Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС
статья на тему

Лысова Елена Васильевна

Ещё на школьной скамье ребята хотят найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, открытыми ко всему новому. И это  ключевая особенность школы будущего. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которые хотят знать больше. Они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому еще в школе необходимо привить интерес к различным областям науки и техники,  вывести школьников на дорогу поиска в науке,  помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создаются исследовательские секции. Так в нашей гимназии существует секция «Юный исследователь», научный руководитель Примм И.Р.   Главная задача секции – дать ребенку возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой исследовательской деятельности, с учётом индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС

Лысова Е.В.

Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС

 Ещё на школьной скамье ребята хотят найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, открытыми ко всему новому. И это  ключевая особенность школы будущего. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которые хотят знать больше. Они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому еще в школе необходимо привить интерес к различным областям науки и техники,  вывести школьников на дорогу поиска в науке,  помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создаются исследовательские секции. Так в нашей гимназии существует секция «Юный исследователь», научный руководитель Примм И.Р.   Главная задача секции – дать ребенку возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой исследовательской деятельности, с учётом индивидуальных особенностей.

   Какое значение для  ребенка имеет исследовательская работа? Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.    

 Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

С проектами исследовательской работы обучающиеся выступают в классе, в школьной секции «Юный исследователь», в районных и региональных очных и заочных конференциях. Мой ученик Курганский Антон  принял участие в 4 региональной конференции  в секции  « География»   с работой «Радуга и краски» и получил диплом призера 3 степени.

По новым стандартам второго поколения  в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается  в  обеспечении   обучающихся  умением учиться. 

Поэтому главной целью исследовательской работы является:

формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований
  • развитие творческой исследовательской активности
  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам
  • ознакомление с научной картиной мира
  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс

Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.  

Любая исследовательская работа  состоит из нескольких этапов:

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования,  наблюдения,  помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования,  предполагаю исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, литературного чтения.  Эти работы так и называются “Мои маленькие исследования” .

 Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Я хочу поделиться опытом по организации исследовательской работы в начальных классах на примере работы  Курганского Антона по теме: «Радуга и краски» Результаты моей работы уже видны. Многие ученики моего класса стали активными читателями школьной и районной детской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Ребята моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

Список литературы.

1.Национальная образовательная инициатива президента РФ Д.А.Медведева  «Наша новая школа»//Министерство образования и науки Российской Федерации.- URL: http://xn--8oabucjiibhvga.xn--piai/  (дата обращения 15.05.2014).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа в начальной школе

Современная начальная школа ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка. Это предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания,...

Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС

Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС...

«Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС»

Я хочу поделиться опытом по организации исследовательской работы в начальных классах на примере работ выполненных моими учениками. Результаты моей работы уже видны.  Работы моих учеников занимали...

Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС

Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует резуль...

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается проблема организации исследовательской работы детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется методам, которые можно применять в ...

Проектно -исследовательская работа в начальной школе как средство реализации ФГОС

Данная презентация- обмен опытом работы. Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности.Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цел...