размышлений о нравственности, о гуманизме, о смысле жизни, о патриотизме, о назначении человека на земле.

       Поэтому с особой остротой встает проблема духовно - нравственного воспитания нового поколения.

       Воспитать личность невозможно ложью и безразличием. Воспитать личность можно только любовью, поэтому любое занятие у меня, будь то классный час или внеклассное мероприятие пронизано любовью к детям. «Самое верное средство завоевать любовь других – подарить им свою любовь», - писал Ж.-Ж. Руссо, и я с ним согласна.

        В начале года  мы возложили на каждого учащегося определенные обязанности, с которыми сейчас ребята не плохо справляются - дежурство по классу, столовой.       Приобщение к труду проходит также во время бесед и классных часов таких как «Помоги родителям по дому», «В мире профессий», «С кого можно брать пример (о профессиях)» , «Мир вокруг нас», «Кто шьёт одежду». Трудовая деятельность – одно из направлений моей работы как классного руководителя.

        Следующим направлением является художественно-творческая деятельность. Учащиеся активно участвовали в классных конкурсах  рисунков, некоторые читают  стихи.

      Физкультурно-оздоровительная деятельность тоже присутствует в нашей жизни. Учащиеся нашего класса участвовали в спортивном празднике осени, Днях здоровья.     Совместно с обучающимися проводились тематические классные часы, «Здоровые привычки - здоровый образ жизни», «Советы доктора Апчхи».

Ценностно-ориентировачная деятельность -  классные часы «Да были люди в наше время», «Толерантность путь к миру!» «Что мы знаем о космонавтах» «Если добрый ты».и, »Добротой себя измерь» т.д. «Азбука нравствености».

         Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявлять в учении сильную сторону своей индивидуальности.

      На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга.

      Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи. Развивается любознательность. Окружающий мир – источник чувств.

      На уроках развития речи, классных часах, в отличие от уроков русского языка и математики, больше возможности непосредственного общения с детьми. Эти уроки требуют большей раскованности детей, возможности свободно проявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность. Уроки развития речи способствуют развитию связной речи детей. Обсуждая близкие им темы (о семье, о друзьях, о животных, о родине и прочие) в непринуждённой обстановке дети учатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, проявлять своё творчество.

   Источником нравственных знаний является, прежде всего, жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости.

     В современных моделях образования необходимо сделать акцент на тех ценностях духовно-нравственного воспитания, которые наиболее актуальны для решения современных проблем общества и которые особенно важно передать современным российским детям.

    Издревле на Руси мать являлась для ребёнка первичным и самым главным источником его духовно-нравственного становления и развития. Образ матери, её колыбельные песни, выпеченный хлеб, вышитая скатерть, нормы отношения к мужу, к родителям и другим детям, несли ребёнку огромную социальную информацию о нравственных ценностях семьи и семейной жизни, формировали у него идеалы. С образом матери ассоциируются такие качества, как материнская любовь к детям, забота о них, доброта, сочувствие, поддержка, защита.

       Откуда сегодня, в период кризиса семьи, могут дети и подростки почерпнуть информацию о духовно-нравственных основах семейной жизни? В старину был «Домострой», в котором содержались указания «како детям отца и матерь любити и беречи и повиноваться и покоити их во всём». В «Домострое» создан образ-идеал семейной жизни того времени. Многое в «Домострое» не приемлемо в наши дни. Значит надо придумать что-то другое.

      Чувство Родины у всех у нас развито очень сильно. Это чувство у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города или села. И вместе с тем живо в нас ощущение большой, великой Родины, где испокон веков жили наши отцы и деды. Но воспитание патриотизма и гражданственности к Родине нужно начинать с любви к родному краю. Учащиеся хотят больше узнать о своём городе, крае.

     Необходимо изучать символику нашей страны, города.

     Важным аспектом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают азбучные истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного, рачительного и разумного к ней отношения. Обогащается опыт эмоциональных оценок поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой помощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое.      Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

     Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Сказочка о счастье.

И.Токмакова

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!»
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел
– И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
– О всемогущий мой король,
– Подать хоть грошик мне изволь.
– Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл...
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

– О мой король, – вскричал солдат,
– Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услуженье,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

– А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
– Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл...

Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

– Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из лесу я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то...
– А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
– Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл...

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит: –
В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой
– Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Детя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь...»

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!

ГБОУ СКОШ № 869, г. МОСКВА

Доклад на МО

на тему: «Ценностные установки духовно-нравственного

развития и воспитания».

Учитель начальных классов: Горшенина С.А.

2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников в поликультурном образовательном пространстве».

Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников в поликультурном образовательном пространстве...

"Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

В статье рассказывается о направлениях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования  и о мероприятиях, которые проводятся с учащимися по этим напр...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание»

Вопросы поликультурного воспитания интересуют сегодня весь педагогический мир России, не зависимо от того, жителем какого региона он является. Именно школа является носителем этнокультурного воспитани...

Доклад «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе»

Доклад, посвященный тематике Духовно- нравственного развития и гражданско - патриотического воспитания в начальной школе...

Доклад на тему «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»

           Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может...

Доклад: «Взаимодействие школы, Курганской епархии РПЦ в духовно-нравственном воспитании детей в рамках предмета «Основы православной культуры».

Во всём мире дети изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении Российской государственности. Понять отечественную истори...