Проблемные ситуации
материал на тему

Рудая Марина Петровна

Проблемные ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnye_situatsii.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъя-вить противоречивые факты, теории, точки зрения

о фактах:

- Что вас удивило? Что интересного заметили? Ка-кие вы видите факты?

о теориях:

- Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учени-ков вопросом или практи-ческим заданием

- Сколько в классе мнений? Почему так получилось?

3. Шаг 1. Обнажить житейс-кое представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

   Шаг 2. Предъявить науч-ный факт сообщением, экс-периментом, наглядностью.

- Вы сначала как думали? А как на самом деле?

4. Дать практическое зада-ние, не выполнимое вообще

- Вы смогли выполнить за-дание? Почему? В чем зат-руднение?

5. Дать практическое зада-ние, не сходное с предыду-щим.

- Вы смогли выполнить задание? Почему не получа-ется? Чем это задание не похоже на предыдущее?

6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыду-щими.

   Шаг 2. Доказать, что зада-ние учениками не выпол-нено

- Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?


Примеры создания проблемных ситуаций и выходы из них

Прием 1. Урок русского языка в 4-м классе по теме «Склонение имен существительных»

Учитель

Ученики

- Прочитайте предложение.

- Найдите однородные члены в этом предложении.

- К какой части речи они относятся?

- Определите их род и падеж (предъявление первого факта).

- Выделите их окончание (предъявление второго факта).

- Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.)

- Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.)

- Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

- Сестре, дочери.

- К какой части речи они относятся.

- Женский род, предложный падеж.

- Выделяют окончания, испытывают удив-ление (возникновение проблемной ситуации).

- Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные (осознание противоречия).

- Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос).

Прием 2. Урок русского языка в 3-м классе по теме «Сложные слова»

Учитель

Ученики

- В словах на доске выделите корень (практическое задание).

- Все согласны?

- Сколько мнений в классе? (Побуждение к осознанию противоречия.)

- Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)

  Ученики у доски в последнем слове «мухоловка» выделяет один корень.

- Нет. В слове «мухоловка» два корня: мух- и лов-.

  Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации).

- Два мнения (осознание противоречия).

- Кто прав: Сколько корней в слове «мухоловка»? («учебная проблема как вопрос).

Прием 3. Урок русского языка в 4-м классе по теме «Спряжение глаголов»

Учитель

Ученики

- Что такое склонение?

- Какие части речи, известные вам, склоня-ются?

- Попробуйте просклонять глагол «пры-гать» (задание, не выполнимое вообще).

- Вы смогли выполнить здание? В чем зат-руднение? (Побуждение к осознанию про-тииворечия.)

- Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.)

- Изменение по падежам.

- Существительные и прилагательные.

- Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации).

- Нет, не смогли. Глаголы не склоняются (осознание противоречия).

- Как изменяются глаголы? (Учебная проб-лема как вопрос).

Прием 4. Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число»

Учитель

Ученики

- Найдите площадь прямоугольника со сто-ронами 56 и 21см (практическое задание, не сходное с предыдущими).

- Вы смогли выполнить задание?

- В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? (Побуждение к осознанию противоречия).

- Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формированию проблемы).

  Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации).

- Нет, не смогли.

- Здесь надо умножить на двузначное число. А мы таких примеров еще не решали (осознание противоречия).

- Умножение на двузначное число (учебная проблема как тема урока).

Пример подводящего от проблемы диалога

Продолжение урока «Сложные слова»

Учитель

Ученики

Использует побуждающий диалог

Формулирует вопрос?
Сколько корней в слове «мухоловка»?

- Чтобы ответить на вопрос, будем рас-суждать. Почему птичка так называется?

- Запишите «ловит мух».

- Подберите и запишите однокоренные сло-ва к слову «мух». Выделите корень.

- Подберите и запишите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите корень.

- Есть ли корни мух- и лов- в слове «мухо-ловка»?

- Так сколько же корней в слове «мухо-ловка»?

- Такие слова называются сложными. Сфор-мулируйте определение.

- Она ловит мух.

   Записывают.

   Подбирают, выделяют.

   Подбирают, выделяют.

- Да. Есть.

- В слове «мухоловка» два корня.

- Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания).

Пример подводящего к теме диалога

        Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»

Учитель

Ученики

- Прочитайте слова на доске.

- Чем все эти слова похожи?

- А чем слова отличаются?

- Над какой темой будем работать?

  Читают: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.

- Это существительные с шипящими на конце.

- В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет.

- Правописание мягкого знака после ши-пящих на конце после существительных (тема).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...

Проблемные уроки и проблемные ситуации в УМК "Начальная школа XXI века"

Проблемные уроки и проблемные ситуации в УМК "Начальная школа XXI века"...

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....