ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для школы I ступени «Играем в театр»
рабочая программа на тему
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для школы I ступени «Играем в театр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_v_teatr.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
школы I ступени
«Играем в ТЕАТР»
автор:
Грудачёва Ольга Викторовна
2013 г.
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Играем в ТЕАТР»
Программа реализуется в течение четырех лет по одному часу в неделю.
Общие положения:
Необходимость организовать в школе внеурочную деятельность «Играем в ТЕАТР», как основу театрального искусства, обусловлена следующими причинами:
1. Художественная деятельность в начальном и среднем образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации. Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Персонализация образования предполагает расширение сферы занятий искусством и художественной деятельностью, а так как театр является синтезом искусств, то он полностью удовлетворяет указанным требованиям.
2. Современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и т.п.). Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.
3. Воспитание чувства гражданского долга – долга перед прошлым, настоящим и будущим своей страны.
4. Наиболее всего ребенок развивается через игру, поэтому пропаганда здорового образа жизни, безопасности жизнедеятельности, профилактика детского травматизма, предупреждение дорожно-транспортных происшествий становится наиболее понятным и запоминающимся, если это происходит во время театральной игры. Во-первых, сами участники театральной студии, вживаясь в предложенные им роли, адекватно понимают остроту различных жизненных ситуаций. Во-вторых, зрители, которыми являются обучающиеся школы, воспринимают информацию, поданную устами ребенка, более отчетливо и поэтому воспроизведенная сценическая картинка на долгое время остается в их памяти.
Цели и задачи:
Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Исходя из этого, основными задачами курса являются:
- развитие эстетических способностей;
- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
- овладение навыками общения и коллективного творчества;
Основная цель заключается в следующем:
Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области.
Содержание программы:
Программа состоит из четырех разделов, работа над которыми продолжается на протяжении 4 лет (с 1 по 4 класс) и ведется в четырех направлениях:
I раздел « Основы театральной культуры» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
II раздел «Ритмопластика» - включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
III раздел «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
IV раздел «Подготовка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.
Сценарии театрализованных представлений по направлениям.
Направление | Сценарии |
Здоровый образ жизни | 1. «Сказка про тигра и весенний авитаминоз» 2. Сказка на современный лад «Репка» - «На зарядку становись» |
Патриотическое | 1. "День защитника Отечества" 2. "Подвигу народа жить в веках!" 3. "Парад памяти" |
Личная безопасность | 1. «Путешествие в страну Дорожных Знаков» 2. Мюзикл «Светофор – наш друг» 3. Театрализованная массовка «Красный, Желтый, Зеленый». 4. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Бездельник – Светофор». 5. Агитбригада «Просто это знак такой». 6. Семейный праздник «Зеленая волна» |
Русское народное творчество | 1. «По щучьему велению» 2. «Масленица» 3. «Русская сказка – всем сказкам сказка» Сказка не современный лад 1. «Репка» - «Дед Федул и неподъемный баул» 2. «Курочка Ряба» |
Праздники (концертные выступления) | Сценки к праздникам: ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ 1. «День мучителя» 2. «Заслуженная оценка» 3. «Наша мама – педагог» 4. «Директор школы» 5. «Нарушитель Вова» ДЕНЬ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА ДЕНЬ МАТЕРИ 1. «Три мамы» 2. «Мама пропала» 3. «Семейное воспитание» 4. «Как начинается «война»» |
ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ
Программные задачи 1 год обучения:
- развивать интерес к сценическому искусству;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
- снимать зажатость и скованность;
- активизировать познавательный интерес;
- развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
Программные задачи 2 год обучения:
- развивать чувство ритма и координацию движения;
- развивать речевое дыхание и артикуляцию;
- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
- пополнять словарный запас;
- учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
- научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
- знакомить детей с театральной терминологией;
- знакомить детей с видами театрального искусства;
- знакомить с устройством зрительного зала и сцены;
- воспитывать культуру поведения в театре;
Программные задачи 3 год обучения:
- развивать чуткость к сценическому искусству;
- воспитывать в ребенке готовность к творчеству;
- развивать умение владеть своим телом;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
- оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
- развивать воображение и веру в сценический вымысел;
- учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
- развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по-разному;
Программные задачи 4 год обучения:
- развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
- дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
- привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
- научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет
- научить составлять сценарии концертных выступлений.
Общие методические принципы работы педагога по внеурочной деятельности «Играем в театр».
Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятиях 15 человек. Занятия желательно проводить в просторном помещении. Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
- Обмен сценическим мастерством, посещение спектаклей ТЮЗ-ов.
- Выступления с инсценировками на школьных праздниках;
- Выступления на классных и общешкольных родительских
собраниях, публичных отчетах школы;
- Выступления на КВН учащихся среднего и старшего звена;
- Выступления на мероприятиях в других школах.
- Выступления на концертах Муниципального значения;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу четвертого года ребенок
Должен знать:
- Что такое театр, виды театров, кто создает спектакли.
- Чем отличается театр от других видов искусств
Иметь понятия:
- Об элементарных технических средствах сцены
- Об оформлении сцены
- О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
- О рождении сюжета произведения.
- О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
Уметь:
- Направлять свою фантазию по заданному руслу
- Образно мыслить
- Концентрировать внимание
- Ощущать себя в сценическом пространстве
- Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
- Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
- Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
- Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
- Составлять сценарии выступлений
Приобрести навыки:
- Общения с партнером (одноклассниками)
- Элементарного актёрского мастерства
- Образного восприятия окружающего мира
- Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
- Коллективного творчества
- Что такое выразительные средства.
- Фрагмент как составная часть сюжета.
- Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
- Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
- Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
- Анализировать последовательность поступков.
- Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
- Избавляться от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому планированию по внеурочной деятельности
«Играем в ТЕАТР»
Работа рассчитана на 1 час в неделю, 34 недели – 68 часа в год.
Программа основывается на учебно–методическом пособии для вузов культуры и искусств «Психолого-педагогические условия формирования и развития творческих способностей подростков в театральной студии» под научной редакцией доктора педагогических наук, профессора А.Я.Айзенберга (Москва – 2010г.).
Разработки занятий В.М. Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова «Как воспитать артиста»
В учебно-методическом пособии рассматриваются особенности подросткового возраста и их влияние на формирование творческих способностей, общение, как основа творческой деятельности подростков в театральной студи, технологии формирования и развития театральных способностей подростков: условия, формы, методы и приемы. Программа адаптирована для детей 7 - 10 лет. Она обеспечивает развитие познавательной деятельности через искусство игры и художественного «действа», самовыражение и самореализации личностного потенциала в сценическом образе.
Играя в «театр», ребенок учится планировать, предвосхищать цепь различных событий, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Ребенок начинает думать прежде, чем выполнять какие либо действия.
Ребята общаются, советуются, помогают друг другу, согласовывают свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Совместные действия детей на сцене способствуют развитию общения между ними, обогащению речи, готовят к будущей взрослой жизни. Через общение, рассуждения и беседы они приходят к одинаковому решению.
Сценические игры и постановки небольших спектаклей помогают детям преодолеть стеснения и комплексы, повышают самооценку. Дети чувствуют большую уверенность в себе. Робкие малообщительные дети начинают активно принимать участие в ролевых играх, делятся своими впечатлениями, достижениями в овладении сценическим мастерством.
На занятиях дети знакомятся с разделами:
- Историей возникновения театра в России.
- Театр как вид искусства;
- Основные элементы актерского мастерства;
- Практикум по теме:
1) Этюд. Образ.
2) Тренинг актерской психотехники:
- освобождение мышц;
- сценическое внимание;
- воображение.
3) Словесное действие и сценическая речь.
4) Встреча с автором, работа над ролью.
Представленная программа позволяет решить следующие
цели и задачи.
Целью данной программы является развитие творческих способностей детей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления. Приобщить детей к актерскому мастерству через постановку спектаклей, этюдов, образов.
Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели:
1. Познакомить с различными жанрами театрального искусства.
2. Помочь ребёнку овладеть элементарными навыками сценического искусства: постановки речи, голоса, жестов, мимики.
3. Развивать коммуникативные навыки общения.
4. Познакомить детей с правилами поведения на сцене.
5. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и сценой.
6. Тренировать память, внимание;
7. Развивать воображение;
8. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление.
9. Развивать потребность к Познанию окружающего мира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности «Играем в ТЕАТР»
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
I раздел – Осенние праздники, игры и забавы (15 ч.) | ||
1 | «Здравствуйте, друзья!» Организационный урок.Из истории возникновения театра. | 1 |
2 | Театр – как вид искусства. | 1 |
3 | Золотая осень (игры-завлекалочки). Сентябрь – золотое лето. | 1 |
4 | Золотая осень (игры-завлекалочки). Октябрь – месяц – листопад. | 1 |
5 | Золотая осень (игры-завлекалочки). Ноябрь – сумерки года. | 1 |
6 | Золотая осень (игры-завлекалочки). Именинные дни – День Ангела. | 1 |
7 | Осенние народные игры. | 1 |
8 | Подготовка к праздничному концерту «День учителя». | 1 |
9 | Выступление. | 1 |
10 | Осенние посиделки. Осенний этюд. | 1 |
11 | Осенняя ярмарка. Отработка образа. | 1 |
12 | Театр «В чемодане». Постановка сценической речи. | 1 |
13 | Игры с подражанием. | 1 |
14 | Осенние сказки бабушки Агафьи. | 1 |
15 | Куприянов день. | 1 |
II раздел – Зимние праздники, игры и забавы (17 ч.) | ||
16 | Зимние сказки бабушки Агафьи. | 1 |
17 | Подготовка к новогоднему спектаклю. Распределение ролей. | 1 |
18 | Подготовка к новогоднему спектаклю. Подготовка костюмов. | 1 |
19 | Подготовка к новогоднему спектаклю. Подготовка декораций. | 1 |
20 | Репетиция спектакля. | 1 |
21 | Генеральная репетиция спектакля. | 1 |
22 | Выступление «Новогодняя сказка». | 1 |
23 | Николин день. | 1 |
24 | Рождественские колядки. | 1 |
25 | Зимние игры – ловишки. | 1 |
26 | Зимние забавы, состязания. | 1 |
27 | Рождественский подарок. Словесное действие. | 1 |
28 | Рождественские колядки. Сценическая речь. | 1 |
29 | Звуковые подражания. Постановка речи и голоса. | 1 |
30 | Веселые инсценировки. Постановка жестов и мимики. | 1 |
31 | Подготовка к концерту 23 февраля. Репетиция. | 1 |
32 | Праздничный концерт для пап «23 Февраля». | 1 |
III раздел – Весенние праздники, игры и забавы (16 ч.) | ||
33 | Весенние заклички. | 1 |
34 | Весна – Красна. Весенние игры и забавы. | 1 |
35 | Подготовка к концерту 8 Марта. Репетиция. | 1 |
36 | Праздничный концерт для мам «8 Марта». | 1 |
37 | Праздник « Весна, весна, на чем пришла?» Образные действия. | 1 |
38 | Весенние сказки бабушки Агафьи. | 1 |
39 | Игры с крашенками. | 1 |
40 | Никиткин день – русский народный праздник. | 1 |
41 | Игры с подражанием. | 1 |
42 | Вербное воскресенье. Экскурсия. Поход за вербой (с родителями). | 1 |
43 | Подготовка к спектаклю «Масленица». Распределение ролей. Репетиция. | 1 |
44 | Подготовка к спектаклю «Масленица». Репетиция. Подготовка костюмов. | 1 |
45 | Подготовка к спектаклю «Масленица». Подготовка декораций. Репетиция. | 1 |
46 | Спектакль «Масленица». | 1 |
47 | Подготовка к митингу «День Победы». Их имена в наших сердцах. | 1 |
48 | Участие в митинге – День Победы. | 1 |
IV раздел – Здравствуй, солнечное лето! (12 ч.) | ||
49- 52 | Подготовка к последнему звонку – 4 кл. «Из школьной гавани уходят корабли» Репетиция. | 4 |
53-56 | Подготовка к последнему звонку – 11 кл. «Из школьной гавани уходят корабли» Репетиция. | 4 |
57- 60 | «Здравствуй, солнечное лето» - прощальное чаепитие. | 4 |
61- 68 | Резервные часы | 8 |
Всего | 68 |
Комплекс упражнений "Сценические навыки "
Предлагаемые упражнения разделены на 5 блоков:
I блок: «Искусство звучащего слова» («Сценическая речь»):
- Развитие навыков правильного фонационного дыхания.
- Работа над звуками, силой и диапазоном голоса.
- Работа над дикцией и чистотой произношения.
II блок: «Основы культуры речи»:
- Овладение нормами и правилами литературного произношения.
- Определение средств логической эмоционально-образной выразительности:
интонация, пауза, темпо - ритм.
III блок: «Основы актерского мастерства»:
- Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и
фантазии.
- Действия с реальными предметами в условиях вымысла.
- Развитие импровизационных способностей.
IV блок: «Коммуникативный»:
- Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным
предметом.
- Определение «Я» в коммуникативном пространстве («Предлагаемые
обстоятельства»).
- Взаимодействие со зрительской аудиторией.
V блок: «Проведение мероприятий разных форм»:
- Знакомство с правилами работы ведущего при проведении мероприятия выбранной
формы.
I блок: «Искусство звучащего слова» («Сценическая речь»)
Упражнение №1: «Поклонение солнцу»
Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, пуки свободно опущены вдоль корпуса. На выдохе ладони сложить домиком на уровне груди. Далее:
- вдох – руки и голову поднять вверх;
- выдох – наклон, руки ладонями упираются в пол;
- вдох – левую ногу отставить назад, голову поднять вверх;
- выдох – нога возвращается на исходную позицию, голова опущена вниз;
- вдох – выдох – повторить то же самое с правой ноги;
- вдох – выпрямить позвоночник, голову держать прямо;
- выдох – ладони сложить домиком на уровне груди.
Упражнение выполняется одновременно всеми сначала в очень медленном темпе. Постепенно темп ускоряется до максимально быстрого, затем следует успокоить дыхание. Для этого выполняется специальное упражнение.
Упражнение№2: «Арлекин»
Вдох в живот – руки от плеча до локтевого сустава зафиксированы параллельно полу, предплечья и кисти свободно висят. «Холодный выдох» через «п» - одно быстрое круговое движение предплечий и кистей рук при закрепленном плечевом поясе. Далее на каждый выдох скорость движения рук увеличивается, и так до 6 круговых движений на одном выдохе. Затем повторяем движения в обратном порядке, сводя их снова до одного на выдохе. Скорость движения определяет педагог. Амплитуда – максимально возможная.
Упражнение №3: «Выращивание цветка»
Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающая кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».
Упражнение №4: «Мишень»
С помощью согласных в, п, г, к, д «обстреляйте» воображаемую мишень.
II блок: «Основы культуры речи»
Упражнение №1: «Нам поможет мнемоника»
Необходимое условие - запомнить как можно больше фактов культуры речи.
Ход игры
Ученики разбиваются на команды, каждая из которых выбирает определенные правила культуры речи, наиболее насыщенные фактами для запоминания. Составив список слов или словосочетаний, необходимость запоминания которых очевидна, участники игры в группах сочиняют стихи, где рифма и ритм являются мнемоническим средством. Например, для запоминания наиболее трудных форм – родительного падежа, а о множественном числе – были сочинены следующие стихи с утрированием некоторых слов, где часто делаются ошибки:
В детской сказке Колобок | Уважают человека |
III блок: «Актерское мастерство»
Упражнение №1: «Взрыв»
Исходное положение «в точке», т.е. на коленях, руки обнимают колени, а голова максимально опущена. Положение тела замкнутое, закрытое. Это может быть икринка, яйцо, зерно – в зависимости оттого, что мы хотим получить в итоге. В данном случае это зародыш новой звезды или даже вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку: максимально активно выбросить из себя в окружающий мир энергию, чтобы каждая наша клеточка, каждый участок тела ее излучал. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучше. Взрыв доложен быть мгновенным. Это реакция – ответ на хлопок, как будто хлопок – детонатор. А тело – мина. Между хлопком и взрывом не должно быть ни секунды паузы. Акцентируйте внимание детей на том, чтобы они не думали какую позу примет их тело. Пусть поза рождается спонтанно, подсознательно. Важно, чтобы они не успевали ее придумать. Неожиданный хлопок – и жесткое требование мгновенного взрыва.
Упражнение№2: «Переход»
Нужно пройти «по тонкому льду» от одной до другой стены класса, затем по «вспаханной земле», «босиком», «босиком по гравию», «по холодненькой траве с росой», «по углям», «по колено в снегу».
Меняя предлагаемые обстоятельства, мы меняем логику поведения будущих артистов. Их основная задача – поверить и подлинно действовать в вымысле. С помощью этого упражнения достигается мышечная свобода. Важно начинать именно с ног, потому что они наименее выразительны у современного человека. Атрофированы как инструмент творчества. Упражнение выполняется в сфере воображения, как и все остальные.
Упражнение №3: «Мимикрия»
Мимикрия – это способность животных преображаться в соответствии с окружающей средой.
Ведущий объявляет, что сейчас он на несколько секунд выйдет из аудитории, а все участники тренинга должны будут «спрятаться», «слившись» со средой. Тот, кому плохо это удается, выбывает из игры.
Как можно «смимикрировать»? Например: на стуле ведущего висит черная сумка. Если у игрока тоже черная одежда. Он может повиснуть на стуле «в виде» сумки. Если он обнаружит сочетание одежды со стеной, можно «прилипнуть» к ней. Можно принять формулу стула, стать «оконной рамой» и т.д. Главное – внимательно изучить окружающее пространство, себя самого и найти общие черты. Затем уже вступают в силу выдумка, смелость, чувство юмора.
IV блок: «Коммуникативный»
Упражнение №1: «Заполни середину»
Ребенку предлагается соединить в связный рассказ два предложения:
1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»; «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
2) «По улице проехал грузовик…»; «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
3) «Мама купила в магазине рыбу…»; «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».
Совершенно не связанные между собой фразы, которые затем удается объединить очень естественно и красиво, можно брать из книг, открывая их на случайных страницах.
Упражнение №3: «Знакомство»
Участники группы сидят по кругу. Педагог стоит в центре.
Инструкция
«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто умеет водить машину», и все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из свободных мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Используем эту ситуацию, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось, то или иное умение. Это нам понадобиться немного позже».
В ходе упражнения педагог побуждает участников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные.
После того как названо примерно 8–12 умений, педагог останавливает упражнение и продолжает инструкцию: «Сейчас у нас будет 5 минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали о каждом из нас».
Через 5 минут педагог предлагает каждому прочитать получившийся у него рассказ. При этом педагог проявляет активность и при каждой подходящей ситуации дает участникам группы позитивную обратную связь.
VIII блок: «Проведение мероприятий разных форм»
Упражнение №1: «Необыкновенный концерт»
Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги, где он должен написать название концертного номера (любого жанра искусства), который хотел бы увидеть, если бы пришел на концерт. Затем, собрав эти записки, ведущий отбирает самые оригинальные, дополняет их своими пожеланиями. Этот набор номеров и войдет в программу «необыкновенного концерта», который тут же импровизационно разыгрывают участники тренинга.
Всех следует разделить на пары. Каждая пара наугад вытягивает записку с заданием, но держит пока его в секрете. Пусть для всех остальных это будет сюрпризом. Итак, задание получено. На придумывание номеров 3–5 минут.
Можно использовать любой реквизит, любые подручные средства, но в основном, желательно – фантазию и чувство юмора. Все одновременно являются и зрителями концерта, и его участниками. Ведущий или кто-нибудь из играющих становиться конферансье и объявляет номера концерта.
Номера могут быть самыми разными – шуточными и серьезными. Например, «Выступление Краснознаменного армейского хора», «Пуля – дура, штык – молодец», «Па-де-де из балета «Лебединое озеро», «Цирковой номер с дрессированными крокодилами» и т.д.
Упражнение №2: «Абсурдные диалоги»
Эти микротренировачные диалоги ведущий может импровизировать в течение всего тренинга, вставляя в любое упражнение или в паузу между заданиями.
Например, он может с такими вопросами к любому участнику тренинга: «Ну, как поживает ваш сын? Я слышала, он недавно женился?», или «Почему у вас чертик на плече? Разве можно приносить чертиков на занятие?», или «Я слышал, вас вчера забрали в милицию. Почему так быстро отпустили?». Содержание вопроса является нелепым, абсурдным и никаким образом не связано с реальной действительностью, но участник тренинга должен немедленно включиться в предлагаемые обстоятельства и ответить невозмутимо, обоснованно, как если бы с ним это действительно случилось.
Другой вариант выполнения этого упражнения 6 ведущий предлагает всем в течение занятия стать «подхалимами», и во всем ему «поддакивать». На любое предложение, даже самое фантастическое, какое бы он ни сделал, каждый участник должен ответить согласием, вслух мотивируя свою готовность следовать призыву ведущего. Желательно, чтобы мотивировки игроков не повторялись, были у каждого свои, органичные для той или иной личности. Например, ведущий: «А давайте, ребята, пойдем и спрыгнем с моста!» Ребята: «Конечно, очень хочется купаться». «Давайте спрыгнем, заодно и силу воли потренируем», «Спрыгнем! Попадем в больницу, и на занятия ходить не надо будет. Вот здорово!» и т.д.
На следующем занятии ведущий предлагает всем стать «негативистами » и на любое его предложение, также индивидуально, объясняя причину, отвечать отказом или сомнением, то есть принимать «в штыки».
Представленные выше упражнения можно выстроить в той последовательности, которая будет для вас наиболее приемлемой: последовательно, выборочно или фрагментарно; чередуя их или же останавливаясь на одном из тех, который в данный период времени является значимым.
При условии систематического выполнения упражнений результат будет заметен уже в ближайшее предполагаемое время - в течение первого месяца занятий.
Литература:
- Волков И.П. Приобщение школьника к творчеству. – М.: Просвещение 1892.
- Гончаров И.Ф.Воспитание школьника средствами искусства и деятельности. – М.: педагогика, 1986.
- Завадский Ю.А. Учителя и ученики. – М.: Искусство, 2000.
- Остривной В.П. «Психолого-педагогические условия формирования и развития творческих способностей подростков в театральной студии» под научной редакцией доктора педагогических наук, профессора А.Я.Айзенберга. – Московский государственный университет культуры и искусства – 2000г.
- Разработки занятий В.М. Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова «Как воспитать артиста»
- Столович Л.Н. Жизнь – творчество – человек. М.: политиздат, 1985.
- Шевченко Л.Л. Педагогическое творчество: Учеб. тренажер. – М.: Изд-во Соборь, 1996.
- Юсупов И.М. Учителю об искусстве общения. – Фрунзе: Мектен, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Начальная школа ХХI век" духовно-нравственное направление
Рабочая программа "Этика: азбука добра"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Начальная школа ХХI век" общеинтеллектуальное направление
Рабочая программа "Занимательная математика"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Начальная школа ХХI век" общекультурное направление
Рабочая программа "В мире книг"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Начальная школа ХХI век" социальное направление
Рабочая программа "Моя первая экология"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Начальная школа ХХI век" спортивно-оздоровительное направление
Рабочая прграмма "Я - пешеход и пассажир"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...