Эссе "Я-учитель"
статья на тему

Болдырева Байрта Борисовна

На конкурс "Педагог года-2015"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_boldyreva_b.b.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Бага-Бурульская СОШ»

Муниципальнй этап республиканского конкурса

«Педагог года Калмыкии-2015»

Эссе «Школа и дети в моей жизни»

Автор: Болдырева Байрта Борисовна, учитель начальных классов.

Стаж работы: 18 лет

пос.Бага-Бурул,2015 год

Меж прошлым и будущим нить.

       Я тку неустанной, проворной рукою:

                                      Хочу для грядущих столетий

                                      Покорно и честно служить

                                      Борьбой и трудом…

К. Бальмонт.

      Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. Не один раз в своей жизни я задавала себе вопрос: «Кто я?» и, не раздумывая, отвечала: «Я – учительница». Наверное, это неправильно. Наверно, правильнее бы сказать: «Я – мать», или : «Я – женщина», или: « Я – человек». Но «Я – учительница!». Я думаю, что учитель – это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего - перед учеником. Я  не просто учитель. Я - первая учительница. Я – вторая мама. Ведь родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка, как родители будут относиться к школе, станут ли они моими единомышленниками.

    В детстве я мечтала стать учителем, а именно учителем начальных классов. Я всегда любила играть в школу, воображая себя педагогом, а первыми моими учениками были мои младшие братишки, мои куклы. До сих пор сохранены мои записи на импровизированной доске (стена родительского дома), это палочки, яблоки, решения простых задач. И вот моя мечта воплотилась в жизнь. Я учитель начальных классов, окончив Калмыцкий  Государственный Университет. Август 1996 года, я еду мимо желтых полей, еду, чтобы стать учительницей в маленькой сельской школе.

    Могла ли я тогда думать, что эта школа и этот поселок навсегда войдут в мою жизнь, здесь моя дочь пошла в первый класс? Наверное, нет, потому что я ехала, и думала, думала о детях, какие они? Что я им скажу? Смогу ли я научить их чему-нибудь, ведь сама я вчерашняя студентка.

    Тот мой первый класс и сейчас перед моими глазами: маленькие и большие, вежливые и не очень. Наверное, если бы не эти дети – такие наивные, добрые, еще не испорченные городом, - я не стала учителем, уехала бы к себе на родину, и кто знает, что было бы со мной. С тех пор прошло 19 лет, дети и школа вошли в мою жизнь. Всегда с легким волнением открываю дверь школы, захожу в свой класс: сейчас встречусь с моими учениками. Как обычно, дети входят в класс со словами приветствия, с нескончаемыми вопросами, нехитрыми просьбами, с безграничной доверчивостью, искренней радостью.

    «Будь терпелив в ожидании чуда. И будь готов для встречи с ним в ребенке» (слова Ш.М. Амонашвили).

    Ведь, детская душа желает приобщиться к чуду. Моя же роль – помогать ученикам, обнаруживать чудеса на каждом уроке. И мы их находим – в стихах на уроке чтения, чудеса в акварели, в тончайших оттенках слова на уроках русского языка, в играх, занимательных упражнениях, конкурсных заданиях на математике, в богатстве природы на уроках окружающего мира.

    Ребята пробуждают во мне энергию вдохновения и творчества, и я с любовью все принимаю.

    Иногда меня спрашивают, сколько времени длится мой рабочий день. Не ошибусь, если скажу: я работаю всегда. Во время обеда и во время совещаний, во время пути в школу. Даже во сне меня посещают образы, замыслы, а то и почти готовые уроки. Значит, и во сне продолжается мой рабочий день. Я получаю удовольствие от работы! Мне приятно видеть, как вокруг кипит живое дело, которое захватывает целиком.

Учитель – профессия – птица,

                                         Вряд ли труднее сыскать,

                                         С какою другою сравнится,

                                         Ребячьи сердца зажигать!

    Для меня моя работа – это смысл жизни. Ученики – это как цветочки, у которого свой цвет настроения, свои привычки, свой взгляд.

    Я люблю свою профессию за тайны, которые она в себе хранит, за – мудрость, которой наделяет меня с течением времени; за то, что заставляет двигаться вперед. Следуя мудрости Плутарха, понимаешь: ребенок, действительно, не «пустой сосуд, который нужно наполнить.  А факел, который нужно зажечь». А чтобы зажечь, нужно самому педагогу гореть.

    Дети в начальной школе похожи на мягкий воск, на чистые листы бумаги:

Ты их любишь маловато,

                                            Ты их лепишь грубовато,

                                            Ты сама же виновата,

                                            А никто не виноват.

Значит, детей нужно просто любить. Просто, да не очень… Учительской любви необходимо учиться: любовь к детям и умение строить работу с ними согласно современным педагогическим концепциям нельзя разложить на разные чаши и выяснить, что весомее в деле образования, что окажет большее влияние на желаемый результат. Идти надо от реальных индивидуальных особенностей ребенка, принимая и любя его таким, какой он есть.

    Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле. А еще нужно просто любить свою работу.

    «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И. Кант.

    Умение работать творчески, с душой, ответственно – качества, отличающее учителя начальной школы любого поколения. Этому мы – современное поколение учителей – учились и учимся  у наших  предшественников. Мы никогда не забываем о традициях школы, хорошо помним и используем положительный опыт заслуженных педагогов.

    Как много воспоминаний связано с именем первого учителя. Моим первым учителем была Васильева Людмила Александровна. Настойчивая, целеустремленная, оптимистичная, Людмила Александровна является для меня примером и кумиром. Встреча с таким Учителем и Человеком во многом определила мой профессиональный уровень. Я благодарна своему Учителю за то, что научилась работать над собой, полюбила начальную школу, детей.

    Я сторонник принципа единства воспитания и изучения личности ребенка. Именно изучение – педагогическое и психологическое – исходная точка моей педагогической деятельности.

     Я тесно связываю умственное развитие с развитием чувств. Считаю, что нравственное чувство – барометр самосовершенствования человека. Поэтому обращаю внимание детей на положительные примеры поведения, образцы высших человеческих побуждений, помогаю достигнуть успеха в построении себя как личности. Постоянно учу каждого ребенка искусству распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать или корректировать. Часто повторяю слова К.Д. Ушинского: «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы»

    А каким должно быть при этом слово учителя? Конечно, задушевным, утверждающим атмосферу доверия, чистосердечности, иначе ничего не состоится. Как учитель я понимаю: нельзя сделать прекрасной нашу жизнь, не сделав прекрасным человека. Для меня прекрасный человек тот, кто видит красоту и неповторимость окружающего мира, восхищается ею, учится находить неожиданное в обычном, новое в давно известном.

    Порой мы забываем свое детство, свою юность и потому не понимаем детей. А они перестают понимать нас. Нашим детям нужна не столько опека, сколько дружеский совет, умное руководство, или нужна духовная поддержка. Но духовную поддержку оказывать трудно: для этого самим надо быть на высоте. Надо быть интересным для учеников. И пусть наша помощь детям не будет крикливой, советы не будут навязчивы. Если хочешь приблизиться к ребенку и приобщить его к полезным делам, необходимо сбросить с себя «нажитую» взрослость, чтобы не испугать, не оттолкнуть ребенка. Надо, наверное, еще уметь управлять своими чувствами каждую минуту, каждый час, каждый день общения с детьми. Я хочу, чтобы радость узнавания проносили моим ученикам каждый новый день. Мне очень хочется, чтобы они умели сострадать – больным и немощным.

    Каждый день, возвращаясь,  домой, думаю. Весь день учила, вдохновляла, утешала, возвышала каждого ученика, вселяла любовь к отечеству, веру в людей. А теперь, кажется, ушли все силы: и физические, и духовные, и нравственные. И в памяти всплывают слова любимого мною учителя – В.А. Сухомлинского: « Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души». Сколько таких кусочков души уже отдано за эти 18 лет? И сколько еще предстоит отдать? Любовь же к детям, к своей профессии не иссякает, а день ото дня  становится более мудрой, глубокой.

    Найти свое признание, утвердится в нем – источник счастья. Поэтому завтра у меня вновь появится великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству.

Я за все расплачусь – посажу семена,

                                  И ростки доброты воспрянут.

                                  И проявится жизни моей цена

                                  В том, как люди меня помянут.

    Без учителей нельзя стать ни хорошим врагом, ни летчиком, ни военным. Учитель – это незаменимый человек, он все для своих учеников, все для своей страны.

    Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня будут смотреть глаза. Глаза моих учеников.