Проблемный урок в Образовательной системе «Школа 2100»
материал по теме
На основе многолетних исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении и психологии творчества - разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового уроком «открытия знаний». Технология проблемного диалога реализуется в Образовательной системе «Школа 2010».
Эта технология универсальна, так как применима на любом предметном содержании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnyy_urok_v_obrazovatelnoy_sisteme_shkola-2100.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОШ № 11
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА ГОРОДСКОЙ
АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Тема: Проблемный урок в Образовательной системе «Школа 2100»
Рудая Марина Петровна –
учитель начальных классов,
высшей аттестационной категории
МОАУ СОШ №11
г. Белогорск
Идея проблемного обучения не нова. В отечественной литературе идеи проблемного обучения актуализируются со второй половины 50-х годов.
На основе многолетних исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении и психологии творчества - разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового уроком «открытия знаний». Технология проблемного диалога реализуется в Образовательной системе «Школа 2010».
Эта технология универсальна, так как применима на любом предметном содержании.
Рассмотрим структуру урока «открытия знаний».
I этап. Самоопределение к деятельности. (Оргмомент) 1 - 2 мин.
Это этап организации положительного самоопределения ученика к деятельности, а именно:
1. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (Я хочу!);
2. Выделение содержательной области (Я могу!).
Здесь я использую стихи, пословицы, высказывания, а иногда просто беседу. Выбор темы диктуется разными обстоятельствами: настроением, погодой, самочувствием и т.д. Важно каждому ребенку дать почувствовать себя причастным к доброму и прекрасному в этом мире.
- Итак, вы - мои ученики. Представьте себе это и в путь, за знаниями!
- Какой сегодня день?
- Какое настроение у вас вызывает такая погода?
- А знаете, что надо сделать, чтобы - С хорошим настроением мы и
настроение улучшилось? принимаемся за работу.
- Надо улыбнуться. - Порадуйте своей улыбкой тех,
- От улыбки хмурый день светлей. кто с вами рядом.
Возможны и другие варианты.
На доске: «С маленькой удачи начинается большой успех»
- Как вы понимаете эти слова?
- Можем ли мы так сказать о себе?
- Какие у нас были удачи?
Значит, у нас впереди тоже будут удачи, которые обязательно приведут каждого из нас к большому успеху.
II этап. Актуализация и фиксация затруднений. 5-7 мин
Этап предполагает подготовку мышления к проектировочной деятельности. Предполагаются задания на повторение, которые необходимы для «открытия» нового. Сначала те, которые дети смогут сделать, а последнее вызовет затруднение. Проблемную ситуацию можно создать с удивлением или с затруднением.
Тема: Число и цифра 7.
Решение примеров, задач и показ чисел - ответов на числовом отрезке. Последнее вызовет затруднение.
Задача. У Тани 6 кубиков. Ей дали ещё один кубик. Сколько стало? (7).
- Покажите. (Проблемная ситуация с затруднением.)
Итак, проблемная ситуация создана!
Учебная мотивация родилась!
Хорошо, но мало. От проблемной ситуации надо выйти к учебной проблеме.
ВАРИАНТ 1. Проблему ставит учитель. Но надо ли говорить за детей?
ВАРИАНТ 2. Проблему ставят ученики. Прекрасно!
Но, если быть честными, то самостоятельно это может сделать сильный ученик, а остальные, ничего не понимая, молчат.
ВАРИАНТ 3. Это говорить вместе с детьми, т.е. побуждающий диалог. Учитель:
- Можем ли мы показать число 7?
- Почему?
- Сформулируйте проблему. (Что мы должны будем сегодня узнать?)
Мысли детей могут быть неверными. Поэтому необходимо терпимое отношение.
(- Так, кто ещё хочет сказать? И т.д.)
Итак, мы рассмотрели классический путь.
Сокращенный путь - подводящий диалог.
Учитель использует систему вопросов и пошагово ведет детей. Создание проблемной ситуации не требуется.
Итак, чтобы не запутаться, разграничим диалоги.
Побуждающий диалог - бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку к неизвестному. Это рискованно, можно сбиться с курса, попасть не туда.
Подводящий диалог - локомотив, который медленно, но верно движется к цели.
Поставив любым методом проблему, идем к поиску решения.
ПЛАКАТ
Выдвижение гипотез идет одновременно или последовательно.
Кто выдвигает?:
- Учитель. Надо ли говорить за детей?
- Ученики. Не готовы к этой работе.
Разворачиваем диалог.
Идем классическим путем:
- У кого какие гипотезы?
- Кто еще хочет сказать? И т.д.
Эмоционально не реагируем на верную гипотезу. Выслушиваем все и проверяем в диалоге.
Путь труден, но рано или поздно новое знание открыто!
Вот сейчас можно вспомнить о порыве, когда хотелось похвалить ученика за правильную гипотезу.
- Умница!
Рассмотрим на примере (Обыгрывание ситуации. Тема: «Метр» или «Число 7»), ПЛАКАТ
СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОБУЖЖ | |
ПОБУЖДАЮЩИЙ: | ПОДВОДЯЩИЙ |
- активно формирует творческие способности; | - имитирует творческую деятельность |
- хорош в работе с одаренными детьми, сильными, способными. | - развивает логическое мышление; |
- хорош с детьми с пониженной обучаемостью. |
Первичное закрепление во внешней речи.
ПЛАКАТ.
Итак, дорогие мои ученики, давайте и мы с вами выполним такое задание.
Тема «Величины».
У воды есть объем.
У арбуза - масса.
У дороги есть длина.
Это все - величина.
(Приводятся примеры стихов по темам «Сложение», «Водоемы», т.д.)
Ill этап. Самостоятельная работа.
Цель: самоконтроль.
Дети решают, а затем проверяют по эталону. Ставят «плюс», «минус». Если у кого-то 3 ошибки, то не огорчайтесь. Мы только начинаем работу по теме и всему еще научимся!
IVэтап. Повторение.
Введение новых знаний в объеме имеющихся.
Рефлексия. На этапе рефлексии можно использовать игровые приемы «Дерево», «Лестница знаний», «Лист настроения» и т.д.
Можно вернуться к девизу урока.
Итак:
ВАРИАНТ 1.
- Какое настроение у вас сейчас?
- Что получилось?
- Что не получилось?
Чем надо еще нам позаниматься? и т.д.
ВАРИАНТ 2.
- Достигли ли мы с вами успеха?
- Какой успех у тебя (имя)?
- Молодцы, ребята! Впереди нас ждут новые успехи! Удачи!
Итак, разговор о проблемном уроке завершен. В основе урока лежит технология проблемного диалога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемный урок русского языка в 3 классе Образовательная система "Школа 2100"
Более десятка лет прошло, как я впервые познакомилась с технологией проблемного обучения и её автором – Мельниковой Е. Л. Сначала прослушала авторский курс в родном Воронеже, куда приезжала Елен...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
Проект«Организация проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка по образовательной системе «Школа 2100»
Цель проекта. Провести исследование и проверить влияние проблемно-диалогического обучения на качество обучения по предмету....
Урок технологии.Образовательная система«Школа 2100»Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям.
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям. Урок технологии.(Образовательная система«Школа 2100...