Основы научно - исследовательской работы в начальной школе.
материал на тему
основы научно-исследовательской работы в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_nauchno.docx | 15.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы научно - исследовательской работы в начальной школе.
Исходя из названия, сразу возникает вопрос «О каком классе идёт речь?». Отвечаю - о первом. Неожиданно, не правда ли? Вот и когда нам предложили поучаствовать в конкурсе «Первые шаги в науку», возник вопрос: А что мы можем исследовать в первом классе? Какой материал использовать? Что предложит, что бы было интересно детям в этом возрасте, а главное - доступно каждому?
Первоклассники - особые ученики. Объём знаний небольшой. Они мало, что ещё умеют. Да, считают. Да, уже немного пишут. Но эти навыки только формируются, а ведь исследовательская работа предполагает использование дополнительного материала, умения анализировать, работать с текстом. Поэтому, при выборе темы, нужно было опираться на те знания, которыми они овладели за несколько месяцев учёбы и, в то же время, внести крупицу исследовательской работы.
Вторым вопросом, стоящим перед нами, был вопрос «А все ли смогут включиться в эту деятельность, или есть дети, которые пока не готовы проявить себя?» Но, что удивительно, как раз в первом классе им всё интересно, все дети хотят в чём-то участвовать, им нравится всё новое, а уж быть первооткрывателем - что характерно для исследовательской работы - стремится каждый.
Посмотрев эти два вопроса, нами была спланирована первая научная работа. Её основными целями были:
- Опираемся на тот опыт, который имеют дети на данный момент.
- Исходя из этого опыта, определяем проблемную зону, с которой будем работать.
- Участие в работе должны принимать все ученики класса.
Планируя работу подобным образом, нами решаются следующие задачи:
- развитие интереса учащихся к научно-исследовательской работе,
- формирование навыков анализа полученного материала,
- знакомство детей с новыми видами деятельности.
За основу научной работы мы взяли то, что дети знают, чем овладели за это короткое учебное время. Настольной книгой в этот учебный период для первоклассников стала азбука. Именно ей отдаётся большая часть учебных часов. Каждый день дети изучают новые буквы, дают характеристику звуков. Это им знакомо и доступно. Полученные ранее знания и легли в основу нашего исследования. Предлагаем вниманию вводную часть работы.
На уроках чтения мы познакомились со звуками и буквами. Мы теперь знаем о том, чем отличаются гласные от согласных и как они складываются в слова. Мы теперь знаем, что всё, что мы читаем, складывается из букв. Мы подумали - а какие же буквы чаще используются в «Азбуке? Какая буква самая популярная?» Мы считаем, что это достаточно интересный вопрос и поэтому ставим цель - найти ответ на него.
Дальнейшая часть работы заключалась в анализе теоретического материала и в подсчёте букв в текстах Азбуки. В исследовании участвовали все дети. Мы распределили буквы алфавита между детьми. Каждый отвечал за 1 или 2 буквы. Выбрали три текста - в начале, в середине и в конце Азбуки, одинаковые по объёму, с одинаковым количеством слов. И работа закипела. Каждый считал, сколько раз его буква встретилась в данных текстах. Каждый хотел, чтобы именно его буква встретилась чаще остальных.
Сопоставив данные по каждой букве, мы определили наиболее популярные (чаще всех встречающиеся в текстах) гласные и согласные буквы и назвали победителей.
Я думаю, что подобная работа была очень полезна для ребят первого класса. Она способствовала формированию первичных навыков исследовательской деятельности с одной стороны, а с другой - стала первой ступенькой в развитии компетентности исследования учащимися полученных знаний на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ научно-исследовательских работ учащихся начальной школы
Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы предлагаю использовать листы оценки проектной деятельности учащихся начальной школы, разработанные по образцам анал...
ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ научно-исследовательских работ учащихся начальной школы
Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы предлагаю использовать листы оценки проектной деятельности учащихся начальной школы, разработанные по образцам анал...
ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ научно-исследовательских работ учащихся начальной школы
Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы предлагаю использоватьследующие листы оценки проектной деятельности учащихся....
Научно-исследовательская работа в начальной школе на тему защиты окружающей среды
В научно-исследовательской работе "Аган на карте Югры и в жизни людей "третьеклассница исследует историю происхождения названия реки, расположение её на карте, исток, и другие географические хар...
Научно-исследовательская работа в начальной школе на тему защиты окружающей среды
В научно-исследовательской работе "Аган на карте Югры и в жизни людей "третьеклассница исследует историю происхождения названия реки, расположение её на карте, исток, и другие географические хар...
Выступление на ШМО учителей художественно-эстетического цикла на тему: "Основы научно-исследовательской работы"
Общие положения данной работы. Участники НИР в школе. Основные этапы организации....
Научно-исследовательская работа в начальной школе
Актуальность выбранной темы: В период зимних холодов и отсутствия в достаточном количестве доступных зеленых овощей и как следствие низкое употребление витаминов , использование в пищу зеленого лука с...