Викторина «Мы всегда в ответе за всех, кого приручили»
занимательные факты (3 класс) на тему

Эта викторина направлена на воспитание бережного отношения к природе, чувства ответственности за природу. В ней использованы видеоролики «Игры домашних животных», презентация «Домашние животные».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_my_v_otvete_za_tekh_kogopriruchili.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Мы всегда в ответе за всех, кого приручили»

Цель: воспитание бережного отношения к природе, чувства ответственности за природу.

Оборудование: видеоролики «Игры домашних животных», презентация «Домашние животные».

...Ибо животных не следует мерить людской меркой.

Эти законченные и совершенные творения обретаются

 в мире более древнем и совершенном, чем наш, одаренные

 продолжением тех чувств, которые мы утратили или

никогда не имели, живущие голосами, которых мы никогда не услышим.

Они не братья нам, они и не подчиненные,

они — другие нации, попавшиеся вместе с нами в сети жизни

 и времени, разделяющие с нами узы великолепия и трудов земли.

Генри Бестон

Учитель: (на фоне видеофрагмента)

 «Братья наши меньшие» - эти слова мы часто говорим снисходительным тоном, не задумываясь о том, что они тоже же живых существах, как и мы с вами. Поэтому мы с вами поговорим сегодня о животных, и не просто о животных, а о Животных с большой буквы. О тех, кто порой ценой собственной жизни дает нам жизнь и здоровье, кормит и одевает нас, помогает преодолевать расстояния и открывать новые земли. О тех, кто просто живет, рядом с нами и своим присутствием приносит счастье и радость в наш дом.

Да, они живут рядом. Не потому, что человек «покорил» их. Их невозможно покорить, как невозможно было покорить дикую лошадь-тарпана, и могучего красавца тура — прародителя нашего домашнего скота, — и многих других, так и не подчинившихся воле человека. Они просто ушли — теперь их нет на Земле.

А те, что живут с нами, пришли не потому, что не могут существовать без человека. Посмотрите, как прекрасны и свободолюбивы дикие лошади, как легки и грациозны дикие козлы и величественны дикие быки. Человек им не нужен, им хорошо в их доме — в Природе.

Тогда почему эти прекрасные создания предпочли лес, степь и луг — стойлу и домашнему подворью? Они отзываются на добро и за добро платят тем же.  Вот почему они здесь.

Будут ли собака или лошадь слушаться злого и неуравновешенного хозяина, который не ухаживает за ними, а бьет и ругает? Нет, конечно. Животное должно уважать своего хозяина. А уважают  лишь  сильного,  доброго  и  справедливого.

Вспомните, как горько и жалко бывает умершего у тебя на руках хомячка или птичку, любое другое существо, жившее в твоем доме. Всегда грустно и больно, когда уходит чья-то жизнь, но во много раз больней, если это случилось по твоей вине. Если не почистил вовремя клетку, не дал воды, не заметил, как подкралась болезнь...

Слова А. де Сент-Экзюпери: «Не забывай, ты всегда в ответе за всех, кого приручил», — повторяют теперь так часто, что, возможно, стал теряться их смысл. Но давайте вдумаемся в слова Лиса Маленькому Принцу: «Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня один в целом свете... Моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом — смотри. Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница! Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля мне ни о чем не говорят. И это грустно. Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне про тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...»

Да, они уже нуждаются в нас, те, кого мы приручили. И мы, действительно, за них в ответе. Ведь любить животное — это не только ласкать и гладить его. Любить животное по-настоящему — это, прежде всего, уметь за ним ухаживать, знать его

Из сегодняшней викторины  мы узнаем много нового и интересного о домашних животных.

Стою и гляжу на корову.

Корова глядит на меня.

Вот зубы оскалила снова,

Как будто смеётся, дразня.

Ну,  что здесь такого смешного?

И снова,  взглянув на меня,

Стоит, ухмыляясь,  корова,

Жуёт колосок ячменя.

ПОДВОРЬЕ

1. Почему корова все время жует?        

(Корова питается грубой растительной пищей, которая состоит из трудно перевариваемой клетчатки. Проглоченная коровой пища из желудка отрыгивается в рот и вторично пережевывается. Такая пища называется жвачкой, и корова жует ее постоянно, даже находясь в стойле)

2. Почему говорят, что «молоко у коровы на языке»?

(Удой коровы во многом зависит от количества и качества съеденного корма. Важно не только то, чтобы корм был вкусным, но и чтобы коровы много и охотно пили).

3. Различают ли быки  цвета?

Цветовое зрение у быков, как и у большинства  млекопитающих, развито слабо

4. Сколько лет живут лошади?

Средняя   продолжительность   жизни   лошади около 55 лет.

5. Как коза предупреждает козлят об опасности?

Коза издает тревожное блеяние и часто постукивает  копытами.

6. Для чего раньше рыбаки брали с собой в лодку свинью?

Как и ее дикие предки, свинья прекрасно ориентируется даже на незнакомой местности. Раньше рыбаки использовали эту ее способность. Свинью брали с собой в лодку, и если возвращались домой в туманную погоду, выпускали животное за борт. Свинья безошибочно плыла к берегу, а рыбаки за ней.

7. Для чего свиней рекомендуется выгонять на вспаханное поле и поля, находящиеся под паром?

Свиньи поедают различных личинок, слизней, жуков, корневища сорняков и тем очищают почву от многих сельскохозяйственных вредителей. А роя пашню, они еще сильнее разрыхляют  землю

8. Почему поросята, заслышав хрюканье свиньи, со всех ног бегут к ней?

Молоко у свиньи выделяется не постоянно, а порциями, примерно через час. Оно появляется во всех сосках сразу, но всего на одну минуту. Перед тем как ему появиться, свиноматка часто хрюкает. Заслышав материнское хрюканье, поросята спешат к ней, чтобы успеть получить свою порцию молока. Опоздавшим придется ждать следующего  «сеанса».

9. Кто такие бройлеры, и чем они отличаются от других кур?

Порода мясных кур. Они крупнее обычных кур.

10. Умирают ли пчелы после укуса?

Умирают, так как жало приспособлено только жалить насекомых.

Едва мы чуть-чуть обогнали мартышку

К высотам прогресса направив шаги,

За нами сейчас же помчались вприпрыжку

Мордочка, хвост и 4 ноги.

Порой с пути нам случается сбиться,

Кругом темнота и не видно не зги,

Но нам не дадут насовсем заблудиться

Мордочка, хвост и четыре ноги.

Пусть в чаще свирепые хищники воют.

Тебе не страшны никакие враги.

Не бойся! Мы рядом! Тебя успокоят

Мордочка, хвост и четыре ноги.

А если порой тоска тебя гложет,

Бывает такая тоска, хоть сбеги.

Поверь, что никто тебе так не поможет

Как мордочка, хвост и четыре ноги.

Домашние любимцы

1. Как себя вести с незнакомой собакой

Если собака не на поводке, а хозяина поблизости не видно, постарайтесь не показать ей что вы напуганы. Не смотрите в глаза – признак агрессии. Никогда не пытайтесь убежать от собаки. Все движущиеся предметы действуют на нее возбуждающе, вызывая желание догнать и схватить добычу. Она также может подумать, что вы с ней играете, и, догнав, укусит.

2. Каких собак используют для спасения людей: в  снежных  завалах?

Сербернаров. Барри – 40 человек спас

3. Нужно ли купать кошку?

Нет. Обычно кошки очень чистоплотны и их слюна защищает их от бактерий и паразитов

4. Сколько лет живут кошки?

До 20 лет

5. Для чего хомячкам объемные защечные мешки?

Переносить пищу

6. Почему  белку  нельзя ловить за хвост?

Шкурка легко срывается с хвоста и больше не отрастает. Зверек останется с лысым хвостом

7. Для чего горняки берут с собой в забой канарейку?

Канарейка чувствует рудные газы и предупреждает горняков.

8. Как научить говорить волнистого попугайчика?

Быть добрым и терпеливым, заниматься лучше несколько раз в день,  терпеливо повторяя слово

9. Как  отличить  сухопутную  черепаху от водной?

По конечностям

10. Могут ли животные  заразиться  от человека  гриппом?

Да, могут

Если где-то нет кого-то,

Значит,  кто-то где-то есть.

Только где же этот кто-то

И куда он мог залезть?

Загадочный зверинец

  1. Две тарелки с пешеходом

 Шли по лесу тихим ходом.   (Черепаха.)

2. Кто таков: Под шубой плов?  (Баран.)

  1. В той команде, сплошь овечьей,

Пастуху заняться есть чем!    (Отара.)

4. В сказке в лес она ходила, После волка победила, Деткам жизнь своим спасла, Молочка им принесла.   (Коза.)

5. Ходит бочка, хвост крючком, Роет землю пятачком.   (Свинья.)

6. Рыжий молокозавод

    День жует и ночь жует:

    Ведь траву не так легко

    Переделать в молоко.      (Корова.)

7. С одной коровы — два ведра, Чуть меньше от другой. А их отдачу молока Мы назовем ...    (удой).

8. Отгадай в ответе слово,

Чем бодает нас корова?   (Рога.)

9. Отличный мастер в беге он, Им восхищен весь ипподром. Но приз наезднику дадут, Его ж в конюшню отведут.   (Конь, рысак.)

10. На лугу пасется стадо Не коровок, а лошадок.   (Табун.)

11. В этом доме спят на соломе, Едят стоя сено сухое.   (Конюшня.)

12. Прогоняем его прочь, Если черен он, как ночь, А ведь нас не обижал, Просто путь перебежал.   (Кот.)

Биологические шарады

1. С буквою «Р» — в саду расцветает,  тех, кто не ест, с буквой «К» — забодает.

Р

к

(Роза Коза)

2. С буквой «Р» — вас сыпью награждает, с буквой «Н» — на скачках побеждает.

р

н

(Корь Конь)

3. С буквой «И» — фонтан пускает, сливки с буквой «О» лакает.

И

О

(Кит Кот)

4. С буквой «Р» — с овцы стригут, в нити прочные прядут. А без «Р» — нужна для счета, цифрой быть — ее работа.

р

ш

 (Шерсть Шесть)

Фольклорная биология

1. Какое животное пробегает между поссорившимися людьми?

 (Кошка. Какая кошка между вами пробежала?)

2. Древние римляне в таких случаях говорили: там лежит заяц. А что же говорим мы? (Вот где собака зарыта. О скрытых до поры причинах необъяснимых поступков, событий.)

3. Кто скребется на душе?

(Кошки)        

4. Кто гладок оттого, что поел и на бок?

(Кот)

5. Какой корове бог не дает рога?

(Бодливой)

6. Какая птица, согласно народной поговорке, должна клюнуть человека, чтобы он начал проявлять повышенную активность?

(Жареный петух)        

Угадай - ка

Лошадь – борода козлиная, хвост и вымя коровьи, а гривы нет

Свинья – хвост и грива – лошади, вымя, собачий нос, мягкие лапки.

Раз первобытные дети пошли в первобытный лес.

И первобытное солнце глядело на них с небес.

И встретили дети в чаще

Неведомого зверька,

Какого еще не разу не видывали пока.

Сказал первобытный папа:

«Что ж, поиграйте с ним.

Когда он станет побольше,

мы вместе его съедим».

Ночь. Первобытные люди

Спят первобытным сном.

А первобытные волки

Крадутся во мраке ночном.

Беда первобытным людям

Во сне беззащитным таким.

Как часто звериное брюхо

Могилой делалось им.

Но, злых людоедов почуяв,

Залаял отважный зверек.

И этим людей первобытных

От гибели он уберег.

С папой ходить на охоту, он начал

Когда подрос.

Так другом стал человеку

Веселый и верный пес.

Так ли это было или нет, но приручение и одомашнивание диких животных началось в глубокой древности и продолжается до сих пор. С совершенствованием средств и техники охоты количество диких животных вблизи поселений человека стало быстро уменьшаться, и более надежным источником пищи стали прирученные животные. Заметив, что прирученные животные приносят пользу, человек стремился разводить их, переходя от приручения к одомашниванию. Сначала одомашненные животные служили только источником пищи, позже они стали верными помощниками человека. Одомашнивание диких предков современных сельскохозяйственных животных началось 10—15 тыс. лет   тому   назад.

Домашние животные резко отличаются от своих диких предков внешним видом и поведением. Они потеряли многие инстинкты, которые помогали им выжить в природе, поэтому возврат к> прежнему, дикому образу жизни для многих из них невозможен.

К домашним животным в настоящее время относят крупный рогатый скот, овец, коз, свиней, 'северных оленей, верблюдов, лам, альпак, буйволов, яков, лошадей, ослов, собак, кошек, кроликов, гусей, уток, индеек, цесарок, голубей, пчел, тутового шелкопряда, карпа, аквариумных рыб, хомячков и морских свинок. На стадии одомашнивания находятся олени (марал, пятнистый олень), лось, антилопа канна, а также пушные звери (нутрия, соболь, норка, песец, лисица).

Предками крупного рогатого скота были дикие туры — крупные быки с мощными рогами. Их одомашнивание началось примерно 8 тыс. лет назад. Не без помощи человека туры вымерли уже к 1627 году. Из ближайших сородичей крупного рогатого скота наибольшее хозяйственное значение имеют буйволы, зебу и яки. Предком буйвола ученые считают древнего индийского буйвола — арну, а предком зебу видного скота — одну из   разновидностей   быка-бантенга.

Сначала крупный рогатый скот разводили ради мяса и шкур. Потом буйволов стали впрягать в плуг и перевозить на них грузы. И лишь около 2800 лет назад в Древней Греции коров стали доить и получать от них вкусное и питательное молоко.

Одногорбый и двугорбый верблюды произошли от двух разных диких видов. Двугорбый верблюд одомашнен сравнительно недавно, во втором тысячелетии до нашей эры. Предком этого вида был дикий двугорбый верблюд, сохранившийся до настоящего времени в Центральной Азии. Впервые он был обнаружен Н. М. Пржевальским в 1877 году. Предок одногорбого верблюда точно неизвестен. Диких животных этого вида в настоящее время нет. Полагают, что дикий одногорбый верблюд водился в Аравии.

Древнейшими сельскохозяйственными животными считаются козы и овцы. Козы были одомашнены раньше овец. Останки прирученных коз находили в древних поселениях человека неолитического периода. Происхождение у них смешанное. Основными родоначальниками современных коз считаются безоаровые козы, обитающие в горных районах Закавказья, Туркмении и Ирана, а также винторогие   гималайские   козы.

Домашние овцы произошли от диких горных баранов — муфлонов, архаров и аргали, которые были одомашнены более 8 тыс. лет тому назад. Европейские овцы произошли от муфлона, обитающего на островах Средиземного моря. Аргали и архары — родоначальники азиатских овец. Аргали  обитает  в  высокогорных  районах  Тянь-Шаня,

Саянских гор и Камчатки. Архар — дикий баран, обитающий в горах Средней Азии.

Домашние свиньи произошли от европейского и азиатского кабана. Общение народов Европы и Азии привело к смешиванию азиатских и европейских свиней.

Диким предком современных лошадей считают лошадь Пржевальского, сохранившуюся до наших дней в Монголии, и тарпана, который обитал в Европе до середины XIX века.

Родственники лошадей ослы ведут свое начало от диких ослов Средней Азии, Ближнего Востока и Африки.

Родоначальник домашних кроликов — дикий кролик, который и поныне обитает в Северной Америке и Южной Европе.

Домашние куры произошли от диких банкивских кур, которые и сейчас живут в Индокитае и Индостане. В Европу домашние куры были завезены за 500—400 лет до н. э. из Персии (Ирана) под названием   «персидские птицы».

Домашние гуси (кроме китайских) произошли от дикого серого гуся, обитающего в Европе; китайские гуси — от гуся-сухоноса, обитающего в Азии. В Европе гусь был первой домашней птицей.

Домашние утки произошли от широко распространенных диких кряковых уток. В Европе утки приручены в I в. н. э. В Америке, еще до открытия ее Колумбом, были одомашнены местные мускусные утки. Индейки одомашнены в Мексике, и в начале XVI века их завезли в Испанию. Цесарок впервые одомашнили в Африке.

Собака была первым животным, которое одомашнил человек. Это произошло около 15 тыс. лет назад, о чем свидетельствуют археологические находки. Предками собак были волки и шакалы.

Кошка была одомашнена в Древнем Египте, где почиталась  как  священное  животное-

Из полутора миллионов видов животных земного шара человек одомашнил и приручил около 40 видов. Возможно, что в будущем этот список пополнится. И заботиться о них придется вам — юным   любителям   природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира " 2 класс (ПНШ)"Мы в ответе за тех, кого приручили"

Урок окружающего мира для 2 класса по УМК " Перспективная начальная школа"...

Классный час " Мы в ответе за тех, кого приручили"

Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы могутсказать Человеку: «Эта Земля и моя».     Сегодня мы поговорим только о тех жи...

Внеклассное мероприятие "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Это внеклассное мероприятие о домашних питомцах....

"Мы в ответе за тех, кого приручили." И.Пивоварова "Всех угостила". С.Михалков "Зяблик". Н.Сладков "Без слов".

Цели: познакомить с произведениями И.Пивоваровой, С.Михалкова, Н.Сладкова о животных; прививать интерес и любовь к чтению таких произведений; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить о...

Классный час по теме «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…». 4 класс.

Форма: час общенияВид деятельности: дискуссияМетоды: объяснительно- иллюстративный,  словесный, наблюдение, анализ, синтез, самооценка.Стиль взаимоотношений: демократическийРоль педагога: ведущая...

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». (Волонтёрская деятельность. Проектная деятельность. Помощь животным.)

Исследование, целью которого было узнать, откуда берутся бездомные животные в посёлке Тульском и найти оптимальные пути решения проблемы бездомных животных....