Научно-методическая деятельность.
материал на тему
Научно-методическая деятельность. Список учебно-методического обеспечения, перечень проведённых семинаров, круглых столов, мастер-классов, доклады, выступления на конференциях, перечень публикаций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Публикации
За последние три года в рамках обобщения и распространения опыта работы провела 2 городских семинара для учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений по внедрению новых образовательных технологий (2007г.), организации учебной деятельности на уроках с позиции здоровьесбережения (2008г.). Данный опыт опубликован в сборнике «Педагогическая наука: прошлое, настоящее, будущее» (г. Новосибирск, 2011г.); в материалах ХX Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (г. Новосибирск, 2011г.); в материалах V Всероссийской научно – практической конференции «Педагогика в глобализирующемся пространстве науки» (г. Тобольск, 2011г.); в сборнике тезисов выступлений на окружной научно – практической конференции «X Знаменские чтения» (г. Сургут, 2011г.).
Ежегодно провожу открытые уроки в рамках проведения недели преемственности с детскими садами, 3 из них вошли в сборник открытых уроков «Энциклопедия педагогических идей» (г. Тобольск, 2010г.). В 2011 году провела открытый урок чтения для педагогов округа «Инновационные и здоровьесберегающие виды деятельности на уроках в начальной школе».
- Статья «Здоровьесберегающие виды деятельности в технологии «Школа развития индивидуальности».Г. Новосибирск ХX Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения».
- Статья «Виды деятельности на уроках математики в технологии «Школа развития индивидуальности».Г. Тобольск. Тобольская Государственная педагогическая академия имени Менделеева.
- Урок русского языка в 3 классе. Сборник «Энциклопедия педагогических идей». Г. Тобольск. Тобольская Государственная педагогическая академия имени Менделеева.
- Статья «Внедрение технологии «Школа развития индивидуальности» как способ повышения качества образования». Г. Новосибирск. Международная заочная научно – практическая конференция «Педагогическая наука: прошлое, настоящее и будущее». Секция: Теория и методика школьного образования.
- Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников» Материалы II Всероссийской научно – практической конференции «Молодёжь и образование XXI века». – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2011.
- Статья «Инновации в образовании. Организация проектной деятельности учащихся начальной школы». Материалы региональной научно – практической конференции «Реализация инновационной политики в ХМАО – Югре». – Когалым: ТюмГНГУ в г. Когалыме.
Предварительный просмотр:
Научно-методическая деятельность за 2013 – 2014 учебный год
Пластинина Елена Валерьевна
- Деятельность, направленная на повышение профессионального мастерства педагогов в рамках внедрения ФГОС НОО и подготовки к введению ФГОС ООО, достигнутые результаты
- 2013 - 2014 год – Участник Международной экспериментально – творческой группы педагогов ЦПТ им. К.Д.Ушинского. « Психолого – педагогическая концепция инновационной деятельности педагога начальных классов». Сертификат.
- в 2014 году приняла участие в 1 Международной дистанционной общепредметной олимпиаде для учителей ФГОС «Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна» - сертификат.
- Обобщение и представление опыта работы педагогических и руководящих работников (сколько, кто, где, когда).
13.12.13 – 3 региональная научно – практическая конференция «Реализация инновационной политики в Тюменской области» - Когалым. Сертификат.
- 5.11.13 – Интернет – семинар по теме: «Технологии для обучения одарённых детей и детей, нуждающихся в особых условиях обучения: принципы, схемы, компьютерные инструменты, портал, содержащий информацию о работе с одарёнными детьми и молодёжью» МИОО «Московский Институт Открытого Образования – сертификат.
- 2013 год - Во Всероссийской научно – практической конференции «Учительство региона как социально – профессиональная общность» в г. Сургуте. Сертификат.
- 2013 год - Во Всероссийской педагогической видеоконференции « Учебно – методический комплекс «Школа России» - образовательный ресурс реализации ФГОС НОО». Сертификат.
- Участие в конкурсах ( в том числе дистанционных): уровень, название, место и сроки проведения, кто участвовал, степень участия, результат;
- 15.12.2013 –Российский межрегиональный творческий конкурс педагогов «Региональное образование: взгляд в будущее». Номинация: «Банк педагогических инноваций». Вологда. Диплом Лауреата.
- 30.12.13 –Открытый Всероссийский творческий конкурс Эссе (с международным участием) «Новаторство». Центр педагогических технологий им. К.Д. Ушинского «Новое образование». Москва. Диплом.
- в 2014 году приняла участие в 1 Международной дистанционной общепредметной олимпиаде для учителей ФГОС «Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна» - сертификат.
- Результаты мониторинга по использованию различных технологий в деятельности педагогов (с указанием технологий, количество педагогов, использующих данную категорию, % от общего количества).
- Использую педагогическую технологию «Школа развития индивидуальности» В.В. Степановой.
- Имеющиеся проблемы, задачи на 2013 – 2014 учебный год.
- Система стимулирования и поощрения педагогических работников.
- 2014 год, март – Благодарность за успехи в организации научно – исследовательской и проектной деятельности школьников. Всероссийский фестиваль творческих инициатив «Леонардо».
- 26.02.14 – сертификат за научное руководство исследовательскими проектами. Региональный этап Всероссийского фестиваля творческих инициатив «Леонардо»
- 19.12.2013 – Благодарность за активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок».
- 13.12.2013 – Медаль «За службу образованию» - за успехи и достижения в деле образования подрастающего поколения. Благотворительный фонд наследия Менделеева. Москва.
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации города Когалыма
ПРИКАЗ
От | « | 17 | » | мая | 2013 | г. | № | 426 |
О создании муниципальной конкурсной
комиссии для осуществления экспертизы
материалов образовательных учреждений,
педагогических работников, обучающихся,
выдвигаемых на получение грантов, премий
Администрации города Когалыма
С целью реализации долгосрочной целевой программы «Новая школа Югры на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением Администрации города Когалыма от 29.10.2010 № 2175,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить
1.1. состав муниципальной конкурсной комиссии (по номинациям) для осуществления экспертизы материалов образовательных учреждений, педагогических работников, обучающихся, выдвигаемых на получение грантов, премий Администрации города Когалыма (приложение 1);
1.2. график проведения заседаний муниципальной конкурсной комиссии для осуществления экспертизы материалов образовательных учреждений, педагогических работников, обучающихся, выдвигаемых на получение грантов, премий Администрации города Когалыма (приложение 2).
2. Секретарю муниципальной конкурсной комиссии подвести итоги работы муниципальной конкурсной комиссии в срок до 03.06.2013 года.
3. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.
И.о.начальника Управления
образования С.Г.Гришина
З.М.Тарасова
93636
Приложение 1
к приказу Управления образования
от «17 » мая 2013 года №426
Состав муниципальной конкурсной комиссии для осуществления экспертизы
материалов образовательных учреждений, педагогических работников, обучающихся, выдвигаемых на получение грантов, премий Администрации города Когалыма
Председатель муниципальной конкурсной комиссии: Гришина С.Г., и.о. начальника управления образования Администрации города Когалыма;
Секретарь муниципальной конкурсной комиссии: Тарасова З.М., специалист-эксперт отдела организационно-педагогической деятельности управления образования Администрации города Когалыма;
Члены муниципальной конкурсной комиссии по номинациям:
«Лучшая программа образовательного учреждения по информатизации»
Козынцева С.Л. – заместитель директора муниципального автономного учреждения «Межшкольный методический центр города Когалыма», руководитель группы;
Миненок А.А. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Средняя школа № 3», член управляющего совета МБОУ «Средняя школа № 3»;
Фомин А.Д. – заместитель директора по информатизации МБОУ «Средняя школа № 6»;
Щеколдина Л.А. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ №7»;
Копытова Т.Н. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Средняя школа №8»;
«Лучшая школа по внедрению здоровьесберегающих технологий»
Журавлева Н.И. – специалист-эксперт отдела обеспечения безопасности жизнедеятельности управления образования Администрации города Когалыма, руководитель группы;
Фомина Л.М. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Средняя школа №5»;
Гайдук О.В. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Средняя школа № 6»;
Трусова Н.В. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ №9»;
Степанова Г.В. – заведующий Центром здоровья МЛПУ «Когалымская городская больница»;
«Лучшее образовательное учреждение, внедряющее инновационные программы»
Бутюгина Е.А. - начальник отдела организационно-педагогической деятельности управления образования Администрации города Когалыма, руководитель группы;
Петряева А.В. – директор МАУ «Межшкольный методический центр города Когалыма»;
Романенко О.В. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Средняя школа №6»;
Щеколдина Л.А. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 7»;
Игнатьева Л.А. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 10»;
«Лучшая система воспитательной работы»
Бабич О.В. - специалист-эксперт отдела по общему и дополнительному образованию управления образования Администрации города Когалыма, руководитель группы;
Кабилова С.Ф.- заместитель директора МБОУ ДОД «Детская школа искусств»;
Пучкова И.А. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Средняя школа №3»;
Муштаева И.Н. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 9»;
Антонов А.В. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 10»;
«Лучшая школьная библиотека»
Тарасова З.М. – специалист-эксперт отдела организационно-педагогической деятельности управления образования Администрации города, руководитель группы;
Огрызкова Л.Е. – заведующий библиотекой МБОУ «Средняя школа № 3»;
Заболотняя Н.А.. – заведующий отделом обслуживания Центральной городской библиотеки;
Маркова Е.А.–заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ ДОД «ДДТ»;
Айдимирова Н.А. – библиотекарь МАОУ «Средняя школа №8», получатель гранта Администрации города Когалыма в 2012 году;
«Лучшее дошкольное образовательное учреждение»
Есаулкова Л.Е. - главный специалист отдела дошкольного образования Администрации города Когалыма, руководитель группы;
Фатеева Л.В. - главный специалист отдела дошкольного образования Администрации города Когалыма;
Бредун И.В. – заместитель заведующего МБДОУ д/с«Росинка»;
Бунина Л.В. - старший воспитатель МБДОУ црр - д/с «Сказка»;
Гладкова Л.А. - заведующий МБДОУ ЦРР д/с «Золушка»;
«Лучший учитель (педагог) общеобразовательного учреждения»
Бойчук Т.П. – специалист-эксперт отдела организационно-педагогической деятельности управления образования Администрации города Когалыма, член муниципального совета по развитию образования города Когалыма, руководитель группы;
Мазур М.С. - председатель Совета профсоюза работников образования города Когалыма; член муниципального совета по развитию образования города Когалыма,
Симакова Л.Н. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 1;
Грачёва Л.А. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Средняя школа №5»;
Шумкова Н.В. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 9»;
«Лучший преподаватель, педагог дополнительного образования»
Блазамирская Т.В. – специалист-эксперт отдела по общему и дополнительному образованию управления образования Администрации города Когалыма, руководитель группы;
Новохатская О.И. – учитель физической культуры МБОУ СОШ №1; Серебренникова В.Г. – педагог дополнительного образования МБОУ «Средняя
школа №3»;
Баженова И.В. – педагог дополнительного образования МБОУ «Средняя школа №6»;
Филатова М.В. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе образования МАОУ «Средняя школа №8»;
«Лучший учитель начальных классов»
Сычугова З.Р. – специалист-эксперт отдела по общему и дополнительному образованию управления образования Администрации города Когалыма, руководитель группы;
Пластинина Е.В. – учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа №3»;
Устюгова О.И. – учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 5»; руководитель городского методического объединения учителей начальных классов;
Редька Т.И. – учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа №7»;
Карасёва М.Н. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ №9»;
«Лучший педагог (воспитатель) дошкольного образовательного учреждения»
Есаулкова Л.Е. - главный специалист отдела дошкольного образования Администрации города Когалыма, руководитель группы;
Фатеева Л.В. - главный специалист отдела дошкольного образования Администрации города Когалыма;
Бредун И.В. – заместитель заведующего МБДОУ детский сад «Росинка»;
Ересько Т.Д. - заместитель заведующего МБДОУ д/с «Солнышко»;
Карась А.В. – старший воспитатель МБДОУ д/с«Чебурашка»;
«Лучший ученик общеобразовательной школы»
Власенко М.Г.- заместитель начальника отдела по общему и дополнительному образованию управления образования Администрации города Когалыма, руководитель группы;
Нарожная О.Г. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ №1;
Ахметдинова А.Х. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ»Средняя школа №3»;
Листопадова В.В. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Средняя школа №6»;
Ахрамович Е.А. – ведущий специалист Управления культуры и молодёжной политики Администрации города Когалыма;
«Самый классный классный»
Серёгина Г.И. – учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя школа №3», руководитель группы;
Вильчик О.С. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ ДОД «ДДТ»;
Мамедова С.А. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе образования МБОУ «Средняя школа №6»;
Корякова А.А. - учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1;
Бондаренко А.В. – учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №7», получатель гранта Администрации города Когалыма в 2012 году.
Предварительный просмотр:
Распространение педагогического опыта
В 2009 году обобщила опыт работы в 19 смотре – конкурсе педмастерства в номинации «Инновационные технологии», который занял 1 место. Опыт работы по внедрению здоровьесберегающей технологии «Школы развития индивидуальности» был представлен в 2010 году в материалах конкурсного отбора для получения гранта Главы города Когалыма. Проведённые мастер-классы на тему «Современные виды деятельности на уроках в начальной школе» (2006 г.), «Внедрение новых педагогических и воспитательных технологий в учебно-воспитательный процесс» (2007г., 2010г.) получили высокую оценку и признание сообщества учителей начальных классов, воспитателей детских садов и учителей предметников средней школы. Методическая статья «Проблемы освоения новой педагогической технологии: организация проектной и исследовательской деятельности учащихся» стала победителем регионального конкурса на получение премии «Перспектива» на повышение квалификации по программам менеджмента в сфере образования (2011 г.)
Год | Название опыта | Где был представлен опыт |
2008 2009 | Квалификационная работа по теме: «Внедрение технологии «Школа развития индивидуальности», представленная на городской смотр – конкурс педмастерства. | Г. Когалым Заседание городского методического объединения учителей начальных классов 1 место |
2008 2009 | Городской конкурс «Лучший мультимедиаурок» - 2 место. | Г. Когалым ММЦ (Межшкольный методический центр) |
2009 2010 | Городской семинар для воспитателей детских садов по преемственности «Учимся, играя» | г. Когалым МОУ «СОШ №3» |
2008 2009 | Городской семинар для учителей начальных классов «Виды деятельности в технологии «Школа развития индивидуальности | г. Когалым МОУ «СОШ №3» |
2009 2010 | Творческий отчёт «Внедрение здоровьесберегающей технологии «Школа развития индивидуальности» в учебный процесс» (презентация) | г. Когалым МОУ «СОШ №3» Заседание городского методического объединения учителей начальных классов |
2009 2010 | Педагогическая мастерская «Внедрение здоровьесберегающей технологии «Школа развития индивидуальности» в учебный процесс» (презентация) | г. Когалым МОУ «СОШ №3» Заседание школьного методического объединения учителей начальных классов |
2008 2009 | Участие в конкурсном отборе для получения Гранта лучших учителей общеобразовательных учреждений | г. Когалым |
2008 2009 | Педагогический совет школы. Выступление с докладом «Современные педагогические технологии как средство повышения качества знаний учащихся». Презентация. | Г. Когалым МОУ «СОШ №3» |
2009 2010 | Представление опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательный процесс «Школа развития индивидуальности» | Заседание школы педагогического опыта и мастерства |
2009 2010 | Участник муниципального конкурса «Учитель года города Когалыма» | Г. Когалым |
2010 2011 | Выступление «Интеллектуальные и творческие конкурсы как средство повышение мотивации учащихся» | г. Когалым МОУ «СОШ №3» Заседание школьного методического объединения учителей начальных классов |
2010 2011 | Представление опыта работы на окружной педагогической конференции «Внедрение технологии «Школа развития индивидуальности» как способ создания здоровьесберегающей среды». Презентация. Статья. Г. Сургут | Г. Сургут Сургутский государственный педагогический университет. |
2011 | Выступление с докладом и презентацией «Виды деятельности в технологии «Школа развития индивидуальности» на Международной конференции «Педагогика в глобализирующемся пространстве науки» Г. Тобольск. | Г.Тобольск. Международная конференция «Педагогика в глобализирующемся пространстве науки». |
2011 | Статья «Виды деятельности на уроках математики в технологии «Школа развития индивидуальности». Г. Тобольск. | Г. Тобольск. Тобольская Государственная педагогическая академия имени Менделеева. |
2011 | Урок русского языка в 3 классе. Сборник «Энциклопедия педагогических идей». Г. Тобольск. | Г. Тобольск. Тобольская Государственная педагогическая академия имени Менделеева. Энциклопедия педагогических идей. |
2011 | Статья «Внедрение технологии «Школа развития индивидуальности» как способ создания здоровьесберегающей среды в начальной школе». Г. Новосибирск. | Г. Новосибирск. Международная заочная научно – практическая конференция «Педагогическая наука: прошлое, настоящее и будущее». Секция: Теория и методика школьного образования. |
2011 | ХX Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». Статья «Внедрение технологии «Школа развития индивидуальности» - путь к повышению качества образования». | Г. Новосибирск ХX Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» |
2011 | Конкурс учителей города Когалыма на получение гранта Администрации города когалыма в номинации «Лучший учитель начальных классов» - победитель. | Г. Когалым. |
2011 | Конкурс на получение премии «Перспектива» на повышение квалификации по программам менеджмента в сфере образования в 2011 году – победитель. | Г. Ханты –Мансийск |
2011 | Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: « Организация внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС» | Г. Когалым |
2012 | Городской профессиональный конкурс педагогов «Лучший мультимедиаурок» | Г. Когалым |
2012 | Всероссийская научно – практическая конференция «Учительство региона как социально – профессиональная общность» | |
2012 | Региональный этап Всероссийского профессионального педагогического конкурса конкурса «Мой лучший урок». Занятие во внеурочной деятельности «Работа с текстом. Н.Сладков. Скворцы прилетели». Представление урока с презентацией. 1 место. | Г. Когалым |
2012 | Выступление с докладом и презентацией «Инновации в образовании. Организация проектной деятельности учащихся начальной школы» на региональной научно – практической конференции «Реализация инновационной политики в ХМАО – Югре». – Когалым: ТюмГНГУ в г. Когалыме. Диплом «За лучшую работу в секции» | Г. Когалым |
Предварительный просмотр:
Пластинина Е.В. (МБОУ «Средняя школа№3», e-mail: EVev71@yandex.ru)
Проектная деятельность в начальной школе как активный метод в преподавании.
В современной начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, его должны научить учиться. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели, которые необходимо решить. Для этого надо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные – универсальные способы деятельности и способы регуляции своей деятельности, и личностные – развитие мотивации и системы ценностных ориентаций школьников [4, с. 7].
Своевременным становится внедрение проектной деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность является востребованной в педагогической практике, так как является одним из методов обучения, побуждающим ученика занять активную, субъектную позицию, самостоятельно добывать, присваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку.
Поэтому актуальным становится использование в образовательном процессе деятельностных приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Сегодня много говорят об инновации в образовании. По моему мнению, организация проектной деятельности – это относительно высокий уровень сложности педагогической практики. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту, исследовательской деятельности, проведению экспериментальной работы и наблюдений особые.
Принципиальным является то, что изменения должны происходить именно в деятельности и мышлении участников образовательного процесса.
Новизна состоит в использовании практико-ориентированных форм и методов обучения, позволяющих моделировать те или иные процессы и делать преподавание более зримым, образным и эффективным.
Критерием инновационной направленности является компетентностный подход и интегративность. Интегративность означает оптимальный синтез знаний для реализации учащимися изучаемой проблемы с привлечением содержания из других предметов.
Я применяю проектную деятельность как один из методов обучения, побуждающий ученика занять активную, субъектную позицию, самостоятельно добывать, присваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку. Управляя активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формирую у него необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности: деятельностную, мыслительную, информационную, коммуникативную. Под компетентностью рассматриваю знания, соединённые с опытом их практического применения.
Основой организации проектной деятельности выступает метод проектов. А он, как и любой метод, может иметь разную инструментовку, совокупность приемов и средств реализации, в соответствии с возрастными особенностями детей, опытом их совместной деятельности, опытом участия в проектной деятельности. [1, с.110]. Он ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Метод проектов, на мой взгляд, применять целесообразно уже в начальной школе, так как он опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоление затруднений. Лишь в этом случае обучение и воспитание могут превратиться в непрерывную перестройку жизни учащихся и поднять её на более высокую ступень, готовить к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Метод проектов характеризуется как личностно-ориентированный, деятельностный. Он обучает взаимодействию в группе и групповой деятельности; развивает умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии [2, с. 24]; формирует навык самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы[3, с. 18]. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Процесс индивидуально-личностного развития в ходе проектной деятельности, позволяет решить главную задачу - индивидуальное развитие каждого ученика, где индивидуальность развивается за счёт приобретения способности к социальным взаимодействиям, и её творческой самореализации.
Проектная деятельность в начальной школе выводит ученика за границы урока, учебника, представляет проблему объёмно, с позиции разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приёмов и методов оригинальных решений в любой области человеческой деятельности.
В связи с тем, что реализация проекта требует работу с информацией – поиск, обработку, использование, созидание, метод проекта создаёт условия для формирования информационной культуры школьников.
Реализация любого проекта направлена на повышение мотивации и интереса к изучаемым предметам, формирование компетентностей и развитие критического и творческого мышления.
Анализ внедрения метода проектов в начальной школе позволяет сделать вывод о том, что его применение является эффективным и отвечает всем требованиям, предъявляемым к современному образованию.
Исследовательская деятельность, как один из этапов организации проектной деятельности, была рассмотрена мною с позиции теории деятельности. Она, как и любая другая деятельность, имеет определенную структуру: цель, мотив, предмет, действия, продукт, результат, но эти компоненты имеют специфическое предметное содержание, отличающееся от любых других видов деятельности.
Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (самостоятельно, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и понимать, зачем они это сделали. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Оценить эффективность проектной деятельности возможно с точки зрения повышения интереса к обучению, развитию таких исследовательских действий как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся идей, интерпретация и преобразование этих идей и информации, и как следствие - формирования у учащихся предметных результатов: показателей общей и качественной успеваемости.
Достижение метапредметных результатов, обозначенных в новых образовательных стандартах, возможно только при использовании деятельностного подхода к обучению в процессе проектной деятельности.
При освоении личностных действий проектная деятельность ведёт к формированию у учащихся: критического отношения к информации и избирательности её восприятия; основ правовой культуры в области использования информации.
Следовательно, проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся так как формирует проектное мировоззрение и мышление, познавательные мотивы учения. Проектная деятельность младших школьников является активным методом в преподавании, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания.
Литература:
- Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.
- Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
Предварительный просмотр:
Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным становится внедрение проектно - исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Реализуя проектную деятельность в начальной школе, я использую активные методы обучения, которые являются развивающими по своей сути, так как не только способствуют лучшему усвоению учебного материала, активизации мыслительной деятельности, повышению интереса к предмету, устранению перегрузок, но и формируют поисковую активность учащихся, что является крайне важным в процессе формирования различных компетенций. Результатом использования проектной деятельности младших школьников в учебном процессе можно считать повышение уровня усвоения знаний, а также сформированность общеучебных умений школьников, входящих в структуру «Мыслительной компетенции» и определяющих достижение высокого уровня готовности и способности решать значимые для учащегося проблемы.
Раскрывая содержание организации проектной деятельности в начальной школе как способа реализации требований ФГОС, я акцентирую внимание на следующих идеях:
Проектная деятельность формирует ключевые компетентности учащихся;
Проектная деятельность является путём познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации;
Проектная деятельность - неотъемлемая часть требований ФГОС к умениям и навыкам, позволяющим собственными усилиями ученика изменить реальность, выполняя все шаги алгоритма проектной деятельности.
Проектная деятельность является способом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС.
На начальном этапе овладения проектной деятельностью целевой установкой является через систему или набор заданий целенаправленно стимулировать систему детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Формирование основных общеучебных навыков учащихся, знакомство с основными понятиями, определяющими сущность проектной деятельности. Данные задачи начинают решаться при обучении работе с информационными источниками и информацией в курсе обучения грамоте, письма, окружающего мира и математики, во внеурочной деятельности, т.е. одновременно с овладением чтения и письма.
На подготовительном этапе реализовывается установка, отражаемая в вопросах «Кто? Как? Что? Где? Когда?». Учащиеся получают информацию от учителя, через информационные карты, учатся работать самостоятельно с различными источниками информации (словари, справочники, дополнительная литература). Добытая детьми информация, на интересующий их вопрос, рассматривается в процессе беседы или дискуссии на уроке (в течение 10-15 минут).
Отвечая на эти вопросы, ребёнок учится наблюдать, описывать, систематизировать, классифицировать, обобщать и вырабатывает уверенность в понимании настоящего и окружающего мира.
Усвоение основных терминов и понятий, составляющие проектной деятельности, формирование информированности за счет расширения кругозора учащихся, способности ориентироваться в вопросах, касающихся окружающего мира учащегося и содержания учебного материала происходит на основном этапе овладения проектной деятельностью. Расширение и углубление информационной культуры учащихся, формирование метапредметных знаний и умений, обеспечивающих понимание и грамотное объяснение проблем, значимых для ученика при работе над проектом. Развитие произвольности психических процессов, быстроты мышления, творческого воображения. Содержание школьного курса 2 - 3 класса обеспечивает возможность формировать исследовательские способности школьников, предполагающую их способность объяснять механизмы процессов и явлений окружающего ребёнка мира. На экстенсивном этапе реализовывается установка, отражаемая в вопросах «Почему? Отчего?». Этот этап требует развития понимания и установления связей, ассоциаций. Отвечая в своих сообщениях на эти вопросы, ребёнок учится более объективно наблюдать, описывать, устанавливать ассоциации, усваивать новые знания.
Интенсивный этап предполагает изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрируют учащиеся в ходе проектной деятельности. Подразумевающих использование ими способов достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы и её разрешение, которое должно завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным должным образом. Завершение одной задачи для творческого, любознательного, инициативного человека – не окончание работы, а лишь начало новой. Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем. Поэтому на интенсивном этапе необходимо приучать детей к вопросам: «Что ещё может интересовать тебя в этой проблеме?», «Что ещё ты можешь предложить или сделать?». Эти вопросы пробуждают любопытство, развивают воображение ребёнка, побуждают проверить, как далеко простираются границы его компетентностей, повышая мотивацию к познанию нового, к исследованию, к открытиям, к обучению. Возможность становления проектной деятельности на интенсивном этапе обеспечивается наличием уже достаточно высокого уровня подготовленности и информированности учащихся, достигнутых на предыдущих этапах реализации методической системы, а также за счет использования методов активного обучения, направленных на максимальное развитие самостоятельности школьников.
Мной разработана дополнительная образовательная программа для начальных классов «Эрудит», содержание которой способствует формированию целостного представления школьников о проектной деятельности, этапах работы над проектом, критериях оценивания. Работа над индивидуальными проектами осуществляется после рассмотрения вопросов на уроке в программном материале, что позволит наиболее полно и эффективно реализовать внутрипредметные и межпредметные связи при повторении и обобщении знаний на завершающем этапе начальной школы.
Важным является то, что проектная деятельность на моих уроках не ограничивается исследованием в одной области знаний, а устанавливает взаимосвязь между учебными предметами, тем самым формирует метапредметные знания и умения и в течение одного учебного дня можно одновременно изучать темы нескольких предметов, объединенных одним проектом. Например, проект «Лента времени», начатый на уроке математики в теме «Единицы времени», находит продолжение на уроке литературного чтения в теме «Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», а затем на уроке окружающего мира при изучении исторических событий, связанных с войной 1812 года
На пропедевтическом этапе использую на уроке краткосрочный по времени (10-15 минут) учебный проект – совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнёров, имеющую общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Проект «Малые букварные таблицы» в период обучения грамоте дают повод для обучения видеть проблему, выработки умения задавать вопросы, ведущие к постановке цели и шагов (задач) для решения этой проблемы. Экстенсивный этап методической системы предусматривает кроме небольших сообщений и описаний наблюдений, учебные проекты такие как «Лента времени», «Королевство частей речи», направленные на формирование умений анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы. Результаты работы над этими проектами могут быть использованы при выполнении исследовательской работы во внеурочное время. Проблема расширяется, и исследование дополняется с точки зрения межпредметности. Учащиеся постепенно переходят с экстенсивного этапа на интенсивный.
В целом, использование идеи активности при организации деятельностного аспекта разработанной методической системы во многом обеспечивает успешность ее реализации и в полной мере отражает идеи личностно - ориентированного обучения.
Оценить эффективность проектной деятельности возможно с точки зрения повышения интереса к обучению, развитию таких исследовательских действий как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся идей, интерпретация и преобразование этих идей и информации, и как следствие - формирования у учащихся предметных результатов: показателей общей и качественной успеваемости. Достижение метапредметных результатов, обозначенных в новых образовательных стандартах, возможно только при использовании деятельного подхода к обучению в процессе проектной деятельности. При освоении личностных действий проектная деятельность ведёт к формированию у учащихся: критического отношения к информации и избирательности её восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; основ правовой культуры в области использования информации. Следовательно, проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания. Это подтверждается положительной динамикой учебных результатов моих учеников, психолого-педагогической диагностики, результативностью участия воспитанников в интеллектуальных состязаниях, научно – практических конференциях и конкурсах исследовательских проектов. Опыт работы показал, что с внедрением методической системы формирования проектной деятельности, можно добиваться улучшения качества обучения. Результаты подтверждают стабильный рост общей и качественной успеваемости. Внедряя методическую систему, наблюдаю повышение интереса и мотивации, обучающихся к обучению. Результативность опыта показала его действенность, возможность добиваться полезного эффекта и положительных результатов в обучении и воспитании. Проект достаточно устойчиво вписывается в процесс обучения начальной школы, выстраивается полноценная система обучения и воспитания учащихся на основе индивидуального подхода, творческой и исследовательской деятельности, происходит социальная адаптация, успешная организация собственной жизнедеятельности.
Исходя из мониторинга результатов, можно сделать вывод о том, что при четко спланированной и обоснованной деятельности по формированию проектной деятельности младших школьников, целенаправленно и систематически ее применять при обучении и во внеклассной работе в школе, то можно ожидать повышение качества обученности школьников, уровня сформированности проектной компетенции, имеющей практическое значение для успешного овладения ключевыми компетентностями школьника в соответствии с ФГОС.
Литература:
Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.
Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С. 45.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
научно-методический подход к проектной деятельности в школе
научно-методический подход к проектной деятельности в школе...
Научно-методическая деятельность
Научно-методическая деятельность учителя математики корркционной школы. Статья....
Научно-методическая работа "Социально-культурная деятельность как средство адаптации первоклассников в условиях современной школы
Психолого-педагогические аспекты адаптации первоклассников. А так же рекомендации и программа успешной адаптации....
Научно- методическая деятельность
Диплом на тему "УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГОВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"...
Научно-методическая деятельность
Материалы с обоснованием выбора педагогом в своей практике средств педагогической диагностики для оценки...
Научно – методическая разработка по теме: «Формирование речевой деятельности младших школьников»
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатством языка. В раннем детстве у него ...
Педагогическое призвание.Международный научно-методический конкурс. Тема научно-методической работы "Механизмы мотивации на внимательное изучение темы при выполнении домашнего задания"
В связи с загруженностью детей учебным процессом. внеурочной деятельностью и посещением различных кружков, у них не остается достаточно времени для качественного выполнения домашнего задания.Поэтому у...