Кубань - многонациональный край
план-конспект урока (2 класс)

Конспект урока, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanovedenie.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Кубань – многонациональный край» 2 класс

Цели урока:

Образовательная: осознание своей этнической и национальной принадлежности.

воспитательная: воспитание гуманной личности в духе братских народов, интернационалистических убеждений.

развивающая: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация по теме «Кубань – многонациональный край».

Формируемые УУД:

    личностные: формирование основ гражданственности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю Кубани, за      свою семью, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение, прогнозировать предстоящую работу, удерживать цель деятельности до получения ее результата.

познавательные: развиваем умения извлекать информацию из текстов, схем, иллюстраций, представлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.

коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в группе.

Предполагаемый результат: научатся осуществлять поиск информации из разных источников; научатся удерживать цель деятельности до получения результата; планировать предстоящие действия; овладеют способностями сотрудничать с учителем, одноклассниками; описывать объект, отвечать на вопросы.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организа-ционный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Прозвенел звонок для нас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.
Урок кубановедения  начнём.

-  Прочитать девиз урока.                                                    

     ,,Где есть желание, там всегда будет … результат.

     - А что для вас результат?

Читают девиз урока:

,,Где есть желание, там всегда будет … результат.»

Отвечают на вопрос.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

II. Актуализация знаний.

 Аукцион знаний.

    (Аукцион – публичная продажа чего-то, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.)

- За каждый полный правильный ответ я буду давать сову- символ мудрости.

1). Назвать край, в котором мы живём.

2). Почему Краснодарский край иногда называют Кубанью?

3).  Назвать домашнее животное, которое было помощником казаку на военной службе, на работе, в поле?  

4). Основное занятие казаков?

5). Какие цвета составляют флаг Краснодарского края? Что обозначает каждый цвет?

Участвуют в аукционе. Отвечают на поставленные вопросы.

Ш. Формулирование темы, планирование деятельности.  

    - Есть ещё одна трактовка, т.е. объяснение смысла цветов флага:

Синий - донцы, казаки-переселенцы с Дона;

Малиновый - запорожцы;

Зелёный - горцы.

 - Ребята, флаг объединил в единое целое несколько народностей.

- «Кубань - многонациональный край» - это тема нашего урока.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

-«Национальность - В  словаре Ожегова дано такое объяснение этого  слова:(народность) - исторически сложившаяся общность людей с общим языком, культурой, экономикой и территорией».

Планирование предстоящей деятельности.

О дружбе, национальностях, населяющих Кубань, о толерантности, о культуре и традициях Кубани).

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

IV.Работа по теме урока.

1.-В крае по последней переписи населения проживают более 120 национальностей: русские, армяне, украинцы, белорусы, греки, адыгейцы, немцы.

-Все мы живём одной дружной семьёй и гордо называем себя кубанцами.

- Чтобы больше узнать о Кубани я предлагаю нам вместе с вами отправиться в путешествие по родному краю и первая станция «Историческая»

2. Просмотр презентации.

Комментирует слайды

  • В более ранние периоды кубанская земля не была безлюдной. На ней жили и по ней проходили на пути к новым местам поселения многие народы. Они оставили нам памятники материальной культуры, названия местностей. Здесь решались иногда в кровавых сражениях судьбы целых народов. Территория Краснодарского края была перекрестком больших кочевий, здесь проходила зона взаимодействия жителей гор и степняков, поэтому национальный состав населения и границы расселения народов менялись довольно быстро.

2. Станция «Духовность и культура Кубани.»

Всему миру известен Кубанский казачий хор, бессменным руководителем которого является Виктор Гаврилович Захарченко. В 2011 году хору исполнилось 200 лет. Казаки очень любили песни. В них отражены нелегкая судьба казачества, труд и подвиг.

- они поют на русском, танцуют по - кавказки, а папаху и черкеску позаимствовали у соседей с Северного Кавказа.

-А как одеты казачки? (Одежда удобная, нарядная украшена вышивкой).

- Люди, которые заселяли Кубань, принесли свои обряды, обычаи, говор. Культура и обычаи тесно переплелись, дополняя друг друга.

- Мы не можем не вспомнить замечательного композитора Григория Фёдоровича Пономаренко, который родился на Украине, но долгие годы жил на Кубани. (Песня «Распрягайте хлопцы коней)

Мы отправляемся на следующую станцию «Фольклор Кубани».

-Какие вы знаете кубанские пословицы? О чём они говорят?

Сейчас мы отправляемся на станцию «Литература Кубани».

- Литература Кубани интересна и многогранна. И сегодня мы не можем не вспомнить замечательного писателя Адыгеи Исхака Машбаша, кот. Исполнится 80 лет.

- К чему призывает поэт?

- Когда должны звучать выстрелы?

Мы отправляемся на станцию «Спортивная».

В с. Коноково живёт замечательная девушка Шаинова Марина, которая защищала на олимпийских играх честь не только нашей большой страны, но и нашего края. Но посмотрите на сборную команду, ведь там спортсмены разных национальностей, т.е. можем сказать, что и победа наша многонациональна.

Учитель.  Я хочу рассказать притчу (иносказательный рассказ с нравоучением)

«Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семей на свете, но дело в том, что семья была особая- мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли люди говорят. Прибыл он в село и видит: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Владыка взял бумагу и удивился. На листе было написано сто раз любовь, сто раз терпение, сто раз прощение. Прочёл владыка и спросил: - И всё?

-Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой ладной семьи».

- Встаньте, возьмитесь за руки. Посмотрите, какая большая дружная семья. О каких словах должны помнить?  (Любовь, терпение, прощение). Мы должны крепко держаться за руки, чтобы нас никто не мог разъединить.

Дети Мира, за руки возьмитесь!
Шар земной обнять под силу вам.
Войны на Земле остановите!
Мир подвластен детским голосам.
Милые мальчишки и девчонки,
Научите взрослых мирно жить.
Детские, прекрасные ручонки,
Постарайтесь Мир наш сохранить.

Делают сообщения.

  1. Станция «Историческая»

1-ученик:

      По мнению ученых первые люди на Кубани появились более 500 тыс. лет назад, пройдя с юга по рекам и горным перевалам Кавказа. Кубань – земля древних цивилизаций с мировой культурой.
Коренным населением Прикубанья являются меоты – предки современных  адыгов.

Русские заселили Кубань с конца XVIII века.

2- ученик:

В феврале 1792г С-Петербург отправилась депутация от казаков во главе с войсковой судьей Антоном Головатымс просьбой о разрешении переселиться на земли Кубани.

30 июля 1792 гЕкатерина II подписала грамоту о пожаловании Черноморскому казачьему войску «В вечное владение» правобережье р. Кубань».      

Весной 1793 г., подойдя к высокому берегу реки Кубани, казаки заложили крепость, в знак благодарности   казаки назвали свой «войсковой град» именем Екатерины.    Это был будущий город Краснодар.

2. Станция «Духовность и культура Кубани.»

3- ученик:

Сейчас Краснодар – не только административный, но и православный центр Кубани, в котором находятся действующие храмы. При храмах созданы воскресные школы и интернаты для обездоленных детей разных национальностей. В Армавире действует армянская церковь, в аулах - мечети.

3.Станция «Фольклор Кубани».

4- ученик:

      У Кубанского фольклора есть свои особенности, кубанская речь представляет собой объединение украинского и русского языков, а также заимствованные слова из языков горцев.

- Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносятся на свой лад, на кубанском диалекте.

(Называют известные пословицы, читают со слайда:

Очи бояться, а руки роблять.

(Глаза боятся, а руки делают.)

Не сиди сложа рукы, тай и нэбудэскукы.

(Не будет скуки, если заняты руки.)

Живэ, як мыша в крупах. (Живет, как кот в сметане.)

Що посеешь, то и пожнешь.

(Что посеешь, то и пожнешь.)

Работа в группах.

Игра «Собери пословицу».

  • Казак без седла - что черкес без кинжала.
  • Куда казака доля не закинет - все будет казак.
  • Казак голоден, а конь его сыт.
  • Человек без родины, что соловей без песни.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.

4.Станция «Литература Кубани».

Читают стихи

Адыги на земле своей живут
Их издавна черкесами зовут
Смеются солнцу, добрых ждут дождей
Живут адыги на земле моей 

Давно не пахнут порохом ущелья
И песен мести пули не поют.
Бывает жарко только от веселья,
Когда невесту замуж выдают 

И выстрелами миру возвестят,
Что человека нового растят.
Адыги на земле своей живут
Их издавна черкесами зовут. 

Живут адыги на земле своей –
Смеются солнцу, добрых ждут дождей.
Детей растят и собирают в путь,
Благословляя: Человеком будь!  

5.Станция «Спортивная».

Смотрят слайды.

Звучит песня «Большой хоровод» сл. Жигалкиной, муз. Савельева

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифициро-вать по признакам.

Коммуника-тивные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Личностные результаты

формирование основ гражданственности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России, за свою семью

Регулятивные УУД

Научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата.

V.Итог урока.

- В каком году переселились на Кубань казаки черноморцы?

- Сколько национальностей живёт в Краснодарском крае?

- На каких трёх словах держится лад в семье?

Весной 1793 г., подойдя к высокому берегу реки Кубани, казаки заложили крепость.

-Более 120 национальностей

-Любовь, терпение, прощение

VI.Рефлексия.

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубань - многонациональный край

Внеурочная деятельность ФГОС "Кубань - многонациональный край"...

Кубановедение, тема: "Кубань-многонациональный край"

урок кубановедения в 1 классе по теме : "Кубань- многонациональный край"...

Кубань - многонациональный край 1 класс

Региональный компанент. Кубановедение. Урок для 1 класса - "Кубань - многонациональный край"...

Урок "Кубань - многонациональный край"

Урок по кубановедению для учащихся 2 - 3-х классов. Тема урока "Мы - экипаж одного корабля". Можно провести как классный час....

Урок кубановедения по теме: «Кубань - многонациональный край». 2 класс

Кубань - многонациональный край, в котором проживают представители более 120 национальностей, но самые большие этнические группы - это русские, армяне, украинцы, адыгейцы. У каждого из народов свои о...

События Великой Отечественной войны на Кубани. Кубань – многонациональный край.

«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от не«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.мецко-фашистских захватчиков.Битва за Кавказ была о...