Кубановедение. Тема.Жизнь и быт народов Кубани.
план-конспект урока (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата: 27.11.14 г
Тема.Жизнь и быт народов Кубани.
Урок 1. История в архитектурных памятниках.
Цели:
1. Дать представление о том, что Краснодарский край издавна являлся многонациональным.
2. Познакомить с архитектурными и строительными традициями людей разных национальностей, проживавших на территории Краснодарского края.
3. Дать представление о том , что при строительстве использовался архитектурный опыт разных народностей.
Оборудование :
Мультимедийная презентация.
№ п\п | Слайд | Ход урока | Примечания |
1. | Слайд 1. | Орг.момент. Сообщение темы и цели урока. | |
2. | Слайд 2 . | Введение в тему урока: Все в жизни дается трудом нам: И хлеб наш насущный, и кров, и каждая новая домна, и каждая сторочка стихов. За скромной героикой будней, За всем, чем заполнена жизнь, Встают созидатели - люди- Попробуй о них расскажи. Я знаю: мне надо годами Любить самому и страдать, Чтоб мог я простыми словамти Об этом другим рассказать. Виктор Подкопаев | |
3. | Слайд 3. | -О ком говорит автор в своем стихотворении? -Кто такие «созидатели»? -Вот как объясняют слово в толковом словаре русского языка: «Созидатель -творец чего либо». -Подберите к этому слову близкие по значнию слова. | Открыть ссылку в презентации через щелчок. |
4. | Слад 4. | Актуализация знаний. -Вспомните, люди каких нацилнальностей проживают на территории Краснодарского края? | |
5. | Работа по теме урока: | ||
Слайд 5. | - Вы знаете, что территорию Краснодарского края с древности заселяли первобытные люди. Их жилищем были пещеры, которых много обнаружено по побережью черноморского побережья, в горах Кавказа. -Позже люди научились строить хижины из шкур и костей животных. -Можно ли сегодня построить такое жилище? -Почему? Будет ли оно крепким и надежным, теплым, уютным? -Кости каих животных могли использовать древние люди? | ||
6. | Слайд 6. | -Такое жилище нашли при археологических раскопках на территории станицы Ильской. | |
7. | Слайд 7. | -Прошли тысячелетия, прежде, чем люди научились строить жилища, напоминающие корзины, обмазанные глиной , с крышей из соломы и камыша. -Так выглядело жилище меота. Вспомните, кто это ? -Опишите по картинке, как выглядело жилище снаружи и внутри. | Открыть ссылку в презентации через щелчок. |
8. | Слайд 8. | -Позже на территории Черноморского побережья стали селиться греки. В основном на керчинском полуострове. - На территории нашего края , в районе города Анапа ,археологи нашли следы древних греческих поселений-Синдской Гавани, названной Горгиппией, а на Таманском полуострове процветал город Гермонасса. | |
9. | Слайд 9. | -Греки основали первые города. На улицах стояли домики сельского вида, принадлежавшие беднякам, и усадьбы зажиточных горожан. Внеутреннее убранство дома былокрасивым и аккуратным. | |
10. | Слайд 10. | -Итак, предки людей каких нацилональностей осваивали территорию Краснодарского края в древности? - Натухайцы – крупное воинственное племя адыгов, аулы которых располагались в горах, ближе к морю. Дома они строили из хвороста, переплетающие вбитые в землю колья и обмазывали их глиной. | |
11. | Слайд 11. | -До переселения казаков основным населением были адыги. -Первые казаки появились на Кубани в августе 1792 года на берегу Тамани. -Ими и были освоены большинство городов , поселений и станиц края. Места для первых пристанищ определялись жребием, а названия переселенцы принесли с собой с Украины от имен известных казаков, например ст. Титоровская, ст. Васюринская, ст. Мышастовская, или городов Полтава- ст.Полтавская, Корсунь - ст.Корсунская. -А что означает слово «казак»? Правильно, вольный человек. - Казаки живо интересовались обычаями и традициями черкессов. В результате общения с местным населением казаки отличались друг от друга и были не похожи на русских. | Открыть ссылку в презентации через щелчок. |
12. | Слайд 12. | - Свои хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Это был каркас из прутьев, обмазанный глиной. -Кто еще использовал такой способ строительства? -Пол был глинобитный, хату белили.она делилась на два помещения –великая хата с русской печью в заднем углу и малую хату. Во дворе распологались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок.Оградой служил плетень из хвороста или камыша. | |
13. | Слайд 13. | - В 1890-1896 годах в Турции начались погромы армян, следствием которых явилось их массовое бегство на авказ.армяне первоначально строили дома без фундамента. Дома были прямоугольной формы, имели камышовую или черепичную кровлю.Пол в жилище был земляной. | |
14. | Слайд 14. | -В 1896 году по решению правительства в районе Анапы были поселены 1021 человек из Германии по решению правительства, для повышения культуры местного населения. -Немцы вызывали всеобщее уважение своей аккуратностью и трудолюбием. Их дома строились на высоком фундаменте с высоким цоколем. Крыши были двускатные, крытые черепицей, потолки в домах высоки.оштукатуренные, окна узкие и высокие. Полы деревянные, доски для пола перед настилом обрабатывали известью и под пол насыпали слой известковой пыли, так не заводились грызуны и гниль. | |
15. | Слайд 15. | Итог урока: - Мы узнали на уроке, в каких домах жили люди, населявшие территорию Кавказа и Черноморского побережья в прошлом. -Какие выводы вы сделали из услышанного,что нового узнали? Выводы: 1.Территорию нашего края населяет много различных народностей и национальностей. 2.Коренными жителями исторически являются адыги. 3.У народов, населяющих территорию нашего края много общего. 4.Люди разных национальностей, проживающие по соседству перенимали опыт друг у друга и использовали его при строительстве. | |
16. | Слайды 16-17 | -Викторина покажет, насколько внимательны вы были на уроке. | |
17. | -Что нового узнали на уроке? -Активны на уроке были учащиеся… |
Приложение 1.
Викторина по теме урока.
1.Какой древний народ являлся предками адыгов?/ Меоты/
2. Куда высадились первые казаки ? / Тамань/
3. Какой народ при строительстве сыпал под порог известь? /Немцы/
4. Как называлось селение адыгов? /Аул/
5. Какой древний народ строил усадьбы? /Греки/
6.Кто из переселенцев вынужден был бежать из Турции? / Армяне/
7.Как назывался древний греческий город, расположенный на территории Анапы? / Горгиппия/
8.Как называют человека, который творит, придумывает создает? /Созидатель/
9. Определите, кому принадлежит жилище? ( Слайд 16)
10.Какие предметы являются лишними в доме казака? ( Слайд 17)
Список используемой литературы.
1.Автор-составитель Ситдикова Н.В.Моя Кубань.Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края.-Ростовн/Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2007.
2.Мирук М.В., Науменко Т.А.Введение в историю Кубани:Учебное пособие для учащихся начальной школы.-Краснодар:ОИПЦ «Перспективы образования»,2004.
3.Паскевич Н.Я.Любимый уголок земли: учебное пособие по развитию речи для учащихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений.-Краснодар: Образовательный издательско-полиграфический центр «Перспективы образования»,2005.
4.Твердый А.В.Очерки по истории северо-западного Кавказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок кубановедения по теме "Жизнь и быт народов Кубани"
На уроке ребята знакомятся с историей освоения Кубани , архитектурой, традициями и бытом разных народов, проживающих на ее территории....
Тема: Культура и быт народов Кубани
Тема: Культура и быт народов Кубани. Цель классного часа: формирование знаний учащихся о культурных особенностях народов Кубани, воспитание толерантного отношения к народам многонационал...
Воспитательное мероприятие по кубановедению в 4-ом классе. Тема: «Кубань в песне».
Воспитательное мероприятиепо кубановедениюв 4-ом классе. Тема: «Кубань в песне»....
Конспект урока по кубановедению по теме: Произведения представителей литературы Кубани. «Любовь к родной земле в стихах поэтессы Успенского района Л.М. Рословой»
Урок содержит авторский материал поэтесы Успеского района Рословой Л.М. В котором отражены моменты литературы и искусства Кубани....
Религиозные праздники народов Кубани. Великая Пасха. Внеклассное занятие по кубановедению 4 класс
Представлена методическая разработка внеклассного занятия по кубановедению для учащихся 4 -ых классов по теме "Религиозные праздники народов Кубани. Великая Пасха"...
Урок кубановедения "События В.О.войны на Кубани".
В данном уроке представлен материал о городе-герое Новороссийске. Урок проводится по группам, применяется проектный метод обучения.. Материал урока можно использовать при подготовке классного ча...
Урок кубановедения во 2 классе "Духовные истоки Кубани. Традиции и семейные ценности".
Урок кубановедения во 2 классе "Духовные истоки Кубани. Традиции и семейные ценности"....