Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе "Начальная школа 21 века"
рабочая программа (4 класс) по теме
В работе представлена рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе "Начальная школа 21 века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 276.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Уемская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Утверждено:
Руководитель МО Директор школы
________________ _______________О.В.Щукина
Протокол №_____ Приказ №_______
от «____»_________2013 г. от «____»__________ 2013 г.
Рабочая программа
по литературному чтению
4 класс
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Лаврентьева Н.Н.,
учитель начальных
классов
п. Уемский
Приморского района
Архангельской области
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана – Граф, 2009 (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова), на основе авторской программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой. Программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
Основная цель уроков литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются:
- Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявления точки зрения писателя, формирования позиции читателя.
- Система работы над навыками чтения.
- Включение учащихся в эмоционально – творческую деятельность в процессе чтения.
- Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
- Расширение круга чтения учащихся, создания «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
На уроках литературного чтения в 1 – 2 классе используются авторский и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), их авторах.
Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.
В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.
Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, перспективности и др.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 рабочих недели), в том числе количество часов на изучение регионального компонента – 10. В рамках данного учебного курса предусматривается проведение разных видов контроля знаний и умений учащихся.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом "Начальная школа XXI века":
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2009.
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2011.
- Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2 – 4 классов. – Архангельск, 2010.
- Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах. / Науч. ред. Э.И. Николаева. – Архангельск: Поморский университет, 2010.
- Ногина Р.М., Полякова И.Ф. Литературное чтение. Региональный компонент государственного стандарта начального общего образования Архангельской области. – Архангельск, 2006.
- Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь - справочник по литературному чтению: для младших школьников / Ефросинина Л. А.. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. Ч. 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 класс: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:
Знать:
- название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;
- элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).
Называть, приводить примеры:
- сказок народных и литературных;
- стихов и рассказов из круга детского чтения;
Различать, сравнивать:
- произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
- жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- сказки народные и литературные;
- словари и справочники;
- элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
- виды пересказа (подробный, краткий, выборочный).
Уметь:
- читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
- выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы,
- специально подготовленные тексты;
- определять тему и главную мысль художественного произведения;
- ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и составлять простой план;
- пересказывать и рассказывать произведение по плану;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему.
Использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
- для самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по еѐ элементам;
- определять тему и жанр незнакомой книги;
- работать со справочной литературой.
Межпредметные связи
- С уроками русского языка: устные и письменные рассказы о персонажах литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, применение лингвистических знаний в устной и письменной речи, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.).
- С уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о содружестве и взаимообогащении музыки и литературы.
- С уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.
- С уроками физического воспитания: уметь правильно пользоваться дыханием, голосом, мимикой, жестом, ритмическим движением при чтении вслух и инсценировке литературных произведений.
Содержание учебного курса
Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии. Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей-классиков XIX — начала XX века, детских писателей второй половины XX века, раскрывающие многообразие их творчества, жанров, особенности национального колорита и специфику произведения. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга.
Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях и др. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания, письма. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга (автобиографическая, из жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве человека). Научно- познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, истории, психологии, археологии и др. Книги о путешествиях и приключениях. Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека и т.д. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических. Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (на родной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам: манера письма, особенности композиции текста, языка, характер изображения персонажей. Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов {«жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты {«добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения {«день и ночь — су тки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты {«сыра земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре). Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям. Манера письма автора. Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности. Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения. Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение. Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство я действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе. Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения. Тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного на родного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок. Творческие работы по сопоставлению сюжетов литературных произведений с аналогичными сюжетами произведений живописи, графики, музыки. Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку. Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх — драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Навык чтения:
— осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение про себя;
— выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него;
— использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи);
— темп чтения вслух — не менее 90 слов в минуту, про себя — не менее 110 слов в минуту;
— использование мемуарно-критических, историко-бытовых, историко-литературных сведений об авторе книги, об эпохе ее создания;
— чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом:
— установление смысловых связей между частями текста;
— определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков;
— сопоставление поступков героев;
— понимание и различение значений слов в тексте;
— нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы;
— выделение в тексте эпитетов, сравнений;
— составление простого плана к рассказу, сказке;
— подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану;
— составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины);
— выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Читательские умения (работа с произведением и книгой):
— обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;
— самостоятельный выбор книги на определенную тему;
— чтение детской периодики;
— использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т.д.).
Основные разделы программы.
- Произведения фольклора. Сказки легенды, былины, героические песни ( 7 ч)
- Басни. Русские баснописцы (5 ч)
- Произведения В.А. Жуковского (4 ч)
- Произведения А.С.Пушкина (4 ч)
- Произведения М.Ю. Лермонтова (3 ч)
- Произведения П.П. Ершова (3 ч)
- Произведения В.М. Гаршина (5 ч)
- Произведения русских писателей о детях. Н.Г. Гарин-Михайловский (5 ч)
- Произведения зарубежных писателей (11 ч)
- Мифы народов мира (2 ч)
- Книги Древней Руси (2 ч)
- Произведения Л.Н. толстого (9 ч)
- Стихи А.А. Блока (4 ч)
- Стихи К.Д. Бальмонта (5 ч)
- Произведения А.И. Куприна (5 ч)
- Стихи И.А. Бунина (4 ч)
- Произведения С. Я. Маршака (8 ч)
- Стихи Н.А. Заболоцкого (3 ч)
- Произведения о детях войны (1 ч)
- Стихи Н.М. Рубцова (3 ч)
- Произведения С.В. Михалкова (4 ч)
- Юмористические произведения (2 ч)
- Очерки (4 ч)
- Путешествия, приключения, фантастика (6 ч)
1.Произведения фольклора (6 часов) Былины: «Волх Всеславович», «Вольга Святославович», «Святогор». Героические песни: и Дмитрий Пожарский». Библейское предание. «Блудный сын». Легенды. «Легенда о граде Китиже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»
2. Мифы (4 часа) Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар». Славянский миф Древнеиндийский мифы «Творение, Создание ночи» «Ярило Солнце». Древнекитайский миф «Подвиг стрелка И».
3. Книги Древней Руси (4 часа) «Повести временных лет». Отрывок из жития «О князе Владимире». Похвала «Деятельность Ярослава». «Поучение Владимира Мономаха детям». Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Никите Кожемяке», «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого»
4.Басни. Русские баснописцы (5 часов)
И.А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Осел и соловей», «Мартышка и очки», «Квартет».. И.И. Хемницер «Друзья», «Стрекоза». А.Е. Измайлов «Кукушка». Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравей». И.И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок». С.В. Михалков «Слово о Крылове».
5. В.А. Жуковский (3 часа) В.А. Жуковский. Баллада «Светлана», сказки «Спящая красавица», «О царе Берендее…».
6. А.С. Пушкин (4 часа)
А.С. Пушкин стихи «Осень», «Зимняя дорога», «Сказка о золотом петушке».
7. М.Ю. Лермонтов (4 часа)
М.Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус»., «Горные вершины…», «Утес», «Ашик-Кериб». Книги-справочники о М.Ю. Лермонтове.
8. П.П. Ершов (3 часа)
П.П. Ершов «Конек-Горбунок », «Кто он?».
9. В.М. Гаршин (5 часов) В.М. Гаршин «Сказание о гордом Аггее», «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», стихотворение «Пленница».
10. Произведения русских писателей о детях (3 часа)
Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы», К.М.Станюкович «Максимка».
11. Произведения зарубежных писателей (8 часов) В. Гюго «Козетта». Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Х.К. Андерсен «Самое невероятное», «Дети года», «Девочка со спичками». К.Г. Паустовский о Х.К. Андерсене «Великий сказочник».
12.Л.Н. Толстой (4 часа)
Л.Н. Толстой. Быль «Кавказский пленник», «Акула».
13. А.П. Чехов о животных (4 часа)
А.П. Чехов «Каштанка», А.И. Куприн «Воспоминания о А.П. Чехове». Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк». В.М. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона»
14. Произведения А.М. Горького (3 часа)
А.М. Горький «В людях» (отрывок из повести), очерки «О сказках», «О книгах».
15. Стихи А.А. Блока (2 часа)
А.А. Блок «Россия», «Рождество», «На поле Куликовом».
16. Стихи К.Д. Бальмонта (4 часа)
К.Д. Бальмонт «Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Русский язык», «Золотая рыбка».
17. Произведения В.В. Вересаева (3 часа)
В.В. Вересаев «Легенда», «Звезда».
18. Стихи И.А. Бунина (3 часа)
И.А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире грудь распахнись для принятия», «Детство», «Листопад».
19. Произведения С.Я. Маршака (4 часа)
С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», «Сказка про козла», «Ледяной остров». С.Я. Маршак – переводчик. Р. Бернс «В горах мое сердце».
20.Произведения А.П. Платонова (2 часа)
А.П. Платонов «Неизвестный цветок», «Любовь к Родине или Путешествие воробья».
21. Стихи Н.А. Заболоцкого (2 часа)
Н.А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке», «Детство».
22. Стихи Н.М. Рубцова (2 часа)
Н.М. Рубцов «Березы», «Тихая моя родина», «Ласточка».
23. Произведения С.В. Михалкова (3 часа)
С.В. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома», «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало», «Как старик корову продавал», «Дым без огня».
24. Юмористические произведения (3 часа)
Н. Н. А.Л. Барто «Леночка с букетом». Носов «Федина задача». В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
25. Очерки (4 часа)
Очерки о Родине: И.С. Соколов-Микитов «Родина», М.А. Шолохов «Любимая мать-отчизна». Очерки о людях: Н.С. Шер «Картины-сказки», Ю. Я. Яковлев «Право на жизнь». Очерки о писателях: Р Сеф «О стихах Джона Чиарди».
26. Произведения о детях войны (3 часа)
В.П. Катаев «Сын полка»
27. Путешествия, приключения, фантастика (7 часов)
В. Рыбаков «О книге Дж. Свифта». Н.П. Вагнер «Фея Фантаста». Н.П. Вагнер «Береза».
Жанровое разнообразие: народные сказки, былины, легенды, литературные сказки, рассказы художественные и научно-популярные, стихотворные произведения, баллады, очерки, пьесы.
Формы и средства контроля
В 4 классе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать произведение, особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.). Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. В четвертом классе чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. По мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту ("про себя"); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Оцениваются:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций, и работы в целом;
• степень самостоятельности;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
В конце изученных разделов в рабочих тетрадях есть рубрика «Проверь себя»
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (тестовые работы) и устный опрос (собеседование). Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольная работа. Всего программой предусмотрено 8 контрольных работ.
Виды контрольных работ | Кол-во работ | Дата проведения |
Проверка уровня начитанности и читательских умений | 4 | |
Проверка сформированности учебной и читательской деятельности | 1 | |
Проверка навыка чтения вслух, молча | 5 | |
ИТОГО | 10 |
Нормы оценивания техники чтения в начальной школе
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Оценка навыков чтения
(темп, способ, правильность, понимание) в 4 классе:
«5» - ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и больше 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.
«4» - ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказать свое мнение о прочитанном.
«3» - ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 60 слов в минуту и не меньше 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя)
Норма вычитки слов при проверке техники чтения:
I четверть 70-74 сл/м
II четверть 75-80 сл/м
III четверть 81-90 сл/м
IV четверть 91 -95 сл/м
Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения:
«5» - если все задания выполнены верно;
«4» - если выполнено не менее ¾ всех заданий;
«3» - если выполнено не менее ½ всех заданий;
«2» - если выполнено менее ½ всех заданий.
Календарно – тематическое планирование
Наименование раздела программы | № урока | Тема урока | Количество часов | Вид и форма контроля | Дата проведения (план) | Дата проведения (факт) |
Произведения фольклора. Сказки легенды, былины, героические песни | 1 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» | 1 | |||
2 | Былина «Волхв Всеславович» | 1 | Текущий | |||
3 | Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком» РКМ Гордость твоя Поморье. Знаменитые земляки. | 1 | ||||
4 | Шотландская легенда «Рыцарь Эльф». Библейские предания «Суд Соломона», «Блудный сын» | 1 | ||||
5 | Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». РКМ Именин прекрасное созвездье. Люди родного города. | 1 | Текущий | |||
6 | Песня-слава «Русская Земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» | 1 | ||||
7 | Урок-обобщение. | 1 | Контрольный | |||
Басни. Русские баснописцы | 8 | И.А. Крылов «Стрекоза и муравей», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» | 1 | Текущий Наизусть | ||
9 | И.И. Хемницер «Друзья». И.А. Крылов «Крестьянин в беде» | 1 | ||||
10 | А. Е. Измайлов «Кукушка». И.А. Крылов «Осел и Соловей», А.Е. Измайлов «Лестница» | 1 | ||||
11 | И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет» | 1 | Текущий Наизусть | |||
12 | Урок-обобщение. Текущая проверка навыка чтения вслух | 1 | Текущий | |||
Произведения В.А. Жуковского | 13 | В.А. Жуковский «Песня». «Ночь», «Воспоминание». РКМ Кладовая Севера. Природные богатства. | 1 | Текущий | ||
14 | В.А. Жуковский «Спящая царевна» | 1 | ||||
15 | В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее,о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бесмертного и премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери» | 1 |
| |||
16 | Урок-обобщение. Комплексная разноуровневая проверочная работа | 1 | Контрольный | |||
Произведения А.С. Пушкина | 17 | А.С.Пушкин «Осень» .Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» РК Лес- зелёное золото Архангельской области. | 1 | Текущий | ||
18 | А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Зимняя дорога» | 1 | Текущий | |||
19 | А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке» | 1 | Текущий | |||
20 | А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», « Песни о Стеньке Разине» | 1 | ||||
Произведения М.Ю.Лермонтова | 21 | М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва!..Люблю тебя как сын…». «Парус» | 1 | Текущий | ||
22 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «Утес». Восточная сказка «Ашик-Кериб» | 1 | Текущий | |||
23 | М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня» | 1 | ||||
Произведения П.П. Ершова | 24 | П.П. Ершов «Конёк-горбунок» | 1 | Текущий | ||
25 | Урок - обобщение. Текущая проверка навыка чтения молча. | 1 | Контрольный | |||
Произведения В.М. Гаршина | 26 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | |||
27 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | Текущий | |||
2 четверть | ||||||
Произведения В.М. Гаршина | 28 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 | Текущий | ||
29 | В.М.Гаршин «Сказание о гордом Аггее» | 1 | ||||
30 | Урок-обобщение. | 1 | Контрольный | |||
Произведения зарубежных писателей | 31 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | |||
32 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | Текущий | |||
33 | Марк Твен «Приключение Гекльберри Финна» | 1 | ||||
34 | Виктор Гюго «Коззетта» | 1 | ||||
35 | Сказка Х.-К. Андерсена «Дикие лебеди» «Самое невероятное» РК Русский флот в Архангельске. | 1 | Текущий | |||
36 | Х.-К. Андерсен «Дети года». Детские газеты и журналы. | 1 | ||||
37 | Х.-К. Андерсен «Девочка со спичками» | 1 | ||||
38 | Обобщение изученного в первом полугодии. Диагностические тесты и задания. | 1 | Контрольный | |||
39 | Комплексная контрольная работа | 1 | Контрольный | |||
Мифы народов мира | 40 | Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар» | 1 | |||
41 | Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение», «Создание ночи» | 1 | Текущий | |||
Книги древней Руси | 42 | Отрывки из «Повести временных лет»: «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Деятельность Ярослава. Похвала книгам». | 1 | |||
43 | Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Никите Кожемяке», «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого». | 1 | ||||
Произведения Л.Н. Толстого | 44 | Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого. «Воспоминания Л.Н. Толстого» | 1 | Текущий | ||
45 | «Акула» Л.Н. Толстой | 1 | Текущий | |||
46 | Л.Н. Толстой «Два брата».РКМ Гений земли русской. Ломоносов- великий учёный. | 1 | Наизусть | |||
47 | Л.Н. Толстой Басня «Мужик и Водяной». РКМ Ломоносов-великий человек и гражданин. | 1 | Контрольный | |||
48 | Л.Н. Толстой «Черепаха» | 1 | ||||
3 четверть | ||||||
Произведения Л.Н. Толстого | 49 | Л.Н. Толстой «Русак» | 1 | |||
50 | Быль Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» | 1 | ||||
51 | Быль Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» | 1 | Текущий | |||
52 | Урок-обобщение. Комплексная разноуровневая проверочная работа | 1 | Контрольный | |||
Стихи А. А.Блок | 53 | Стихи о Родине. «Россия» А.А. Блок | 1 | Текущий Наизусть | ||
54 | «Рождество» А.А. Блок | 1 | ||||
55 | «На поле Куликовском» | 1 | ||||
Стихи К. Д. Бальмонта | 56 | Стихи о Родине, природе. «Россия». РКМ Северяне-победе. | 1 | |||
57 | Стихи о Родине. природе. «К зиме». РКМ Вклад Архангельской области в победу в Вов. | 1 | Текущий Наизусть | |||
58 | Стихи о природе. «Снежинка», «Камыши» К.Д. Бальмонт | 1 | ||||
59 | Сказочные стихи. «У чудищ», «Как я пишу стихи» К.Д.Бальмонт | 1 | ||||
60 | К.Д.Бальмонт «»Русский язык», «Золотая рыбка» | 1 | Текущий | |||
Произведения А. И. Куприна | 61 | «Скворцы»А .И.Куприн | 1 | |||
62 | «Скворцы».А .И.Куприн | 1 | ||||
63 | А.И.Куприн «Четверо нищих», В.В. Вересаев «Легенда», «Звезда» | 1 | ||||
64 | Э. Сетон-Томпсон Виннипегский волк», В.М. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона» | 1 | ||||
65 | Урок – обобщение. Текущая проверка навыка чтения вслух. | 1 | Контрольный | |||
Стихи И.А. Бунина | 66 | «Гаснет вечер, даль синеет…», «Шире, грудь, распахнись для принятия…» | 1 | |||
67 | «Листопад» (отрывок) | 1 | Текущий Наизусть | |||
68 | Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин», К. И. Чуковский «Н.А.Некрасов» | 1 | ||||
69 | Урок-обобщение «Проверь себя» | 1 | Текущий | |||
Произведения С.Я. Маршака | 70 | С.Я. Маршак «Загадки», «Зеленая застава» | 1 | |||
71 | Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев» | 1 | ||||
72 | Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев» | 1 | ||||
73 | Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев» | 1 | Текущий | |||
74 | Пьеса Маршака «Сказка про козла» | 1 | ||||
75 | Маршак – переводчик. Р. Бёрнс «В горах моё сердце…» (перевод С. Я. Маршака) | 1 | ||||
76 | С.Я. Маршак «Ледяной остров» | 1 | ||||
77 | Диагностические тесты и задания. | 1 | Контрольный | |||
78 | Библиотечный урок «Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик» | 1 | ||||
4 четверть | ||||||
Стихи Н.А. Заболоцкого | 79 | Н.А. Заболоцкий «Детство» РКМ Здоровье-богатство на все времена. Паспорт здоровья юного северянина. | 1 | Текущий | ||
80 | Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке», «Весна в лесу» | 1 | Текущий | |||
81 | Библиотечный урок. Книги со стихотворениями, изученными в 3 и 4 классах. | 1 | ||||
82 | Стихотворение К.М. Симонова «Сын артиллериста» | 1 | ||||
Стихи Н. М. Рубцова | 83 | Стихи о родной природе «Береза» | 1 | Текущий Наизусть | ||
84 | «Тихая моя родина», «Ласточка» РКМ Мы-северяне. | 1 | Наизусть | |||
85 | Урок – обобщение «Страницы книгочея». Текущая проверка навыка чтения молча | 1 | Контрольный | |||
Произведения С.В. Михалкова | 86 | «Школа», «Хижина дяди Тома», «Как бы жили мы без книг? » | 1 | |||
87 | Басни Михалкова «Зеркало», «Любитель книг». «Чужая беда» | 1 | ||||
88 | Сказка «Как старик корову продавал», басня «Дым без огня» | 1 | Текущий Наизусть | |||
Юмористические произведения | 89 | Н.Н. Носов «Федина задача» | 1 | Текущий | ||
90 | И.Л. Гамазкова Страдания» | 1 | ||||
Очерки | 91 | Очерки о Родине. И.С. Соколов-Микитов «Родина». М.А. Шолохов «Любимая мать-отчизна» | 1 | Текущий | ||
92 | Очерки о людях. Н.С. Шер «Картины-сказки», А.И. Куприн «Сказки Пушкина» | 1 | ||||
93 | Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди». Детские газеты и журналы. | 1 | ||||
94 | Урок – обобщение. М. Горький «О книгах», «О сказках», Ю. Я. Яковлев «Право на жизнь» | 1 | ||||
95 | Библиотечный урок. Писатели о писателях. Итоговая проверка навыка чтения вслух. | 1 | Контрольный | |||
Путешествия, приключения, фантастика | 96 97 | Н.П. Вагнер «Фея Фантаста», «Береза» | 2 | |||
98 99 | Н.П. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина» | 2 | ||||
100 | Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы) | 1 | Текущий | |||
101 | Итоговая разноуровневая контрольная работа | 1 | Контрольный | |||
102 | Библиотечный урок «В мире книг». Рекомендации для летнего чтения. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Программа разработана к учебникам Л. Ефросининой, 2011 год издания, Учебник+ учебная христоматия (3 ч в неделю)...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс разработана на основе примерной программы по литературному чтению...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-те...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века")
Календарно-тематическое планирование учебного курса "Литературное чтение" 3 класс (УМК " Начальная школа XXI века")...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" с учетом ФГОС
Рабочая прогрмма соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по курсу: «Литературное чтение».1 класс (базовый уровень).на 2013 – 2014 учебный год.Количество часов в неделю – 4....