Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе
статья на тему
Статья рассказывает об особенностях организации иссследовательской деятельности в начальной школе в соответствии с возрастными особенносмтями младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti_uchashchikhsya_v_nachalnoy_shkole.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не только одной памятью.
Л.Н.Толстой.
Задачи.
- Формирование у учащихся таких качеств мышления и личности, как самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, отсутствие страха перед неудачей.
- Формирование интеллектуальных умений (предметных и надпредметных), опыта принятия решений, формирование у учащихся ответственности за своё обучение, умение контролировать учебный процесс.
- Учить находить нестандартные пути решения проблем; учить творческому подходу к решению проблем.
Этапы познавательного процесса (проблемного мышления).
Творческое мышление связано с определенной структурой умственного поиска, с рядом последовательных интеллектуальных действий, направленных на постановку и решение проблемы. Эти действия являются обобщенной формой мыслительной деятельности по решению конкретных задач с конкретным содержанием. Пять этапов решения проблемы, рассмотрение которых имеет большое значение с точки зрения понимания внутреннего механизма творческого освоения знаний:
- возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
- использование известных способов решения (этап «закрытого» решения проблемы);
- расширение области поиска новых способов решения (этап «открытого » решения);
- реализация найденного принципа;
- проверка правильности решения.
Возникновение проблемной ситуации и её анализ.
Проблемная ситуация – это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в ситуации решаемой им проблемы (задачи) не может объяснить новый факт при помощи имеющихся у него знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми способами и должен найти новый способ действия. Проблемная ситуация может возникнуть и в ходе решения познавательной задачи, и в процессе выполнения практической работы. Мыслительный процесс начинается с анализа проблемной ситуации. В результате анализа структуры проблемной ситуации вычленяются основные её элементы: известное и неизвестное, искомое. «Знание указывает человеку на его незнание, к неизвестному он идёт от того, что известно; к дальнейшему движению мышления (познания) его побуждают пробелы, обнаруженные им на уже пройденном пути познания».
Постановка проблемы как основной этап творческого мышления.
В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент ситуации, который вызвал затруднение. Таким элементом считается проблема. Ситуация расчленяется на известное и неизвестное, искомое, определяется, что требуется узнать, найти. Выявление проблемы и её формулировка, т.е. определение сути затруднения, считается первым этапом творческого мышления. Иначе этот этап называется процессом постановки проблемы.
Процесс решения проблемы.
Процесс решения поставленной проблемы считается наиболее сложным этапом познавательной деятельности человека. Этот процесс состоит из нескольких этапов.
Первый этап. Попытка решить проблему с помощью прежнего опыта. Когда ученик исчерпывает все известные ему способы решения проблемы, и не находит нужного способа, наступает отказ от известных способов решения.
Второй этап. Ученик ищет во внешних условиях, в собственном опыте другие, далёкие связи, не имевшие ранее прямого отношения к решаемой проблеме. И если эти связи он не находит в своём опыте, то ищет их вне опыта, в различных источниках знаний. Найденное решение должно быть выполнено, только тогда оно будет понятно как новый принцип или закономерность.
Третий этап решения проблемы включает доказательство и проверку гипотезы, реализацию найденного решения.
Обобщенная схема последовательности этапов проблемного познавательного процесса.
Попытка решения проблемы известным способом | ||||||
Возникновение проблемной ситуации | Анализ ситуации и постановка проблемы | Поиск нового способа решения путем выдвижения предположений | Реализация найденного принципа решения путём: а) обоснования гипотезы и её доказательства; б) догадки (интуиции) | |||
| ||||||
Нахождение нового способа решения путём догадки | Проверка решения |
Исходя из закономерностей мышления, можно утверждать, что процесс решения проблемы не может идти только по строго определённому пути, предусмотренному учителем заранее. На любом из этих этапов могут быть непредвиденные отклонения, связанные с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся и другие факторы. Следовательно, решение проблемы или системы проблем приводит ученика не только к овладению некоторыми новыми знаниями и способами действия, оно составляет микроэтап в его умственном развитии.
Реализация.
- Изучение теоретического материала.
- Выступления на методических объединениях.
- Обмен опытом, посещение уроков.
- Подготовка к урокам.
- Разработка открытых уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете по теме: «Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся в начальной школе».
Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми ...
Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе
Материал по организации исследовательской деятельности учащихся в начальной школе...
«Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное дл...
Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, в...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается важность использования проектно - исследовательской деятельности в начальной школе. Раскрываются особенности её организации на примере предмета &l...
Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе
Сегодня важно не только сформировать ЗУНы , но и развивать мышление, обучать формам, методам, средствам самим добывать знания....