Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС
статья на тему
Ещё на школьной скамье ребята хотят найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, открытыми ко всему новому. И это ключевая особенность школы будущего. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которые хотят знать больше. Они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому еще в школе необходимо привить интерес к различным областям науки и техники, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создаются исследовательские секции. Так в нашей гимназии существует секция «Юный исследователь», научный руководитель Примм И.Р. Главная задача секции – дать ребенку возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой исследовательской деятельности, с учётом индивидуальных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_v_nachalnoy_shkole_po_fgos_lysova_21.09.2014.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС
Лысова Е.В.
Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС
Ещё на школьной скамье ребята хотят найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, открытыми ко всему новому. И это ключевая особенность школы будущего. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которые хотят знать больше. Они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому еще в школе необходимо привить интерес к различным областям науки и техники, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создаются исследовательские секции. Так в нашей гимназии существует секция «Юный исследователь», научный руководитель Примм И.Р. Главная задача секции – дать ребенку возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой исследовательской деятельности, с учётом индивидуальных особенностей.
Какое значение для ребенка имеет исследовательская работа? Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.
Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.
С проектами исследовательской работы обучающиеся выступают в классе, в школьной секции «Юный исследователь», в районных и региональных очных и заочных конференциях. Мой ученик Курганский Антон принял участие в 4 региональной конференции в секции « География» с работой «Радуга и краски» и получил диплом призера 3 степени.
По новым стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.
Поэтому главной целью исследовательской работы является:
формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
- знакомство с проведением учебных исследований
- развитие творческой исследовательской активности
- стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам
- ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс
Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
- Выбор темы.
- Постановка цели и задач.
- Гипотеза исследования.
- Организация исследования.
- Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования, наблюдения, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, предполагаю исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, литературного чтения. Эти работы так и называются “Мои маленькие исследования” .
Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.
Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Я хочу поделиться опытом по организации исследовательской работы в начальных классах на примере работы Курганского Антона по теме: «Радуга и краски» Результаты моей работы уже видны. Многие ученики моего класса стали активными читателями школьной и районной детской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Ребята моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.
Список литературы.
1.Национальная образовательная инициатива президента РФ Д.А.Медведева «Наша новая школа»//Министерство образования и науки Российской Федерации.- URL: http://xn--8oabucjiibhvga.xn--piai/ (дата обращения 15.05.2014).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа в начальной школе
Современная начальная школа ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка. Это предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания,...
Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС
Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС...
«Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС»
Я хочу поделиться опытом по организации исследовательской работы в начальных классах на примере работ выполненных моими учениками. Результаты моей работы уже видны. Работы моих учеников занимали...
Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС
Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует резуль...
МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается проблема организации исследовательской работы детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется методам, которые можно применять в ...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....
Проектно -исследовательская работа в начальной школе как средство реализации ФГОС
Данная презентация- обмен опытом работы. Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности.Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цел...