Проект Одаренные дети
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Одаренные дети»
Цель: Создание оптимальной системы выявления и развития способностей учащихся, реализации их творческого потенциала.
Задачи:
- создание условий для проявления интеллектуально - творческих способностей обучающихся;
- развитие познавательной деятельности и исследовательских навыков школьников;
- формирование потребности в интеллектуально-творческой деятельности.
Проект состоит из двух частей: концептуальной и программной
В концептуальной части рассмотрены вопросы психологии детской одаренности. Работа со специальной научно-популярной, справочной литературой, позволила выделить основные моменты в понимании детской одаренности, возрастной психологии и разобраться в понятийном ряду: задатки, способности, одаренность, гениальность:
- как и когда эти задатки развиваются, трансформируются, обогащаются, проявляют себя, и с чем это связано;
- каковы временные границы возрастных стадий развития творческого мышления человека, в чем заключаются их психофизиологические особенности;
- какие этапы педагогической деятельности целесообразно выделить, учитывая возрастные особенности детей и школьные ступени обучения;
- каковы способы эффективного управления процессом развития детской одаренности;
- можно ли (если да, то в к4акой степени, какими методами) измерить степень одаренности, уровень способностей учащихся;
- как это сделать с учетом психологического фактора и педагогических подходов.
На основе проведенного анализа были выделены блоки программной части проекта, определена система целей деятельности в рамках проекта на каждом возрастном этапе, с учетом динамики развития личностных качеств учащегося.
Структура проекта
Первый этап. Создание условий для проявления и развития творческих способностей учащихся (6-8) лет.
Цель: определение сферы деятельности наиболее успешной реализации способностей учащихся младшего школьного возраста.
Второй этап. Дифференциация деятельности учащихся ( 9-11)лет
Цель: обеспечение оптимальных условий для развития и реализации индивидуальных способностей учащихся.
Третий этап. Самоопределение творческой личности (средние и старшие классы).
Цель: обеспечение естественного , свободного, мотивированного процесса становления и самоопределения личности
Ожидаемые результаты проекта:
- своевременное выявление способностей и управления развитием одаренности обучающихся;
- создание условий реализации потенциальных возможностей всех обучающихся;
- получение качественно новых результатов образовательной деятельности в плане развития личностных качеств обучающихся и их творческих возможностей;
- выход на новый уровень образовательной деятельности школы ( учителя)
Содержание проекта « Одаренные дети»
Задачи | Направления деятельности | Средства реализации | Ответственные |
1 класс | |||
Создание условий для успешной адаптации учащихся | Изучение особенностей развития школьника | Диагностика состояния здоровья, степени подготовленности к школе | Классный руководитель, школьный психолог |
Взаимодействие с родителями и педагогами по вопросам особенностей развития ребенка | Педагогические консилиумы учителей и родителей на тему: «Индивидуальные особенности ребенка и методы формирования его личностных качеств» | Классный руководитель, школьный психолог | |
Поддержание атмосферы психологического, познавательного комфорта на уроке | Повышение профессионального мастерства учителя: совершенствование образовательных технологий, пополнение знаний о возрастной психологии младшего школьника, определение системы работы с родителями | Классный руководитель | |
Организация творческой деятельности учащихся | Создание информационной, развивающей среды в учебном кабинете | Оборудование уголков, стендов с творческими работами детей | Классный руководитель, родительский актив |
Обеспечение учащихся необходимым учебным материалом | Определение перечня необходимого учебного материала: пособий, книг для творческих и познавательных занятий. Обеспечение материалом учащихся. | Классный руководитель, школьный библиотекарь,родительский актив | |
Контроль деятельности учащихся | Организация педагогических наблюдений, регулирование деятельности детей | Классный руководитель, школьный психолог | |
Мотивационное обеспечение образовательной деятельности | Формирование и поддержание интереса к учебным занятиям и творческой деятельности | Оценка успешности деятельности учащихся, представление результатов творческой деятельности | Классный руководитель, родительский актив |
2 класс | |||
Обеспечение возможности для проявления творческих способностей учащихся | Развитие интеллектуальных способностей учащихся и формирование устойчивых познавательных интересов | Использование эффективных развивающих программ и технологий, наглядно-дидактических пособий, организация мониторинга развития учащихся. Повышение профессионального мастерства учителя: курсовая подготовка, самообразование | Классный руководитель |
Организация кружков по предметам: «Занимательная математика», « Литературное творчество», «Волшебная кисть», « Резьба по дереву», танц. Кружок «Инфинити», кск «Футбол», « Аэробика» | Диагностика интересов детей и запросов родителей, составление плана воспитательной работы класса. Определение содержания плана работы. Мотивационное обеспечение, мониторинг успеваемости. Определение системы взаимодействия с внешкольными структурами. | Классный руководитель, преподаватели кск, цдю, рдк. | |
Пополнение содержания плана работы с учащимися и родителями | Использование средств информационно- библиотечного центра, сети интернет | Классный руководитель | |
Формирование творческой активности учащихся | Проведение внеклассных мероприятий с участием родителей: « Конкурс смекалистых», «Интеллектуальный марафон» | Индивидуальное консультирование родителей, учителей по вопросам организации данных мероприятий с целью развития творческих способностей детей. | Классный руководитель, |
Проведение смотров творчества: выставки, концерты, отчеты, презентации, тематические газеты. | Выработка системы и мониторинга качества представления творческих работ. | Классный руководитель | |
Мотивационное обеспечение образовательной деятельности | Формирование и поддержание интереса к учебным занятиям и творческой деятельности | Проведение анализа результативности образовательной деятельности, выделение критериев результативности, поощрение детей по итогам творческой деятельности на основе выделенных критериев | Классный руководитель, родительский комитет |
Развитие коммуникативных способностей детей, обеспечение эмоционально-психологических условий успешности творческой деятельностти | Проведение тренингов родительской компетентности. | Психотренинговая подготовка родителей , учителей. Диагностика состояния психоэмоционального, познавательного комфорта в школе. Мониторинг физического здоровья детей. Диагностика состояния психоэмоционального , познавательного комфорта в школе | Классный руководитель, школьный психолог |
3 класс
1 | 2 | 3 | 4 |
Расширение возможностей для проявления творческой активности учащихся | Совершенствование форм, методов и технологий урока | Овладение педагогами активными формами организации учебной деятельности, развивающими программами и методиками | Школьный психолог, классный руководитель |
Формирование и организация деятельности групп постоянного (временного) состава по целевой подготовке: к интеллектуально-познавательным конкурсам эрудитов и юных исследователей; предметным школьным олимпиадам(городским);конкурсам сети Интернет; городским конкурсам (фестивалям и т.д.) детского творчества | Проведение групповых тематических консультаций (согласований) для учителей и родителей по вопросам творческой деятельности детей: содержание, методы, способы управления | Школьный психолог, классный руководитель | |
Формирование и организация деятельности родительского актива | Организация школьных кружков, кружков на дому, творческих встреч, поездок, экскурсий, походов, посещений театра, выставок, зоопарка и т.д. | Председатель родительского комитета класса, Школьный психолог, классный руководитель | |
Организация деятельности координационного совета | Определение целей, задая и содержания, плана деятельности на текущий учебный год (полугодие). Методическое, материально-дидактическое, финансовое обеспечение мероприятий и занятий | Школьный психолог, классный руководитель | |
Работа попечительского совета школы | Методическое, материально-дидактическое, финансовое обеспечение мероприятий и занятий | Школьный психолог, классный руководитель | |
Мотивационное обеспечение образовательной деятельности | Поддержание интереса к творческой деятельности | Организация системы мониторинга успешности творческой деятельности учащихся. Создание условий активной мотивации: награждения, поощрения и т.д. | Школьный психолог, классный руководитель |
Развитие познавательных интересов учащихся | Функционирование системы дополнительного образования | Планирование и организация смотра результативности деятельности, мониторинг качества деятельности, проведение групповых консультаций | Школьный психолог, классный руководитель |
Мотивация учащихся и организаторов творческой деятельности детей | Организация творческих отчетов, презентаций. Проведение школьных олимпиад, смотров знаний, конкурсов, фестивалей. | Школьный психолог, классный руководитель | |
Выявление и развитие творческих способностей учащихся | Комплексная диагностика способностей детей | Выявление одаренности, способностей учащихся. Разрешение вопросов управления развитием детей и т.д. | Школьный психолог, классный руководитель |
Продолжение работы «Школы психологических знаний для учителей, родителей»: проведение тренингов родительской компетентности | Развитие психологической грамотности учителей и родителей. Проведение семинара-практикума «Психотренинговая подготовка учителей, родителей» | Школьный психолог, классный руководитель | |
Продолжение работы «Школы развития ребенка»: проведение психотехнических упражнений, тренингов самостоятельности для детей | Проведение психотехнических упражнений, игр для детей, психологических тренингов для учащихся и родителей. Формирование навыков психоэмоциональной культуры | Школьный психолог, классный руководитель |
4 класс
1 | 2 | 3 | 4 |
Индивидуализация поля деятельности детей по уровню способностей и интересам | Функционирование системы дополнительного образования. Комплексное развитие учащихся посредством учебной деятельности, | Подключение к работе родителей и использование средств сети Интернет | Школьный психолог, классный руководитель |
Участие детей в городских предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и играх, фестивалях детского творчества | Создание условий для мотивации учащихся и организаторов творческой деятельности детей | Школьный психолог, классный руководитель | |
Участие родителей в развитии творческих способностей учащихся | Открытие родителями кружков-хобби для разновозрастных групп детей | Школьный психолог, классный руководитель | |
Реализация потенциальных возможностей и потребностей учащихся | Работа клуба эрудитов при школьной библиотеке | Развитие стремления учащихся к пополнению знаний посредством знакомства с новой учебной литературой | Школьный библиотекарь, классный руководитель |
Улучшение материально-технической базы, методического сопровождения работы учителей | Использование возможностей внешкольных структур системы дополнительного образования, интернет-ресурсов. Проведение мониторинга успешности | Школьный психолог, классный руководитель | |
Проведение смотров достижений интеллектуально-творческой деятельности учащихся: предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей детского творчества, познавательных праздников, игр с участием родителей | Определение целей, задач, содержания деятельности. Организация работы жюри, экспертной группы и т.д. мотивационное обеспечение: создание банка поощрений | Школьный психолог, классный руководитель | |
Диагностика творческих способностей и коррекция познавательной деятельности учащихся | Продолжение работы «Школы развития ребенка»: развитие индивидуальных способностей учащихся | Проведение индивидуальных и групповых консультаций, семинаров-практикумов. Формирование культуры общения, овладение способами саморегуляции, самореализации | Школьный психолог, классный руководитель |
Общая диагностика | Работа лаборатории психолого-педагогической диагностики | Проведение комплексной диагностики способностей, интересов и возможностей учащихся | Школьный психолог, классный руководитель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Одаренные дети"
Проект направлен на повышение профессиональной компетентности учителя начальных классов при ведении системы работы с одаренными детьми....
Проект «Одаренные дети»
На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является од...
Проект для одаренных детей" Задачи на короткий срок"
Проект для одаренных детей1 класс...
Проект «Одаренные и талантливые дети»
Реформирование российской системы образования обусловлено необходимостью формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала наций. В связи с этим актуальной становится проблема создания ...
Педагогический проект "Одаренные дети"
Педагогический проект "Одаренные дети"...
Понятие "одаренность". Психологические особенности одаренных детей. Виды одаренности.
В статье раскрывается понятие "одаренность", рассматриваются особенности одаренных детей, выделены основные виды одаренности...
Программа работы по проекту "Одаренные дети" во 2-м классе
В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, возможность реализации их потенциальных способностей....