Проект "Тайна имени"
проект (1 класс) на тему
« Тайна имени». А ведь если обратиться к происхождению имён, можно узнать много интересного!
Многие ребята заинтересовались, что означают их имена, их происхождение. В семьях вспомнили о том дне, когда ребёнок появился на свет, кто выбирал ему имя. Прекрасные воспоминания! Были выполнены великолепные работы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_i_moyo_imya.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШИХАНЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
«Тайна имени»
Выполнили обучающиеся
1 «Б» класса.
Руководитель Щербакова И.И.
учитель начальных классов
2015 год
Содержание1.Методический паспорт проекта
2.Этапы проекта
3. Имена нашего класса
4.Актуальность проекта.
5. Значение наших имен.
6.Распространенные имена в нашей школе
7.Заключение
8. Используемая Литература
«Имена, имена, имена –
В нашей речи звучат неслучайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна»
( А.Бобров)
« Тайна имени». А ведь если обратиться к происхождению имён, можно узнать много интересного!
Многие ребята заинтересовались, что означают их имена, их происхождение. В семьях вспомнили о том дне, когда ребёнок появился на свет, кто выбирал ему имя. Прекрасные воспоминания! Были выполнены великолепные работы!
Методический паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Тайна имени» |
Учебный предмет | Окружающий мир, литературное чтение, русский язык |
Адресация | Обучающиеся начальных классов |
Участники проекта | Учитель, дети, родители |
Тип проекта | Поисково-исследовательский, индивидуально-групповой, среднесрочный, информационный; |
Гипотеза | Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Мы хотели узнать историю происхождения и значение имён, совпадают ли наши черты характера со значением наших имён. Мы думаем, что имя - это просто слово, которое даёт мама при рождении своему ребёнку. |
Цель проекта на слайд | раскрыть тайны имён обучающихся 1 класс |
Задачи проекта | 1.Изучить истории и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. 2.Развивать навыки исследовательской деятельности 3.Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих 4.Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения. 5.Изучить списки учащихся обучающихся с целью определения частоты употребления имён. 6. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы. 7. Узнать об истории и происхождении имен. 8 .Определить самые популярные и самые редкие имена в классе, школе, что они обозначают. |
Краткое содержание проекта | Первое направление Расширение знаний детей о возникновении имён. Ребята занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, составляют интересные задания для своих одноклассников, придумывают себе имена, которые могли бы дать им родители в древни времена. Второе направление Это направление включает целую систему работы: Знакомство с наукой изучающей значение имен, ребята ведут подсчет имен в классе, узнают какие имена самые популярные в классе и выясняют, кто в их семье дал им имя и как его выбирали. Ребят узнают, есть ли мода на имена. Третье направление Эта работа вызывает у детей особый интерес. Ребята узнают о своих именах интересные сведения: значение своего имени, цвет имени ,и выясняют какой должен быть характер человека с данным именем. Четвёртое направление Это особенно важное в проекте – вовлечение в работу не только участников проекта, но и свою семью. С этой целью участники проекта организовывают в классе встречи с родителями: праздник моей семьи « Выбор моего имени», витрина «Загадочные имена», литературный вечер « Имена в детских произведениях», конкурсы стихов, потешек и песенок « Имена вокруг нас». |
Предмет исследования | Имена учащихся класса, школы. |
Методы исследования | 1.Изучение литературы. 2.Беседа с родителями; 3.Поиск информации в Интернете; 4.Собственные наблюдения. 5. Анкетирование, наблюдение, сбор информации из литературных источников, обобщение. |
Методика исследования | 1 этап: подготовительный Постановка проблемы, формулировка темы исследования, цели и задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования. Планирование, определение источников информации. Определение группы учащихся Определение направлений работы 2 этап: работа по определённым ранее направлениям Анкетирование и опрос обучающихся начальных классов. Изучение этапов истории имен Проведение социологического исследования 3 этап: обработка и оформление собранного материала Систематизация и оформление добытых при исследовании материалов. 4 этап: защита проекта Подготовка сообщений о значении и происхождении своего имени. Проведение классных часов. Творческие работы обучающихся (книжки – малышки). Презентация проекта. |
Планируемый результат | Углубить знания о своих именах Создать сборник об именах обучающихся 1 «б» класса |
Тебе дано,
А люди им пользуются
(имя)
Как и когда возникла идея этого проекта? Как мы выбирали тему проекта?
Мы учимся в 1 «б» классе средней школы № 12 ЗАТО Шиханы Саратовской области. Мы - это 19 юных россиян: 9 девочек и 10 мальчиков. Нашу учительницу зовут Ирина Ильинична.
Нам стало интересно,
Появился интерес к этой теме. Так объектом нашего изучения стали имена. Вот поэтому мы решили больше узнать об именах.
Цель нашей работы.
Как мы проводили исследование.
1.Изучение литературы.
2.Беседа с родителями
3.Поиск информации в Интернете;
4.Собственные наблюдения.
5. Анкетирование, наблюдение, сбор информации из литературных источников.
Перед началом работы нами было проведено анкетирование в нашем классе. В анкетировании приняли участие 19 человек.
Результаты анкетирования.
Вопросы | Да | Нет |
Знаешь ли ты, что такое «имя»? | 9 | 10 |
Знаешь ли ты значение своего имени? | 6 | 13 |
Знаешь ли ты происхождение своего имени? | 5 | 14 |
Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин.
Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным. Приступив к изучению данной темы, мы решили следовать следующему плану:
1. Определить самые распространенные и редкие имена в классе и у первоклассников в нашей школе
2.Собрать информацию о значении и происхождении имен учащихся .
3. Выявить знаменитых людей, которые имеют такие же имена.
Какие же имена есть в нашем классе?
В нашем классе 1- Вадим, 2- Дмитрия, 2-Максима, 2- Артёма, 1- Дарья,
1- Ангелина, 1- Роман,1- Кира, 1- Фёдор ,1- Лида,1- Иван ,1- Диана, 1- Нелля, 1-Ксения, 1- Полина, 1- Лилия
Перед нами встал вопрос: «Ирину Ильиничну считать?». Ирина Ильинична всегда нам говорит: «Мы - одна семья, мы должны жить дружно», а значит считать. Ирина у нас тоже одна.
Расставим наши имена в соответствии с этим порядком:
А – Ангелина, Артём
Б - в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет.
В - Вадим
Г - в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет.
Д - Дарья, Диана, Дима
Е - в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет.
Ж , З, - в нашем классе имен, начинающихся с этих букв нет.
И – Ирина, Иван
К- Кира, Ксения
Л - Лида, Лиля
М-Максим.
Н - Нелля
О - в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет.
П - Полина
Р - Рома
С, Т, У - в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет.
Ф - Фёдор
Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я - в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет.
Таким образом, мы сделаем следующие выводы:
- 11 букв русского алфавита являются заглавными в наших именах.,17 букв у нас оказались «не занятыми».
- Больше всего имен на букву «Д»- 3 имени.
Исследование имен учащихся 1 «б» класса показало, что преобладают у мальчиков и девочек греческие варианты имен-11 (Ксения, Лидия, Фёдор, Кира, Полина, Нелля, Артем, Ангелина, Дмитрий, Вадим, Лилия).
На втором месте имена, которые имеют латинское происхождение-3(Диана, Максим, Роман).
На третьем месте имена, имеющие еврейское происхождение– 1 (Иван) и персидское (Дарья).
Самые популярные мужские имена – Дмитрий и Максим и Артёма их носят по два человека. Остальные имена носят по одному человеку.
Также анкетирование позволило ответить на вопрос – почему или в честь кого называют людей?
Оказалось, что:
60 % - назвали крестильными именами или в честь святого, в день которого они родились;
20% - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;
15 %- были названы именами, потому что они редкие;
5 % - не смогли ответить на этот вопрос.
Занимаясь проектом, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. Выяснили, являются ли именины и День рождения тождественными понятиями. Познакомились с биографиями знаменитых «тёзок».
Проводя исследования, мы обнаружили, что многие знаменитости названы теми именами, которые мы изучали.
Актуальность проекта
Что мы узнали нового об именах.
Так как большинство учеников, опрошенных нами, не имели чёткого представления о том, что значит имя человека, то мы попытались при помощи справочной литературы определить понятие «имя».
По словарю В.И. Даля:
«Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность»
Как только люди стали владеть языком, имена давались предметам, явлениям и, конечно же, самим людям.
Имя - основное средство общения, личное название человека. С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком.
Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет. Так до нас дошли имена братец Иванушка и сестрица Аленушка из наших чудесных сказок. Их и вовсе не было, а имена живут.
Мы хотим загадать вам всем загадку. Про имена
Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.
Что же такое имена? Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который не похож на всех остальных, единственный и неповторимый.
На классном часу мы узнали , что в древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. У древних греков встречались такие имена: Петр, что означало «камень», Фока — «тюлень», Хризис — «золото».
Так поступали и наши предки. Старые русские имена звучали по-разному: Милонег, Доброслава, Добрыня, Малуша. Могли дать мальчишке
имя Волк — чтобы он был силен, смел и долго жил. Кто родился в субботу — называли Соботкой, первенца — Первушей, крикливого младенца — Бессонном или Неупокоем. Нам стало интересно, определяют ли наши имена, наш характьер, характер мальчишек и девчонок 21 века. Почему нас так назвали? Об этом мы спросили у наших родителей. Кроме того мы решили узнать, что означают наши имена.
Мы поставили перед собой цель узнать, какие имена носят ребята в нашем классе и первоклассники нашей школы и раскрыть тайны их имен.
Мы поставили перед собой задачи узнать:
1) значение и происхождение имён
2) отличаются ли имена, которые родители давали детям раньше от тех, которые дают сейчас?
3)какие имена являются самыми распространенными в нашем классе и у
первоклассников нашей школы?
Каково значение наших имен, почему нас так назвали. В ходе исследования мы узнавали историю своего рода, потому как многие носят имена своих бабушек, дедушек, дядей и теть. Было проведено анкетирование, в ходе которого выявились такие результаты. Многие учащихся не знают значение своего имени, и лишь немногие знают. Как и почему назвали так их, многие тоже не знают. Но им всем очень захотелось об этом узнать.
Их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией.
Например,
Иван — это измененное древнее имя Иоканаан, значившее «божий подарок».
Имя Александр пришло из Греции: это значило «защитник людей». Валентина по-латыни «дочь здоровяка, могучего человека».
Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад.
Имя человеку даётся один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка и своеобразным синонимом нашей собственной личности.
Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить своё значение.
В самом деле, есть ли какой смысл в словах, которые являются нашими именами?
Личные имена имеют не только смысл, но и свою историю. Они, как и другие слова, рождаются человеческой фантазией, расцветают, стареют и умирают, исчезая из языка народа, который был их творцом.
Наречение младенцев именем во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благоденствие, здоровье, удачу (или, напротив, ведущий к неудачам и болезням). К имени относились как оберег, а к самой процедуре выбора имени как к гаданию, попытке выгадать ребёнку лучшую долю. На этой почве у разных народов сложились разные традиции и разные традиции и системы табу, связанные с именами. Давая ребёнку имя в честь того или иного святого, люди предполагают, во-первых, что характер их сына или дочери будет напоминать личные особенности этого праведника (т.е. своего рода образец для подражания); а во-вторых, что этот святой станет небесным заступником-молитвенником перед Богом именно для этого ребёнка. Имя должно быть красивым и звучным, не очень длинным и легко произносимым, хорошо сочетающимся с фамилией и отчеством. Необыкновенные истории случаются всегда
только с людьми, чьи имена произносятся трудно.
Давно ли люди начали обращать внимание на роль имени в судьбе ребёнка? Кажется, это началось с того момента, как человек начал осознавать себя как разумное существо.
Когда мы начали работу, много прочитали об именах. Узнали, что подобрать имя новорожденному малышу - дело непростое. На выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей. О моде на имена следует поговорить отдельно. Эта мода существует всегда, в этом нет ничего плохого. Обычно она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена.
Хорошо, что мода на такие имена прошла. Есть ведь красивые, звучные русские имена
В эпоху Христианства появились так называемые крестильные имена, которые соответствовали именам святых. Такие имена имеют уже не славянское, а греческое происхождение. Однако, и некоторые славянские имена были признаны церковью, даже не смотря на то, что к святым они отношения не имели. Это, например, Ярослав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Вячеслав и скандинавское Олег. Самыми распространенными в эпоху Христианства стали имена Иван и Фёдор. Также широкое распространение получили имена Пётр, Павел, Иоанн (Иван), Алексей, Филипп, Марк. Многие из крестильных имён имели древнееврейское происхождение, например имена: Анна, Яков, Даниил.
Так, начиная с 10 века и вплоть до 17 века, существовала традиция давать ребёнку два имени: крестильное церковное имя и мирское имя, даваемое родителями для обозначения внутрисемейных прозвищ. При этом крестильное имя было обязательным, а мирское - нет.
Давно канули те времена, а все так же серьезно подходят к выбору имени новоиспеченные родители.
Пусть ребенок получит свое собственное «правильное» имя, и с ним будет сам
строить свою собственную судьбу. И пусть он будет счастлив!
Мы провели социологическое исследование имён нашей школы учеников 1- классов. Всего в 1 классах 69 обучающихся.
По частоте употребления имена распределились следующим образом.
Самыми редкими оказались имена:
У девочек | У мальчиков | ||
Алиса | Наташа | Матвей | Станислав |
Вика | Марина | Михаил | Степан |
Екатерина | Кира | Вадим | Фёдор |
Лида | Нелля | Роман | Серафим |
Ксения | Лилия | Арсений | Игорь |
Полина | Ангелина | Владимир | Тимур |
Диана | Яна | ||
Валерия | Ольга | ||
Надежда | София |
Каждый ученик нашего класса искал значение своего имени из книг.
Так у нас появились книжки – малышки наших имён.
Занимаясь проектной деятельность мы также собрали немало дополнительного материала об именах.
У имён есть различные формы.
Одни из них можно употреблять в официальном обращении, а другие в обычном бытовом общении. «Ромашка» форм имени Полина
Цвет имени
У каждого имени есть свой цвет. Мы выяснили цвета наших имен.
Кира, Фёдор, Максим, Дарья, Дмитрий – имена красного цвета.
Цвет энергии, которая является источником жизненной силы. Люди, энергичны, очень упрямы и сложны в общении.
Лидия - имена фиолетового цвета.
Люди обладают развитой интуицией, романтики по характеру, фантазёры, очень эмоциональны, вспыльчивы.
Иван – имена бордового цвета.
Люди с именем цвета «бордо» непоседливы, энергичны. Упрямы и сложны в общении, хотя без общения не могут, не выносят критику любого рода. Такие люди являются движущей силой коллектива, они хорошие организаторы, помогают тем, кто рядом с ними. Своей энергией и оптимизмом заражают других.
Роман – имена синего цвета.
Цвет спокойствия, мудрости, созерцательности. Люди, чье имя соответствует этому цвету - спокойные, уравновешенные, преданные друзья, верны близким, своим идеям и принципам.
Ангелина, Артём, Лилия – имена зеленого цвета.
Зеленый цвет символизирует состояние здоровья. Психологически это выражается в деятельной воле, упорстве, постоянстве, силе ума. Такой человек хочет, чтобы во всем торжествовали его собственные взгляды и убеждения, хочет ощущать себя носителем основных и непреклонных принципов. Он возводит себя на пьедестал и начинает пытаться учить других. Ему необходимо признание, только его идеи могут быть незыблемыми, вопреки сопротивлению и противодействию окружающих. Нелля – имена бежевого цвета.
Бежевый цвет означает чистоту, невинность, свежесть, прохладу,
правдивость, ясность. Белая дорога - дорога чистоты и очищения. Белое хочется носить только в исключительных случаях, когда все хорошо складывается, когда вас переполняет ощущение счастья.
Полина, Диана – имена жёлтого цвета.
Люди с именем этого цвета — тверды по характеру, практичны, тяготеют к точным наукам и естествознанию. Находят свое призвание в экономике, научной деятельности.
Вадим – имена лилового цвета
Люди легко возбудимые, вспыльчивые. Часто ссорятся с близкими, натуры противоречивые и упрямые. Они ответственны и обязательны, верны своим идеалам, серьезно относятся к работе. Среди таких людей много экспериментаторов, рационализаторов, изобретателей, научных сотрудников.
Ксения - имена серебристого цвета.
Люди целеустремленные и достаточно независимые. Способны создать гармонию и успокоить эмоции, они прекрасно впишутся в любую компанию, становясь своим! Любят фантазировать, но не любят брать ответственность на себя.
Пословицы об именах
Добр Мартын, коли есть алтын;
худ Роман, коли пуст карман.
Проворна Варвара на чужие карманы.
Наш Филат не бывает виноват.
Друг на дружку, а все на Петрушку.
Загонят — куда Макар телят не гонял.
Каков Пахом, такова и шапка на нем.
По Сеньке шапка. Не по Сеньке шапка.
У всякого Матвея своя затея.
У всякого Мирона свой приемы.
Хитрый Митрий, да и Иван не дурак.
Скороговорки об именах
Варя варит, Жора жарит,
Петя песенки поет.
Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос.
Мне тарелку Валерка
На подносе принес.
Вася косит косилкой свежий овес.
Купила Марусе бусы бабуся.
Заключение.
Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.
Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя.
Имя много значит для человека и может повлиять на его характер.
Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.
Какие бы имена мы не носили, чтобы не предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся весёлыми и добрыми. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. В руках каждого человека - создать добрую славу своему имени.
Таким образом, на выбор имени влияет множество причин. Порой люди не могут объяснить свой выбор. Мы думаем, что нам удалось лишь слегка прикоснуться к этой тайне. И всё же мы научились хотя бы немного ориентироваться в этом огромном мире человеческих имён.
Интересно, а как произошли наши фамилии?
« Не имя красит человека,
а человек имя.»
Литература:
- Intel® «Обучение для будущего»: Учеб. пособие – 8-е изд., исправленное и дополненное – М.: Интернет-Университет Информационных технологий, 2006. – 148 с. + CD
- Хигир Б.Ю. Имя человека, его характер и судьба. – М., 2006.
- Петрова Екатерина. Толкование имен. – М., 2005.
БАСОВА Татьяна Вечерний клуб, – М., 1996.
- http://www.imena.org/name.html - происхождение и история имен.
- http://mirimen.com/nam_A - толкование имен.
- http://horo.mail.ru/namesecret.html - тайна имени.
- http://www.lifebook.refus.ru/ - Книга Жизни.
8 .http://top50.nameofrussia.ru/ Проект «Имя Россия» - 50 наиболее популярных имён
9 .http://slovari.yandex.ru/dict/io Исторические сведения
10 .http://www.detskiyhttp://www.chudopredki.ru/366-imja-rebenka.- значения имён
11.http://www.chudopredki.ru/366-imja-rebenka.-aleksandr.html - об имени Александр
12.http://www.solnet.ee/names/n_02_01.htm
- стихи, полезные сведения
13.http://www.vse-imena.com/poslovizi.html - пословицы об именах
14.http://www.solnet.ee/names/n_02_01.html - стихи об именах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"
Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....
«Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»
Индивидуальное логопедическое занятиена тему: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»Лексическая тема: Осень. Формирование представлений о с...
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Образование имен прилагательных от имен существительных
Конспект урока русского языка в 4 классе....
Разработка урока + презентация по русскому языку "Повторение изученного об именах прилагательных и именах существительных"
Работа представляет собой разработку урока плюс презентация по данной теме. Представлен интересный и доступный материал по закреплению изученного материала. Дети с интересом выполняли различные задани...
«Согласование имени прилагательного с именем существительным»
Урок русского языка во 2 классе...
Русский язык. 3-4 класс. Тест Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных
Тест по русскому языку для учащихся 3-4 класса (3 четверть), состоящий из 16 заданий на проверку знаний учащихся по правописанию падежных окончаний имен существительных и прилагательных, на знание гра...
урока по русскому языку в 4 классе ТЕМА: «Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Урок русского языка. 4 класс. Тема урока "Повторение изученного материала"...