Кубановедение. Тема.Жизнь и быт народов Кубани.
план-конспект урока (4 класс) на тему

Фоменко  Анастасия Михайловна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_i_byt_narodov_kubani.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 27.11.14 г

Тема.Жизнь и быт народов Кубани.

Урок 1. История в архитектурных памятниках.

Цели:

1. Дать представление о том, что Краснодарский край издавна являлся многонациональным.

2. Познакомить с архитектурными и строительными традициями людей разных национальностей, проживавших на территории Краснодарского края.

3. Дать представление о том , что при строительстве использовался архитектурный опыт разных народностей.

Оборудование :

Мультимедийная презентация.

п\п

Слайд

Ход урока

Примечания

1.

Слайд  1.

Орг.момент.

Сообщение темы и цели урока.

2.

Слайд 2 .

Введение в тему урока:

Все в жизни дается трудом нам:

И хлеб наш насущный,

                                      и кров,

и каждая новая домна,

и каждая сторочка стихов.

За скромной героикой будней,

За всем, чем заполнена жизнь,

Встают созидатели - люди-

Попробуй о них расскажи.

Я знаю: мне надо годами

Любить самому и страдать,

Чтоб мог я простыми словамти

Об этом другим рассказать.

                                      Виктор Подкопаев

3.

Слайд 3.

-О ком говорит автор в своем стихотворении?

-Кто такие «созидатели»?

-Вот как объясняют слово в толковом словаре русского языка:

«Созидатель -творец чего либо».

-Подберите к этому слову близкие по значнию слова.

Открыть ссылку в презентации через щелчок.

4.

Слад  4.

Актуализация знаний.

-Вспомните, люди каких нацилнальностей проживают на территории Краснодарского края?

5.

Работа по теме урока:

Слайд 5.

- Вы знаете, что территорию Краснодарского края с древности заселяли первобытные люди. Их жилищем были  пещеры, которых много обнаружено по побережью черноморского побережья, в горах Кавказа.

-Позже люди научились строить хижины из шкур и костей животных.

-Можно ли сегодня построить такое жилище?

-Почему? Будет ли оно крепким и надежным, теплым, уютным?

-Кости каих животных могли использовать древние люди?

6.

Слайд 6.

-Такое жилище нашли при археологических раскопках на территории станицы Ильской.

7.

Слайд 7.

-Прошли тысячелетия, прежде, чем люди научились строить жилища, напоминающие корзины, обмазанные глиной , с крышей из соломы и камыша.

-Так выглядело жилище меота. Вспомните, кто это ?

-Опишите по картинке, как выглядело жилище снаружи и внутри.

Открыть ссылку в презентации через щелчок.

8.

Слайд 8.

-Позже на территории Черноморского побережья стали селиться греки. В основном на керчинском полуострове.

- На территории нашего края , в районе города Анапа ,археологи нашли следы древних греческих поселений-Синдской Гавани, названной Горгиппией, а на Таманском полуострове процветал город Гермонасса.

9.

Слайд 9.

-Греки основали первые города. На улицах стояли домики сельского вида, принадлежавшие беднякам, и усадьбы зажиточных горожан. Внеутреннее убранство дома былокрасивым и аккуратным.

10.

Слайд 10.

-Итак, предки людей каких нацилональностей осваивали территорию Краснодарского края в древности?

- Натухайцы – крупное воинственное племя адыгов, аулы которых располагались в горах, ближе к морю.

Дома они строили из хвороста, переплетающие вбитые в землю колья  и обмазывали их глиной.

11.

Слайд 11.

-До переселения казаков основным населением были адыги.

-Первые казаки появились на Кубани в августе 1792 года  на берегу Тамани.

-Ими и были освоены большинство городов , поселений и станиц края. Места  для первых пристанищ определялись жребием, а названия переселенцы принесли с собой с Украины от имен известных казаков, например ст. Титоровская, ст. Васюринская, ст. Мышастовская, или городов Полтава- ст.Полтавская, Корсунь - ст.Корсунская.

-А что означает слово «казак»? Правильно, вольный человек.

- Казаки живо интересовались обычаями и традициями черкессов. В результате общения с местным населением казаки отличались друг от друга и были не похожи на русских.

Открыть ссылку в презентации через щелчок.

12.

Слайд 12.

- Свои хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Это был каркас из прутьев, обмазанный глиной.

-Кто еще использовал такой способ строительства?

-Пол был глинобитный, хату белили.она делилась на два помещения –великая хата с русской печью в заднем углу и малую хату. Во дворе распологались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок.Оградой служил плетень из хвороста или камыша.

13.

Слайд 13.

- В 1890-1896 годах в Турции начались погромы армян, следствием которых явилось их массовое бегство на авказ.армяне первоначально строили дома без фундамента. Дома были прямоугольной формы, имели камышовую или черепичную кровлю.Пол в жилище был земляной.

14.

Слайд 14.

-В 1896 году по решению правительства в районе Анапы были поселены 1021 человек из Германии по решению правительства, для повышения культуры местного населения.

-Немцы вызывали всеобщее уважение своей аккуратностью и трудолюбием. Их дома строились на высоком фундаменте с высоким цоколем. Крыши были двускатные, крытые черепицей, потолки в домах высоки.оштукатуренные, окна узкие и высокие. Полы деревянные, доски для пола перед настилом обрабатывали известью и под пол насыпали слой известковой пыли, так не заводились грызуны и гниль.

15.

Слайд 15.

Итог урока:

- Мы узнали на уроке, в каких домах жили люди, населявшие территорию Кавказа и Черноморского побережья в прошлом.

-Какие выводы вы сделали из услышанного,что нового узнали?

Выводы:

1.Территорию нашего края населяет много различных народностей и национальностей.

2.Коренными жителями исторически являются адыги.

3.У народов, населяющих территорию нашего края много общего.

4.Люди разных национальностей, проживающие по соседству  перенимали опыт друг у друга и использовали его при строительстве.

16.

Слайды 16-17

-Викторина покажет, насколько внимательны вы были на уроке.

17.

-Что нового узнали на уроке?

-Активны на уроке были учащиеся…

Приложение 1.

Викторина по теме урока.

1.Какой древний народ являлся предками адыгов?/ Меоты/

2. Куда  высадились первые казаки ? / Тамань/

3. Какой народ при строительстве сыпал под порог известь? /Немцы/

4. Как называлось селение адыгов? /Аул/

5. Какой древний народ  строил усадьбы? /Греки/

6.Кто из переселенцев вынужден был бежать из Турции? / Армяне/

7.Как назывался древний греческий город, расположенный на территории Анапы? / Горгиппия/

8.Как называют человека, который творит, придумывает создает? /Созидатель/

9. Определите, кому принадлежит жилище? ( Слайд 16)

10.Какие предметы являются лишними в доме казака? ( Слайд 17)

Список используемой литературы.

1.Автор-составитель Ситдикова Н.В.Моя Кубань.Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края.-Ростовн/Д.:  «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2007.

2.Мирук М.В., Науменко Т.А.Введение в историю Кубани:Учебное пособие для учащихся начальной школы.-Краснодар:ОИПЦ «Перспективы образования»,2004.

3.Паскевич Н.Я.Любимый уголок земли: учебное пособие по развитию речи для учащихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений.-Краснодар: Образовательный издательско-полиграфический центр «Перспективы образования»,2005.

4.Твердый А.В.Очерки по истории северо-западного Кавказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения по теме "Жизнь и быт народов Кубани"

На уроке ребята знакомятся с историей освоения Кубани , архитектурой, традициями и бытом  разных народов,  проживающих на ее территории....

Тема: Культура и быт народов Кубани

Тема: Культура и быт народов Кубани. Цель классного часа: формирование знаний  учащихся о культурных особенностях  народов Кубани, воспитание толерантного отношения к народам многонационал...

Воспитательное мероприятие по кубановедению в 4-ом классе. Тема: «Кубань в песне».

Воспитательное мероприятиепо кубановедениюв 4-ом классе.  Тема: «Кубань в песне»....

Конспект урока по кубановедению по теме: Произведения представителей литературы Кубани. «Любовь к родной земле в стихах поэтессы Успенского района Л.М. Рословой»

Урок  содержит  авторский материал  поэтесы Успеского района  Рословой Л.М.  В котором отражены моменты литературы и искусства Кубани....

Религиозные праздники народов Кубани. Великая Пасха. Внеклассное занятие по кубановедению 4 класс

Представлена методическая разработка внеклассного занятия по кубановедению для учащихся 4 -ых классов по теме "Религиозные праздники народов Кубани. Великая Пасха"...

Урок кубановедения "События В.О.войны на Кубани".

В данном уроке представлен материал о городе-герое Новороссийске.  Урок проводится по группам, применяется проектный метод обучения.. Материал урока можно использовать при подготовке классного ча...

Урок кубановедения во 2 классе "Духовные истоки Кубани. Традиции и семейные ценности".

Урок кубановедения во 2 классе "Духовные истоки Кубани. Традиции и семейные ценности"....