Дидактические игры
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Моисеева Татьяна Васильевна

Этот материал пригодится для подготовки к урокам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

Кто быстрее соберёт? (3 человека)

На доске выставлены вперемешку предметные картинки с одно-, двух- и трехсложными названиями предметов.

Кит, топор, мост, карандаш, автобус, рак, пила, стакан, голуби, воробей, тигр, конь, рама, шары, барабан, сова, стол, куры, попугай, слон, ласточка, мак, кукла, самолёт, чайник, линейка, лук, дом, ложка, сорока.

Один из играющих подбирает картинки с односложными названиями предметов, второй – с двусложными, третий – с трёхсложными. Класс проверяет и оценивает результаты работы.

Как разделить? (3 команды по пять человек)

На доске записаны 3 столбика трехсложных слов:

дорожка                             записка                           пилотка

фабрика                             кастрюля                       калитка

капуста                              опушка                           закладка

постройка                         закладка                         ириска

уточка                                копейка                          кофейник

Члены команд по очереди выходят к доске и записывают по одному слову, деля его на слоги. Побеждает команда, которая правильнее и быстрее других выполнит задание.

Помогите слову. (2 команды по 7 человек.)

На доске записаны 2 столбика слов, из которых один слог пропущен:

…здика                                                     ..силёк

..модан                                                      ..рзина

ка..ли                                                        ..ркало

ра..о                                                           ско..рода

по..шка                                                      о..яло

бу..га                                                          те..фон

                                                                    те..дка

Каждый игрок вписывает недостающий слог в одно слово и чёрточками разделяет слово на слоги. Побеждает команда, выполнившая задание первой.

Оживите гласные буквы. (2 команды.)

На доске записаны 2 столбика, в каждом из которых обозначены только гласные, а согласные буквы пропущены:

- о – а                                                    - е – о

- е – о                                                    - и – а

 - и – о                                                   - е – а

- е – а                                                    - о – а

- о – о – а                                              - о – о – о

- о – о – о                                              - а – а – а

- а – а – а                                              - о – а – а

Нужно вписать согласные буквы, чтобы получились слова. Каждый игрок вписывает буквы в одно слово.

Путаница. (Класс.)

На доске записаны слова с изменённым порядком слогов: ро-со-ка, ба-со-ка, тё-ко-нок, плё-цы-нок, ко-ва-ро, ку-ца-ри, те-нок-лё. Нужно записать слова в тетрадь, восстановив правильный порядок слогов. Побеждают первые 3 ученика, правильно записавшие все слова.

Дополнительные задания: 1. Найти среди данных слов лишнее слово.

2. Составить три слова с изменённым порядком слогов.

Кто быстрее? (3 команды.)

На доске записаны 3 столбика слов для переноса:

диван                              лиса                           сахар

стулья                             белка                         булка

кровать                          зебра                          молоко

стол                                 медведь                     соль

ковёр                              змея                            пряник

столик                            барсук                        масло

кресло                            ёжик                           крупа

Нужно записать слова в тетради, деля их для переноса там, где возможно. Выигрывают первые 3 ученика из каждой команды, правильно выполнившие задание.

Не ошибись! (3 человека или 3 команды.)

На доске записаны в 3 столбика слова для переноса:

рая                                скамья                              чайка

подъём                         огонь                                 рейка

окуньки                       ручьи                                фойе

илья                             деревья                             попрыгал

утро                              съели                                 расписать

змейка                          яма                                    улей

письмо                         семья                                 поскакал

окно                              кольцо                              разлить

Игроки делят вертикальными чёрточками для переноса только те слова, где перенос возможен. В конце каждая команда объясняет, почему невозможен перенос в словах Илья, Рая, огонь, яма, фойе, улей!

Как перенести? (3 человека или 3 команды по 6 человек.)

Каждый игрок получает карточку со словом, которое он должен записать на доске, разделив чёрточками для переноса. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.

Слова для игры :мальчик, зайчик, письмо, чайник, зверьки, ручейки; пальто, майка, школьник, читайте, окуньки, чайка; угольки, шубейка, борьба, зайка, койка, коньки.

Такая же игра проводится на более сложном материале со словами: ружьё, премия, атака, сестра, шея, стулья; костры, затея, змея, копьё, уточка, судья; угольки, Зоя, бельё, быстро, колья, армия.

Помогите Незнайке! (2 человека.)

На доске записан стихотворный текст:

                                  Перенёс слова Незнайка:

                                  за-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,

                                  уши, ше-я, ло-б, гла-за,

                                  о-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за.

                                  А ещё он перенёс:

                                  ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вёс,

                                  Зо-я, Гри-ша, Тим-офей,

                                  Аня, О-ля и Сер-гей.

                                  Где ошибки? Вот вопрос!

                                  Кто исправит перенос?

Класс проверяет и оценивает результаты работы.

Наборщики. (Класс.)

Дети пишут в строчку слоги жа, ко, ла, лу, лы, но, во, ву, ры, чи и 2 столбика по 5 слогов жи. Нужно, приписывая справа и слева к слогам жи разные слоги из набора, набрать 10 слов. Победителями считаются первые три ученика, правильно «набравшие» 10 слов.

Примечание. Также проводится игра с сочетанием ши и слогами ва, ли, ло, мы, на, ны, пи, пы, ре, су.

Поймай слово! (Класс.)

Для игры у каждого ученика должны быть карточки с сочетаниями ча и ща.

Чтобы легче было увидеть ошибку, все сочетания ча должны быть одного цвета, а сочетания ща – другого.

Ведущий называет слова: чай, пища, часы, смущаться, свеча, щавель, час, чайник, встреча, прощание, перчатки, площадь, чайная, роща, чайка, чайница, совещание, учащиеся, часовщик, начальник, часовой, чаинка, площадка, сгущать, кончать, дощатый, задача, прощай, овчарка, куча, обещание, обращать, печать, пощада, внучата, попрощаться, тысяча, пуща, пищать, галчата, трещать, начало, обещать, совещаться, дача, кричать, часто, смущаться, печаль, прощальный, чайный, кончай, туча, печальный, обещанный, обращаться, пощадить, обещаю, печатать, чаща.

Учащиеся показывают сигнальные карточки.

Число ошибок, допущенных в каждом ряду, отмечается на доске. Побеждает ряд, допустивший наименьшее число ошибок.

Наборщики. (Класс.)

На доске написаны слоги: ту, сы, да, ку, ша, пи, ро, пу, ча, вель и 2 столбика по 5 слогов ча и ща. Нужно, приписывая справа и слева к срчетаниям ча и ща слоги из набора, составить 10 слов с сочетаниями ча и ща.

 Победителями считаются первые 3 ученика, которые правильно выполнят задание.

Поймай слово. (Класс – 2 команды.)

Игра проводится в форме выборочного диктанта. 1-я команда записывает слова с сочетанием чу, 2-я – с сочетанием щу.

Ведущий диктует слова: щучка, чугун, щуплый, тащу, кричу, пущу, чутьё, грущу, проглочу, чудак, щуриться, чуткий, ищу, схвачу, хочу, утащу, чужой, вытащу, чулок, чудеса, притащу, чудо, затащу, чулан, чуткость, поищу, чудовище, пощупать, прощу, печурка, выращу, чуб, чучело, отращу, сощурился, чурбан, щучка, щупать, чувство, чурка, запущу, чугунный, отпущу, притащу.

Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

Конкурс знатоков. (2 человека или 2 команды.)

На доске записаны 2 столбика слов с пропущенными буквами:

Луж.., ш..шки, ч..шка, ч..й,              Ёж..к, ш..шки, саранч..,

Пищ..,щ..ка, отвеч..й,                       Ч..ща, хиж..на, свеч..,

Камыш.., ч..гун, Маш..на                Щ..плый, щ..риться, ч..лан,

Ш..на, ч..шка и пруж..на.                Щ..ка, рощ.. и ч..рбан

Задача игроков: вставить пропущенные буквы в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу. Выигрывает команда, правильнее и быстрее другой выполнившая задание.

Ловкий вратарь. (Класс – 3 команды.)

Игра проводится в форме выборочного диктанта. 1-я команда записывает слова с сочетаниями жи, ши, 2-я – с сочетаниями ча, ща, 3-я -  с сочетаниями чу, щу.

Ведущий диктует слова: лыжи, чулок, галчата, мыши, роща, щука, чудо, жизнь, чашка, пища, ищу, груши, ужин, чугун, задача, тащу, машина, щавель, бежит, кричат, выращу, шалаши, прощай, часто, жир, чулан, тишина, отпущу, обещаю.

Игроки, допустившие наименьшее число ошибок, признаются лучшими вратарями своей команды.

Наборщики. (Класс – 2 команды.)

На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша.

Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а команда мальчиков – имена девочек. Лучшими наборщиками признаются первые 3 ученика в каждой команде, которые правильно выполнят задание. Командное неравенство присуждается команде, лучшие наборщики которой первыми выполнят работу.

Возможные имена: Ваня, Валя, Вася, Миша, Митя, Петя, Рома, Зина, Люся, Маша, Маара, Таня, Тоня, Тося, Варя.

Подумайте – назовите. (3 команды по 6 человек.)

На доске записаны 3 столбика слов:

город…                                имя…                             деревня…

река…                                 отчество…                     город…

деревня…                           фамилия…                    фамилия…

имя…                                  деревня…                      имя…

отчество…                         река…                            отчество…

фамилия…                         город…                          река…

Каждый член команды по очереди выходит к доске и записывает справа имя или название. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.

Кто лучше считает? (Класс.)

У каждого ученика 2 сигнальные карточки : =  и  >. Все знаки равенства одного цвета, а знаки неравенства – другого. Ведущий называет слова: лом, конь, сыр, рысь, весна, пальто, угол, письмо, стол, соль, мост. Дети должны сосчитать, сколько в слове звуков и сколько букв надо для его написания.

Если число звуков и букв совпадает, поднимают карточку со знаком равенства, если не совпадает – поднимают карточку со знаком неравенства. По цвету карточек ведущий определяет число ошибок в каждом ряду и отмечает на доске. Побеждает ряд, допустивший меньше ошибок.

Хоккей. (2 команды.)

По краям доски справа и слева хоккейные ворота. Перед ними – большая шайба. На левой шайбе написано «Мягкий знак на конце», на правой – «Мягкий знак в середине». Класс делится на 2 команды: левую и правую. Задача игроков – забросить как можно больше шайб в ворота противника, т.е. записать на доске слова с мягким знаком на конце или в середине слова. По сигналу судьи матч начинается: члены команд, которые хотят забить шайбу, т.е. записать слово с мягким знаком, поднимают руки. Капитан команды указывает нападающего, тот выходит к доске и пишет слово, после чего по указанию капитана выходит другой член команды и т.д., пока не прозвучит сигнал судьи об окончании матча. Шайба, заброшенная в свои ворота, не засчитывается. Игроков, нарушающих порядок, судья может удалять с поля. На игру отводится 3-4 минуты, после чего судьи проверяют правильность результатов по каждой команде и объявляют победителя.

Эстафета. (Класс.)

Весь класс делится на 6 команд с одинаковым числом учащихся. Лишние ученики могут играть роль контролёров, помощников ведущего. Команды получают листок с заданиями по числу учащихся. Каждый игрок пишет по одному слову с мягким знаком на конце или в середине слова и передаёт листок сидящему сзади. Выигрывает команда, которая правильнее и быстрее других выполнит задание.

ь на конце_______________                      ь в середине________________

ь в середине______________                     ь на конце_________________

ь в середине______________                     ь на конце_________________

ь на конце________________                    ь в середине________________

ь на конце________________                    ь в середине________________

ь в середине_______________                   ь на конце_________________

Четвёртое – лишнее. (Класс.)

Нужно найти, какое слово является лишним и почему.

1. Лес, пень, ель, лист (3 решения).

2. Лес, пень, зверь, ель (3 решения).

Ответы: ель – йотир. Е; лист – 4 звука, лист гласный и; зверь – 4 звука, лес – тверд.согл., зверь – 5 букв.

Хвастун. (Класс.)

Ведущий читает текст.

Живёт в стране грамматика известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: глагол ел превратился в существительное ель, а консервная банка стала тёплой банькой.

Расхвастался Мягкий знак: я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители из страны Грамматика стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. «Смотрите: был лук – стал люк, был мал – стал мял.

Нужно ответить на вопрос: «Кто же поставил на место хвастунишку? Отчего согласные и без него стали мягкими?»

Чей ряд лучше? (Класс – 3 команды.)

У каждого ученика – набор сигнальных карточек с буквами а, о, е, и, я. Все буквы разного цвета.

Ведущий называет слова с безударными гласными в корне: трава, роса, змея, хитрец, смягчить, кольцо, перо, чистота, тянуть, скала, стекло, кисель, глядеть, краснеть, точить, длина, трясти, храбрец, окно, пчела и др.

Дети поднимают карточку с нужной буквой. На доске отмечается число ошибок, допущенных каждой командой.

Конкурс знатоков. (3 человека.)

На столе обратной стороной вверх разложены карточки со словами, в которых пропущены безударные гласные в корне: зм..я, б..рец, скр..пит, р..гатый, д..машний, пог..сить, пч..ла, т..шина, ч..совой, в..дяной, в..рить, кр..снеть, сл..за, гр..за, скр..пучий, з..мляной, ч..рнеть, м..хать, стр..ла, д..ска, в..рёный, зм..иный, г..сить, в..зить, к..сель, зв..рёк, б..евой, ..синый, д..рить, к..лоть.

Участники игры выбирают карточку, читают слова и говорят, какую гласную нужно вставить в каждое слово и как проверить.

Класс оценивает работу знатоков и определяет победителя.

Помогите Незнайке. (3 команды по 5 человек.)

На доске записаны 3 столбика слов с безударными гласными:

моря - …                        старик - …                    дома - …

столы - …                      коса - …                         роса - …

гора - …                         слеза - …                       стена - …

река - …                        шкафы - …                    дворы - …

сестра - …                     дела - …                         перо - …

Незнайка просит помочь ему выполнить задание по проверке безударных гласных: каждый член команды должен подчеркнуть в слове безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение. Побеждает команда, которая правильнее и быстрее других поможет Незнайке выполнить задание.

Игру можно проводить в форме эстафеты.

Быстрый ответ. (Класс – 2 команды.)

У ведущего список слов с безударной гласной в корне: ночной, дождливый, хвостатый, холмистый, глазастый, тяжёлый, земной, ходить, возить, варить, часы, старушка, словарь, тропинка, садовый, терпеть, платить, косить, денёк, линейка, морской, лесной, речной, бежать, лежать, тереть, смотреть, просить, грозить, смешить, спешить, беда, стекло, плясать, вязать, глядеть, трясти, везти, спасти.

Ведущий называет слово и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, которую нужно писать в корне, и подтверждает проверочным словом, например: «Конец, пишем О, кончить». В случае задержки или неправильного ответа команда получает штрафное очко. Выигрывает команда с наименьшим числом штрафных очков.

Что пропущено? (3 команды по 3 человека.)

На доске записано начало сказки про козла:

Как у нас-то к..зёл,                               Попр..сился к..з..лок

Как у нас-то с..дой,                               У бабушки во лесок:

Что за умница был,                               - пусти в поле, во лесок

Сам и по воду х..дил,                            На единый на ч..сок,

Сам и кашу в..рил,                               Семь в..лков я убью,

Деда с бабкой к..рмил.                         Тебе шубу сошью.

Нужно вставить пропущенные гласные в словах. Сначала работу выполняет 1-я команда. Каждый игрок вставляет в слово одну пропущенную гласную и доказывает свою правоту проверочным словом. Затем по 3 гласных вставляют с объяснением члены двух других команд.

Эстафета. (Класс – 6 команд.)

Команды получают карточки со словами:

гр..за                                  р..ды                                 м..сты

м..ста                                 в..рить                             кр..чать

сл..ны                                т..шина                            б..жать

сл..ва                                 д..лина                             д..ревья

х..лмы                                з..мля                               р..ка

м..ря                                  сн..га                                с..лач

ч..сы                                  т..грёнок                          п..ля

ст..лбы                              кр..ты                               д..жди

ст..на                                 тр..ва                                в..лна

з..ма                                   зв..рёк                              п..ро

ш..повник                         н..га                                  л..цо

к..льцо                              стр..ла                              л..сток

По сигналу ведущего каждый игрок вставляет пропущенную букву в одном слове, выделяет в нём корень, пишет рядом проверочное слово, после чего передаёт карточку сидящему за ним. Игрок, замыкающий колонну, заканчивает работу и возвращает карточку ведущему.

Победителем считается команда, правильнее и быстрее других выполнившая задание.

Кто больше? (Класс.)

Ведущий называет слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Игроки за одну минуту должны подобрать и записать как можно больше проверочных слов к данному слову.

Выигрывает тот, кто больше всех подберёт проверочных слов.

Глухой или звонкий? (Класс – 3 команды.)

У каждого ученика 2 карточки с буквами п (глухой согласной) и б (звонкий). Ведущий называет слова с начальными парными согласными: балка – палка, бить – пить, правый – бравый, бочка – почка, блеск – плеск.

Дети поднимают соответствующие сигнальные карточки. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

Примечание. Игру следует повторить с другими парами слов: вата – фата, фляга – влага, фасон – вазон, Фаня – Ваня, Веня – Феня, кости – гости, год – кот, горка – корка, кора – гора, кусты – густы, дам – там, том – дом, дуб – туп, Дима – Тима, дрова – трава, дело – тело, жили – шили, шаль – жаль, жарь – шарь, широк – жирок, шест – жест, зима – Сима, слой – злой, слить – злить, зайка – сайка, Захар – сахар.

Не ошибитесь! (3 команды.)

На доске записаны слова с глухими и звонкими согласными: азбука, зубы, каша, газета, букет, жаба, щи, губы, шуба, кожа, суп, тесто, буду, сушки, гвоздика, пышка, загадка, посуда, живу, уха, два, запах, дуга, гвозди, пища, ветка, ужи, вяжу, сосиски.

Первая команда выписывает слова, в которых все согласные звонкие, вторая – слова, где все согласные только глухие, а третья – слова с глухими и звонкими согласными.

Игроки каждой команды, первыми выполнившие задание, выходят к доске, читают выписанные слова и ставят над ними номер своей команды. Остальные члены команды дополняют и исправляют ошибки, но за каждое дополнение и исправление команда получает штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.

Найдите непарные! (Класс.)

На доске записаны слова с парными и непарными согласными: чай, дуб, хата, горка, щука, шесть, петух, дрова, роща, печка, парта, охота, палка, цепь, кот, речка, шуба, пища, кусты, шар, щепка, овца, флаг, пахарь, зайка, чугун, санки, щавель, дерево, хитрый, роза, цапля, коса, чистота, стена, форма, цифра, волк, жар, молодцы.

Нужно выписать в тетрадь слова с непарными глухими согласными. По окончании проводится взаимопроверка. Победителями считаются ученики, записавшие 20 слов с непарными глухими согласными. (Чай, хата, щука, петух, роща, печка, охота, цепь, речка, пища, щепка, овца, пахарь, чугун, щавель, хитрый, цапля, чистота, цифра, молодцы.)

Проверяйте, называйте! (2 команды.)

Ведущий бросает одному из игроков ручной мяч и называет слово с парными согласными на конце.

Поймавший должен назвать проверочное слово, бросить мяч игроку противоположной команды, называя новое слово с парным согласным, и т.д. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

Цветик – семицветик. (3 человека.)

На доске – 3 плаката с цветами без лепестков (стебель и сердцевина). Вокруг сердцевин – прорези для вставки лепестков. На отдельных листках готовятся лепестки всех цветов спектра. На обратной стороне каждого лепестка – слово с пропущенным парным согласным.

Каждый игрок получает набор из 7 лепестков, вставляет пропущенные согласные, прикрепляет лепестки к сердцевине цветка и объясняет выбор буквы. Побеждает тот, кто правильнее и быстрее других выполнит задание.

Слова для записи на лепестках: бро..ь, гри.., яго..ка, ры..ки, гла..ки, сапо..ки, скри.., дож..ь, ду.., гу..ки, фла..ки, ро.., бере..ка, голу..ь, зу.., хле..цы, пло..цы, пиро..ки, сне.., ре..ка, го.. .

Рыцарский турнир. (2 команды.)

Команды языка готовят своё «оружие» - по 5 слов на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, например: кошка, ложка, гриб, дедка, репка и т.п. По жеребьёвке перед началом игры одна из команд получает право первого удара и выставляет своего «рыцаря». Тот вызывает на поединок «рыцаря» из другой команды и нападает на него, т.е. читает заранее подобранные слова. Противник защищается, т.е. говорит, какую согласную нужно писать в данном слове, и подтверждает проверочным словом. Если все ответы правильны, первый поединок заканчивается вничью – 0:0. Если защищающийся допустил одну или две ошибки, то нападающий побеждает со счётом 1:0 или 2:0, в зависимости от числа ошибок противника.

Затем выставляет своего рыцаря вторая команда. Игра продолжается. В конце подводятся итоги, определяются команда-победитель и наиболее доблестные «рыцари».

Приложение. Турнир можно проводить в письменной форме, когда защищающийся сначала пишет слово на доске, а потом объясняет. Наиболее эффективна данная игра при повторении и закреплении сразу нескольких тем в конце четверти или учебного года.

Диктант – загадка. (Класс.)

                                        Где доска и парта есть,

                                        Чтоб всем детям сразу сесть?

                                        Это в школе есть у нас,

                                        Это наш просторный … .

                                        Многим вам она знакома,

                                        В ней купаться можно дома,

                                        Что же это за предмет?

                                        Догадались или нет?

                                       Загадка для тебя легка:

                                       Пишусь всегда через два «к»;

                                       И мяч, и шайбу клюшкой бей.

                                       А называюсь я … .

                                       Он на вокзалах есть всегда,

                                       К нему подходят поезда.

                                       Двойное «р» содержит он,

                                       А называется … .

                                       Чтоб каждый телевизор

                                       Работал без капризов,

                                      На крыше непременно

                                      Должна стоять … .

                                      Во мне два «к», не забывайте,

                                      Таким, как я, всегда бывайте.

                                      Я точный, чистый и опрятный,

                                      Иным же словом … .

                                      По долинам, по отрогам

                                      Мчит широкая дорога,

                                      И она, как знают все,

                                      Называется … .

                                      В магазин с сестрой ходили,

                                      Всё, что надо, там купили:

                                      За батон, бутылку кваса

                                      Заплатили деньги в … .

                                       Простудился я вчера,

                                       Голова болит с утра,

                                       Я закашлялся, охрип.

                                       У меня, наверно, … .

                                       Вдоль дороги по бокам

                                       Липы, клёны тут и там,

                                       Всем идти здесь веселее.

                                       Этот путь зовут … .

Отгадки: класс, ванна, хоккей, перрон, антенна, аккуратный, шоссе, касса, грипп, аллея.

Эстафета (класс – 6 команд.)

Ведущий сообщает, что Незнайка нуждается в срочной помощи: ему задано написать слова с двойными согласными, а он их забыл и не может вспомнить ни одного слова. Игроки, сидящие за первыми партами, получают листки бумаги. Каждый записывает одно слово с двойными согласными и передаёт листок сидящему сзади. Последний член команды возвращает листок ведущему. Побеждает команда, которая правильнее и быстрее других выполнит задание.

Поймайте своё слово. (2 команды.)

Ведущий диктует слова с сочетаниями стн и сн: радостный, прекрасный, опасный, доблестный, грустный, вкусный, ненастный, тесный, местный, сенокосный, устный, киснуть, честный, повиснуть, известный, ужасный. Команда мальчиков записывает слова с сочетаниями стн, в которых пишется, но не произносится т, а девочки – слова с сочетаниями сн, в которых т не пишется.

Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

Примечание. Игру можно провести с сочетаниями здн и зн: праздник, грязный, грузный, поздно, показной, праздновать, приказной, проездной, грозный.

Напишите правильно. (2 человека.)

Нужно записать на доске слова под диктовку ведущего (по 5 слов): здравствуйте, чувство, солнце, счастливый, ужасный, лестница, сердце, участвовать, чувствовать, опасный.

Класс оценивает работу игроков.

Кто скорее? (Класс – 2 команды.)

На доске в две колонки записаны слова с непроизносимыми согласными: вестник, злостный, радостный, счастливый, грустный, ненастный, совместный, прекрасный, закиснуть, повиснуть, известный, свистнуть, тростник, вкусный, гигантский; местность, хрустнуть, звёздный, участник, костный, доблестный, завистливый, областной, частный, ужасный, поздно, повестка, скоростной, опасный, грозный.

Участники игры по очереди подходят к доске и рядом с записанными на ней словами пишут проверочные. Выигрывает команда, правильнее и быстрее другой выполнившая работу.

Кто больше? (Класс.)

На доске вывешивается сюжетная картина из серии картин по развитию речи. Нужно найти на картине изображения предметов и записать их названия в тетрадь. Выигрывает тот, кто за 5 минут найдёт на картине и запишет наибольшее число названий предметов.

Кто самый наблюдательный? (Класс.)

Внимательно посмотрите вокруг себя и запишите названия предметов, находящихся в классе. Побеждает тот, кто за 5 минут запишет наибольшее число названий предметов.

Пиши – не спеши. (Класс.)

На доске записаны 2 стихотворения.

Нужно выписать слова, обозначающие предметы. Побеждают ученики, выписавшие наибольшее число слов (16 и 14).

Стол, за которым ты                                  Эй, спасайтесь

Сидишь,                                                        Поскорей:

Кровать, в которой ты                               Убежал из кухни клей!

Уснёшь,                                                         Никого он не жалеет,

Тетрадь, ботинки, пара                              Всех, кого не встретит,

Лыж,                                                              Клеит!

Тарелка, вилка, ложка,                             Склеил банки

Нож,                                                               И бутылки,

И каждый гвоздь,                                        Ложки, плошки, чашки,

И каждый дом,                                             Вилки,

И караваи хлеба -                                        Склеил книжки

Всё это сделано                                             И игрушки,

Трудом,                                                          Одеяла и подушки,

А не свалилось в неба.                                Склеил пол

                                                                         И потолок -

                                            В.Лифшиц          И пустился наутёк.

                 

                                                                                                  Б.Заходер                                                                                           

                                                                                                                 

Кто? Что? (2 команды.)

Одна команда записывает слова, отвечающие на вопрос «кто?», другая – слова, отвечающие на вопрос «что?» Игра проводится в форме диктанта «Молчанка». Учитель показывает предметные картинки (ёж, шары, дом, лиса, мяч, заяц, жук, стол, гусь, юла, часы, петух, роза, кошка, щука, лыжи, лук, рак, утка, гриб, собака, арбуз). Дети записывают название предмета. Побеждает команда, которая правильно запишет все слова.

Наборщики (Класс.)

Ведущий называет какое-нибудь трёхсложное или четырёхсложное существительное. Нужно за 5 минут составить из букв этого слова как можно больше других имён существительных и записать их. Победителем становится тот, кто составит больше слов. Он читает составленные слова, а все остальные вычёркивают у себя такие же слова. В конце выясняется, у кого осталось больше всех не зачёркнутых слов.

Возможные слова(аккуратность): акт, антракт, аркан, астра, кант, карта, каска, конь, кора, коса, кость, кот, кран, краска, крот, курок, курс, кусок, куст, накат, наука, нора, норка, нос, нота, оса, отара, рана, рант, рак, рать, рост, рота, рука, скат, скот, сок, сон, сорт, срок, стакан, старт, стон, страна, танк, тара, ткань, ток, тон, торт, тоска, тост, тракт, трон, трость, урок, ус, сук.

Запишите одним словом. (Класс.)

Нужно предложить заменить каждую группу слов одним общим словом:

1) тополь, клён, берёза, ель; 2) волк, лиса, заяц, медведь; 3) сорока, ворона, воробей, аист; 4) брусника, черника, земляника; 5) футболист, хоккеист, волейболист; 6) шкаф, парта, стол, стул; 7) молоко, сахар, хлеб, мясо; 8) костюм, пальто, кофта, платье; 9) ботинки, сапоги, валенки, туфли; 10) кукла, мяч, юла, барабан.

Выигрывает тот, кто правильно запишет все 10 слов.

Образуйте существительное (3 команды по 5 человек.)

На доске записаны 3 столбика прилагательных:

храбрый - …                    смелый - …                      весёлый - …

сильный - …                    добрый - …                      ленивый - …

гордый - …                      болтливый - …                умный - …

мудрый - …                     богатый - …                     бедный - …

грубый - …                      хвастливый - …              крепкий - …

Нужно образовать от каждого прилагательного имя существительное – качество человека – и записать его справа от прилагательного.

Каждый игрок образует и записывает одно существительное. Побеждает команда, которая правильнее и быстрее других выполнит задание.

Кто какой? (Класс.)

На доске записан слева столбик слов, обозначающих признаки предметов, а справа – столбик слов, обозначающих предметы, но в другом порядке:

жадный                                         олень

трусливый                                   медведь

хитрая                                           ёж

пушистая                                     змея

неуклюжий                                  лиса

рогатый                                        заяц

колючий                                       волк

ядовитая                                      белка

Нужно записать словосочетания.

Каким может быть предмет? (Класс.)

На доске в столбик записаны названия признаков: по цвету; по форме; по величине; по материалу; по месту; по времени; по характеру; по качеству.

Нужно записать в тетрадях как можно больше имён прилагательных по каждому виду признаков. В конце проводится проверка. Победители определяются по наибольшему числу подобранных прилагательных.

Возможные ответы: красный, зелёный, жёлтый, синий, чёрный, белый; круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, овальный, грушевидный, гранёный, продолговатый; крошечный, маленький, большой, громадный, огромный, великий, гигантский, необъятный; деревянный, железный, каменный, стальной, глиняный, стеклянный, фарфоровый, костяной, ситцевый, шерстяной, бумажный, пуховый, кожаный; городской, сельский, лесной, морской, луговой, садовый, домашний, школьный, огородный, подземный, воздушный; утренний, дневной, вечерний, ночной, сегодняшний, вчерашний, завтрашний, летний, зимний, весенний, осенний; добрый, злой, ласковый, сердитый, строгий, заботливый, внимательный, чуткий, отзывчивый, смелый, трусливый, грустный, весёлый, робкий, дружелюбный, вспыльчивый; хороший, плохой, свежий, чёрствый, красивый, грязный, рваный, аккуратный, чистый, новый, старый.

Что задумано? (Класс.)

Один из участников игры, изъявивший желание быть отгадчиком, выходит за дверь. Под руководством ведущего все задумывают предмет и подбирают к нему ряд признаков. Устанавливается, кто будет называть эти признаки и в каком порядке. (Самые характерные признаки, помогающие легко угадать задуманный предмет, называют в последнюю очередь.)

Отгадчик приглашается в класс. Ему предлагается угадать, какой предмет задуман.

Для игры можно использовать прилагательные: осторожная, хищная, длинная, рыжая, хитрая (лиса); Круглое, гладкое, красное, сладкое, сочное, спелое (яблоко); высокая, раскидистая, стройная, кудрявая, белоствольная (берёза); блестящий, холодный, быстрый, говорливый, журчащий (ручей); чистое, высокое, голубое, безоблачное (небо); пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый (кот); большой, тяжёлый, белый, желтоклювый, краснолапый (гусь).

Опишите игрушку (3 команды.)

Для каждой команды к доске прикреплена предметная картинка с изображением игрушки или сама игрушка (лисёнок, зайчонок, медвежонок, цыплёнок, утёнок). Игроки по очереди выходят к доске и записывают в столбик под игрушкой по одному слову, обозначающему её признак. Побеждает команда, которая за 5 минут правильно запишет наибольшее число прилагательных.

Подберите близкие по смыслу слова. (3 команды по 6 человек.)

На доске записаны 3 столбика прилагательных:

неряшливый - …             смирный - …                  влажный - …

быстрый - …                    душистый - …                большой - …

ласковый - …                   ветхий - …                      сильный - …

мудрый - …                      грустный - …                  липкий - …

косматый - …                  злой - …                           аккуратный - …

холодный - …                  страшный - …                отважный - …

Играющим нужно подобрать к каждому слову близкое по смыслу прилагательное (синоним) и записать его. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием и допустит меньше ошибок.

Возможные ответы: грязный, скорый, нежный, умный, лохматый, морозный, тихий, пахучий, старый, печальный, сердитый, ужасный, сырой, громадный, могучий, клейкий, чистый, храбрый.

Подберите противоположные по смыслу слова. (3 команды по 6 человек.)

На доске записаны 3 столбика прилагательных.

белый - …                     сытый - …                    чистый - …

длинный - …                грустный - …               дневной - …

зимний - …                   острый - …                   мягкий - …

чёрствый - …               светлый - …                 горячий - …

новый - …                     трусливый - …            зрячий - …

здоровый - …               толстый - …                 кривой - …

Нужно подобрать прилагательные, противоположные по смыслу. Класс проверяет работу команд и выявляет победителей.

Возможные слова: чёрный, короткий, летний, свежий, старый, большой, голодный, весёлый, тупой, тёмный, смелый, тонкий, грязный, ночной, твёрдый, холодный, слепой, прямой.

Кто что делает? (3 команды по 6 человек.)

На доске записаны 3 столбика слов, обозначающих предметы:

повар                                учитель                           пекарь

врач                                  кузнец                             художник

баянист                            маляр                              портниха

ветер                                 дождь                              солнце

гром                                  огонь                               снег

трава                                ручей                               вода

Члены команд по очереди выходят к доске и пишут слова, обозначающие действие данного предмета.

Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.

Кто как кричит? (Класс.)

На доске в столбик записаны названия животных: курица, ворона, воробей, кукушка, лягушка, свинья, утка, кошка, коровка, собака.

Нужно к каждому названию животного подобрать и записать справа слово, обозначающее, как это животное подаёт голос. Победителями считаются первые 3 игрока, правильно выполнившие задание.

Ответ в конверт. (Класс – 3 команды.)

Игра проводится в форме эстафеты. На доске – изображение скобки, а под ней – большой конверт.

Задача игроков – написать как можно больше слов, обозначающих действия, которые может производить собака. Для ответов каждый ряд получает лист бумаги определённого цвета, например белый, розовый, зелёный. Начинают игру сидящие за последними партами. Игрок может записать 1-2 слова. Если нового слова он придумать не может, передаёт листок следующему. Игроки, сидящие на первых партах, заканчивают запись и вкладывают листок в конверт. Ведущий записывает слова каждой команды. Побеждает команда, записавшая наибольшее число слов.

Возможные ответы: лежит, спит, сидит, стоит, бежит, ходит, прыгает, ест, пьёт, ласкается, лижет, плавает, нюхает, ищет, лает, кусается, сторожит, охраняет, играет.

Угадай-ка. (Класс.)

Водящий выходит из класса, а дети задумывают предмет и подбирают к нему возможные действия.

Водящий приглашается в класс. Ему предлагается угадать, какой предмет задуман. Он должен спросить: «А что он делает?» Игроки по очереди называют действия. Отгадав предметы, водящий назначает нового водящего.

Возможные ответы: солнце – блестит, сушит, жжёт, освещает; снег – идёт, падает, ложится, покрывает землю, лежит, белеет, блестит, скрипит, тает; дерево – стоит, растёт, гнётся, качается, шумит, зеленеет.

Найдите глагол. (3 команды по 4 человека.)

На доске записаны 3 столбика однокоренных глаголов, существительных и прилагательных: бег, бегал, рост, рослый, рос, петь, пение, певучий, зреть, зрелый, зрелость; ходкий, ходики, ходит, пишут, писчая, письмо, дело, дельный, делать, варил, варёный, варенье; старик, стареть, старый, видный, видение, видеть, точить, точило, точёный, светлый, светил, свет.

Нужно подчеркнуть в каждой строчке глаголы. Побеждает команда, которая правильнее и быстрее других справится с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "В волейбол играем-английский повторяем!"

Игра предназначена для повторения темы "Животные" на уроках английского языка. Для детей, начинающих изучать язык. ( 2 класс)....

Дидактические игры по теме "Зимние Олимпийские игры"

Дидактические игры представлены в виде презентации, предназначены для учащихся начальной школы к уроку физической культуры....

Дидактическая игра "Биржа". Во время этой игры детям предлагаются дифференцированные задания по окружающему миру и математике в 4 классе.

Наша "Биржа" интеллектуальная. Мы "покупаем акции", то есть задания и обмениваем их на оценки. Карточки с заданиями разных цветов: для сильных, средних и слабых. Первые двое учеников, справившиеся с з...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Дидактическая игра «Кто играет в прятки с Черепашкой?» (для дошкольников)

Дидактическая игра «Кто играет в прятки  с Черепашкой?»Разработала: учитель-логопед Марченко Елена АлександровнаЗадачи:- учить понимать значение глаголов, объединять их единым смыслом (по тр...

Дидактическая игра "Своя игра"

Класс делится на две команды. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков (вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсуждения в команде дети отвечают на поставлен...

Дидактическая игра по математике "Своя игра"

Дидактическая игра по математике "Своя игра" для учеников второго класса. Целесообразно её проводить в конце учебного года, так как весь материал нацелен на повторение изученного за весь год...