Статья "Проектная деятельность в начальной школе"
статья по теме

Боргоякова Людмила Николоаевна

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-ппознавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, ссогласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение ррезультата – создание проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Борогоякова Л.Н.,

учитель начальных классов

МБОУ Нижне -Тёйская СОШ

Проектная деятельность в начальной школе.

                    Начальная школа является составной частью всей системы ннепрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал ообогащённого развития личности ребёнка. Педагоги нач. школы призваны учить ддетей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

              

              Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-ппознавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, ссогласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение ррезультата – создание проекта.

Ттемы детских проектных работ  лучше выбирать из содержания учебных ппредметов или близких к ним областей. Проблема проекта, обеспечивающая ммотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в ообласти познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего рразвития.

                     Цели проектов:

  Формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, уумений и навыков учащихся.

Рразвитие моторики

Рразвитие психических процессов

Рразвитие личности младшего школьника

ВВоспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и ппредприимчивости.

         Организация проектной деятельности укладывается в структуру деятельности:

мМотив→проблема → цель → задачи → методы и способы → план → действия →

ррезультат → рефлексия   и предполагает несколько этапов:

 1. – погружение в проект;

22. – организация деятельности;

33. – осуществление деятельности;

4. презентация результатов.

  Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее ввыработанных представлений о её конечном продукте и как следствие этого об ээтапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и ррефлексию результатов деятельности.

Структура деятельности учителя и ученика

при использовании метода проектов.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Способствует прогнозированию результатов

Активен

Создаёт условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

 проектов.

               В основе  каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекают и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. В соответствии с этим у ученика имеются возможности расширения и усовершенствования своих интеллектуальных знаний, овладения навыками учебной деятельности, практических умений, поиска, обработки, сохранения и

ТТипологии передачи информации, формирования умения работать с книгой как иисточником познания. В качестве источников информации могут выступать: оотдельные предметы (книги, фильмы); организации (музеи, библиотеки, научные иинституты, предприятия); мероприятия; отдельные люди (родители,  специалисты, уучителя старших классов )

               Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с ммладшими  школьниками  экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, овопросы, интервьюирование учениками отдельных лиц.

            Выбор проектов После завершения этапа сбора информации, ребята пприступают к реализации проектов. Учитель может предложить ученикам на ввыбор доступные, реально выполнимые проекты.

         Осуществление деятельности. Ребята готовят выбранные проекты, сочетая ддействия в школе и вне школы.

                     Должен соблюдаться принцип добровольности участия детей.

     Каждый ребёнок имеет право:

 -  не участвовать ни в одном из проектов;

  - участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

 - выйти в любой момент из любого проекта;

 - В любой момент начать свой, новый проект.

 

          Рефлексия деятельности – важный этап в учебном проектировании, который нацелен на развитие у ребёнка навыков самоанализа. Во время презентации мы узнаём, что было сделано детьми во время самостоятельной проектной работы.

Критерии оценки проектной деятельности:

        осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы

        аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов

        выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность

        качество изделия, его оригинальность

        уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта

        качество и полнота в оформлении записей

 

 

            Для учителя очень ценен скрытый результат проектной деятельности, и ппоэтому презентация не должна ограничиваться демонстрацией конечного ппродукта работы. На презентации школьники учатся анализировать свои идеи, ппытаются связать итоги коллективного обсуждения с намеченным планом и осуществлённым  ходом работы, а в конечном итоге – с полученным результатом, оотмечают удачные творческие находки, стараются оценить вклад каждого и уумение работать в «команде».

ТТехнологию проекта можно считать:

- личностно – ориентированной, деятельностной, здоровьесберегающей и ккультуросообразной;

-воспитывающей базовую культуру личности;

-развивающей умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии, а значит, способствующей саморазвитию;

-воспитывающей личностные качества – целеустремлённость, самостоятельность, ттолерантность, коллективизм, ответственность, инициативность и творческое оотношение к делу.

 

По количеству участников

По продолжительности

По типу деятельности

По количеству предметов

1) личностные

1) краткосрочные

1) творческий

1)монопроект

2) парные

2)средней продолжительности

2) исследовательс

кий

2) межпредметный проект

 

 3) ролево-игровой

 

 

 4)практико-ориентированный

 

 

 5)информационный

 

Проектная деятельность на уроке математики по теме «Умножение на однозначное число»:

- по классификации – межпредметный;

- на уровне контактов – внутриклассный;

- классификация по числу участников – групповой;

- по продолжительности – краткосрочный;

- по типу- практико-ориентированный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"

В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе

Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...