Проектная работа: Кто такие птицы?
план-конспект урока (1 класс) на тему

Леонова Екатерина Николаевна

 

Тема данной проектной работы «Кто такие птицы?» В ней представлены три урока (окружающий мир, литературное чтение, русский язык) с одной целью:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок819.87 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

 Тема данной проектной работы «Кто такие птицы?» В ней представлены три урока (окружающий мир, литературное чтение, русский язык) с одной целью:

  обобщить представления детей  о птицах:

  • а)познакомить ребят с отличительными признаками птиц,  учить подбирать сравнения, для составления загадок;

б)способствовать формированию бережного отношения к природе, воспитывать ответственность, трудолюбие, взаимовыручку;

в)учить работать группой;

г)развивать умение ориентироваться в словаре и книгах, речь, правила переноса слов;

 Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

 Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

 Курс «Окружающий мир» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.

 Также можно выделить задачи:

-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

ормировать  умения добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах.

Тема урока:  Кто такие птицы?  

№ п/п

Сроки

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые

результаты

в соответствии

с ФГОС

Понятия

Предметные результаты

УУД

1– познавательные

2- регулятивные

3 -коммуникативные

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

16

Кто такие птицы?

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы

Птицы

-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

— практическая работа: исследовать строение пера птицы;

 работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;

 описывать птицу по плану;

 сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

 отвечать на итоговые вопросы

оценивать свои достижения на уроке

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент

Цель:Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2.Актуализация знаний, мотивация

Цель:Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Организует диалог, в ходе которого дети самостоятельно подходят к теме урока, преподносят свои знания о птицах.

-Сегодня мы познакомимся ещё с одним представителем животного мира.

 С кем -  вы узнаете, отгадав  загадки.

 1.Я весь день ловлю жучков,

 Уплетаю червячков,                                                

 В теплый край не улетаю,                        

 Здесь под крышей обитаю.                                              

 Чик-чирик! Не робей!                                                      

 Я бывалый …      

2.Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

3.Кто на ёлке, на суку,

Счёт ведёт: Ку-ку, ку-ку!

- Как назвать всех этих животных одним словом?

-Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Каких птиц вы знаете?  

- Что общего у всех этих птиц?

- Чем птицы отличаются от других животных?

Дети отгадывают загадки о птицах. Самостоятельно ставят учебную задачу урока.

 

(воробей)

(сова)

(кукушка)

Птицы.

Говорить о птицах.

Называют известных им птиц в игре.

Рассказывают, что они знают о птицах (голова, клюв, хвост, лапки, крылья…)

(крыло, клюв)

 

3.Освоение нового материала.

Цель:Подвести учащихся к отличительным признакам птиц.

исследование в малых группах

Работа по учебнику с. 36 (1 рисунок), тексты (приложение 2). можно использовать электронное приложение к учебнику

Помогает учащимся планировать и выполнять действия.

В своих группах  рассмотрите рисунок на с. 36 и прочитайте выданный вам текст.

В малых группах дети распределяются по своим возможностям (работа по картинкам учебника, чтение текста с карточки). Разные версии ответов.

 1 группа

Оперение птиц.

 Всё тело покрыто перьями. Ни у каких животных перьев нет. Перья спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья - это одежда птиц.

 Пуховые перья (маленькие и пушистые) помогают птицам сохранять тепло.

Летают птицы с помощью маховых перьев.

 Это жёсткие и упругие перья.

 У всех перьев есть стержень и бороздки.

2 группа

 Клюв.

    Птичий нос не только нос, но ещё и рот. Поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц.

    Клювы у птиц разные, потому что пища у них разная.

    У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зёрна,- толстые и тупые.

    Клювом птицы щипают, хватают, копают, долбят, нападают. Самый большой клюв у пеликана, а самый маленький - у ласточки.

3 группа

Для чего птицам крылья?

    Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев у птиц бывает разная.

    Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

    Птицы с большими крыльями чаще планируют (им тяжело махать крыльями).

    Очень длинные крылья у стрижа, у альбатроса крылья достигают полутора метров.

  По картинкам учебника и по тексту выясняют отличительные признаки птиц.

4.Обмен информацией

Цель:Составить схему основных признаков птиц.

На основе картинок сделайте вывод, какое из этих животных птица? Почему?

Прикрепляет таблички с признаками птиц, выделенными детьми  (Клюв, голова, крылья, хвост, лапки, если назовут дети, то вывешивается слово «перо»).

- Что нового вы узнали из прочитанных текстов?

После выступления 3 группы по тексту «Для чего птицам крылья» используется 1 слайд презентации и задаётся вопрос:

- Все ли эти птицы летают?

Краткое сообщение учителя о страусе, если дети не отвечают: Страус выше человека. Он быстро бегает, но не летает.  

Узнайте дома о пингвине, может ли он летать.                                                    

Каждая группа рассказывает всему классу об отличительных особенностях птиц, дополняют друг друга.

 

 

-Что у птиц есть…

 

 Мнения детей.

5.Организация информации обобщения, моделирование

Цель:Выделять отличительные признаки птиц; Выявление внутренней позиции школьника (подведение к действию, что птиц надо спасать); Закрепить отличительный признак птиц.

Подводит по рисунку к обобщению отличительного признака птицы.

- Сравните два рисунка на с. 36.

- Что общего между этими животными?

- Чем они отличаются?

(Если дети не называют «перо», то возвращаемся к ранее изученному материалу «Кто такие рыбы?». Назовите отличительный признак рыбы. А чем покрыто тело птицы?)

Показывает перо птицы.

Нарисуйте его в тетрадь.

Индивидуальная помощь учащимся.

В конце четверостишия показывает  по одной иллюстрации птиц Карелии (воробей, снегирь, ворона, сорока, клёст, глухарь) и просит их назвать.

 Неназванные детьми птицы размещаются на доске.

- Где можно узнать название этих птиц? (у кого?)

А ещё это можно узнать в атласе-определителе.

Организуется работа по определению птиц по атласу определителю.

Все эти птицы проживают у нас в Карелии.

- Как нужно поступить с найденными птенцами.

В зависимости от версии подводит детей к выводу, что птенцов трогать нельзя, иначе они погибнут, мама их не примет. В крайнем случае их надо отнести на станцию юннатов.

Демонстрирует модель птицы без перьев и задаёт вопрос «Как это существо превратить в птицу?»

Голова, хвост, лапки, крылья, туловище.

Выдвижение гипотез (клюв, перо).

 

Выделяют отличительный основной признак птицы (перо).

 Рассматривают. Зарисовывают перо птицы, делятся результатом своей работы.

 Дети узнают птиц по иллюстрациям и называют: воробей, снегирь, ворона, сорока.

 В учебнике, энциклопедии, книге (у родителей, взрослых).

 

 Определяют птиц по атласу.

Выдвигаются версии (взять домой, положить в гнездо).

Ребята в группах дополняют модель птицы перьями (или подручными материалами).

6.Подведение итогов, рефлексия

Цель:Обобщение

- Что нового мы узнали на уроке?

- Что вам было интересно?

- Что вам показалось трудным?

- Так что же является основным отличительным признаком птиц?

Я узнал …

Мне было интересно …

Мне было трудно …

Перья.

Тема: Правила переноса слов

№ п/п

Сроки

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые

результаты

в соответствии

с ФГОС

Понятия

Предметные результаты

УУД

1– познавательные

2- регулятивные

3 -коммуникативные

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

Перенос слов

Перенос слов. Орфоэпический словарь.

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов.

регулятивные

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

  • использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;
  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  • составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

  • слушает и понимает речь других;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Понимать значение слога в русской речи и роль ударения в словах.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап.

Цель:Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Вспоминают критерии , проверяют свою готовность.

2.Актуализация знаний

Работа в тетради.

Цель:Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

  1. Чистописание.
  2. Работа с рядом слов:

Прочитайте слово, в котором:

-  ь – разделительный

- ь – обозначает мягкость согласного звука

- есть хитрые буквы, почему хитрые?

- состоит из 3 слогов

- из 2 слогов

- односложные слова.

Какие знания понадобились?

Как проверить, правильно ли подсчитали слоги?

Обозначим.

  1. Прочитайте ряд слов.

На доске карточки со словами с пропущенными буквами:

Суббота, сорока, воробей, группа, соловей, масса,

- Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права?

- Почему ты считаешь, что я права (не права)?

Какое задание можно выполнить со словами?

- Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое слово здесь лишнее?

Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово – сорока, т.к. не содержит удвоенную согласную. (Возможны и др. варианты.)

Спишите текс о «Сороке и

Учащиеся работают с рядом слов.

Роль Ь, правило определения слогов.

Обозначить гласные буквы.

Учащиеся читают ряд слов:

Суббота, сорока, класс, тонна, группа, масса,

Учащиеся делают выбор.

Обоснование детьми своего выбора?

Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.)

Предположения детей.

  1.  3.Постановка учебной задачи

Цели:Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого

1.  Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово?

- Какие у вас идеи?

Учитель фиксирует варианты переноса на доске.

- Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова.

Задание было одно?

Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем?

Как вы думаете, какая тема урока?

  1. Учитель фиксирует тему на доске  (или включает слайд 1): Правила переноса слов

Прочитайте внимательно тему урока. В каком числе стоит слово ПРАВИЛА?

О чём это нам может говорить?

-Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.

Какие задачи поставим перед собой?    (слайд 2)

ФИЗМИНУТКА (пальчиковая гимнастика)

Записывают в тетради число, записывают слова с комментированием.

Надо слово перенести

Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.

Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово.

Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: ма-сса, мас-са, масс-а…

Да

Как переносятся слова.

Как переносить слова; правила переноса слов.

Во множественном.

Наверное, их много, несколько.

Открыть правила переноса, научиться переносить слова.

4. Открытие «нового» знания

Цели:Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия

Сейчас вы будете работать в группах.  Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль?

У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

А план работы такой.

(слайд 3)

     1. Прочитать слова

     2. Обратить внимание на выделенные буквы

  1. Посмотреть, где стоит знак переноса
  2. Сформулировать правило переноса слов.

Что   должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

Сколько правил у нас получится?

Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.

Слушаем результаты работы групп.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. Слайд 4

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске модель:

О чём говорит эта схема?

Слушаем вторую группу. Слайд 5

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске модель: 

...С — С...

Слушаем третью  группу. Слайд 6

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске:

  ..Ъ-.., …Ь-.., …Й-….

Слушаем четвёртую группу. Слайд 7

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод

Вы согласны с выводом группы?

Фиксируем модель:

Что случилось, почему буква плачет?

Почему изменилось настроение?

Аналогично последнее правило: 1 слог – не переносим Слайд 8

А почему нельзя переносить?

Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.

Правило переноса слов.

Сколько групп, столько и правил

Дети работают в группах и формулируют правило.

Представитель от 1 группы показывает задание.

Все читают слова: то-пор, ка-ран-даш,

 Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.

По слогам!

Показ задания.

Все читают хором слова: кас-са,  тон-на

Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.

Показ задания.

Все читают хором слова: конь-ки, зай-ка, подъ-езд

Выделены Ъ,Ь,Й. знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога)

Показ задания.

Все читают хором слова: Обед, Ещё, краЯ

Выделены слоги О -, Е-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя.

Не хочет стоять одна!

Слово тоже протянуло ей руку, теперь она не одна.

Читаем слова: сОн, тОк, лУк, стрАх.

Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет.

Слова переносятся только по слогам!

5.Реализация построенного проекта:Структу-рирование полученных знаний Цели:Построение нового способа действияСколько правил мы открыли?

Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями.

Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?

Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово.

Фиксирует на доске:

  1. Читаем слово.
  2. Делим на слоги

3. Вспоминаем, какое правило подходит.

4. Записываем

Слайд 9

Почему выделены слова «вспоминаем правило»?

Физминутка  

Проговаривают правила.

Сравнивают с учебником с.21, делают вывод: мы открыли больше  правил.

   

Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный.

 

Можем перенести неправильно

6.Первичное закрепление нового способа действия

Цели:Зафиксировать во внешней речи новое учебное действийВернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока.

Какое было затруднение?

Как же мы перенесём слово масса, которое не вошло в строку?

Слайд 10

Из предложенных слов

Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён.

Выписать:

Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса (но-ты)

Девочкам – слова, которые нельзя переносить.

Выяснение понимания задания

Будут ли у вас одинаковые слова?

Взаимопроверка.

Есть ли у вас совпадения?

Проверить вслух.

Самопроверка Слайд 11

Не могли перенести слово МАССА.

Применяют алгоритм и объясняют перенос.

Дети читают слова и выбирают те, которые нельзя перенести.

нет

Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм.

Применяют правила, объясняют перенос.

7.Рефлексия.Цели:Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельностиКакое открытие мы сегодня сделали?

Для чего нам понадобились эти правила?

Как нам удалось открыть правила.

Что понравилось на уроке?

Оцените себя с помощью таблицы.

Слайд 12

Воспользуйтесь подсказками на экране и на парте (лист самооценки)

Правила переноса слов.

 не смогли перенести слово.

Мы работали в группах, выполняли задание.

Дают словесную оценку и цветовую.

Тема урока: «Секреты загадки»

№ п/п

Сроки

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые

результаты

в соответствии

с ФГОС

Понятия

Предметные результаты

УУД

1– познавательные

2- регулятивные

3 -коммуникативные

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

13

Загадки

Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, формирование эстетического отношения к искусству слова. Воспитание интереса к чтению, к книге, потребности в общении с худ.литературой, развитие нравственных чувств. Приобретение опыта читательской сформированности

Загадки

Тема загадок. Сочинение загадок.

.Подби рать книги соответствии с темой раздела;  обсуждать прочитанное.

Выбирать нужную книгу по заданным параме трам.

Читать известную сказку плавно, целыми слова ми, при повторении — читать выразительно, вос принимать на слух Отвечать на вопросы

Отгадывать загадки на основе ключевых (опор ных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

 самостоятельно оценивать свои достижения.

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Деятельность учителя

Деятельность детей

I..Организационный момент

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутреней потребности включения в учебный процесс.

- Каким вы хотите, чтобы у нас был урок? Поднимите карточку с тем цветом, который у вас ассоциируется с нашим уроком.

( У детей карточки 4 цветов: красный (солнышко) – энергичный , зеленый (травка) - веселый, голубой (небо) – спокойствие, черный (земля) – беспокойность, неуверенность.

II. Работа по теме урока.

Цель: актулизировать мыслительные операции, необходимые для изложения нового материала;сформулировать и согласоватьцели урока, организавать на работу в парах и преодаления трудностей; организовать усвоениение детьми материала.

 1.Речевая разминка.

 Живой букварь.

 Нас в любое время года

 Учит мудрая природа:

 Птицы учат пению,

 Паучок - терпению,

 Пчелы в поле и в саду

 Обучают нас труду.

 И к тому же, в их труде

 Все по справедливости;

 Отражение в воде

 Учить нас правдивости.

 Учит снег нас чистоте.

 Солнце учит доброте,

 Каждый день, зимой и летом,

 Дарит нас теплом и светом.

 И взамен ни у кого

 Не попросит ничего!

 У природы круглый год

 Обучаться нужно.

 Нас деревья всех пород,

 Весь большой лесной народ

 Учат крепкой дружбе.  

 Класс разбит на 5 групп (произвольно). Текст стихотворения разрезан на строчки. Каждая группа получает отрывок стихотворения. Когда группы выполнили задание, учитель просит прочитать свой отрывок. Получается целое стихотворение.

 Учитель открывает на доске исходный текст стихотворения.

 - Прочитайте еще раз стихотворение жужжащим чтением.

 - А теперь выразительно хором.

 - Так чему нас учит природа?

2. Введение в тему.

Кроссворд (работа в группах).

 - Разгадав этот кроссворд, вы узнаете, чему будет посвящен сегодняшний урок.

 1. Комочек пуха,

 Длинное ухо,

 Прыгает ловко,

 Любит морковку.

 2.Хвост пушистый,

 Мех золотистый,

 В лесу живет,

 В деревне кур крадет.

 3. Красногрудый, чернокрылый,

 Любит зернышки клевать,

 С первым снегом на рябине

 Он появится опять.

 4. Мохнатенькая, усатенькая,

Молоко пьет,

 Песенки поет.

 5. Хозяин лесной

 Просыпается весной,

 А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

 6. Кто зимой холодной

 ходит хмурый и голодный?

 7. То рыжая, то серая,

 А названием белая.

На доске учитель открывает слова – отгадки: заяц, лиса, снегирь, кошка, медведь, волк, белка.

 -Посмотрите внимательно на слова кроссворда. Что вы можете о них сказать?

- Чем эти слова отличаются?

 - На какие 2 группы можно разделить данные имена существительные?

На доске учитель вывешивает картинки этих животных и птиц.

 - А какой предмет лишний?

-А какое слово получилось в выделенных клетках кроссворда?

 Итак, тема нашего сегодняшнего урока - «Загадка».

 Русская народная поговорка гласит: «Загадка - ума зарядка»

 - А почему так говорят?

3. Постановка цели.

- А какую цель вы можете поставить для урока.

 4.Работа со словарем.

 -А что такое загадка?

 Чтение читающим ребенком из словаря С.И.Ожегова объяснение слову загадка.

5.Работа с книгами. (По группам)

- Там, где в травах ветер сладкий,

Где за полем бор стеной,

 Собираю я загадки

 В кузовок берестяной.

 Кузовок мой -

 В этой книжке.

 Загляните, ребятишки!

 Учитель берет корзинку. В ней лежат разные книги с загадками. Учитель раздает каждой группе по книге.

 -Вы хотите побывать в лесу? Лес наш непростой, мы сами его создадим и поселим на ней тех птиц и животных, которые будут отгадками на наши загадки.

 1 и 2 группы находят загадки про животных;

 3 и 4гр. - птицы

 Учитель дает время. К доске прикреплен зеленый лист. Если загадку отгадали, то учитель прикрепляет картинку – отгадку. Так заполняется полянка.

 Физминутка.

Стая птиц летит на юг,

 Небо синее вокруг.

 Чтоб скорее прилетать,

 Надо крыльями махать.

 В небе ясном солнце светит,

 Космонавт летит в ракете.

 А внизу леса, поля –

 Расстилается земля.

 Птички начали спускаться,

 На поляне все садятся.

 Предстоит им долгий путь,

 Надо птичкам отдохнуть.

 И опять пора в дорогу,

 Пролететь нам надо много

 Вот и юг. Ура! Ура!

 Приземляться нам пора.

6. Наблюдение за характерными признаками загадки.

 - Отгадывать загадки вы умеете, а сейчас мы попробуем сочинить

 загадку. Но сначала давайте понаблюдаем, как она устроена.

 - На зеленой тонкой ножке

 Вырос шарик у дорожки.

 Ветерочек прошуршал

 И растаял этот шар.

 - Что же это за шар?

 - А он назван в загадке?

 - Название какого предмета заменяет слово одуванчик?

 - Почему вдруг такое сравнение?

 - Какие важные признаки этого предмета указываются?

 - А рифма есть?

 Итак, прочитайте характерные признаки загадки?

7. Продолжи сравнения.

 А теперь попробуем сравнить предмет.

 Луна-...;

 лампочка -...;

 паутина - ...;

 бусина -....

 Теперь не называй предмет, называй только то, на что он похож.

 (Часть загадки записана на доске).

 Рыжая, но не ... .(лиса, гриб – лисичка…).

 Прыгает, но не … (лягушка, зайчик…).

 Маленькая, но не ...(горошина, бабочка…)

 Живет в дупле, но не .... (сова, птица, …)

 - Вот так и составляются загадки.

8. Сочинение загадки.

 - А теперь, используя данную таблицу, давайте попробуем сами сочинить загадку про воробье.

 Фрагмент видеофильма о «воробьишке-хвастунишке».

- А что делает воробей?

 - А кого ест воробей?

-Нос воробья?

 - Вставьте слова в загадку.

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

 Клюй, не робей! Кто это?

 Дети по группам из строчек собирают свой отрывок и карандашом пишут № строчки.

- Учит крепкой дружбе.

 Заяц,

 лиса,

 снегирь,

 кошка,

 медведь,

 волк,

белка.

- Обозначают одушевленные предметы; являются именами существительными; отвечают на вопрос кто?; начинаются с согласной…

-Называют животных и птиц;_эти слова м. р. и ж. р.; есть слова с 2 слогами и 1 слогом; ударение падает на 1слог и на 2; слова заканчиваются на гласную и согласную…)

(Кошка. Все эти животные и птицы живут в лесу, а кошка – домашнее животное; снегирь – птица, остальные животные).

-Загадка.

- голова начала работать

 

-Научиться отгадывать и составлять загадки; находить в книге загадки…)

- Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадать, отгадать загадку. Говорить загадками (намеками, чего-то недо говаривая).

Работают в группах.

Дети в книгах ищут загадки. Потом одна группа читает свои загадки, другие группы отгадывают.

 (Дети машут руками, словно крыльями)

 (Дети машут руками интенсивнее)

(Потягивание – руки вверх

(Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

(Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

 (Дети встают и машут «крыльями»)

 (Дети садятся за столы)

(одуванчик)

(похож на шар)

(на сам цветок)

читают вначале самостоятельно, а потом хором.

1. Предмет не назван. (Назван другой, похожий на него)

 2. Показаны важные признаки.

 3. Рифма.

- мячик

-груша

-сеть

-ягодка

-чирикает, прыгает

-зерна

-клюв

-Воробей

III. Итог. Рефлексия.

Цель:способствовать формированию рефлексии.

 Наш урок подошел к концу.

 - Покажите кружочки. Каким получился урок?

 - Что вам особенно понравилось на уроке?

 - Назовите признаки загадки.

 - Кому все удалось на уроке?

 - А у кого что - нибудь не получилось

Ответы детей

Заключение

 В данной работе мы рассмотрели конспекты уроков: окружающий мир, литературное чтение, русский язык. Дали полное представление о птицах, их отличительных особенностях, умение сравнивать их, высказывать свое мнение, представление о живой природе и отношению к ней.

 Дети были направлены к самостоятельному изучению материала, работа с учебниками, дополнительной литературой.

  Данный материал можно использовать в таких предметных областях, как математика, русский язык, окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача «Кто такие птицы?»

Проектная задача « Кто такие птицы?» Основной замысел задачи: Содержание проектной задачи разворачивается через сюжет исследования мест обитания, на которых проживают разные виды птиц.. Для ...

Проектно-исследовательская работа "Что такое Бенилюкс?"

Проектно-исследовательская работа для 3 класса по теме "Что такое Бенилюкс?"...

проектная работа "Что такое витамины?"

проектная работа "Что такое витамины?"...

Проектная задача "Кто такие насекомые?"

Детям предлагается принять участие в оформлении страниц детского журнала. "Кто такие насекомые?" Результат, который должны получить дети, иллюстрированные страницы детского журнала, в котором с п...

Такие разные часы... Проектная работа 3 класс математика

Проектная  работа по математике на тему "Такие разные часы" 3 класс...

Проектная работа по русскому языку "Имя существительное-такое удивительное"

Проектная работа по русскому языку, выполненная учениками 3 класса...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...