Проблемные ситуации
материал на тему
Предварительный просмотр:
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приемы создания проблемной ситуации | Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию проблемы |
1. Одновременно предъя-вить противоречивые факты, теории, точки зрения | о фактах: - Что вас удивило? Что интересного заметили? Ка-кие вы видите факты? о теориях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? | Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? |
2. Столкнуть мнения учени-ков вопросом или практи-ческим заданием | - Сколько в классе мнений? Почему так получилось? | |
3. Шаг 1. Обнажить житейс-кое представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить науч-ный факт сообщением, экс-периментом, наглядностью. | - Вы сначала как думали? А как на самом деле? | |
4. Дать практическое зада-ние, не выполнимое вообще | - Вы смогли выполнить за-дание? Почему? В чем зат-руднение? | |
5. Дать практическое зада-ние, не сходное с предыду-щим. | - Вы смогли выполнить задание? Почему не получа-ется? Чем это задание не похоже на предыдущее? | |
6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыду-щими. Шаг 2. Доказать, что зада-ние учениками не выпол-нено | - Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? |
Примеры создания проблемных ситуаций и выходы из них
Прием 1. Урок русского языка в 4-м классе по теме «Склонение имен существительных»
Учитель | Ученики |
- Прочитайте предложение. - Найдите однородные члены в этом предложении. - К какой части речи они относятся? - Определите их род и падеж (предъявление первого факта). - Выделите их окончание (предъявление второго факта). - Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) - Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) | - Старая женщина волновалась о сестре и дочери. - Сестре, дочери. - К какой части речи они относятся. - Женский род, предложный падеж. - Выделяют окончания, испытывают удив-ление (возникновение проблемной ситуации). - Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные (осознание противоречия). - Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос). |
Прием 2. Урок русского языка в 3-м классе по теме «Сложные слова»
Учитель | Ученики |
- В словах на доске выделите корень (практическое задание). - Все согласны? - Сколько мнений в классе? (Побуждение к осознанию противоречия.) - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) | Ученики у доски в последнем слове «мухоловка» выделяет один корень. - Нет. В слове «мухоловка» два корня: мух- и лов-. Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации). - Два мнения (осознание противоречия). - Кто прав: Сколько корней в слове «мухоловка»? («учебная проблема как вопрос). |
Прием 3. Урок русского языка в 4-м классе по теме «Спряжение глаголов»
Учитель | Ученики |
- Что такое склонение? - Какие части речи, известные вам, склоня-ются? - Попробуйте просклонять глагол «пры-гать» (задание, не выполнимое вообще). - Вы смогли выполнить здание? В чем зат-руднение? (Побуждение к осознанию про-тииворечия.) - Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) | - Изменение по падежам. - Существительные и прилагательные. - Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации). - Нет, не смогли. Глаголы не склоняются (осознание противоречия). - Как изменяются глаголы? (Учебная проб-лема как вопрос). |
Прием 4. Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число»
Учитель | Ученики |
- Найдите площадь прямоугольника со сто-ронами 56 и 21см (практическое задание, не сходное с предыдущими). - Вы смогли выполнить задание? - В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? (Побуждение к осознанию противоречия). - Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формированию проблемы). | Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации). - Нет, не смогли. - Здесь надо умножить на двузначное число. А мы таких примеров еще не решали (осознание противоречия). - Умножение на двузначное число (учебная проблема как тема урока). |
Пример подводящего от проблемы диалога
Продолжение урока «Сложные слова»
Учитель | Ученики |
Использует побуждающий диалог | Формулирует вопрос? |
- Чтобы ответить на вопрос, будем рас-суждать. Почему птичка так называется? - Запишите «ловит мух». - Подберите и запишите однокоренные сло-ва к слову «мух». Выделите корень. - Подберите и запишите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите корень. - Есть ли корни мух- и лов- в слове «мухо-ловка»? - Так сколько же корней в слове «мухо-ловка»? - Такие слова называются сложными. Сфор-мулируйте определение. | - Она ловит мух. Записывают. Подбирают, выделяют. Подбирают, выделяют. - Да. Есть. - В слове «мухоловка» два корня. - Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания). |
Пример подводящего к теме диалога
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»
Учитель | Ученики |
- Прочитайте слова на доске. - Чем все эти слова похожи? - А чем слова отличаются? - Над какой темой будем работать? | Читают: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ. - Это существительные с шипящими на конце. - В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет. - Правописание мягкого знака после ши-пящих на конце после существительных (тема). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.
В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...
Проблемные уроки и проблемные ситуации в УМК "Начальная школа XXI века"
Проблемные уроки и проблемные ситуации в УМК "Начальная школа XXI века"...
"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.
Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников
выступление на МО...
Теоретические основы проблемного обучения. Проблемное учение. Проблемная Ситуация
Теоретические основы проблемного обучения....
Постановка и решение проблемных вопросов. Создание проблемных ситуаций.
мой опыт создания проблемных ситуаций...