Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья на тему

публичный доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад887.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей  № 1» р.п. Чамзинка

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов

МБОУ «Лицей  № 1» р.п. Чамзинка

Чамзинского района Республики Мордовия

Абанькиной Натальи Николаевны

«Нестандартная форма обучения

в организации усвоения учебной

информации младших школьников

на современном уроке с учётом ФГОС»

«Педагоги не могут успешно кого-то учить,

  если в это же время усердно не учатся сами».

(Али Апшерони)

 Тема опыта

«Нестандартная форма обучения в организации усвоения учебной информации младших школьников на современном уроке с учётом ФГОС»

Актуальность и перспективность опыта

      Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника. Начальная школа в настоящее время находится в эпицентре общественного внимания, ее проблемы, трудности, новизна поставленных задач не оставляют равнодушным ни одного человека. Ведь в руках учителя дети, из которых потом выйдут рабочие и ученые, математики и инженеры. Это общество, которое поведет Россию вперед.

Поэтому, перед нами, учителями начальных классов, встал вопрос, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? Как нам нужно работать, какими мы должны быть сами, чтобы за годы учебы в начальной школе привить детям радость познания и уверенность в своих возможностях? Ответ прост: учиться быть современным учителем.

                 Наше время - это время перемен. И поэтому нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. Заинтересовать детей становиться всё сложнее, ведь у каждого дома есть компьютер, выход в Интернет. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Поэтому при подготовке к уроку и его проведению я всё чаще использую информационно- коммуникативные технологии. В классе есть компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проэктор, выход в Интернет, то есть возможность для организации образовательного процесса на новом более качественном уровне. Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности. С первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать учеников  творцами учебно-воспитательного процесса. Все это достигается с помощью новых педагогических технологий.

Условия формирования опыта

     Основной заряд активного труда ребята получают на уроке. И если мы не заложим в начальной школе прочный фундамент в обучении и воспитании, то никакой учитель среднего и старшего звена, даже самой высокой квалификации, не сможет дать ученику глубокие и прочные знания, воспитать человека высокой нравственности. Поэтому первую ступень мы должны сделать настолько правильной, чтобы невозможно из начальной школы выпустить человека без достойных знаний, без хорошего здоровья.

                     Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Учитель обязан научить видеть свои возможности и помочь им раскрыться. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Применение ИКТ на уроках повышает статус учителя, который идёт в ногу со временем. Для этого использую готовые электронные диски, разрабатываю уроки – презентации. На современном этапе перед методикой преподавания в начальных классах стоит задача взаимодействия современных образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого использую следующие технологии:

  •   Проблемное обучение.
  •   Технология критического мышления.
  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Игровые технологии.
  • Проектно-исследовательская  деятельность.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Технологии сотрудничества.

Средства достижения этой цели:,

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (« правильно - неправильно»), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

- предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:

·  повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,

·  активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,

·  формирование личностных качеств ученика,

·  развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,

·  формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,

·  формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Теоретическая  база опыта.     

      В истории педагогики проблема технологии обучения всегда была одной из самых   актуальных. Использование этих технологий предлагает новые подходы к процессу обучения, в первую очередь деятельностный и личностно – ориентированный.

      Изучив литературу по проблеме «Технологии обучения младших школьников», я убедилась, что проблема привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская. Они придают большое значение развитию личности ребенка. При всем многообразии исследований данной проблемы, все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.  5 год я работаю по программе «Перспективная начальная школа». Хочется сказать, что содержание материала, представленного в системе, позволяет учителю, не нарушая системы, организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса. Программа «Перспективная начальная школа» полностью соответствует стандартам второго поколения. Она интересна, доступна детям, побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися.

Технология опыта.

   Технология опыта  – развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обученности, готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами  является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.

      В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

         И с первых дней обучения  мои дети путешествуют в мир чисел, по разным странам, открывают новые звёзды (пусть это будет только в детских фантазиях), выполняют различные творческие задания. Особо хочется отметить такие интересные, творческие задания для детей, которые предлагают авторы учебника «Окружающий мир» Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.: подготовить рассказ в рисунках о своём посёлке, придумай сказочную  историю  о диком или домашнем животном, которое тебе нравится, нарисуйте  словесный портрет  своего домашнего питомца, найти  в дополнительной литературе интересный факт о кошках, составить свою Красную книгу, составить правила друзей природы  и т.д.

            Нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов — памяти, внимания, воображения. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.  На долю математики выпала активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления. Развивать мыслительную деятельность можно как на уроке, так и во внеурочное время (различные мероприятия, классные часы, кружки) В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.  Сколько всевозможных дидактических, ролевых игр! Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, решение частично-поисковых задач разного уровня,  задания на выявление закономерностей. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном  в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

   В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, музыкотерапии, цветотерапии, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, проводим  встречи с медсестрой школы, составляем режим дня. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «День здоровья», «Зарница». 

  Особое место в учебном процессе отвожу  детским творческим работам, особенно сочинению, так как  считаю, что это бесценный материал не только для письменной речи учащихся и формирования грамотности, но и для формирования личности. Подготовка начинается задолго до того, как дети будут писать сочинение. Они выписывают отрывки из стихов, собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Такое направление работы развивает у школьников творческий поиск, умение отбирать нужный материал к уроку, самостоятельно добывать знания.

    Сочинения  помогают детям глубже познать свои чувства, приучают к стройному и последовательному мышлению, повышают самоуважение, развивают интерес к литературному творчеству. Они помогают лучше понять внутренний мир детей. Продуманная деятельность в системе приводят к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством. Такая работа приносит удовольствие детям от собственных открытий, что является основой деятельности.

          Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

        Дифференцированное обучение - главное направление работы, так как оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие, которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями.

Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня трудности Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

 Развитие способностей учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.

Незаменимым помощником учителя является программа Power Point, позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому предмету. Используя слайд–фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Я использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации. Компьютерные технологии. Активно использую в своей практике ИКТ. Выступление с опорой на мультимедиа-презентации использую не только сама, но и привлекаю к этому учащихся. С помощью ИКТ дети  узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения.  Также при проведении уроков и подготовке к ним я использую материалы нового поколения единой коллекции цифровых образовательный ресурсов, размещённой на сайте в Интернет: http://school-collection.edu.ru . Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

 • как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, таблицы с использованием программы Power Point;

 • как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и другие виды работ). Мультимедийные технологии могут быть использованы:

  • Для обозначения темы

(Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса);

  • Как сопровождение объяснения учителя

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнении практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах

  • Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности

учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

  • Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке

Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся такие навыки:

  • умение работать в группе;
  • высказывать свое личное мнение;
  • выслушивать мнение товарищей;
  • создавать благоприятный психологический климат,
  • атмосферу взаимопомощи, толерантности.

     Наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика мне помогает обучение в сотрудничестве. Атмосфера общения является ведущей чертой урока, поэтому я стараюсь строить уроки таким образом, чтобы стимулировать учащихся работать вместе, помогать друг другу, сопереживать.

      Действенным приемом обучения младших школьников, способствующим достижению поставленных задач, я считаю дифференцированный подход к ученикам. Применение его вызывает интерес к изучению предмета, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность. Стараюсь применять разнообразные виды дифференцированного обучения: составляю карточки, тесты, стараюсь оказать помощь таким образом, чтобы слабоуспевающие ученики проявляли максимум самостоятельности, имели реальную возможность повысить свои знания; уделяю внимание и наиболее подготовленным ученикам: предлагаю им более сложные задания, выбираю их в качестве консультантов. Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики  уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся.

       Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

       Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.

       Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.

       .В преподавании литературы использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Мною разработаны уроки, объединяющие учебный материал по русскому языку и другим дисциплинам: окружающему миру, музыке.

       Благодаря применению данной технологии на практике ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.

        Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Традиционными в нашем классе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки.  

Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более  высоких результатов.

            Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Учебная, как основной вид деятельности младших школьников,  помогает развитию творческих способностей.

Анализ результативности опыта.

      Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников,  они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.  Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.

Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе  

Уровень обученности по годам

Годы обучения

Класс

Количество учащихся

обучающихся на «4» и «5»

Отличники

Качество знаний

Успеваемость

14

6

2

42,9 %

100 %

14

6

2

46,2%

100 %

Мониторинг результативности учебного процесса

Пред

мет

Класс

Дата

Уча

щие

ся

Вы

пол

няли

«5»

«4»

«3»

«2»

Качест

во зна

ний %

Успева

емость

%

Сред

ний

балл

Русский язык

19.12

14

13

3

7

3

-

77%

100 %

4

Русский язык

21.05

14

12

2

5

3

2

58,3 %

83,3 %

3,8

Мате

матика

20.12

14

13

4

4

3

2

62%

84,6 %

3,8

Мате

матика

22.05

14

13

3

6

3

1

69%

92%

3,8

          Моим учащимся интересно всё! Большой интерес ученики проявляют к конкурсам «Кенгуру», «Медвежонок», «Человек и природа», в которых они охотно участвуют. Они  принимают участие в школьных, районных и республиканских творческих конкурсах: Рогина Виктория, районный конкурс «Защитим лес»», победитель (1место), Филягина Алина призёр (2 место), 2015 г; Рогина Виктория, районный конкурс поделок «Новогодняя игрушка», призёр (2 место), 2015 г. Филягина Алина, районный конкурс поделок «Новогодняя игрушка», призёр (2 место), 2015 г. Решетова Дарья, районный конкурс поделок «Новогодняя игрушка», призёр (3 место), 2015 г.; Чувашова Яна республиканский конкурс по пожарной безопасности, участник 2010 г

         Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. За период обучения в начальной школе было проведено множество внеклассных мероприятий. Участвуя в мероприятиях, дети сближаются, становятся дружнее, растёт их мастерство общения. Они всегда в постоянном поиске.

Трудоемкость опыта

       Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что изучение и применение современных технологий как один из способов повышения профессиональной творческой деятельности учителя начальной школы, играет важную роль в системе образования. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Входя в класс, стремлюсь своим ученикам дать не только знания, но и сформировать у них нравственные ценности, что совершенствует и развивает ребенка, делает его личностью. Мои ученики воспитывают и меня, заставляя самосовершенствоваться. За годы работы в школе пришлось многое пережить, понять, осмыслить и придти к выводу : авторитет учителя, авторитет учебного предмета, общая культура и дружелюбие учеников и учителя, совместный учебный труд. И главное в профессии учителя – это  постоянное желание пополнять научный и культурный багаж, чтобы все приобретенное вновь отдать детям. И только тогда приобретаешь радость за успехи твоих учеников. Я убедилась, что главное богатство учителя - не только знания, эрудиция, трудолюбие и культура, но и умение сохранить в нем на долгие годы особую энергию роста, неуемную потребность творчества.

Адресность опыта

       Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую  в работе семинаров  и секций муниципального уровня, провожу открытые уроки. Материалы опыта  выставлены на сайте образовательного учреждения, на личном мини-сайте  http://nsportal.ru/abankina-natali 

  в социальной сети работников образования, на личной страничке сайта про школу. Ru.

Наглядные приложения

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 1

Музыка 

урок-исследование

3 класс

учитель начальных классов МБОУ «Лицей №1»

Абанькина Наталья Николаевна

Тема урока“Поздняя осень”                               

Цель: углубить понимание художественного образа времени года – поэтического, музыкального и живописного, расширить нравственно – эстетическое восприятие родной природы и воспитывать бережное к ней отношение.

Задачи:

Образовательные

  • Формирование эстетических и нравственных переживаний учащихся на основе восприятия произведений музыки, живописи и литературы о природе.
  • Формировать представление о сходстве и различие произведений искусств, пронаблюдать за процессом развития музыки, характером каждого произведения искусства их окраской.

Развивающие

  • Развитие вокально-хоровых навыков, необходимых для выразительного исполнения попевок и песен, развитие ладового чувства при формировании представлений о выразительности минора и мажора.
  • Развитие ритмического чувства и творческих способностей школьников.
  • Развитие навыков восприятия музыкального произведения и художественных картин. В процессе слушания музыки развивать тембровый, динамический, ладовый слух, развивать умения анализировать, сравнивать.

Воспитывающие

  • Воспитывать интерес к музыкальным занятиям.
  • Обогатить духовный мир детей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Звучит музыка “Берегите лес” И.В. Другова. Распевание.

Здравствуйте ребята,
Здравствуйте учитель,
Прозвенел звонок, добрый день.
Добрый день!
Начался урок, добрый день!
Добрый день!

II. Артикуляционная гимнастика.

  • Покусать кончик языка.
  • Надуть щеки.
  • “Почистим зубки”.
  • Пощелкаем языком (по высотности).
  • Губы трубочкой, рисуем круги.

III. Занимательная гимнастика.

  • Надуваем насосом колесо – на звук “с”.
  • Сдуваем шар на звук “ш”.
  • Изобразим, как звенит звонок.
  • Сдуть пушинку “п”.
  • Удивление на звук “а”.
  • Улыбаемся на звуки “и”, “у”.

IV. Вокальные упражнения на гласные “а”, “о”, “у”, “и”

V. Объявление темы урока.

Тема урока на доске закрыта рисунком.

Ребята, вы узнаете тему урока, если внимательно послушаете стихотворение и поймете о чем оно.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все-простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц неслышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь-
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

– О чем это стихотворение?
– Об осени.
– О какой осени?
– Ранней.
– А какая сейчас осень?
– Поздняя.
– Чем ранняя осень отличается от поздней?

– Давайте и мы с вами попробуем “услышать и увидеть” осень, о которой сочинил свою пьесу П. И. Чайковский. (Показать портрет композитора.) Вспомните его, и расскажите о нем.

VI. Слушанье музыки

Звучит “Осенняя песня” П. И. Чайковского из его музыкального цикла “Времена года”.

– Послушайте музыкальное произведение и ответьте на вопрос: если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали музыку?
– Желтые, коричневые, темноватые.
– У какого времени года есть такие краски?
– У осени.
– Что вы почувствовали, пережили, слушая музыку?
– Небо темное, вся природа плачет, увядает, холодновато.
– Что хотел передать этой музыкой П. И. Чайковский?
– Тишину осени, задумчивость природы.
– Сравните прослушанную музыку со следующим стихотворением.

Скучная картина!..

Скучная картина! Тучи без конца.
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном.
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла!

– Какими словами поэт говорит об осени?
– Соответствуют ли друг другу музыка и стихотворение?
– Похоже ли они по окраске?
– Кто знает стихи об осени?

VII. Анализ произведения.

– Какой характер, настроение музыки?
– Печальный, грустный, тоскливый, плачущий.
– Какой музыкальный лад произведения?
– Минорный.
– Что выражает музыка?
– Грусть, печаль, уныние человека от увядания природы, чувства человека.
– Что изображает музыка?
– Шуршание листьев, их полет, капельки дождя, ветерок.
– Громко или тихо звучит музыка? Какая динамика? Почему?
– Тихо, природа грустит, она наблюдает за своим увяданием, за своей прощальной красой.
– Что удобно делать под эту музыку: петь, танцевать или маршировать?
– Петь.

VIII. Сопоставление картин и музыки.

Для сравнения предлагаются две картины: “Золотая осень” и “Поздняя осень”/

– Осенние пейзажи русской природы привлекали не только композиторов, но и художников. Рассмотрите внимательно картины и скажите:

– Какие краски использовал художник?
– Что изображено на переднем плане картины, на заднем плане?
– Музыкальна ли картина?
– Какие звуки слышны?
– Какая изображена осень, поздняя или ранняя?
– Какая из этих картин соответствует услышанной нами музыки?

Вывод: Картина не специально была написана для музыки и музыка не была написана по картине. Художник по-своему увидел природу осени, так же, как и композитор П.И. Чайковский, заметил эти явления природы, прочувствовал их и изобразил эти звуки в прекрасной песне “Осенняя песнь”.

IX. Исполнение песни «Скворушка прощается»

Выразительное пение. Пропевание гласных. Окончание слов “закрыто”. Музыкально-ритмические движения. 

Осыпается весь наш бедный сад
Листья, пожелтевшие, по ветру летят
Лишь в дали красуются – там на дне долин
Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Учащиеся изображают движениями это стихотворение.

– Трудно ли приходиться животным и птицам осенью?
– Что мы должны сделать, чтобы помочь им?
– Если мы будем им помогать, то весной снова будем наблюдать красоту и величие природы?
– Кто знает стихотворение о защите природы?

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

Вывод. Если заботливо относиться к природе сегодня (осенью, зимой) – завтра (весной, летом) она даст нам свои плоды, подарит нам свою красоту.

X. Итог урока Хотелось призывать всех маленьких детей и взрослых пап и мам задуматься о красоте природы и попросить всех людей на земле оберегать природу своего края.

. Рефлексия

-Что нового узнали?

-Для чего пригодятся вам новые знания?

- Какое у вас настроение после завершения урока?

-Назовите самых активных участников урока.

Выставление оценок

Урок русского языка.

Класс: 3.

Тема: Словообразование и словоизменение. Обобщение.

Цельурока:

создать условия для формирования умений применять полученные знания,

 развивать речь, мышление, память; коммуникативные навыки; формировать умения работать в группах и парах, воспитывать толерантное  отношение друг к другу, взаимное сотрудничество

Задачи деятельности учителя:

обобщение знаний учащихся о понятиях «словообразование» и «словоизменение»;

формирование навыка разбора слов по составу, подбора родственных слов, изменения формы слова;

формирование каллиграфического письма, орфографической зоркости.

Планируемые результаты обучения:

осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом, воспитание интереса к родному языку, литературе;

воспитание любви к природе, бережного к ней отношения.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации с участием различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнера по общению, развитие логического мышления учащихся;

развитие речи учащихся;

развитие памяти.

Личностные: адекватно воспринимают содержательную оценку своей работы учителем.

Тип урока: закрепление полученых знаний.

                                                               Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Тема нашего сегодняшнего урока русского языка «Словообразование и словоизменение. Обобщение.» Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, которое поможет нам вспомнить всё, что мы знаем об этих понятиях, их роли в нашем языке. Слайд 1.

2. Чистописание.

- Какое время года вступает сейчас в свои права?

-Любите ли вы зиму? Почему?

-Зима нравится не только детям. Многие известные поэты и писатели посвятили ей строки своих произведений, назвали зиму «волшебницей». Как вы думаете, почему? Какие зимние чудеса вам известны? Слайд 2.

-Какое чудо мы можем наблюдать, не выходя из помещения? Слайд 3 - 5.

-Сегодня мы с вами попробуем себя в роли волшебного художника. Выполним следующее упражнение:  Слайд 6

-Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки. Ведём наклонную линию на себя до нижней линии рабочей строки, выполняем поворот влево – выписываем петлю. Ведём линию вверх, чуть не доводя до верхней линии рабочей строки, выполняем поворот, ведём линию вниз, повторяем элемент «петля». Поднимаемся вверх до высоты чуть выше середины рабочей строки. Снова вниз – петля. Вверх – до середины. Вниз – петля. Вверх – чуть ниже середины рабочей строки. Выполним упражнение под счёт до середины строки.

- Правописание каких букв мы начинаем отрабатывать на уроке? ( Б, В).

- Каково назначение прописных букв?

- На второй половине строки выполняем следующее упражнение: чередуем В и соединение Во. Слайд 7.

- Данные буквы являются самостоятельными словами-предлогами. Приведите примеры.

3. Словарная работа.

- О зиме сложено также много сказок. И сегодня мы с вами отправимся в одну из них. А в какую, вы узнаете, если правильно отгадаете и запишете ключевые слова.

(Дополнительное задание: определить род, выделить окончание и основу.) Слайд 8.

1) 12 братьев друг за другом ходят,

     Но друг друга не обходят. (Месяц).

2) Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке: дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи, только месяц наш пройдёт, мы встречаем новый год. (Декабрь).

3) Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что скажи, за месяц это? (Январь).

4) Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега. По ночам мороз силён, днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль).

5) Какой это мастер на стёкла нанёс

    И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

6) Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Вьюга).

7) Новая посудина, а вся в дырах. (Корзина).

8) Он не сам по себе – разжигают его.

    Без присмотра людей он страшнее всего.

    За тепло и за свет люди любят его.

    Но потом всё равно они губят его. (Костер)

9) Цветные корзинки, яркие донца. Пахнут душисто, тянутся к солнцу. (Цветок).

10) Кто не играет в машинки,

      А любит скакалки, картинки?

      Кто носит и бант, и юбчонку?

      Конечно же, это… девчонка. (Девочка).

- Какое слово по написанию лишнее среди записанных? (Цветы).

- По какому признаку вы определили? (Гласная проверяется).

- Какое правило о проверке безударных гласных вам известно?

- В какую сказку мы с вами отправляемся? (Двенадцать месяцев).

4. Работа над пройденным материалом.

- Сегодня мы отправимся в зимний лес вместе с девочкой, поможем ей преодолеть все трудности. Вспомните, какая была погода в тот вечер, когда мачеха отправила падчерицу в лес? (Была сильная вьюга).

Минутка релаксации. Слайд 9.

- Поможем девочке – «усмирим» вьюгу. Выполним фонетический разбор этого слова. Но прежде скажите, какие слова – синонимы вы можете подобрать к слову «вьюга»? (Метель, пурга, буран).

(Разбор этих слов  дети индивидуально выполняют на карточках). Слайд 10.

Повторение понятия «словоизменение».

- А зачем мачеха послала девочку в лес?

- Какие цветы собирала девочка? Слайд 11.

- Запишем слово «подснежники», выполним разбор слова по составу. Слайд 12.

- Поставьте данное слово в форму ед. числа. Разберите по составу.

- Что осталось неизменным, а что изменилось в данных словах? (Основа - постоянна, окончание изменилось).

- Изменилось ли значение слова?

- Как называется процесс образования разных форм одного и того же слова? (Словоизменение).

- Приведите примеры имеющихся форм слова «подснежник», назовите окончание и основу. А помогут вам вопросы. Слайд 13.

- Что называется словоизменением?

- Для чего необходим процесс словоизменения?

Повторение понятия «словообразование».

- Подберите и запишите родственные слова с корнем «снег», имеющие следующие значения, разберите слова по составу: Слайд 14.

состоящий из снега (снежный);

пушинка, кристаллик снега (снежинка)

выпадение снега (снегопад)

фигура, слепленная из комков снега (снеговик).

- Какие ещё слова с корнем «снег» вы знаете?

- Как называется процесс образования новых слов? (Словообразование).

- Каково его отличие от словоизменения?

- При помощи каких частей слова образуются новые слова?

- Вьюга успокоилась, но все дороги оказались занесены снегом. Поможем девочке найти путь. Перед вами карточки с начальными формами слов. Первый вариант подбирает к данным словам их формы, а второй вариант – родственные слова. Слайд 15, 16.

( Задание выполняется в виде лото, при проверке учащиеся ещё раз повторяют понятия «словоизменение» и «словообразование»).

Физминутка.

- Наконец, девочка добралась до поляны, встретилась с братьями-месяцами. Слайд 17. 

-Они подарили ей возможность собрать подснежники. Но это – чудо. А ведь, оказывается, из зимнего леса по-настоящему можно принести букет.

- Прочитайте текст, объясните правописание пропущенных букв. Слайд 18.

- Выполним синтаксический разбор предложения:

Лежат на снегу золотистые колоски, причудливые веточки.

- Как вы понимаете смысл словосочетания «золотистые колоски»?

- А как вы понимаете смысл словосочетаний, записанных на доске? В каких из них слово «золотой» употреблено в прямом, а в каких – в переносном значении? Слайд 19.

- С помощью каких из этих словосочетаний можно сказать о нашей героине? (Золотой характер, золотые руки, золотое сердце).

- Как была вознаграждена девочка за свою доброту, трудолюбие? Какие чудеса ей довелось увидеть? (Разные времена года). Слайд 20.

- И мы с вами тоже будем свидетелями этого чуда. Мы отправимся в разные времена года. Слайд 21.

 (Учащиеся составляют несколько предложений по предложенным на карточках темам,  используя опорные слова (см. приложение)).

- Какой процесс происходил со словами при составлении вами предложений?

5. Итог урока.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Что же вы можете рассказать о словоизменении и словообразовании, их роли в нашей речи?

- Что показалось вам наиболее интересным?

- Благодаря вашей прекрасной работе на уроке и в нашем классе тоже произошло чудо – распустились подснежники! Слайд 22 – 34.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

                                                                         Весна.

              Солнышко, лёд, взломать, река, ручьи, звонкий, птицы, юг, травка, зеленеть.

                                                                          Лето.

Солнце, светить, берёзки, травушка, прятаться, земляничка, ковёр, цветы, кузнечики, песни, птица.

                                                                         Осень.

            Дни, стоять, ясные, платья, берёзки, надеть, золотистые, ковёр, листья, грибы, прятаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...