Проблемный урок в Образовательной системе «Школа 2100»
материал по теме

Рудая Марина Петровна

На основе многолетних исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении и психологии творчества - разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового уроком «открытия знаний». Технология проблемного диалога реализуется в Образовательной системе «Школа 2010».

Эта технология универсальна, так как применима на любом предметном содержании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnyy_urok_v_obrazovatelnoy_sisteme_shkola-2100.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОШ № 11

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ГОРОДСКОЙ

АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Тема: Проблемный урок в Образовательной системе «Школа 2100»

Рудая Марина Петровна –

учитель начальных классов,

высшей аттестационной категории

МОАУ СОШ №11

г. Белогорск

Идея проблемного обучения не нова. В отечественной литературе идеи проблемного обучения актуализируются со второй половины 50-х годов.

На основе многолетних исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении и психологии творчества - разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового уроком «открытия знаний». Технология проблемного диалога реализуется в Образовательной системе «Школа 2010».

Эта технология универсальна, так как применима на любом предметном содержании.

Рассмотрим структуру урока «открытия знаний».

I этап. Самоопределение к деятельности. (Оргмомент) 1 - 2 мин.

Это этап организации положительного самоопределения ученика к деятельности, а именно:

1. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (Я хочу!);

2. Выделение содержательной области (Я могу!).

Здесь я использую стихи, пословицы, высказывания, а иногда просто беседу. Выбор темы диктуется разными обстоятельствами: настроением, погодой, самочувствием и т.д. Важно каждому ребенку дать почувствовать себя причастным к доброму и прекрасному в этом мире.

- Итак, вы - мои ученики. Представьте себе это и в путь, за знаниями!

- Какой сегодня день?

- Какое настроение у вас вызывает такая погода?

- А знаете, что надо сделать, чтобы        - С хорошим настроением мы и

настроение улучшилось?                                         принимаемся за работу.

- Надо улыбнуться.        - Порадуйте своей улыбкой тех,

- От улыбки хмурый день светлей.                          кто с вами рядом.

Возможны и другие варианты.

На доске: «С маленькой удачи начинается большой успех»

- Как вы понимаете эти слова?

- Можем ли мы так сказать о себе?

- Какие у нас были удачи?

Значит, у нас впереди тоже будут удачи, которые обязательно приведут каждого из нас к большому успеху.


II этап. Актуализация и фиксация затруднений. 5-7 мин

Этап предполагает подготовку мышления к проектировочной деятельности. Предполагаются задания на повторение, которые необходимы для «открытия» нового. Сначала те, которые дети смогут сделать, а последнее вызовет затруднение. Проблемную ситуацию можно создать с удивлением или с затруднением.

Тема: Число и цифра 7.

Решение примеров, задач и показ чисел - ответов на числовом отрезке. Последнее вызовет затруднение.

Задача. У Тани 6 кубиков. Ей дали ещё один кубик. Сколько стало? (7).

- Покажите. (Проблемная ситуация с затруднением.)

Итак, проблемная ситуация создана!

Учебная мотивация родилась!

Хорошо, но мало. От проблемной ситуации надо выйти к учебной проблеме.

ВАРИАНТ 1. Проблему ставит учитель. Но надо ли говорить за детей?

ВАРИАНТ 2. Проблему ставят ученики. Прекрасно!

Но, если быть честными, то самостоятельно это может сделать сильный ученик, а остальные, ничего не понимая, молчат.

ВАРИАНТ 3. Это говорить вместе с детьми, т.е. побуждающий диалог. Учитель:

- Можем ли мы показать число 7?

- Почему?

- Сформулируйте проблему. (Что мы должны будем сегодня узнать?)

Мысли детей могут быть неверными. Поэтому необходимо терпимое отношение.

(- Так, кто ещё хочет сказать? И т.д.)

Итак, мы рассмотрели классический путь.

Сокращенный путь - подводящий диалог.

Учитель использует систему вопросов и пошагово ведет детей. Создание проблемной ситуации не требуется.

Итак, чтобы не запутаться, разграничим диалоги.

Побуждающий диалог - бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку к неизвестному. Это рискованно, можно сбиться с курса, попасть не туда.

Подводящий диалог - локомотив, который медленно, но верно движется к цели.


Поставив любым методом проблему, идем к поиску решения.

ПЛАКАТ

        Выдвижение гипотез идет одновременно или последовательно.

Кто выдвигает?:

  • Учитель. Надо ли говорить за детей?
  • Ученики. Не готовы к этой работе.

Разворачиваем диалог.

Идем классическим путем:

  • У кого какие гипотезы?
  • Кто еще хочет сказать? И т.д.

Эмоционально не реагируем на верную гипотезу. Выслушиваем все и проверяем в диалоге.

Путь труден, но рано или поздно новое знание открыто!

Вот сейчас можно вспомнить о порыве, когда хотелось похвалить ученика за правильную гипотезу.

  • Умница!

Рассмотрим на примере (Обыгрывание ситуации. Тема: «Метр» или «Число 7»), ПЛАКАТ

СОПОСТАВЛЕНИЕ

ПОБУЖЖ

ПОБУЖДАЮЩИЙ:

ПОДВОДЯЩИЙ

- активно формирует творческие способности;

- имитирует творческую деятельность

- хорош в работе с одаренными детьми, сильными, способными.

- развивает логическое мышление;

- хорош с детьми с пониженной обучаемостью.

Первичное закрепление во внешней речи.

ПЛАКАТ.

Итак, дорогие мои ученики, давайте и мы с вами выполним такое задание.

Тема «Величины».

У воды есть объем.

У арбуза - масса.

У дороги есть длина.

Это все - величина.

(Приводятся примеры стихов по темам «Сложение», «Водоемы», т.д.)

Ill этап. Самостоятельная работа.

Цель: самоконтроль.

Дети решают, а затем проверяют по эталону. Ставят «плюс», «минус». Если у кого-то 3 ошибки, то не огорчайтесь. Мы только начинаем работу по теме и всему еще научимся!

IVэтап. Повторение.

Введение новых знаний в объеме имеющихся.

Рефлексия. На этапе рефлексии можно использовать игровые приемы «Дерево», «Лестница знаний», «Лист настроения» и т.д.

Можно вернуться к девизу урока.

Итак:

ВАРИАНТ 1.

  • Какое настроение у вас сейчас?
  • Что получилось?
  • Что не получилось?

Чем надо еще нам позаниматься? и т.д.


ВАРИАНТ 2.

  • Достигли ли мы с вами успеха?
  • Какой успех у тебя        (имя)?
  • Молодцы, ребята! Впереди нас ждут новые успехи! Удачи!

Итак, разговор о проблемном уроке завершен. В основе урока лежит технология проблемного диалога.

Успехов Вам и творчества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный урок русского языка в 3 классе Образовательная система "Школа 2100"

Более десятка лет прошло, как я впервые познакомилась с технологией проблемного обучения и её автором – Мельниковой Е. Л. Сначала прослушала авторский курс в родном Воронеже, куда приезжала Елен...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Проект«Организация проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка по образовательной системе «Школа 2100»

Цель проекта.   Провести исследование и проверить влияние проблемно-диалогического обучения на качество  обучения по предмету....

Урок технологии.Образовательная система «Школа 2100»Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям.

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным  условиям. Урок технологии.(Образовательная система«Школа 2100...