Программа "Азбука вежливости и этикета".
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности "Азбука вежливости и этикета".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_vezhlivosti.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Азбука вежливости и этикета
Срок реализации программы 1 год
Программа рассчитана на детей 9 лет
Составила: Кузьмина Е.В.
Пояснительная записка
В последнее время в школу приходят дети, умеющие и знающие гораздо больше, чем их ровесники 10 -15 лет назад. Они успешно решают логические задачи, учат иностранный язык, бегло читают, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, чаще проявляют равнодушие и черствость.
Но в тоже время дети хотят, чтобы их уважали и хорошо к ним относились. Очевидно, что существует несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, обществе. Назрела необходимость "уроков" человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, дружеской взаимопомощи, поупражняться в нравственных поступках. Психологи отмечают: важно, чтобы ребенок, получая нравственные знания, оказывался в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.
Такую возможность дают занятия по программе «Азбука вежливости и этикета».
Программа "Азбука вежливости и этикета" рассчитана на 1 год. Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю. Особое внимание нужно уделить групповой форме работы с детьми.
Цель программы:
создание условий для развития нравственной социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить детей с терминологией, учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета.
- обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
Развивающие:
-развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;
- помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;
- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.
Планируемые результаты:
У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.
Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
-к концу первого полугодия обучения:
● развить привычку моральной оценки своих поступков и поступков одноклассников с позиций доброжелательности и уважения друг к другу;
● активно употреблять в речи «этикетные» слова и выражения.
-к концу учебного года обучения:
● накопить опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже происшедших конфликтов, а также активизировать формирующиеся задатки самоконтроля в поведении детей.
Содержание программы
Раздел 1. Общение (4 часа)
Дать понятия «этика», «этикет». Краткое знакомство с историей этикета и некоторыми этикетными нормами в занимательной игровой форме. Содержание понятия «общение». Формы словесного вежливого общения. Правила любезных услуг.
Дать понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение». Показать, что вежливость – необходимая черта человека.
Познакомить с правилами поведения в школьной столовой, дежурства в столовой.
Раздел 2. Общие правила этикета (4 часа)
Дать понятие «внешний вид» ( одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Учить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте.
Познакомить с вежливым общением, мимикой в речевом этикете и ролью жестов. Отличие внешнего вида мальчиков и девочек.
Этические нормы, предъявляемые к одежде и прическе, соответствие одежды определенной ситуации. Личная гигиена.
Дать понятия «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми. Работа с различными источниками информации, исследовательский характер заданий, игровые моменты.
Раздел 3. Правила гостеприимства(5 часов).
Приглашение в гости, способы приглашения, благодарность за приглашение ,извинения в случае отказа, этические нормы поведения хозяина и гостей, представление гостей друг другу, правила поведения за столом, церемония угощения, беседа за столом, гостеприимство. Правила поведения во время знакомства. Прощание с гостями. Умение вовремя уйти.
Раздел 4.Посещение общественных мест.(5 часов)
Общение с людьми различных профессий: билетером, экскурсоводом; посетителями музея, кинотеатра, театра, цирка. Способы выражения своих эмоций. Поведение в детской поликлинике, в детской библиотеке, парикмахерской, в школе, в раздевалке, на перемене, на уроке, в школьной столовой. Умение соблюдать дисциплину, отказ от неуместных каприз.
Изучение правил поведения в общественном транспорте. Понятие о хороших манерах.
Посещение школьной библиотеки. Этикетные формулы общения в библиотеке.
Определить значимость книг в жизни человека. Научить бережному отношению к книгам, учебникам. Показать способы «лечения» книг.
Ознакомить с правилами поведения на природе.
Раздел 5. Взаимоотношения (8 часов)
Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. В разделе предлагаются занятия, способствующие воспитанию потребности проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственному побуждению. А также систематизируются и обобщаются правила доброго вежливого поведения. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры.
Этические нормы поведения детей по отношению к взрослым, возможный выбор тем для беседы, формы общения, умение не вмешиваться в разговор взрослых, тон, умение внимательно выслушивать взрослых. Умение обратиться к незнакомому человеку на улице с вопросом, просьбой. Формы привлечения внимания, типовые вопросы, формы извинения, просьбы, благодарности. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. Научись говорить громко: «Я вас не знаю!»
Навык вежливого разговора по телефону. Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый, ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Значение сигналов телефона, построение разговоров по телефону. Ситуации: ты звонишь другу, подруге, родителям на работу; к телефону просят сестру, брата, маму, папу, ошиблись номером. Телефон на улице, его назначение. Продолжительность разговора.
Освоение правил поведения у больного. Формулы сопереживания, сочувствия, сострадания, слова одобрения, поддержки. Шутка как способ утешения больного. Добрые слова и поступки, беседы у постели больного, соблюдение правил гигиены. Поведение больного, соблюдение режима, терпеливость и выдержка.
Раздел 6. Вежливость и торжество(8 часов).
Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости.
Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарков. Сюжетно - ролевая игра «Мы на дне рождения!»
Какое событие может быть праздником? Поздравление по поводу различных дат. Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры. Организация и проведение празднований.
В данном разделе представлен цикл занятий, направленный на вызов положительно-эмоционального процесса общения, на организацию опыта содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения воспитанников.
Сами занятия построены так, что ребенок без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевает этическими знаниями и умением их применять в своей жизни и общении с окружающими.
Методическое обеспечение
Формы проведения занятий:
-беседа;
-сюжетно-ролевая игра;
-игра-спор;
-подвижная игра;
-учебная игра;
-конкурс;
-праздник.
- экскурсии
Техническое оснащение и наглядные пособия:
компьютер;
проектор;
экран;
дидактические материалы на различных носителях (памятки, опорные карты, художественные рисунки, иллюстрации и др.)
настольные игры;
книги.
Формы подведения итогов:
- конкурс;
- КВН;
- игры;
- КТД
Список используемой литературы
Васильева- Гангнус Л. Азбука вежливости .-М.: «Педагогика», 1983.
Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.:, «Просвещение», 1982.
Волина В.В. Учимся играя. М.: «Просвещение», 1994.
Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». М.: «Школьная пресса», 2002.
Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. М.: «Просвещение», 2002.
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей. М.: «Просвещение», 1986.
Горбунова Н.А. Классные часы.- Волгоград, «Учитель АСТ», 2004.
Корчинова О.В. Детский этикет.- Ростов на Дону «Феникс», 2002.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: «Просвещение», 1993.
Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс. М.: «Вако», 2009.
Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М.: «Педагогика», 1990.
Учебно - тематический план
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие во вселенную «Вежливых наук» занятие по правилам этикета
конспект занятия по правилам этикета...
"Азбука вежливости, или этикет на каждый день
Человек живет среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям нужно время, чтобы тебя узнать....
Заседание кружка «Веселый этикет» 1 класс Тема: Будьте взаимно вежливы.
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 100%; widows: 2; orphans: 2; } Цели и задачи: Воспитание этических норм поведения и общей культуры личности младшего ш...
Урок русского языка " Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".
Открытый урок, проведённый в 1 классе по русскому языку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов."...
Классный час "Вежливость и этикет"
Цели: формировать навыки вежливого общения, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости; познакомить с элемента...
Информационно-игровая программа: "Вежливость. Культура. Этикет" ________________________________________
Цель: Прививать учащимся правила поведения в обществеЗадачи:· Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.·...
Беседа "Вежливость и этикет"
Цель: продолжать знакомить детей с правилами этикета.Задачи:- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;- раскрыть значение слова «Здравствуйте»;- закреплят...