Развитие ИКТ компетентности обучающихся в процессе создания мультфильма
проект на тему
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Развитие ИКТ компетентности обучающихся в процессе создания мультфильма»
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна, поскольку современный педагог сегодня – это не только традиционный, очный преподаватель, но и человек, знающий образовательные возможности сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью ИКТ.
Чтобы соответствовать характеристике современного педагога, определила для себя такую тему самообразования: «Развитие ИКТ компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО»
Актуальность данной темы вижу ещё и в том, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования ИКТ – компетентности, как средства формирования УУД.
Для решения данной проблемы привлекла детей к созданию своего мультфильма. Идея пришла, когда была озвучена тема школьной научно-практической конференции: «Роль мультфильмов в нашей жизни». Проблема определила цель работы:
- формирование информационной и развитие коммуникативной компетентностей учащихся.
Под информационной компетентностью следует понимать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Коммуникативная компетентность включает в себя совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения, которая формируется в результате приобретения практического опыта взаимодействия с другими людьми.
Работу начали с проблемного вопроса: «Что нужно для создания любого фильма?»
Спланировали работу поэтапно. Для начала провели анкетирование, которое помогло выявить интересы детей к мультфильмам и уровень знаний в данном вопросе.
Определили вопросы, на которые пришлось искать ответы в разных источниках (СМИ, интернет, энциклопедия, знания взрослых):
- Что такое мультфильм?
- Люди, каких профессий работают над созданием мультфильма?
- Как оживить картинку? (история создания иллюзии движения)
- Какие бывают мультфильмы? (классификация по разным признакам)
- Кто и как озвучивает придуманных героев?
Для решения поставленных вопросов провела ряд мероприятий, теоретической и практической направленности. При этом использовала поисковый и исследовательский метод, разные виды формы работы с детьми (фронтальную, групповую, индивидуальную).
Например, узнав, люди, каких профессий создают мультфильм, дети проследили путь написанного сценария. Им была представлена возможность сыграть роль художника, оператора и т.д. Пришли к выводу: создать мультфильм одному будет сложно, для этого нужна команда, где каждый будет выполнять свою работу. Продумали правила, которые помогут работать в команде дружно и слаженно?
Следующим этапом была поисковая работа. Как оживить картинку. Оказывается уже тысячи лет назад художники и скульпторы умели оживлять фигуры. Учёными были найдены наскальные рисунки, где животных изображали с множеством ног, перекрывающих друг друга. Например, у входа в царский дворец ставили статуи крылатых быков с пятью ногами и когда человек проходил мимо, казалось, что бык шагает. Ну, а самое первое и примитивное оптическое устройство, поступившее в продажу, именовалось тауматропом (что означает «вращающееся чудо»). Оно состояло из картонного диска с рисунком на каждой стороне и верёвочных ручек по краям. Когда диск вращали, отдельные рисунки сливались в единое изображение. Выполнив такое устройство самостоятельно, дети пришли к выводу: иллюзия движения создаётся за счёт быстрой смены изображений.
Предлагаю вам выполнить самое примитивное устройство тауматроп. Нарисуйте на одной стороне диска золотую рыбку, а на другой – аквариум. Вращайте диск с помощью верёвочных ручек. Что вы видите? Рыбка в аквариуме. Пусть эта пойманная вами золотая рыбка принесёт вам счастье.
Поиск ответа на вопрос: «Какие бывают мультфильмы?» предполагал разные варианты ответов, в ходе занятия которые были распределены в группы по существенным признакам. Данное занятие носило практический характер, где дети систематизировали новые знания и учились определять тип мультфильма, отрывок которого был предложен для демонстрации. Внимание детей привлекли мультфильмы рисованные и пластилиновые. Решили попробовать. Вот что получилось.
Увидев результат, дети были удивлены. Выполнив более 60 снимков, смонтировав их в программе Windows Movie Maker, мы получили такой короткий сюжет на 10 секунд. Дети пришли к выводу: чтобы создать даже короткометражный мультфильм нужно сделать очень большое количество снимков.
На следующем занятии дети узнали имена актёров, озвучивающих любимых героев мультфильмов и как они это делают. Пробовали озвучить короткий сюжет мультфильма.
Заключительный этап работы – это создание своего фильма. Дети определили, что это будет короткометражный, пластилиновый, познавательный и обучающий мультфильм для дошкольников. Придумали сценарий, идея которого была - показать круговорот воды в природе. Вот что у нас получилось.
Считаю, что нами проделана огромная работа и по объёму, содержанию и по продолжительности. Работа велась на протяжении двух месяцев и позволила реализовать поставленные цели.
В процессе такой работы дети активно включались в совместную деятельность, учились взаимодействию, сотрудничеству, что в свою очередь позволяет повысить коммуникативные возможности каждого ученика в отдельно взятой группе, и в целом классе.
Работа по поиску информации дала возможность научить детей искать информацию в разных источниках, извлекать из большого потока информации нужную, преобразовывать её и представлять аудитории. Составление мультфильма невозможно было без современных технических средств: фотоаппарата, компьютера. Использование данных средств, способствовало развитию ИКТ компетентности учащихся и формированию УУД.
Свою работу мы представили на школьной научно-практической конференции. Наша работа заняла 1 место.
Я поделилась опытом данной работы на странице веб-ресурса «видеоуроки в сети интернет», в подтверждение которого получила свидетельство.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-392608-1390899011.jpg)
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания литературного чтения в начальной школе.
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания литературного чтения в начальной школе. ...
"Формирование ключевых компетентностей обучающихся в процессе обучения в начальной школе"
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/04/picture-34377-1480865129.jpg)
Примерная программа формирования и развития ИКТ - компетентности обучающихся на ступени основного общего образования
Примерная программа формирования и развития ИКТ-компетентности содержит следующие разделы:пояснительную записку, содержащую описание основных целей и задач программы, ее места и роли в реализации треб...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/29/picture-951214-1506690591.jpg)
«Проектная деятельность как средство развития познавательной компетентности обучающихся»
Выступление на педагогическом совете....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/01/picture-127355-1590988508.jpg)
Развитие информационной компетентности обучающихся начальных классов через деятельность школьных центров медиаобразования
выступление на коференции Томск...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/24/picture-795311-1629778408.png)
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе является изучение геометрии как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации. Геометрический материал позв...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/11/picture-163012-1633946257.jpg)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В быстроразвивающемся мире новых информационных технологий развитие творческой одаренности детей становится одной из основных задач современного образования, что обуславливает необходимость ориентации...