Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный LEGOWeDo» для 1 класса в рамках введения ФГОС
методическая разработка (1 класс) на тему
Конструктор ЛЕГОWeDo и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Цель программы – ввести учащихся в мир моделирования и конструирования; способствовать формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового обсуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_legowedo.doc | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Согласовано Заместитель директора по УВР ГБОУ средней школы №229 ___________ /_____________/ | Принято Протокол педагогического совета от________№__________ |
Утверждено Директор ГБОУ средней школы №229 ____________Петрова Н.А. Приказ от_________№______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Занимательный LEGOWeDo»
на 2014-2015 учебный год
Составила учитель высшей
квалификационной категории
Петрова Марианна Александровна
Санкт-Петербург
2014
Содержание:
- Паспорт рабочей программы
- Пояснительная записка
- Содержание курса внеурочной деятельности
- Календарно-тематическое планирование
- Перечень учебно-методических средств, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
- Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
- Список литературы
1. Паспорт рабочей программы
Тип программы | Дополнительная общеразвивающая программа |
Статус программы | Рабочая программа внеурочной деятельности |
Название, автор и год издания образовательной программы (модифицированной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; | Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструирования ЛЕГО. – М., 2001. |
Категория обучающихся | Группа 1а класса ГБОУ средней школы №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и других ОУ |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объём учебного времени | 33 часа в год |
Форма обучения | очная |
Режим занятий | 1час в неделю |
2. Пояснительная записка.
Конструктор ЛЕГОWeDo и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес.
Работа с этим конструктором дарит возможность создавать яркие "умные" игрушки, наделять их интеллектом, выучить базовые принципы программирования на ПК, научиться работать с моторами и сенсорами. Это позволяет почувствовать себя настоящим инженером-конструктором, создавать подвижные машины и механизмы, научиться работать с электродвигателями и пневматическими устройствами, изучая при этом основы физики.
На занятиях по ЛЕГО – конструированию дети учатся быстро распределять роли между собой, появляются «генераторы» идей, конструкторы, определяющие, как и из чего необходимо строить, организаторы совместного труда, активные исполнители, аналитики, которые наблюдают со стороны за процессом и вовремя подают верные советы, исправляют недостатки. Педагог дает возможность каждому ученику быть изобретателем и творцом. Играя с ЛЕГО – человечками, пытаясь представить себе, кто эти человечки и что они чувствуют в различных ситуациях, ребенок лучше осознает себя и собственную личность. Манипулируя с яркими деталями ЛЕГО, дети ощущают себя в волшебном мире игры, овладевают умением работать самостоятельно и в группе, оказывать помощь товарищу.
Каждое занятие по ЛЕГО – конструированию начинается с психологического настроя младших школьников на совместную работу.
На этих занятиях дети учатся быстро распределять роли между собой: здесь появляются генераторы идей, конструкторы, определяющие, как и из чего необходимо строить, организаторы совместного труда, активные исполнители, аналитики, которые наблюдают со стороны за процессом и вовремя подают верные советы, исправляют недостатки. Все работы детей обязательно фотографируются – остаются на память.
Конструктивно – игровая деятельность с ЛЕГО рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод «самостроительства» ребенка при его собственной активной позиции, связанной с инициативой, фантазией, творчеством, как социально – педагогическое явление, способствующее социализации и самоопределения младших школьников.
Все мы знаем, что детство – это возраст игры. Ребенок, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли сделать так, чтобы игра стала действительно развивающим, воспитывающим и корригирующим средством?
Даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь.
Многолетние усилия датских педагогов, ученых и конструкторов привели к созданию различных наборов ЛЕГО.
Программа направлена на ребенка «в целом». Работа с наборами способствует всестороннему развитию ребенка – начиная с совершенствования его физических навыков, формирования индивидуального и социального осознания собственной личности и заканчивая развитием способностей к творческому самовыражению и логическому осмыслению окружающего мира. Работа с наборами превращает игру в творческую деятельность, развивающую воображение.
Новизна программы в ее современности. Занятия конструированием, программированием, исследованиями, написание отчётов, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию учащихся. Интегрирование различных школьных предметов в учебном курсе ЛЕГО открывает новые возможности для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Актуальность. Слово «ЛЕГО» происходит от двух датских слов «Leg Godt» - «играй с удовольствием».
ЛЕГО – конструирование – это вид моделирующей творческо – продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и учитель могут с ней справиться.
Педагогическая целесообразность. Манипулируя с элементами ЛЕГО, ребенок учится добру, творчеству, созиданию. На занятиях по ЛЕГО – конструированию основу процесса обучения ЛЕГО - игре составляют чередование практических и умственных действий самого обучаемого, учитываются особенности конструктивно – игровой деятельности детей.
Отличительные особенности программы. В Комплекте заданий содержатся ссылки на учебные цели по каждому предмету, но у каждого задания Комплекта есть основной учебный предмет, находящийся в фокусе деятельности учащихся.
Естественные науки
Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ.
Технология. Проектирование
Создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем. Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами.
Технология. Реализация проекта
Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями.
Математика
Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.
Развитие речи
Общение в устной или в письменной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и написать рассказ. Написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.
Программа предусматривает обучение детей школьного возраста (от 7 до 10 лет).
Программа I года обучения предусматривает группы до 15 человек и рассчитана на 33 часа в год (занятия один раз в неделю)
Цель программы – ввести учащихся в мир моделирования и конструирования; способствовать формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового обсуждения.
Задачи.
Образовательные:
- формирование творческой личности установкой на активное самообразование;
- познакомить учащихся со спецификой работы над различными видами моделей роботов на простых примерах (Лего-роботах);
- научить приемам построения моделей роботов из бумаги Лего-конструкторов;
- научить различным технологиям создания роботов, механизмов;
- добиться высокого качества изготовленных моделей (добротность, надежность, привлекательность);
- научить составлять программы для роботов различной сложности;
- формирование творческой личности установкой на активное самообразование;
Воспитательные:
- воспитать у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере истории российской техники;
- воспитать высокую культуру труда обучающихся;
- сформировать качества творческой личности с активной жизненной позицией;
- сформировать навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений;
- формирование навыков современного организационно-экономического мышления, обеспечивающих социальную адаптацию к современным рыночным отношениям;
- ранняя ориентация на инновационные технологии и методы организация практической деятельности в сферах общей кибернетики и роботостроения;
Развивающие:
- развить у детей элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы;
- развить глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции;
- ориентировать учащихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в сфере моделирования;
- развить способности программировать;
- приобретение навыков коллективного труда;
- организация разработок технико-технологических проектов.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Первый год обучения.
- Введение. Техника безопасности.(1 ч.)
Знакомство с группой. Знакомство с программой и планом работы на год. Показ моделей. Правила безопасности труда.
- Ознакомление с Лего конструктором. Названия и назначения деталей.Изучение типовых соединений деталей. (2ч).
Знакомство с Лего конструктором. Название и назначение деталей. Знакомство с разными видами соединений.
- Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении. Работа с технологическими картами. Создание простейших конструкций и механизмов. (2 ч.)
Основные свойства конструкции при построении, работа с технологическими картами.
- Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Основные определения. Рычаг и его применение. Правило равновесия рычага. (2ч)
Простые механизмы, разновидности, определения.
- Изучение механизмов. (7 ч)
Изучение механизмов, правила сборки, конструирования, моделирования.
- Конструирование и программирование заданных моделей (15 ч.)
Сборка моделей по алгоритму программы LEGOWeDo, программирование моделей.
- Индивидуальная проектная деятельность Разработка, сборка и программирование своих моделей (4ч.)
Разработка, сборка и программирование своих моделей.
4. Календарный учебно-тематический план.
№ п/п | Планируемая дата проведения(по учебным неделям) | Фактическая дата проведения | Тема занятия | Ожидаемые результаты | Корректировка |
1 неделя | Введение Техника безопасности. | ||||
2 неделя | Ознакомление с Лего конструктором. | Учащиеся овладевают начальными самими простыми приемами программирования, конструирования | |||
3неделя | Названия и назначения деталей. Изучение типовых соединений деталей. | Учащиеся овладевают начальными самими простыми приемами программирования, конструирования | |||
4 неделя | Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении. | Учащиеся овладевают начальными самими простыми приемами программирования, конструирования | |||
5 неделя | Работа с технологическими картами. Создание простейших конструкций и механизмов. | Учащиеся овладевают начальными самими простыми приемами программирования, конструирования | |||
6 неделя | Понятие о простых механизмах и их разновидностях. | Овладевают понятием простые | |||
7 неделя | Рычаг и его применение. Правило равновесия рычага. | механизмы, рычаг, равновесие | |||
8-9 неделя | Изучение механизмов Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса. | Изучают зубчатые колеса, их разновидности | |||
10 неделя | Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. | Учатся выставлять передачи | |||
11 неделя | Шкивы и ремни. Перекрёстная ременная передача. Снижение, увеличение скорости. | Учащиеся овладевают начальными самими простыми приемами программирования, конструирования, снижения и увеличения передачи | |||
12неделя | Червячная зубчатая передача, кулачёк, рычаг | Изучают датчики моторов, наклона, расстояния | |||
13 неделя | Изучение датчиков и моторов Мотор и оси | ||||
14 неделя | Датчик наклона, расстояния | ||||
15 неделя | Программирование WeDo Блок «Цикл» | Учащиеся знают: -технику программирования, конструирования LEGOWeDo; умеют: -моделировать и конструировать схемы и модели; | |||
16 неделя | Блок «Вычесть из экрана» | ||||
17 неделя | Конструирование и программирование заданных моделей Забавные механизмы | ||||
18 неделя | Танцующие птицы | умеют собирать и запускать программу | |||
19 неделя | Умная вертушка | умеют собирать и запускать программу | |||
20 неделя | Обезьянка-барабанщик | умеют собирать и запускать программу | |||
21 неделя | Голодный аллигатор | умеют собирать и запускать программу | |||
22 неделя | Рычащий лев | умеют собирать и запускать программу | |||
23 неделя | Порхающая птица | умеют собирать и запускать программу | |||
24 неделя | Нападающий | умеют собирать и запускать программу | |||
25 неделя | Вратарь | умеют собирать и запускать программу | |||
26 неделя | Ликующие болельщики | умеют собирать и запускать программу | |||
27 неделя | Спасение самолета | умеют собирать и запускать программу | |||
28 неделя | Спасение от великана | умеют собирать и запускать программу | |||
29 неделя | Непотопляемый парусник | умеют собирать и запускать программу | |||
30-33 неделя | Индивидуальная проектная деятельность Разработка, сборка и программирование своих моделей | учатся самостоятельно собирать свои модели и программировать движение и звук |
5. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
Формы проведения занятий
На занятиях применяются разные формы работы:
- фронтальная форма (при изложении теоретического материала);
- групповая форма;
- индивидуальная форма (самая предпочтительная по причине учета возможностей каждого воспитанника);
- коллективная форма (при изготовлении коллективной ), дающая возможность наиболее полно раскрыть, проявить, выразить себя каждому воспитаннику, и самая благоприятная для воспитания культуры личности ребенка;
- игровая форма, особенно незаменимая на первом году обучения.
Игры помогают созданию психологически комфортных условий работы, несут познавательную нагрузку, развивают память, внимание, групповую активность, взаимопонимание. Пальчиковые игры снимают напряжение с кистей и пальцев рук.
Методы проведения занятий
Для облегчения процесса усвоения нового материала используется словесно-иллюстративный метод обучения – на занятиях применяются наглядные пособия, инструкционные и технологические карты, схемы к ним, используются журналы и книги по конструированию.
Для обеспечения правильного и нормального процесса обучения кабинет, в котором проводятся занятия LEGOWeDo, должен быть хорошо проветренным и достаточно освещенным, во избежание дополнительного утомления глаз.
Столы и стулья должны соответствовать росту детей.
В кабинете должен находится шкаф, в котором могут быть расположены конструктор, дидактический материал, методическая литература.
Для успешного проведения занятий учащимся необходимо иметь:
ноутбук, конструктор.
Оборудование и учебные пособия, необходимые педагогу для работы:
- ноутбук с программой LEGOWeDo;
- конструктор LEGOWeDo;
Методическое обеспечение программы:
1. http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego
2. http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs
3. http://www.lego.com/education/
4. http://www.wroboto.org/
5. http://www.roboclub.ru/
6. http://robosport.ru/
7. http://lego.rkc-74.ru/
8. http://legoclab.pbwiki.com/
9. http://www.int-edu.ru/
Информационное обеспечение:
1. http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
2. http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13
3. http://robotclubchel.blogspot.com/
4. http://legomet.blogspot.com/
5. http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/
Пособия и материалы, которые необходимо иметь учащимся
Для успешного проведения занятий учащимся необходимо иметь:
- ноутбук с программой LEGOWeDo;
- конструктор LEGOWeDo;
6. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения,)
К концу 1 года обучения воспитанники умеют работать в коллективе и могут правильно организовать свое рабочее место.
Учащиеся овладевают начальными самими простыми приемами программирования, конструирования, моделирования.
знают:
- технику программирования, конструирования LEGOWeDo;
умеют:
- моделировать и конструировать схемы и модели
7. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оцениватьжизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- определять, различать и называть детали конструктора,
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям.
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Педагогическая диагностика носит комплексный и непрерывный характер, направлена на индивидуальное, развитие личности.
Диагностика направлена на выявление затруднений у воспитанников с целью оказания помощи в их преодолении.
Показателями диагностики могут служить:
- мотивы прихода ребенка в творческое объединение;
- уровень развития возможностей ребенка;
- скорость продвижения в овладении делом;
- соотношение успехов и затраченных усилий;
- интересы ребенка в свободное время и т. д.
Методы отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы (формы оценки знаний):
- педагогическое наблюдение (на протяжении всего курса обучения);
- практические задания;
- самостоятельные творческие задания (по каждой теме занятий);
- контрольные занятия (три раза в году);
- просмотр детских работ и их обсуждение (после каждой пройденной темы);
- отчетная выставка с обязательным предварительным коллективным обсуждением всех представленных на выставку детских работ и отбором лучших изделий.
8. Список литературы
- Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструирования ЛЕГО. – М., 2001.
- Конструируем: играем и учимся – ЛЕГО ДАКТА/ материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО – педагогики, ИНТ. М., 1997.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М., 2003.
- Новикова В.П., Тихонова Л.И. ЛЕГО – мозаика в играх и занятиях. Раздаточный материал. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- Новикова В.П., Тихонова Л.И. ЛЕГО – мозаика в играх и занятиях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- Тихомирова Л.Ф., Базов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1995.
- Тихонова Л.И., Селиванова Л.А. Математика в играх с ЛЕГО – конструктором: методическое пособие. – СПб., 2003.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности. Занимательная математика. 2 класс.
Программа "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности" и расчитана на 34 ч в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс
Настоящее программа разработана на основе программы курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой. Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная грамматика" 3 класс и календарно - тематическое планирование к ней....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности" и расчитана на 34 ч в год...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика" (3 класс, модуль 20 часов)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Занимательная информатика" (3 класс)(Модуль рассчитан на 20 часов - 2 полугодие учебного года)...