Рабочая программа к курсу «Умники и умницы»
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.doc | 549.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2012 г.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В четвёртом классе 68 часов (2 часа в неделю). Программа четвёртого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Актуальность выбора определена следующим фактором:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования БУП 2004г. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре шать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей , а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Используемые технологии:
- Системно-деятельностный подход
- Здоровьесберегающая технология
- Личностно-ориентированная технология
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Игровая технология.
- Технология групповой деятельности.
- Технология проблемного обучения.
Особенности организации учебного процесса.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп равлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара тельностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото рые они могут решать успешно).
Ребенок на этих заняти ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана сис тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна вательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных про цессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз можностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус ловно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас пределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формирова нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре шая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады вается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв ления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Модель занятия в 4 классе такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2мин.)
Чем больше ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем он дольше сохранит хорошее зрение. Те же дети, чьё зрение нуждается в коррекции, путём регулярных тренировок смогут значительно его улучшить. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ ( 10-12 мин.)
На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ( 10-15 мин.)
Умение ориентироваться в тексте задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повто ряются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расши рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально го развития.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Учебно – методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания Название пособия | Вид пособия |
| Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2012 г Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. | Методическое пособие для 4 класса |
| Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
| Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
4. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2012 г «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» | Рабочие тетради в 2-х частях для 4 класса. |
Требования к личностным и метапредметным результатам освоения курса
В результате изучения данного курса в 4-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
1.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
2.В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель ности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьни ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значе ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со циальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значе ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель но положительно к нему настроены, юный человек действи тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)
В 4 классе возможно достижение результатов второго уровня .
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
4. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата | Колич. часов | Тема занятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ИКТ | ||
План | Факт | Метапредметные результаты УУД | Личностные результаты | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1 | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале. П. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений сравнивать предметы К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | |||
2,3 | 2 | Развитие концентрации внимания. | Р. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке П..Выделять закономерности, завершать схемы К. Обучающийся научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||
4,5 | 2 | Тренировка внимания | Р. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. П. Излагать свои мысли ясно и последовательно. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||
6,7 | 2 | Тренировка слуховой памяти | Р. Учиться фиксировать и удерживать учебную задачу. П. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи К. Строить понятные для партнёра высказывания, вести диалог. | Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире. | |||
8,9 | 2 | Тренировка зрительной памяти. | Р. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке. П. Называть предметы по описанию К. Строить понятные для партнёра высказывания. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | |||
10, 11 | 2 | Развитие логического мышления. | Р. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. П. Различать предметы поцвету, размеру и форме. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | |||
12, 13 | 2 | Совершенствование воображения. | Р. Учиться фиксировать и удерживать учебную задачу. П. Составлять загадки, отгадывать загадки,небольшие рассказы, сочинять сказки. К. Слушать и понимать речь других. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||
14, 15 | 2 | Развитие быстроты реакции. | Р. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. П. Различать предметы поцвету, размеру и форме. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | |||
16, 17 | 2 | Развитие концентрации внимания. | Р. Учиться фиксировать и удерживать учебную задачу. П. Составлять и преобразовывать фигуры. К. Совместно договариваться о правилах общения. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||
18, 19 | 2 | Тренировка внимания | Р. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. П. Излагать свои мысли ясно и последовательно. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||
20, 21 | 22 | Тренировка слуховой памяти. | Р. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. П. Объяснять значение слов и выражений. К. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). | Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире. | |||
22, 23 | 2 | Тренировка зрительной памяти.
| Р. Учиться фиксировать и удерживать учебную задачу. П. Описывать, что было обнаружено с помощью органов чувств. К. Уметь работать в парах. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | |||
24, 25 | 2 | Развитие логического мышления. | Р. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. П. Различать предметы по цвету, размеру и форме. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | |||
26, 27 | 2 | Совершенствование воображения. | Р. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. П. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого рассказа) | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | |||
28, 29 | 2 | Развитие быстроты реакции | Р. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. П. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. К. Составлять небольшой рассказ на заданную тему. | Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире. | |||
30,31 | 2 | Развитие концентрации внимания. | Р. Учиться фиксировать и удерживать учебную задачу. П. Определять на глаз предметы. К. Слушать и понимать речь других. | Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире. | |||
32, 33 | 2 | Тренировка внимания | Р. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. П. Объяснять закономерности. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||
34, 35 | 2 | Тренировка слуховой памяти. | Р. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. П. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. К. Строить понятные для партнёра высказывания. | Адекватно воспринимать оценку учителя. | |||
36, 37 | 2 | Тренировка зрительной памяти. | Р. Учиться фиксировать и удерживать учебную задачу. П .Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений путем логических задач и проведения дидактических игр. К. Уметь работать в парах. | Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире. | |||
38,39 | 2 | Развитие логического мышления. | Р. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. П. Анализировать и передавать информацию устным способом. К. Строить понятные для партнёра высказывания. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | |||
40, 41 | 2 | Совершенствование воображения. | Р. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. П. Объяснять закономерности. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире. | |||
42, 43 | 2 | Развитие быстроты реакции | Р. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. П. Анализировать и передавать информацию устным способом. К. Уметь работать в парах. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||
44, 45 | 2 | Развитие концентрации внимания. | Р. Учиться фиксировать и удерживать учебную задачу. П. Находить и выделять признаки разных предметов К. Строить понятные для партнёра высказывания. | Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире. | |||
46, 47 | 2 | Тренировка внимания. | Р. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. П. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений путем логических задач и проведения дидактических игр. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||
48, 49 | 2 | Тренировка слуховой памяти. | Р. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. П. Ориентироваться в пространстве листа. К. Строить понятные для партнёра высказывания. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||
50, 51 | 2 | Тренировка зрительной памяти.
| Р. Учиться фиксировать и удерживать учебную задачу. П . Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений путем логических задач и проведения дидактических игр. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Адекватно воспринимать оценку учителя. | |||
52,53 | 2 | Развитие логического мышления. | Р. Учиться фиксировать и удерживать учебную задачу. П. Анализировать и передавать информацию устным способом. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире. | |||
54, 55 | 2 | Совершенствование воображения. | Р. Учиться фиксировать и удерживать учебную задачу. П. Определять на глаз размеры предмета. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире. | |||
56, 57 | 2 | Развитие быстроты реакции | Р. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. П. Анализировать и передавать информацию устным способом. К. Строить понятные для партнёра высказывания. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||
58, 59 | 2 | Развитие концентрации внимания. | Р. Учиться фиксировать и удерживать учебную задачу. П. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений путем логических задач и проведения дидактических игр. К. Строить понятные для партнёра высказывания. | Адекватно воспринимать оценку учителя. | |||
60, 61 | 2 | Тренировка внимания. | Р. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. П. Выделять закономерности, завершать схемы. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире. | |||
62, 63 | 2 | Тренировка слуховой памяти. | Р. Учиться фиксировать и удерживать учебную задачу. П. Выделять закономерности, завершать схемы. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||
64, 65 | 2 | Тренировка зрительной памяти.
| Р. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. П. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений путем логических задач и проведения дидактических игр. К. Обучающийся научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. | Адекватно воспринимать оценку учителя. | |||
66 | 1 | Развитие логического мышления. | Р. Учиться фиксировать и удерживать учебную задачу. П. Анализировать и передавать информацию устным способом. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире. | |||
67 | 1 | Совершенствование воображения. | Р. Учиться фиксировать и удерживать учебную задачу. П Определять на глаз размеры предмета. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире. | |||
68 | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | Р. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. П. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений путем логических задач и проведения дидактических игр. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). | Адекватно воспринимать оценку учителя. |
1. Технические средства обучения.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
- Магнитофон.
- Мультимедийный проектор.
- Компьютер.
- Сканер.
- Принтер.
- Документ камера.
2.Библиотечный фонд.
Литература:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010
- Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Методическое пособие для 4 класса. Москва: РОСТ книга 2014г.
- Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» для 4 класса Москва: РОСТ книга, 2014 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...
Рабочая программа факультативного курса «Умники и умницы»
В соответствии с требованиями ФГОС в учебный план внесен компонент образовательного учреждения - факультативный учебный курс "Умники и умницы". Данный курс может быть введен с 1 класса и рассчитан на ...
Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" для 1-4 кл.
Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развити...
Рабочая программа по курсу "Умники и умницы"
Внеурочная деятельность....
Рабочая программа к курсу "Умники и Умницы" О. Холодова 1 класс
Включает пояснительную записку и тематическое планирование, рассчитанное на 2 занятия в неделю...
Рабочая программа к курсу "Умники и Умницы" О. Холодова 3 класс
С пояснительной запиской и тем. планированием. Рассчитана на проведение 1 занятия в неделю...