Методическое сообщение «О проблеме обучения игре на гитаре в раннем возрасте»
материал по теме

Ермолович Лариса Герасимовна

МБОУ ДО «ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

МЫСКАМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 Ермолович Л.Г.

 

Методическое сообщение

 

«О проблеме обучения игре на гитаре в раннем возрасте»

 

           Нередко приходится сталкиваться с мнением о том, что начинать заниматься гитарой допустимо не ранее, чем с 6 -7 лет. Тем не менее,  педагоги – скрипачи, пианисты начинают работать с детьми 4-5- летнего возраста. Хотя занятия с малышами имеют одни аспекты для преподавателей различных инструментов: подбор музыкального материала, методика проведения уроков, инструмент, позволяющий без чрезмерных усилий выполнять поставленные перед ребенком задачи. Если все эти аспекты разрешимы, можно с уверенностью говорить о том, что и обучение на гитаре необходимо начинать как можно раньше.

            Конечно, нужно учитывать возрастные особенности : часто переключающееся внимание, быструю утомляемость, отсутствие музыкальных навыков и т.д..

            Чтобы добиться наилучших результатов  в обучении начинающего, необходимо заинтересовать его в работе, соблюдать последовательность в изучении каждого нового навыка и добиваться осмысленного их усвоения.

            В каждом отдельном случае должен учитываться характер ребенка. Особенности психологии детей индивидуальны, но всех их объединяет одно: в возрасте 4-5 лет Продолжительность внимания, сосредоточенность на одном объекте равна 5-6 минутам. После чего резко снижается восприимчивость. Поэтому на занятиях каждые 5-6 минут желательно менять виды работы с учеником.

            Продолжительность урока целесообразно ограничить до 20-25 минут, а количество занятий в неделю увеличить до 3-4 раз.

            Процесс обучения в целом должен идти от общих представлений к сужению и углублению работы над частностями. Чем шире общеобразовательная основа, заложенная в детстве, тем плодотворнее идет работа в специальной, узкопрофессиональной области впоследствии. Чем шире основание пирамиды, тем выше может быть ее вершина. Основание  – это, прежде всего, развитой интеллект, способность к выстраиванию многосоставных логических схем.

             На этапе начального общемузыкального образования ребенок должен учиться подбирать по слуху, петь в хоре, слушать музыку с последующими комментариями, смотреть фильмы-спектакли и т.п..

             Но как, в какой форме вести занятия с детьми 5-7 лет? Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко в одной из своих работ подсказывает: « Есть важный метод – игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело…У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Не противопоставление игры труду, а их синтез! В этом и заключается сущность игрового метода. Говоря об объединяющих началах труда и игры, А.С.Макаренко отмечал: «В каждой хорошей игре есть, прежде всего, усилие рабочее и усилие мысли… Игра без усилия, без активной деятельности – всегда плохая игра».

            Игра доставляет ребенку радость. Это будет радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая – радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа, и здесь полное сходство.

             Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это не правильно: в игре есть такая же ответственность, как и в работе, - конечно, в игре хорошей, правильной.

            Термин «правильная, хорошая игра» надо понимать  как игра, воспитывающая, развивающая.

            Марк Твен, со своей стороны, не менее точно подметил: «Работа – это то, что человек обязан делать, а игра то, чего он делать не обязан».

             Императивная педагогика предполагает прямые, непосредственные средства воздействия на ученика: требовательность и жесткий контроль. В настоящее время в практике воспитания числится такой переизбыток прямолинейных воздействий, что о последствиях этого мы читаем уже у психотерапевта. Так, В.Леви пишет: «За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые

  • Не здороваются
  • Не умываются
  • Не чистят зубы
  • Не читают книги
  • Не занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, языком…., самосовершенствованием включительно)
  • Не работают
  • Не женятся
  • Не лечатся
  • И т.д. и т. п.

  Только потому, что их к этому побуждали!

     Не всегда ли это так? Всегда, но часто, и слишком часто, чтобы это можно было назвать случайностью».

 

   К прямым средствам воздействия относятся :

  • Приказ
  • Требование
  • Указание
  • Уговаривание
  • Напоминание
  • Совет
  • Подсказка
  • Заключение соглашений
  • Договоров
  • И т.д..  

 

           Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра – это средство, при помощи которого воспитание переходит в самовоспитание, конечно, если это игра «правильная» и «хорошая».

           Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика.

           Игра -  не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Ролевую игру, как любой косвенный метод, использовать труднее, чем прямое воздействие. Гораздо легче просто указывать детям: «Давай так!», «Повторяй за мной!». Ролевая игра требует определенных педагогических усилий, педагогического мастерства.

           Сегодня, когда ролевая игра широко  применяется экономистами, социологами, социальными психологами в сугубо «взрослых» сферах, все чаще на педагогических конференциях раздается призыв: «Вернуть игру в школу!».

           Люди, пошедшие в детстве через ролевые игры, более подготовлены к творческой деятельности.

            Педагогика – это « искусство самое обширное, сложное, самое необходимое из всех искусств»,- говорил К.Ушинский, - это « искусство, опирающееся на  данные наук». Музыкальная педагогика – это вдвойне искусство, вдвойне творчество,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)...

Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста

Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....

«Психологические особенности обучения иностранным языкам детей раннего возраста»

Цель данного реферата – выявление психологических особенностей обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста посредством изучения работ различных авторов: И.А.Зимней, А.Н.Леонтьева, Н....

Мастер-класс «Методы и приемы работы по обучению игры на классической гитаре»

Общее представление о методике обучения начальным навыкам игры на инструменте....

Развитие музыкальных способностей и обучение игре на фортепиано детей дошкольного возраста

ВСТУПЛЕНИЕ Обучение игре на фортепиано – очень длинный по времени и сложный процесс. Трудно перечислить все качества преподавателя, но главным несомненно является доброта, уважительное отно...

Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста «Юный шахматист»

Дополнительная образовательная программапо обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста«Юный  шахматист»...

Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста

 Игра помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Это традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а п...