«Путешествие по стране Этикета»
рабочая программа (2 класс) на тему

Гвоздикова Людмила Андреевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._put._v_stranu._etik.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

     

 Согласовано                                                              Утверждено                                                                                  

      Зам. дир. по В.Р.                                      

      _________ О.Н. Клочко                              Дир.МКОУ СОШ № 7

                                                                             ___________ О.Н.Гавринёва

                                                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                       ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                              «Путешествие по стране Этикета»

Тип программы:образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности

                                  Направление:общекультурное

 

                                  Срок реализации:1год

                                   Возраст участников:  6 - 7 лет

                                       Составитель: учитель начальных классов МКОУ СОШ № 7

                                       Гвоздикова Людмила Андреевна

I. Пояснительная записка.

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит культуры общения и поведения в социуме. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное и духовно-нравственное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Процессы развития нашего общества привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей в обществе. Следовательно, программа  внеурочной деятельности «Путешествие по стране Этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Приобщение детей к общекультурным  богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа  предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы культурного  поведения «выращиваются» с 1 класса.

Цель настоящей программы:

освоение учащимися норм общекультурного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

  • развивать общекультурное  единство между детьми и учителем (сверстниками, родителями и. др.), устанавливать взаимное доверие;
  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
  • прививать детям стремление к постоянному познанию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Данная программа позволяет учащимся 1-го класса познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

1. Этика общения.

2. Этикет.

  1. Этические нормы отношений с окружающими.
  2. Этика отношений в коллективе.

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • овладевать начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
  • объяснять некоторые правила  вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.). 

           

Метапредметными результатами является   формирование универсальных учебных действий:

     Регулятивные УУД:

  •  оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
  •  определять цель рассуждения (доказать, объяснить)  и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

      Познавательные УУД:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
  • получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; 

  Коммуникативные УУД:

  • осознанное построение речевых высказываний  в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
  • умение слушать собеседника и вести диалог,
  • умение договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
  • умение делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Режим занятий.

  • Занятия продолжительностью 25 минут проводятся 1 раз в неделю.
  •              Возрастные особенности обучающихся: 6-7 лет (1 класс)
  •              Количественный состав группы: 10-12 чел, состав постоянный. 
  •              Реализация программы: программа рассчитана на 1 год, планирование  составлено  на 32 ч., 1 занятие в неделю.
  •              Формы подведения итогов: викторины, практические занятия, праздники.

Формы и виды деятельности

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • просмотр мультфильмов;
  • посещение выставочных залов и музеев;
  • походы в театр;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники.

Место проведения занятий

  • Школа
  • Сельский парк
  • Выставочный зал
  •  «Школа искусств»
  •  Музей
  •   ДК  

Тематическое планирование

1 класс

Название темы

Кол-во часов

1.

Этика общения.

7ч.

2.

Этикет.

8ч.

3.

Этические нормы отношений с окружающими.

9ч.

4.

Этика отношений в коллективе.

8ч.

Учебно-тематический  план

«Путешествие по стране этикета»

1 класс 32 часа

п/п

Тема занятия

Количество часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Этика общения

7

4

3

1.1

Доброе слово, что ясный день.

1

1

1.2

Если вы вежливы.

1

1

1.3

Да здравствует мыло душистое.

1

1

1.4

Когда идёшь по улице.

1

1

1.5

Узнай себя.

1

1

1.6

Нам счастья не сулит обида чья-то.

1

1

  1.7

Подарок коллективу.

1

1

2.

Этикет.

8

6

2

2.1

Простые правила этикета.

1

1

2.2

Повседневный этикет.

1

1

2.3

Весёлые правила хорошего тона.

1

1

2.4

Сказка об этикете.

1

1

2.5

Продолжение сказки об этикете.

1

1

2.6

Путешествие в страну этикета.

1

1

2.7

Просим к столу.

1

1

2.8

Практическое занятие в столовой: сервировка стола.

1

1

3.

Этические нормы отношений с окружающими

9

7

2

3.1

Путешествие в волшебную сказку

1

1

3.2

Я могу быть волшебником

1

1

3.3

Маленькое дело лучше большого безделья

1

1

3.4

Любимый уголок родной природы

1

1

3.5

У каждого героя свои герои

1

1

3.6

Мы соберём большой хоровод

1

1

3.7

Я люблю маму милую мою

1

1

3.8

Поздравляем наших мам

1

1

3.9

Люби всё живое

1

1

4.

Этика отношений в коллективе.

8

5

3

4.1

Если радость на всех одна.

1

1

4.2

Мой класс – мои друзья.

1

1

4.3

Самолюб никому не люб.

1

1

4.4

Поиграем и подумаем.

1

1

4.5

О дружбе мальчиков и девочек.

1

1

4.6

Путешествие в мир добрых мыслей

1

1

4.7-

4.8

Доброта, что солнце.

2

1

1

ИТОГО:

32

22

10

                           

 Содержание программы  «Путешествие по стране Этикета»

1 класс

Раздел 1. Этика общения (7 часов)

Тема 1. Доброе слово,  что ясный день.

Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.

Тема 2. Ежели вы вежливы.

Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».

Тема 3. Да здравствует мыло душистое.

Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.

Тема 4. Когда идёшь по улице.

Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.

Тема 5. Узнай себя.

Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья-то.

Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».

Тема 7. Подарок коллективу.

Урок-сюрприз.  Игры. Чаепитие.

Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 8. Простые правила этикета.

Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

Тема 9. Повседневный этикет.

Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».

Тема 10. Весёлые правила хорошего тона.

Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.

Тема 11. Сказка об Этикете.

Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.

Тема 12. Продолжение сказки об этикете.

Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.

Тема 13. Путешествие в страну Этикета. 

Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».

Тема 14- 15. Просим к столу. Новогодний праздник.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Тема 16. Путешествие в волшебную сказку.

Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.

Тема 17. Я могу быть волшебником.

 Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток».

Тема 18. Маленькое дело лучше большого безделья.

Создание живой картины.

Тема 19. Любимый уголок родной природы.

Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.

Тема 20. У каждого народа свои герои.

Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.

Тема 21. Мы соберём большой хоровод.

Игра-праздник в форме хоровода.

Тема 22. Я люблю маму милую мою.

Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы.

Тема 23. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.

Тема 24. Люби всё живое.

Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.

Этика отношений в коллективе (8 часов)

Тема 25. Если радость на всех одна.

Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».

Тема 26. Мой класс – мои друзья.

Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

Тема 27. Самолюб никому не люб.

Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».

Тема 28. Поиграем и подумаем.

Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.

Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.

Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек».

Тема 30. Путешествие в мир мудрых мыслей.

Создание книги мудрости.

Тема 31-32. Доброта что солнце.

Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.

Методическое обеспечение

программы

По всем разделам прослеживаются:

  • Словесные методы (рассказ, беседа о культуре поведения, объяснение правил проведения игр,  дискуссии по темам, работа с книгой, метод примера).
  • Наглядные методы (использование экспонатов, просмотр фотографий, мультфильмов, картин, плакатов, рисунков).
  • Практические методы (ролевые игры, изготовление предметов, выполнение рисунков, экскурсии)
  • Метод стимулирования   (конкурсы, познавательные, ролевые игры, выставки, праздники)
  • Методы контроля (практические задания)
  • Метод создания положительной мотивации (ситуации успеха, поощрение, свободный выбор задания, создание ситуации взаимопомощи, проблемных ситуаций, создание ситуаций эмоционального переживания,    занимательных       ситуаций,       ситуаций познавательной новизны)
  •  Техническое оснащение: компьютер, видеокамера, телевизор, DVD-плеер, столовые принадлежности, фотоальбомы, таблицы, иллюстрации, канцтовары для изготовления поделок и др.

                                            Список литературы

Для учителя:

  1. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
  2.   Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
  3.  Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
  4.  Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
  5. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – Москва: ТЦ Сфера, 2010.
  6. Этикет от А до Я для взрослых и детей. Москва, Издательство “АСТ”, 1998.

Для обучающихся:

  1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
  2. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
  3. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Москва. Издательская группа АСТ., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

Путешествие по стране этикета.

Программа для проведения кружка в 1 классе общеобразовательной школы....

Путешествие по стране этикета

Программа внеурочной деятельности, расчитанная на 4 года (1-4 классы)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета 1-4 класс"

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикет" 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности  по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов...

"Путешествие в страну Этикета"

Сценарий внеклассного мероприятия....

Путешествие в страну Этикет

Занятие по этической грамматике можно проводить и как классный час, и как внеурочное занятие, либо в группе продленного дня. В основе конспекта разработка учителя начальных классов, заимствованная с ф...