Примерная рабочая программа по ИЗО 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Представляю вашему вниманию примерную программу изобразительного искусства для 1 класса. Разработана на базе авторской программы Е.Я.Шпикаловой "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству для 1-5 класса на 2017 – 2018 учебный год Учитель: Цимбалова Вероника Альбертовна Санкт-Петербург 2017 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38, от 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 629);
- письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 04.05.2016 г. № 03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;
- учебный план ГБОУ гимназии № 271 Санкт-Петербурга (протокол СОУ № 10 от 18.04.2017 г., приказ директора от 19.04.2017 г. № 40-од);
- учебно-методический комплекс ГБОУ гимназии № 271 Санкт-Петербурга (протокол СОУ № 8 от 01.02.2017 г.);
- примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству с учетом авторской программы УМК «Перспектива» Е. Я. Шпикалова, Просвещение ,2016. (ФГОС).
Цель: освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
Задачи
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– формирование навыков работы с различными художественными материалами.
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа для 1 класса направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
На изучение курса «Изобразительное искусство» в 1 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. 1 класс —33 ч (33 учебные недели).
Содержание курса
Мир изобразительных (пластических) искусств
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. И. Куинджи, В. Ван Гога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).
Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников.
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России (Государственным Эрмитажем).
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).
В настоящем курсе для 1класса учебно-целевые функции предмета можно кратко выразить в опоре на субъективный опыт учащихся, демонстрации учащимся спектра возможностей, создании у них положительной стойкой мотивации.
Учебный материал подается по тематическому принципу и формируется из 4 разделов:
«Восхититесь красотой нарядной осени» (9 часов)
«Любуйся узорами красавицы-зимы » (7часов)
« Радуйся многоцветию весны и лета» (17 часов)
Значимость курса определяется нацеленностью:
- на овладение основам художественного языка,
- на получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности,
- на развитие его универсальных способностей,
- на обогащение творческого потенциала,
- на формирование осознанного отношения к различию и сходству в искусстве и культурных традициях разных народов.
Основной учебно-методический комплекс
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класса. УМК «Перспектива» – М. : Просвещение, 2016.ФГОС
- Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету
- «Изобразительное искусство»
- Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется.
Планируемые результаты
личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
метапредметные результаты:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
предметные результаты;
- учиться различать некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
- знакомиться с отдельными центрами народных художественных ремесел России (Хохлома, каргопольская игрушка);
- учиться различать теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
- учиться использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- учиться применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
К концу перового года обучения ученик получит возможность научиться:
• находить проявления изобразительного искусства в знакомых сферах жизни;
• называть некоторые значимые темы искусства (Родина, дом, защитник Родины и др.) и отражать их характерные черты в собственной работе;
• эмоционально-ценностно откликаться на художественные образы, связанныес природой, жизнью человека, общества;
• воспринимать, эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в рамках изученного);
• формулировать и высказывать элементарные суждения о сюжете, героях произведений изобразительного искусства, описывать собственные впечатления
от знакомства с произведением;
• использовать декоративные элементы для создания несложных геометрических и растительных орнаментов в полосе и украшения ими изделий;
• использовать доступные возможности изобразительных средств для воплощения собственного замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, подбирать цветовую гамму на основе определённого цвета, пользоваться палитрой для составления новых цветов;
• наблюдать, осуществлять работу с соблюдением очевидных пространственных соотношений; привлекать в изобразительной деятельности субъектный опыт, использовать результаты наблюдений за природой;
• осуществлять работу в паре, в коллективе, обсуждать результаты работы;
• использовать некоторые термины изобразительного искусства.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Содержание урока | Практика | Средства обучения | Планируемые результаты обучения | |
План | Факт | ||||||
«Восхититесь красотой нарядной осени» (9 часов) | |||||||
1 | 7.09 | 7.09 | Какого цвета осень? Живая природа: цвет | Впечатления о осени. Образ осени в живописи и народном творчестве. Осень в произведениях художников. Правила создания композиции (контраст, нахождение композиционного центра). Цветовая гамма, для изображения осенней поры. | Беседа «Какого цвета осень». Разъяснение правил цветового круга, работы с художественными материалами. Создание рисунка «Береза». | Карандаш простой, гуашь/ акварель, карандаши цветные/мелки, стирательная резинка, точилка, бумага, стаканчик для карандашей, баночка для воды, чистая тряпочка, палитра. | Предметные: Познакомить с видами искусства, создать представление о живописи Метапредметные: учить строить понятное монологическое высказывание; обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, в обсуждении содержания произведений живописи и народного искусства на тему осени; принимать учебную задачу; Личностные: формировать восприятие красоты окружающего мира. |
2 | 14.09 | 14.09 | Какого цвета осень? Пейзаж в живописи. | Виды изобразительного искусства, их связь с жизнью. Пейзажи родной природы. Цвет – основа языка живописи. Приемы создания композиции (контраст, нюанс, главные и второстепенные элементы). Средства художественного языка в живописи (цвет, оттенки, линия горизонта-высокая, низкая, пересеченная.) | Беседа «Живая природа.цвет». Коллективное обсуждение проблемы: как средствами цвета в просмотренных произведениях живописи передано настроение в осенней природе. Творческая работа: нарисуй осенний пейзаж. | Карандаш простой, стирательная резинка, точилка, бумага, стаканчик для карандашей, гуашь/акварель, кисти, баночка для воды, чистая тряпочка, палитра. | Предметные: Узнать, какими художественными средствами живописцы выражают свое отношение к природе; Метапредметные: учить привлекать собственный жизненный опыт для решения учебной задачи; Личностные: Формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
3 | 21.09 | 21.09 | Твой осенний букет. Композиция. Рисование листа с натуры. | Представление об осеннем пейзаже. Знакомство с художниками- пейзажистами И.И. Левитан, И.И. Шишкин. Богатство цветов осени, теплая цветовая гамма. Работа с цветовым кругом. | Беседа «Цветовая гамма осени». Создание декоративной композиции на тему «осенний пейзаж». Работа над композиционной схемой, ее анализ. | краски (гуашь, акварель), кисти, простой карандаш, стирательная резинка; баночка для воды, чистая тряпочка, палитра. | Предметные: Учить составлять декоративные композиции на основе природных форм : деревьев, рек, дорог, полей и т.д., различать оттенки осени. Метапредметные: Учить выявлять с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений декоративного творчества; Личностные: Учить воспринимать основы эстетической культуры через пейзаж. |
4 | 28.09 | 28.09 | Осенние перемены в природе. Пространство. | Представление о разном состояние осеннего пейзажа. Холодная цветовая гамма. Работа с цветовым кругом. | Беседа на тему «Холодная цветовая гамма». Какое настроение холодная цветовая гамма передает настроение в осеннем пейзаже. Создание декоративной композиции в холодной цветовой гамме на тему «осенний пейзаж». | гуашь, простой карандаш, стирательная резинка, баночка для воды, чистая тряпочка, палитра | Предметные: Учить различать и создавать теплую и холодную цветовые гаммы. Метапредметные: Учить анализировать художественные произведения. Личностные: Воспитывать уважительное отношение к произведениям искусства. |
5 | 5.10 | 5.10 | В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция. | Находить выразительные образы в природе. Ветка рябины - тщательный анализ цвета, формы, линии. Порядок рисовая ветки рябины. | Беседа на тему «В сентябре у рябины именины». Рисование веточки рябины. | иллюстрации, лист белой бумаги, краски, палитра, баночка для воды, чистая тряпочка, цветные карандаши, простой карандаш, стирательная резинка | Предметные: учить анализировать предмет рисования. Метапредметные: формировать мыслительную операцию анализ и синтез. Личностные: воспитывать чувство вкуса. |
6 | 12.10 | 12.10 | Щедрая осень. Живая природа: форма и цвет. | Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Пропорции сосудов различной формы. Язык живописного и графического произведения: цвет, линия, форма, фактура, композиция. Правила построения композиции натюрморта из двух-трех предметов. | Разглядывание глазами художника обычных предметов (овощи, фрукты, сосуды и т. п.). Выявление красоты формы и цвета этих природных и рукотворных форм в натюрморте. Ответ на вопрос: как с помощью направления и плотности штриховки можно выявить форму предметов. Рисование осеннего натюрморта. | иллюстрации, лист белой бумаги, краски, палитра, баночка для воды, чистая тряпочка, кисти, стирательная резинка, простой карандаш | Предметные: учить определять картины - натюрморты среди картин других жанров; Метапредметные: учить представлять (моделировать), распознавать геометрические формы в природных формах и художественных вещах, созданных человеком; Личностные: учить составлять композицию из трех предметов |
7 | 19.10 | 19.10 | В гостях у народного мастера С.Веселова. Орнамент. | Выделение элементов костюма, элементарное соотнесение пропорций человека. Рисование наряда для девицы-красавицы или выполнение в технике аппликации. | Работа над орнаментом народного костюма. | Простой карандаш, резинка, пастель. | Предметные: учить выполнять портретную примитивную композицию по мотивам народных сказок, передавать настроение колоритом рисунка; Метапредметные: учить использовать знаково-символические средства представления информации для создания схем решения учебной и практической задачи Личностные: формировать мотивацию к творческому труду, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, работе на результат, понимать необходимость в бережном отношении к духовным ценностям |
8 | 26.10 | 26.10 | Золотые травы России. Ритмы травного хохломского узора. | Выделение элементов природного узора и орнамента. | Работа по лекалам. Плошка – хохломская роспись. | Краски, кисти. | Предметные: учить передавать настроение колоритом рисунка; Метапредметные: учить использовать знаково-символические средства представления информации для создания схем решения учебной и практической задачи Личностные: формировать мотивацию к творческому труду, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, работе на результат, понимать необходимость в бережном отношении к духовным ценностям |
9 | 9.11 | 9.11 | Наши достижения. Наш проект «Щедрый осенний лес» | Участие в мини викторине по пройденной теме. | Мини викторина по пройденным темам. Организация выставки работ. | Фломастеры, карандаши цв. | Предметные: учить организовывать выставку, работать с композицией. Метапредметные: учить отвечать на вопросы. Личностные: учить самостоятельно выполнять практическую работу |
«Любуйся узорами красавицы-зимы » (7часов) | |||||||
10 | 16.11 | 16.11 | Орнамент народов России. | Рисование элементов узора. Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. | Рисование узора и элементов с декоративно-прикладных изделий или по показу мастера. | Краски (гуашь, акварель), кисти, Простой карандаш, стирательная резинка, губка, Плотная бумага, Баночка для воды, Чистая тряпочка, Палитра, Стаканчик для кистей | Предметные: Учить отличать русскую игрушку от других. Метапредметные: учить осуществлять анализ объектов; Личностные: учить наблюдать и описывать собственные ощущения. Узнавать произведения декоративно-прикладного искусства. |
11 | 23.11 | 23.11 | Русское народное творчество. Глиняная игрушка. | Народные промыслы дымковская игрушка. | Беседа «Что такое народное творчество?». Набросок конька. | Карандаш простой, резинка. | Предметные: учить изображать симметричную форму предметов, применять пятно, линию; Метапредметные: учить осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о народном творчестве.. Личностные: формировать адекватную мотивацию, оценку результатов работы. |
12 | 30.11 | 30.11 | Зимнее дерево. Графика. | Находить природные узоры (серёжки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. | Рисование картины зимнего леса. | Карандаш пр, резинка, лист а3. | Предметные: учить называть оттенки синего цвета, выполнять кистевую роспись, сочетать изображение узора с поверхностью украшаемого предмета. Метапредметные: учить извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; Личностные: учить эстетически воспринимать произведения декоративно-прикладного искусства; |
13 | 7.12 | 7.12 | Зимний пейзаж в графике. | Знакомство с картинами художников А.И. Куинджи и И.И. Левитан. Отличие зимнего пейзажа днем и ночью. | Рисование картины зимнего леса. | Краски (гуашь, акварель), кисти, простой карандаш, стирательная резинка, плотная бумага, баночка для воды, чистая тряпочка, палитра | Предметные: учить читать и рисовать композиционные схемы зимнего пейзажа, составлять разные оттенки синего цвета, использовать приемы гжельского живописного мазка. Метапредметные: учить выявлять с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для начала зимы, умение наблюдать природу при отсутствии действия, сюжета, а также задерживать свое внимание на деталях; Личностные: Учить видеть красоту реальной действительности путем наблюдения природы, понимать значение красоты природы и произведений поэтов, художников, народных мастеров для человека и принимать его. |
14 | 14.12 | 14.12 | Белоснежные узоры. Вологодские кружева. Узор | Осваивать простые приёмы работы в технике плоскостной и объёмной аппликации, живописи и графической росписи. | Рисунок новогодней игрушки. Объяснение по схематическому рисунку, составление орнамента. | Краски (гуашь, акварель), кисти, простой карандаш, стирательная резинка, плотная бумага, баночка для воды, чистая тряпочка, палитра | Предметные: учить выполнять орнаментальную композицию. Метапредметные: учить ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного (с помощью учителя), перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
|
15 | 21.12 | 21.12 | Новогодние игрушки. Декоративная композиция. | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Придумывать свой орнамент; образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. | Рисунок новогодней игрушки. Работа с цветовым кругом. Рисование с натуры новогодних шаров. | Краски (гуашь, акварель), кисти, простой карандаш, стирательная резинка, плотная бумага, баночка для воды, чистая тряпочка, палитра | Предметные: учить передавать настроение (праздника), эмоции с помощью цвета и использования различных художественных материалов. Метапредметные: учить осознанно и произвольно высказываться в устной форме об особенностях новогоднего натюрморта на русских зимних праздниках; Личностные: сориентировать на активное восприятие произведений живописи, литературы, понимать чувства других людей и сопереживать им |
16 | 11.01 | 11.01 | Наш проект. | Определять место игрушек в композиции, расположение их в изображении на плоскости. Решать, какие предметы войдут в собственную композицию и как их расположить, чередовать .Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги ( гирлянды, ёлочные игрушки, карнавальные головные уборы). | Построение композиции. Выполнение наброска. Выполнение работы по собственному наброску. Викторина по пройденным темам. | Краски (гуашь, акварель), Кисти, Простой карандаш, Стирательная резинка., Плотная бумага, Баночка для воды, Чистая тряпочка, Палитра, Стаканчик для кистей, Влажные салфетки. | Предметные: учить различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику Метапредметные: учить осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; Личностные: учить воспринимать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского искусства (живопись, архитектуру), изображающие различные стороны окружающего мира и жизненных явлений, уважительно относиться к старине и к русским обычаям, выражать любовь к Древней Руси и России |
« Радуйся многоцветию весны и лета» (17 часов) | |||||||
17 | 18.01 | 18.01 | «Конкурс новогодних украшений» рисуем новогодние украшения. | Рисование дома для героев зимней сказки (Волшебница Зима, Снегурочка, Метелица, Дед Мороз, Морозко). Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. | Схематично рассматриваем строение дома. Расположение постройки в пространстве и на плоскости листа. | Краски (гуашь, акварель), кисти, простой карандаш, стирательная резинка, плотная бумага, баночка для воды, чистая тряпочка. Палитра, стаканчик для кистей | Предметные: учить составлять нежные оттенки цвета с помощью белил; свободно размещать главные элементы композиции пейзажа. Метапредметные: учить приводить поэтические, изобразительные примеры зимы; Личностные учить понимать значение красоты природы и произведений поэтов, художников, народных мастеров для человека и принимать его; |
18 | 25.01 | 25.01 | Слушаем сказки. Рисуем сказочный дом. | Изображение фигур детей в движении. Пропорции и общее строение человеческой фигуры. Варианты расположения фигурок ребят на фоне зимнего пейзажа. | Рисуем сказочный дом. | Карандаш пр, резинка, лист а3. | Предметные: учить сравнивать собственные наблюдения природы с зимним пейзажем, увиденным на картине, передавать пропорции и общее строение человеческой фигуры, делать набросок кистью. Метапредметные: учить выявлять с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых графических и живописных произведений, уметь анализировать результаты сравнения, познавать основные средства выразительности в изобразительном искусстве; Личностные: учить видеть проявления прекрасного в произведениях искусства и окружающем мире |
19 | 1.02 | 1.02 | Зимние забавы. Сюжетная композиция. | Соотношение главных элементов схематической детской фигурки при изображении разнообразных движений. Композиция. Пропорции и перспектива. | Рисуем сказочный дом. | Краски (гуашь, акварель), кисти. | Предметные: учить «читать» композиционные схемы, продолжить освоение принципов композиции; Метапредметные: учить выполнять осознанное Личностные: воспитывать любовь к Родине и красоте природы. |
20 | 15.02 | 15.02 | Защитники земли. | Беседа «Защитники земли русской». | Рисуем богатыря. Силуэтная техника. | Карандаш простой, Резинка, лист а3. | Предметные: учить рисовать силуэт симметричной фигуры; Метапредметные: учить использовать знаково-символические средства представления информации для создания схем решения учебной и практической задачи; Личностные: сориентировать на эмоционально-ценностное восприятие картин жизни и поверий далеких предков, проявлять интерес к культуре и истории своего народа. |
21 | 22.02 | 22.02 | Защитники земли. | Рассматриваем картину «Богатыри» Васнецова. | Рисуем богатыря. Силуэтная техника. | Краски, кисти. | Предметные: учить передавать пропорции и общее строение человеческой фигуры в статике. Метапредметные: учить использовать знаково-символические средства представления информации для создания схем решения учебной и практической задачи; Личностные: сориентировать на сохранение исторической памяти, уважительное отношение к русскому искусству. |
22 23 | 1.03 | 1.03 | Русская глиняная игрушка. Краски природы в наряде русской красавицы. | Каргопольская игрушка. Отличие и разница с хохломской? | Рисунок игрушки. | Карандаш, резинка, пастель. | Предметные: учить выполнять декоративную орнаментальную композицию игрушки.; Метапредметные: учить использовать знаково-символические средства представления информации для создания схем решения учебной и практической задачи Личностные: формировать мотивацию к творческому труду, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, работе на результат, понимать необходимость в бережном отношении к духовным ценностям |
Костюм народный русской красавицы. | Рисунок русской красавицы. | Карандаш, резинка, краски, кисти. | Предметные: учить определять место предметов на плоскости. Метапредметные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы Личностные: сориентировать на эмоционально-эстетическое восприятие природы; уважительное отношение к экологии. | ||||
24 | 15.03 | 15.03 | Весенний пейзаж: цвет. | Сочинять свою декоративную композицию про весну на листе белой или цветной бумаги. | Весенний рисунок. Последовательность работы над рисунком. Композиционное решение рисунка. Подбор цвета. | Карандаш простой, резинка, лист а3. | Предметные: учитьстроить сюжетную композицию, рисовать птиц. Метапредметные: формировать мыслительные операции анализ и синтез; Личностные: учить эстетически воспринимать окружающий мир. |
25 | 29.03 | 12.04 | Птицы- вестники весны. | Придумывать сказочное дерево и изображать его, используя живописный знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства Создание с помощью линии, штриха, пятна выразительных образов птиц. «У Лукоморья дуб зеленый…» | Весенний рисунок. | Краски, кисти. | Предметные: учить строить композицию, исходя из собственного замысла, подбирать на палитре красивое сочетание цветов, создавать образ сказочного дерева. Метапредметные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы Личностные: учить воспринимать природу и искусство, понимать необходимость бережного отношения к природе, важность ее сохранения для жизни на земле. |
26 | 5.04 | 12.04 | У Лукоморья дуб зеленый. | Беседа о сказках Пушкина. | Рисунок по сказкам Пушкина. | Карандаш простой, резинка, лист а3. | Предметные: учить передавать особенности характера героя при помощи цветовой гаммы. Метапредметные: учить приводить поэтические, изобразительные примеры характера героя; Личностные: формировать мотивацию к творческому труду, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, работе на результат, понимать необходимость в бережном отношении к духовным ценностям. |
27 | 12.04 | 19.04 | О неразлучности доброты, красоты и фантазии. | Беседа о сказках Пушкина. | Рисунок по сказкам Пушкина. | Краски (гуашь, акварель), кисти. | Предметные: учить передавать эмоциональное состояние природы определённым цветовым сочетанием. Метапредметные: учить составлять описания весенней природы; Личностные: учить воспринимать природу и искусство, понимать необходимость бережного отношения к природе, важность ее сохранения для жизни на земле. |
28 | 19.04 | 26.04 | Цвет и оттенки. | Объяснять смысл понятий основные цвета (красный, желтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все остальные), теплые и холодные. | Рисование цветка- радуги с основными цветами и составными. | Карандаш, резинка, лист а3. | Предметные: учить подбирать цвета для воплощения своего замысла; Метапредметные: учить формулировать познавательной цели; поиски выделение информации; Личностные: учить воспринимать цвет как инструмент в выражении настроения. |
29 | 26.04 | 3.05 | В царстве радуги - дуги. Узнай, как все цвета дружат. | Объяснять смысл понятий основные цвета (красный, желтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все остальные), теплые и холодные. | Рисование цветка- радуги с основными цветами и составными. | Краски, кисти. | Предметные: учить смешивать цвета с черной и белой краской; Метапредметные: учить производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи; Личностные: учить воспринимать цвет как инструмент в выражении настроения. |
30 | 3.05 | 3.05 | В царстве радуги - дуги. Узнай, как все цвета дружат. | Рисование родной природы по представлению. | Беседа «Какого цвета страна родная?». | Карандаш простой, резинка, лист а3. | Предметные: учить выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы; Метапредметные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы Личностные: воспитывать бережное отношение к природе. |
31 | 10.05 | 10.05 | Пейзаж в живописи. | Рисование родной природы по представлению. | Определение цветовой гаммы, завершение работы. | Краски, кисти. | Предметные: учить использовать цветовую гамму на практике; Метапредметные: учить осознанно и произвольно высказываться в устной форме об особенностях цветовой гаммы; Личностные: воспитывать бережное отношение к природе. |
32 | 17.05 | 17.05 | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наши проекты. | Домашние животные. Иллюстрации к книгам о животных. | Рисование животного. | Карандаш, резинка, лист а3. | Предметные: учить создавать выразительный образ домашнего животного и предавать свое отношение к нему; Метапредметные: Учить: искать и выделять информацию; составлять и анализировать варианты композиционных схем; сравнивать их и выбирать лучший; Личностные: формировать мотивацию к творческому труду, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, работе на результат. |
33 | 24.05 | 24.05 | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наши проекты. | Обучение создания выставки, решение викторин. | Беседа: «Как много я узнал». Обобщение пройденного материала. Рисование животного. | Краски, кисти. | Личностные: сориентировать на активное восприятие произведений живописи, литературы, самостоятельны в поиске решения различных изобразительных задач Предметные: учить решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении. Метапредметные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы |
Литература для учащихся
- Аксенова М, Майсурян Н, Володихин Д. Энциклопедия для детей. Искусство ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство с древнейших времен до эпохи возрождения. - М.: Аванта+, 2005.
- Алленов М., Алленова Е, Астахов Ю, Борисовская Н, Бусева-Давыдова И, Ельшевская Г., Усачёва С., Чурак Г., Юденкова Т. «Мастера русской живописи». - Белый город, 2007.
- Гордеева М., «Великие художники». - М.: «Директ-медиа», 2010.
- Литвиненко В. «Учимся рисовать». - М.: Кристалл, 2001 г.
- Энциклопедия для детей. Искусство ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство 17 – 20 веков. - М.: Аванта+, 2005.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класса. УМК «Перспектива» – М. :Просвещение, 2015.ФГОС
- 1. Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. – М. : Детская литература, 1984.
- 2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.
- 3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.
- 4. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.
- 5. Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.
Литература для учителя
- Журнал «Юный художник». № 7. М., 1990.
- Изобразительное искусство в школе. Научно – методический и научно – популярный журнал. № 1.- М., 2003
- Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами / А. С. Миловский. - М., 1994.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класса. УМК «Перспектива» – М. : Просвещение, 2015.ФГОС
- Изобразительное искусство и художественный труд. М. «Просвещение» АО «Учебная литература», 1995 год.
- Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005.
- Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Интернет – ресурсы
- 1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
- 2. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
- 3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su
- 4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org
- 5. Педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org
- 6. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru
Информационно-коммуникативные средства.
- 1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
- 2. Большая электронная энциклопедия (CD).
- 3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
- 4. Аудиозаписи. Классическая музыка.
Наглядные пособия.
- Произведения изобразительного искусства:
- Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень); Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима. Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»; Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка; А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень. Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; Заморские гости; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками.
Произведения народного декоративно-прикладного искусства:
Н. Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, З. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина. Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову.
ИНФОРМАЦИЯ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная рабочая программа по Литературному чтению для 4 класс (Е.В.Бунеева,Р.Н.Бунеев)
В программе представлено примерное тематическое планирование из расчёта 3 часа в неделю, цели,задачи курса....

Примерная рабочая программа курса "Умники и умницы" 1-4 классы.
Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет, разработанную О.Холодовой....

Примерная рабочая программа курса "Юный краевед" 3-4 классы.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные ...

Примерная рабочая программа по технологии 1-4 класс.
Пояснительная программа по технологии с 1-4 класс....

Русский родной язык Примерные рабочие программы 1–4 классы
Русский родной язык Примерные рабочие программы 1–4 классы Под редакцией О. М. Александровой Учебное пособие для общеобразовательных организаций...

Русский родной язык. Примерные рабочие программы 1-4 классы.
Примерные рабочие программы 1-4 классы. Русский родной язык....
Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся 3 класса c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В условиях модернизации образования в нашей стране с 1 сентября 2016 г. вводится в действие Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интел...