ОПК «Мы и наша культура» 1кл Тема«Города России» А.В.Бородина
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Васильева Нина Калениковна

ОПК  «Мы и наша культура» 1кл Тема«Города России» А.В.Бородина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мы и наша культура

.

                                                                 Учитель: Васильева Нина Калениковна

                                                                 МБОУ Станковская начальная

                 общеобразовательная школа  

                                                                 Дедовичского района

                                                                 Псковской области

2010г.

 Тема урока «Города России»

Цели урока

  • Продолжать знакомить детей с городами  России
  • Развивать мышление, внимание и речь.
  • Воспитывать любовь к родной стране, к родному краю.

 Задачи урока:

1. Познакомить с новыми названиями городов России.  2. Продолжать формировать представление обширности и красоте просторов России, её городов. 3. Продолжить  воспитывать любовь к Родине. 4. Продолжать формировать понимание исторического и культурного единства России. 5. Формировать интерес к изучению  отечественной культуры и истории. 6. Побуждать трудиться на благо России. 7. Обогащать, закреплять активизировать историко-культурологический словарь школьников.

Новые слова и понятия: Суздаль. Псков. Ярославль. Курск. Кремль.

Оборудование: учебник  «Мы и наша культура» 1 класс, А.В. Бородина; виды городов;     рисунок поезда, самолета;  карта России;  маршрут путешествия; компьютер.

     Предварительная подготовка к уроку: Заранее предложить принести фотоснимки, альбомы, буклеты с видами городов, кремлей, монастырей России. Из принесенных материалов сделать выставку, но скрыть до объявления нового материала. Для проверки домашнего задания  организовать выставку работ на тему «Наша Родина».

Оформление доски.

Ход урока.

I. Организационный  момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить

Только лишь оценку «5».

 II. Проверка домашнего задания

  Беседа  на тему «Наша Родина» с использованием материала выставки.

III Сообщение темы урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы совершим заочное путешествие по городам России. Начнем свое путешествие на поезде из мультипликационного фильма.

- Посмотрите, как он нам  приветливо улыбается,  он готов отправиться вместе с нами в путешествие. (На доске предметная картинка «Поезд»).

                                               

      - Мы побываем в городах нашей Родины.

- Итак, приготовились к поездке?

В добрый путь  ребята!  (Учитель передвигает паровозик по стрелке от города к городу).

В России много  славных городов.

IY.  Изучение  нового материала .

Работа с учебником   (Дети последовательно открывают учебник на тех страницах, которые указывает учитель: Петергоф- 77, Ярославль- 79, Ростов Великий - 74, Сергиев Посад- 76, Суздаль- 75. Курск- 76, Владивосток-78, Псков -77).

- Дети находят названия и виды данных городов в учебнике  и знакомятся с их достопримечательностями,  зачитывая названия памятников архитектуры.

- Учитель показывает каждый город на карте России и дает дополнительные сведения о каждом городе.

1. Северо-запад.

1 Остановка.

                   ПЕТЕРГОФ

                  Отсканировано 3

       Петергоф - пристань на Финском заливе, основана в 1709 году царём Петром 1, загородная резиденция  русских царей. Сильно разрушен был в 1941-1944 гг. от немецких захватчиков, восстановлен в послевоенное время. Сейчас это уникальный город, который славится своими знаменитыми фонтанами,  излюблен туристами.

2. Центральная Россия.

 2 Остановка.

                ЯРОСЛАВЛЬ      

                   

      Ярославль - древний русский город-порт на реке Волге.

По преданию, основан в 1010 году, известен с 1071года.   Знаменитые памятники культуры и архитектуры:  Спасо - Преображенский монастырь (ХYI в.), храмы Ильи Пророка, Иоанна Златоуста в Коровниках, Николы Мокрого, Иоанна Предтечи в Толчкове.

3 Остановка.

                   РОСТОВ ВЕЛИКИЙ

                            Отсканировано 19

Основан в 862 г. Расположен в ярославской области на озере Неро.

 Знаменитые памятники культуры и архитектуры:  Спасо-Яковлевский монастырь.

4 Остановка.

                        СЕРГИЕВ ПОСАД

                       

    Сергиев Посад - подмосковный город, возник около Сввято- Троицкой Сергиевой Лавры, известен с 1340 года.    Название получил в честь  преподобного Сергия Радонежского

                   5 Остановка.

                                  СУЗДАЛЬ

                       

            Суздаль - древний русский город на реке Каменка Владимирской области.

                               Известен с 1024 года.

6 Остановка.

                                КУРСК

                            Отсканировано 2

           Курск - древний русский город на реке Сейм, известен с 1032 года, в XIV веке был захвачен Литвой, с 150 в составе России.

3. Дальний Восток.

7 Остановка.

                    ВЛАДИВОСТОК

                          Владивосток. Кафедральный собор Николая Чудотворца

Сравнительно молодой город по отношению к остальным. Основан  в 1860г.

Достопримечательностью является Кафедральный собор Николая Чудотворца. 
Дата постройки: 1907.

Итог:

Учитель:  Мы познакомились с городами России.

Назовите древние города? Для  ответа используйте (Плакат:  города России единство и разнообразие)   

Учитель: Каковы особенности этих городов?

  (В них много памятников культуры.)

Учитель:  Что общего в этих строениях?                  

(это церкви. Которые распложены в этих городах).   Да   ребята вы правы. Православный храм всегда был и остается центром всей жизни  человека и всего русского народа.

        Учитель: Что  еще общего у древних городов?

             - (Все они защищены крепостями)

                      Словарная работа.

 Крепость - защитное сооружение, мощное ограждение.  

Город - от слов городить, ограждать.

       Учитель: Посмотрите внимательно на дату возникновения  городов, с которыми мы познакомились.

Какой можно сделать вывод?  

       Вывод: есть совсем древние города, а есть и «юные», которым по триста – двести  лет.

Учитель: Ребята мы преодолели большое расстояние на поезде до города Владивостока, на это у нас ушло огромное количество времени. Но нам нужно вернуться домой через всю страну, кто мне подскажет,  как быстрее  мы можем это сделать?

 Дети:  (На самолете)       i?id=131096868-15

4 Родной край

Учитель: И приземлимся мы в нашем областном центре городе Пскове.

Посмотрите на дату возникновения Пскова.  Известен с 903 года.  

 Учитель: Какую особенность заметили?

 Дети: Он тоже относится к древним городам.

Учитель: И особое внимание мы с вами уделим нашему родному городу ПСКОВУ,  который так же, как и Петергоф, находится на северо-западе нашей страны.

8 остановка.  Псков.

(Показ презентации по Пскову).

1 слайд. Псков - древний русский город.

 Учитель: Псков - древний русский город на реке Великая,  известен с 903 года.

2 слайд. План древнего горда.

Ранняя летописная история Пскова начинается с русской древнейшей летописи "Повести временных лет", составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Под 903 г. мы читаем, что "Игорь вырос и собирал дань после Олега и слушались его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу". . Княгиня Ольга вот уже тысячу лет особенно почитается в Пскове.

3 слайд. Герб.

У псковичей с XV века появился на монетах и печатях собственный герб - полуфантастический хищный зверь, которого принято считать барсом. Пять веков на гербе Пскова - хищник, о котором два последних века не утихают споры. Почему барс? А может рысь? А вдруг лев? Псков оказался верен себе и в выборе герба - такого нет ни у кого.

4 слайд.  Часовня Святой Равноапостольной Благоверной княгини Ольги Российской. 

Святая Ольга и Святая Троица стали небесными покровителями и защитниками Пскова. Поэтический рассказ "Сказания о княгине Ольге" гласит, что, стоя на левом берегу реки Великой, она увидела три ослепительных луча на месте Троицкого собора и предрекла строительство храма, стоящего вечно и незыблемо, и великого города, который будет славен и богат. Троицкий собор стал символом Пскова.

5слайд. Троицкий собор.

Собор служил усыпальницей псковских князей. Здесь шла основная работа по собиранию летописного материала, что являлось государственным делом.

Ныне существующий собор построен в 1682-1699 годах. Материалом для строительства послужила хорошо обработанная местная известняковая плита, главный строительный материал Пскова.

6 слайд. Псковский Кремль.        

Кремль (по-псковски Кром, т. к. расположен на краю, кромке мыса) - место, где жили князь, княжеские дружинники, бояре. Это был детинец древнего Пскова, укрепленный земляным валом и деревянной стеной. За пределами стен находился посад, где жили горожане. В Кремле хранились запасы оружия и продовольствия на случай военных действий.

7 слайд. "Захаб".

Его название, "захаб", происходит от "хапать". Служили такие коридоры для защиты крепостей. Попадая в него через внешние ворота, которые часто открывались специально, отряд врага отсекался опускной решеткой (герсой) от основных сил штурмующих и, зажатый между стенами захаба, уничтожался.

                         Словарная работа.

«Захаб»- коридор вход в крепость.

8 слайд  Вечевая площадь.

В вечевом собрании участвовали те, кто имел двор в Пскове - бояре, купцы, ремесленники. Они представляли концы, самоуправляющиеся районы города, которые имели равные права на вече. В каждом конце также было свое вече, связанное с двумя пригородами Пскова, т. е. крепостями, защищающими подступы к Пскову со всех сторон. Из Пскова туда назначались посадники, посылались наместники псковского князя.

9 слайд   Башни.

Рассказ учителя об одной из четырех сохранившихся башен (если время урока позволит, то можно дать информацию о всех башнях).

Башня Кутний костер

Башня Кутний костер или Куте-крома, то есть башня в углу (куту) Крома, построена в 1400 году. В начале XIX века на развалинах башни была устроена беседка и, по преданию, здесь любил бывать А. С. Пушкин. Место так и называлось Пушкинская беседка.

Башня Плоская

Башня Плоская завершает участок стены, спускающийся от Кутнего костра к устью реки Псковы.

Власьевская башня

Власьевская башня входила в систему оборонительных сооружений Пскова и упоминается в летописи в ХV-ХVI веках.. Через неё осуществлялся контроль за всеми прибывающими в город со стороны Завеличья. Название башни происходит от церкви Власия от Торгу, что стояла рядом.

Смердья башня

Башня князя Довмонта или Смердья башня. Название Смердья происходит от слова смерд, холоп, человек из черни, крестьянин. Рядом с ней первоначально находились единственные ворота, которые вели на вечевую площадь.

10 слайд  Современный Псков.

Невозможно представить Псков без России, но и невозможно понять и узнать Россию, не зная Пскова.

Вывод: Псковичи создали собственную яркую и своеобразную культуру. В псковских монастырях хранились богатейшие книжные собрания, писались и переписывались книги, велись летописи.      

    Результатом деятельности псковских мастеров были построенные из местного известняка крепостные стены и башни, храмы и жилые постройки. Псковские постройки невозможно перепутать ни с какими другими.

   Внешне псковские храмы выглядят очень просто, что идёт от практической целесообразности, чувства материала и гармонии всех элементов.

     Расположение Пскова на северо-западных русских землях определило его особую миссию. Постоянные торговые и культурные контакты с западными соседями способствовали проникновению новых идей и формированию чисто псковского образа жизни, псковского костюма, псковского быта.

Итог:

 Учитель: Чем заинтересовал вас город Псков?

Дети: Кремлем, храмами  и башнями. Узнали, что основательницей Пскова считают княгиню Ольгу.

IY. Подведение итогов урока.

Наше путешествие по городам нашей родины подошло к концу.

-Что нового узнали на уроке?

- Назовите старинные города России?

-Назовите новые города России и покажите на карте?

Как вы думаете возникают ли сейчас новые города?    ( Да)

 Учитель: Сначала это могут быть небольшие селения, потом разрастаются,  превращаясь в    города. В каждом из них появляются храмы.

Y Объяснение домашнего задания  (по выбору учащихся).

  • Выучить новые слова и понятия.
  • Рассказать кому-нибудь из близких людей о городах России.
  • Творческая работа    рисунок на тему «Псков»


Маршрут путешествия.

  • Отсканировано 3    Петергоф

        . Ярославль

      Псков                                                                                  .   Отсканировано 19 Ростов Великий

        .Сергиев Посад                

                 Суздаль

                                 Отсканировано 2         Курск

                                                                                                                                                                                                    Владивосток                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                             Отсканировано 4 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы по теме "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Презентация содержит 8 контрольных вопросов к уроку мужества, посвященному 200- летию Бородинскому сражению. Учащимся предстоит выбирать из трех вариантов ответа: Кутузов, Бородино, Наполеон....

Презентация "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Презентация "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"...

Модуль "Основы мировых религиозных культур" технологическая карта урока "Россия - наша Родина"

Курс "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы мировых религиозных культур". Технологическая карта урока. Тема: "Россия - наша Родина". Цель: формирование целостного образа России,...

Презентация «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года)

Презентация «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 г...

Классный час по теме «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года)

Классный час по теме:«Недаром помнит вся Россия про день Бородина»(1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войн...

Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Защитника Отечества "Недаром помнит вся Россия про день Бородино"

В методической разработке представлена конкурсная развлекательная программа для обучающихся начальных классов в предверии празднования Дня Защитника Отечества....

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Города России. Город Оса. Пермский край."

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Города России. Город Оса. Пермский край." Презентация ученика....