Проект Одаренные дети
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Доржиева Светлана Цыренжаповна

Проект Одаренные дети

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Одаренные дети»

Цель: Создание оптимальной системы выявления и развития способностей учащихся, реализации их творческого потенциала.

Задачи:

  • создание условий для проявления интеллектуально - творческих способностей обучающихся;
  • развитие познавательной деятельности и исследовательских навыков школьников;
  • формирование потребности в интеллектуально-творческой деятельности.

        Проект состоит из двух частей:  концептуальной  и программной

В концептуальной части рассмотрены вопросы психологии детской одаренности. Работа со специальной научно-популярной, справочной литературой, позволила выделить основные моменты в понимании детской одаренности, возрастной психологии и разобраться в понятийном ряду: задатки, способности, одаренность, гениальность:

  • как и когда эти задатки развиваются, трансформируются, обогащаются, проявляют себя, и с чем это связано;
  • каковы временные границы возрастных стадий развития творческого мышления человека, в чем заключаются их психофизиологические особенности;
  • какие этапы педагогической деятельности целесообразно выделить, учитывая возрастные особенности детей и школьные ступени обучения;
  • каковы способы эффективного управления процессом развития детской одаренности;
  • можно ли (если да, то в к4акой степени, какими методами) измерить степень одаренности, уровень способностей учащихся;
  • как это сделать с учетом психологического фактора и педагогических подходов.

        На основе проведенного анализа были выделены блоки программной части проекта, определена система целей деятельности в рамках проекта на каждом возрастном этапе, с учетом динамики развития личностных  качеств учащегося.

Структура проекта

Первый этап. Создание условий  для проявления и развития творческих способностей учащихся (6-8) лет.

     Цель: определение сферы деятельности наиболее успешной реализации      способностей учащихся младшего школьного возраста.

Второй этап. Дифференциация деятельности учащихся ( 9-11)лет

Цель: обеспечение оптимальных условий для развития и реализации индивидуальных способностей учащихся.

Третий этап. Самоопределение творческой личности (средние и старшие классы).

Цель: обеспечение естественного , свободного, мотивированного процесса становления и самоопределения личности

     Ожидаемые результаты  проекта:

  • своевременное выявление способностей и управления развитием одаренности обучающихся;
  • создание условий реализации потенциальных возможностей всех обучающихся;
  • получение качественно  новых результатов образовательной деятельности в плане развития личностных качеств обучающихся и их творческих возможностей;
  • выход на новый уровень образовательной деятельности школы ( учителя)

Содержание проекта « Одаренные дети»

Задачи

Направления деятельности

Средства реализации

Ответственные

1 класс

Создание условий для успешной адаптации учащихся

Изучение особенностей развития школьника

Диагностика  состояния здоровья, степени подготовленности  к школе

Классный руководитель, школьный психолог

Взаимодействие с родителями и педагогами по вопросам особенностей развития ребенка

Педагогические консилиумы учителей и родителей на тему: «Индивидуальные особенности ребенка и методы формирования его личностных качеств»

Классный руководитель, школьный психолог

Поддержание атмосферы психологического, познавательного комфорта на уроке

Повышение профессионального мастерства учителя: совершенствование образовательных технологий, пополнение знаний  о возрастной психологии младшего школьника, определение системы работы с родителями

Классный руководитель

Организация творческой деятельности учащихся

Создание информационной, развивающей  среды в учебном кабинете

Оборудование уголков, стендов с творческими  работами детей

Классный руководитель, родительский актив

Обеспечение учащихся необходимым учебным материалом

Определение перечня необходимого учебного материала: пособий, книг для творческих и познавательных занятий. Обеспечение материалом учащихся.

Классный руководитель, школьный библиотекарь,родительский актив

Контроль деятельности учащихся

Организация педагогических наблюдений, регулирование деятельности детей

Классный руководитель, школьный психолог

Мотивационное обеспечение образовательной деятельности

Формирование и поддержание интереса к учебным занятиям и творческой деятельности

Оценка успешности деятельности учащихся, представление результатов творческой деятельности

Классный руководитель, родительский актив

2 класс

Обеспечение возможности для проявления творческих способностей учащихся

Развитие интеллектуальных способностей учащихся и формирование устойчивых познавательных интересов

Использование эффективных развивающих программ и технологий, наглядно-дидактических пособий, организация мониторинга развития учащихся. Повышение профессионального мастерства учителя: курсовая подготовка, самообразование

Классный руководитель

Организация кружков по предметам: «Занимательная математика», « Литературное творчество»,  «Волшебная кисть», « Резьба по дереву», танц. Кружок «Инфинити», кск «Футбол», « Аэробика»

Диагностика интересов детей и запросов родителей, составление плана воспитательной работы класса. Определение содержания плана работы. Мотивационное обеспечение, мониторинг успеваемости. Определение системы взаимодействия с внешкольными структурами.

Классный руководитель, преподаватели кск, цдю, рдк.

Пополнение содержания плана работы с учащимися и родителями

Использование  средств информационно- библиотечного центра, сети интернет

Классный руководитель

Формирование творческой активности учащихся

Проведение внеклассных мероприятий с участием родителей: « Конкурс смекалистых», «Интеллектуальный марафон»

Индивидуальное консультирование родителей, учителей по вопросам организации данных мероприятий с целью развития творческих способностей детей.

Классный руководитель,

Проведение смотров творчества: выставки, концерты, отчеты, презентации, тематические газеты.

Выработка системы и мониторинга качества представления творческих работ.

Классный руководитель

Мотивационное обеспечение образовательной деятельности

Формирование и поддержание интереса к учебным занятиям и творческой деятельности

Проведение анализа результативности образовательной деятельности, выделение критериев результативности, поощрение детей по итогам творческой деятельности на основе выделенных критериев

Классный руководитель, родительский комитет

Развитие

коммуникативных способностей детей, обеспечение эмоционально-психологических

условий успешности творческой деятельностти

Проведение тренингов  родительской компетентности.

Психотренинговая подготовка родителей , учителей. Диагностика состояния психоэмоционального, познавательного комфорта в школе. Мониторинг физического здоровья детей. Диагностика состояния психоэмоционального , познавательного комфорта в школе

Классный руководитель, школьный психолог

3 класс

1

2

3

4

Расширение возможностей для проявления творческой активности учащихся

Совершенствование форм, методов и технологий урока

Овладение педагогами активными формами организации учебной деятельности, развивающими программами и методиками

Школьный психолог, классный руководитель

Формирование и организация деятельности групп постоянного (временного) состава по целевой подготовке: к интеллектуально-познавательным конкурсам эрудитов и юных исследователей; предметным школьным олимпиадам(городским);конкурсам сети Интернет; городским конкурсам (фестивалям и т.д.) детского творчества

Проведение групповых тематических консультаций (согласований) для учителей и родителей по вопросам творческой деятельности детей: содержание, методы, способы управления

Школьный психолог, классный руководитель

Формирование и организация деятельности родительского актива

Организация школьных кружков, кружков на дому, творческих встреч, поездок, экскурсий, походов, посещений театра, выставок, зоопарка и т.д.

Председатель родительского комитета класса,

Школьный психолог, классный руководитель

Организация деятельности координационного совета

Определение целей, задая и содержания, плана деятельности на текущий учебный год (полугодие). Методическое, материально-дидактическое, финансовое обеспечение мероприятий и занятий

Школьный психолог, классный руководитель

Работа попечительского совета школы

Методическое, материально-дидактическое, финансовое обеспечение мероприятий и занятий

Школьный психолог, классный руководитель

Мотивационное обеспечение образовательной деятельности

Поддержание интереса к творческой деятельности

Организация системы мониторинга успешности творческой деятельности учащихся. Создание условий активной мотивации: награждения, поощрения и т.д.

Школьный психолог, классный руководитель

Развитие познавательных интересов учащихся

Функционирование системы дополнительного образования

Планирование и организация смотра результативности деятельности, мониторинг качества деятельности, проведение групповых консультаций

Школьный психолог, классный руководитель

Мотивация учащихся и организаторов творческой деятельности детей

Организация творческих отчетов, презентаций. Проведение школьных олимпиад, смотров знаний, конкурсов, фестивалей.

Школьный психолог, классный руководитель

Выявление и развитие творческих способностей учащихся

Комплексная диагностика способностей детей

Выявление одаренности, способностей учащихся. Разрешение вопросов управления развитием детей и т.д.

Школьный психолог, классный руководитель

Продолжение работы «Школы психологических знаний для учителей, родителей»: проведение тренингов родительской компетентности

Развитие психологической грамотности учителей и родителей. Проведение семинара-практикума «Психотренинговая подготовка учителей, родителей»

Школьный психолог, классный руководитель

Продолжение работы «Школы развития ребенка»: проведение психотехнических упражнений, тренингов самостоятельности для детей

Проведение психотехнических упражнений, игр для детей, психологических тренингов для учащихся и родителей. Формирование навыков психоэмоциональной культуры

Школьный психолог, классный руководитель

4 класс

1

2

3

4

Индивидуализация поля деятельности детей по уровню способностей и интересам

Функционирование системы дополнительного образования. Комплексное развитие учащихся посредством учебной деятельности,

Подключение к работе родителей и использование средств сети Интернет

Школьный психолог, классный руководитель

Участие детей в городских предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и играх, фестивалях детского творчества

Создание условий для мотивации учащихся и организаторов творческой деятельности детей

Школьный психолог, классный руководитель

Участие родителей в развитии творческих способностей учащихся

Открытие родителями кружков-хобби для разновозрастных групп детей

Школьный психолог, классный руководитель

Реализация потенциальных возможностей и потребностей учащихся

Работа клуба эрудитов при школьной библиотеке

Развитие стремления учащихся к пополнению знаний посредством знакомства с новой учебной литературой

Школьный библиотекарь, классный руководитель

Улучшение материально-технической базы, методического сопровождения работы учителей

Использование возможностей внешкольных структур системы дополнительного образования, интернет-ресурсов. Проведение мониторинга успешности

Школьный психолог, классный руководитель

Проведение смотров достижений интеллектуально-творческой деятельности учащихся: предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей детского творчества, познавательных праздников, игр с участием родителей

Определение целей, задач, содержания деятельности. Организация работы жюри, экспертной группы и т.д. мотивационное обеспечение: создание банка поощрений

Школьный психолог, классный руководитель

Диагностика творческих способностей и коррекция познавательной деятельности учащихся

Продолжение работы «Школы развития ребенка»: развитие индивидуальных способностей учащихся

Проведение индивидуальных и групповых консультаций, семинаров-практикумов. Формирование культуры общения, овладение способами саморегуляции, самореализации

Школьный психолог, классный руководитель

Общая диагностика

Работа лаборатории психолого-педагогической диагностики

Проведение комплексной диагностики способностей, интересов и возможностей учащихся

Школьный психолог, классный руководитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Одаренные дети"

Проект  направлен на  повышение профессиональной компетентности учителя начальных классов при ведении системы работы с одаренными детьми....

Проект «Одаренные дети»

  На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является од...

Проект для одаренных детей" Задачи на короткий срок"

Проект для одаренных детей1 класс...

Проект «Одаренные и талантливые дети»

Реформирование российской системы образования обусловлено необходимостью формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала наций. В связи с этим актуальной становится проблема создания ...

Педагогический проект "Одаренные дети"

Педагогический проект "Одаренные дети"...

Понятие "одаренность". Психологические особенности одаренных детей. Виды одаренности.

В статье раскрывается понятие "одаренность", рассматриваются особенности одаренных детей, выделены основные виды одаренности...

Программа работы по проекту "Одаренные дети" во 2-м классе

В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, возможность реализации их потенциальных способностей....