Развитие ИКТ компетентности обучающихся в процессе создания мультфильма
проект на тему
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Развитие ИКТ компетентности обучающихся в процессе создания мультфильма»
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна, поскольку современный педагог сегодня – это не только традиционный, очный преподаватель, но и человек, знающий образовательные возможности сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью ИКТ.
Чтобы соответствовать характеристике современного педагога, определила для себя такую тему самообразования: «Развитие ИКТ компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО»
Актуальность данной темы вижу ещё и в том, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования ИКТ – компетентности, как средства формирования УУД.
Для решения данной проблемы привлекла детей к созданию своего мультфильма. Идея пришла, когда была озвучена тема школьной научно-практической конференции: «Роль мультфильмов в нашей жизни». Проблема определила цель работы:
- формирование информационной и развитие коммуникативной компетентностей учащихся.
Под информационной компетентностью следует понимать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Коммуникативная компетентность включает в себя совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения, которая формируется в результате приобретения практического опыта взаимодействия с другими людьми.
Работу начали с проблемного вопроса: «Что нужно для создания любого фильма?»
Спланировали работу поэтапно. Для начала провели анкетирование, которое помогло выявить интересы детей к мультфильмам и уровень знаний в данном вопросе.
Определили вопросы, на которые пришлось искать ответы в разных источниках (СМИ, интернет, энциклопедия, знания взрослых):
- Что такое мультфильм?
- Люди, каких профессий работают над созданием мультфильма?
- Как оживить картинку? (история создания иллюзии движения)
- Какие бывают мультфильмы? (классификация по разным признакам)
- Кто и как озвучивает придуманных героев?
Для решения поставленных вопросов провела ряд мероприятий, теоретической и практической направленности. При этом использовала поисковый и исследовательский метод, разные виды формы работы с детьми (фронтальную, групповую, индивидуальную).
Например, узнав, люди, каких профессий создают мультфильм, дети проследили путь написанного сценария. Им была представлена возможность сыграть роль художника, оператора и т.д. Пришли к выводу: создать мультфильм одному будет сложно, для этого нужна команда, где каждый будет выполнять свою работу. Продумали правила, которые помогут работать в команде дружно и слаженно?
Следующим этапом была поисковая работа. Как оживить картинку. Оказывается уже тысячи лет назад художники и скульпторы умели оживлять фигуры. Учёными были найдены наскальные рисунки, где животных изображали с множеством ног, перекрывающих друг друга. Например, у входа в царский дворец ставили статуи крылатых быков с пятью ногами и когда человек проходил мимо, казалось, что бык шагает. Ну, а самое первое и примитивное оптическое устройство, поступившее в продажу, именовалось тауматропом (что означает «вращающееся чудо»). Оно состояло из картонного диска с рисунком на каждой стороне и верёвочных ручек по краям. Когда диск вращали, отдельные рисунки сливались в единое изображение. Выполнив такое устройство самостоятельно, дети пришли к выводу: иллюзия движения создаётся за счёт быстрой смены изображений.
Предлагаю вам выполнить самое примитивное устройство тауматроп. Нарисуйте на одной стороне диска золотую рыбку, а на другой – аквариум. Вращайте диск с помощью верёвочных ручек. Что вы видите? Рыбка в аквариуме. Пусть эта пойманная вами золотая рыбка принесёт вам счастье.
Поиск ответа на вопрос: «Какие бывают мультфильмы?» предполагал разные варианты ответов, в ходе занятия которые были распределены в группы по существенным признакам. Данное занятие носило практический характер, где дети систематизировали новые знания и учились определять тип мультфильма, отрывок которого был предложен для демонстрации. Внимание детей привлекли мультфильмы рисованные и пластилиновые. Решили попробовать. Вот что получилось.
Увидев результат, дети были удивлены. Выполнив более 60 снимков, смонтировав их в программе Windows Movie Maker, мы получили такой короткий сюжет на 10 секунд. Дети пришли к выводу: чтобы создать даже короткометражный мультфильм нужно сделать очень большое количество снимков.
На следующем занятии дети узнали имена актёров, озвучивающих любимых героев мультфильмов и как они это делают. Пробовали озвучить короткий сюжет мультфильма.
Заключительный этап работы – это создание своего фильма. Дети определили, что это будет короткометражный, пластилиновый, познавательный и обучающий мультфильм для дошкольников. Придумали сценарий, идея которого была - показать круговорот воды в природе. Вот что у нас получилось.
Считаю, что нами проделана огромная работа и по объёму, содержанию и по продолжительности. Работа велась на протяжении двух месяцев и позволила реализовать поставленные цели.
В процессе такой работы дети активно включались в совместную деятельность, учились взаимодействию, сотрудничеству, что в свою очередь позволяет повысить коммуникативные возможности каждого ученика в отдельно взятой группе, и в целом классе.
Работа по поиску информации дала возможность научить детей искать информацию в разных источниках, извлекать из большого потока информации нужную, преобразовывать её и представлять аудитории. Составление мультфильма невозможно было без современных технических средств: фотоаппарата, компьютера. Использование данных средств, способствовало развитию ИКТ компетентности учащихся и формированию УУД.
Свою работу мы представили на школьной научно-практической конференции. Наша работа заняла 1 место.
Я поделилась опытом данной работы на странице веб-ресурса «видеоуроки в сети интернет», в подтверждение которого получила свидетельство.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания литературного чтения в начальной школе.
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания литературного чтения в начальной школе. ...
"Формирование ключевых компетентностей обучающихся в процессе обучения в начальной школе"
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, ч...
Примерная программа формирования и развития ИКТ - компетентности обучающихся на ступени основного общего образования
Примерная программа формирования и развития ИКТ-компетентности содержит следующие разделы:пояснительную записку, содержащую описание основных целей и задач программы, ее места и роли в реализации треб...
«Проектная деятельность как средство развития познавательной компетентности обучающихся»
Выступление на педагогическом совете....
Развитие информационной компетентности обучающихся начальных классов через деятельность школьных центров медиаобразования
выступление на коференции Томск...
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе является изучение геометрии как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации. Геометрический материал позв...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В быстроразвивающемся мире новых информационных технологий развитие творческой одаренности детей становится одной из основных задач современного образования, что обуславливает необходимость ориентации...