Проект «Одаренные дети»
проект на тему

    На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним  из приоритетных направлений педагогической деятельности.

У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Но это не означает, что при равных условиях можно ожидать одних и тех же способностей у всех детей. Действительно, есть такие дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться. И эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.

Поэтому заниматься одарёнными детьми нужно, но чётко осознавая, что проблема выявления, обучения и развития одарённых детей – сложная, лежащая на пересечении выше перечисленных проблем. Актуальная задача учителя – забота о таких детях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_rabota_yunusova_g.v.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

       

Проект «Одаренные дети»

Работу выполнила:

Юнусова Гульсира Вакифовна

 учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нижнеякинская  средняя общеобразовательная школа»  Мамадышского  муниципального района РТ

2015 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-4

Актуальность…………………………………………………………………4

Цель и задачи……………………………………………………………….4-5

Принципы работы педагога с одаренными детьми………………………...5

Основные направления и принципы реализации программы…………...5-6

Формы работы с одаренными учащимися, педагогами, родителями…...6-7

Ожидаемые результаты…………………………………………………….8-9

Этапы проекта        ……………………………………………………………10

Содержание программы…………………………………………………….11

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»....12-13

Литература…………………………………………………………………..14

Приложение…………………………………………………………………15

Введение

«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля… Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»

Р.Дж.Стернберг, Е.Григоренко.

   Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

     Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одним из приоритетных направлений современного образования.

            Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-то способностей человека.  Этих детей не надо заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и творческую.

            Одаренность бывает художественной ( музыкально-художественной), спортивной,  академической ( умение учиться),  интеллектуальной (умение анализировать, мыслить),  творческой ( нестандартное мышление).

          Постепенный отход системы образования от « штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном    « конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

          Важнейшее направление решения данной проблемы- реализация специальных программ обучения, которые соответствуют потребностям и возможностям этой категории учащихся и обеспечивающих дальнейшее развитие их одаренности. Работу эту нужно начинать уже в начальной школе.

           Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.  Процент одаренных детей, с точки зрения психологов, с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их 60-70%, то к четырнадцати годам- 30-40%, а к семнадцати- только 15-20%).

          Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Актуальность

    На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним  из приоритетных направлений педагогической деятельности.

У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Но это не означает, что при равных условиях можно ожидать одних и тех же способностей у всех детей. Действительно, есть такие дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться. И эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.

Поэтому заниматься одарёнными детьми нужно, но чётко осознавая, что проблема выявления, обучения и развития одарённых детей – сложная, лежащая на пересечении выше перечисленных проблем. Актуальная задача учителя – забота о таких детях.

 Цель проекта:

создание условий для реализации умственной одаренности детей на всех уровнях обучения в начальной школе. 

Задачи: 
• поиск и отбор детей с умственной одаренностью; 
• формирование прочных базовых знаний, умений и навыков; 
• развитие познавательных способностей и мотивации; 
• развитие коммуникативных и социальных качеств личности; 
• воспитание потребности к познавательной и научно-исследовательской деятельности у учащихся.  

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности в связи с введением ФГОС НОО.                     

Описание модели работы с одаренными детьми

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

  • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

  • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Главные принципы реализации программы.

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Формы работы с одаренными учащимися:

- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных уроков;

- дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

- участие в школьных и районных олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру;

- психологические консультации, тренинги, тестирование;

- конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования различного уровня;

- посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

- проектно- исследовательская деятельность учащихся «Мой след в науке»;

- использование современных средств информации ( Интернет, медиатека, компьютерные игры по курсу « Окружающий мир», электронная энциклопедия);

- создание детских портфолио.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
  • проводить открытые занятия;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

  • Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
  • Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

                                          Участники реализации проекта

Руководители:

- заместитель директора по учебно- воспитательной работе;

- учитель начальных классов;

 Творческая группа:

- учителя начальных классов;

-  библиотекарь;

А так же:

- учащиеся начальных классов МБОУ « Нижнеякинская СОШ»;

- родители детей;

Срок реализации проекта:         2014 - 2019г. г

Место реализации проекта: МБОУ «Нижнеякинская средняя общеобразовательная школа»

Ожидаемые результаты

      В результате реализации проекта будет

- сформирована  система работы с одаренными детьми;

- создана база для развития одаренности и таланта в современных условиях;

- усовершенствованы формы работы с одаренными и способными детьми»;

- сформирован  банк данных « Одаренные дети»;

- увеличится число одаренных детей;

- повысится  квалификация  педагогов, работающих с одаренными детьми;

Критерии оценки:

критерии

показатели

Методика изучения

Самореализация личности

1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

2.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

3.Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

4. Мотивационная  сфера.

Тест оценки потребности в достижении, папка достижений уч-ся, тест « Исследование школьной мотивации»

Удовлетворенность уч-ся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в лицее.

1.Удовлетворенность содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках проекта.

2. Комфортность, защищенность  одаренных детей, их отношения к основным сторонам жизнедеятельности в лицее.

3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своих детей.

Анкетирование

Конкурентоспособность одаренных  учащихся

1.Эффективность и качество подготовки одаренных уч-ся.

2.Участие уч-ся и педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах , конференциях, фестивалях и т.д.

3.Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

Методика статистического анализа данных, их динамика

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (районного, регионального и всероссийского уровней), в дистанционных олимпиадах.

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

Этапы реализации

Первый этап- организационный. Он включает:

1. Создание

- банка данных по одарённым детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка заданий повышенной сложности;

- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

2. Организация

- системы дополнительного образования;

- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;

- внеклассной работы по предмету.

Второй этап -  организационно- практический. 

- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

- активное использование в проектной деятельности.

Третий этап-  рефлексивно- обобщающий.  На этом этапе предполагается:

- Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

- мониторинг личных достижений учащихся;

-анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;

- создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной школы;

- определение проблем, возникших в ходе реализации проекта , пути их  решения  и разработка перспективного плана – программы дальнейшей работы в этом направлении;

Содержание программы

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных, региональных, всероссийских  олимпиадах, конкурсах.
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

3.2.  Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на  2014 -2019 гг.


Мероприятия

Сроки

Диагностика одаренных детей

октябрь
ежегодно

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год

Август, ежегодно

Составление  индивидуальной программы обучения:
- разработка планов индивидуальной работы с детьми;
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы;
- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

постоянно

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь
ежегодно

Функционирование предметных и творческих кружков, секций.

Ежегодно

Участие в муниципальных, региональных, всероссийских  олимпиадах

  
Ежегодно

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

Май,
ежегодно

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми

Ежегодно
май

Распространение опыта работы с одаренными детьми

2014-2019

Издание сборников  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

2014-2019

Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми»

Постоянно

Защита тематических проектов

Ежегодно

Участие в муниципальном конкурсе    « Лучший ученик года»

Ежегодно

Совместное творчество родителей и детей. Выставки, Конкурсы, Викторины, спортивные мероприятия

Ежегодно

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

Ежегодно

Литература


1.  Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.

2. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.

4.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

5. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
6. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
7. 
 Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997. 

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Нижнеякинская СОШ» _________Ф.Г.Насибуллин

от «___» ______ 2014г

План работы с одаренными детьми на 2014-2015 учебный год


Сроки

Мероприятия

Сентябрь

Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся .Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры

Октябрь

Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия.

Ноябрь

Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций. Начало оформления творческих работ»

Участие муниципального этапа региональной олимпиады школьников

Декабрь

Участие во Всероссийском конкурсе «КИТ», «Инфознайка».

Январь

Подготовка к муниципальной НПК «Мой след в науке». Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований

Февраль

Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру»

Март

Участие в муниципальной НПК «Мой след в науке».

Участие в региональном НИК «70-летие Великой Победы»

Апрель

 

Участие во Всероссийской олимпиаде «ЧИП»

Результаты, достижения.  Планирование на следующий учебный год. Составление плана

Май

Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного года

В течение года

Всероссийский интеллектуальный конкурс «Познание. Творчество»

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет   онлайн

Создание в учебном кабинете материальной базы.

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах

Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Одаренные дети"

Проект  направлен на  повышение профессиональной компетентности учителя начальных классов при ведении системы работы с одаренными детьми....

Проект для одаренных детей" Задачи на короткий срок"

Проект для одаренных детей1 класс...

Проект «Одаренные и талантливые дети»

Реформирование российской системы образования обусловлено необходимостью формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала наций. В связи с этим актуальной становится проблема создания ...

Проект Одаренные дети

Проект Одаренные дети...

Педагогический проект "Одаренные дети"

Педагогический проект "Одаренные дети"...

Понятие "одаренность". Психологические особенности одаренных детей. Виды одаренности.

В статье раскрывается понятие "одаренность", рассматриваются особенности одаренных детей, выделены основные виды одаренности...

Программа работы по проекту "Одаренные дети" во 2-м классе

В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, возможность реализации их потенциальных способностей....