Статья «Роль экологии в воспитании подрастающего поколения»
статья на тему

Кумачева Любовь Васильевна

Статья предназначена воспитателям групп продленного дня.  В ней раскрывается опыт работы по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ekologii_v_vospitanii_podrastayushchego_pokoleniya.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы   лицей №1451 (коррекционное отделение)

Статья

«Роль экологии в воспитании подрастающего поколения»

                                               Воспитатель ГПД

Кумачева Любовь Васильевна

Москва 2014

Решение экологических проблем следует искать,  прежде всего, в области культуры природопользования людей. Недалек тот день, когда будущее окажется  в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей во  взаимоотношениях с природой.

Нынешний XXI  век наречен мировым сообществом «столетием окружающей среды». А это означает, что экологический диктат будет  определять и экономику,  и образование, и культуру.

Экология это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Обычно родители  под  «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе.  Действительно - это составная часть такого воспитания. Но нередко приемы, которые воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например,  в неволе содержат морских свинок, хомячков, попугаев без должного ухода, животные страдают. А дети  привыкают не замечать их мучений. Или, летом дети собирают цветы,  ловят бабочек,  стрекоз,  других насекомых.  Для детей это летняя забава, для родителей некоторый отдых, ведь дети заняты делом. Возвращаясь с таких прогулок, дети зачастую выбрасывают букетики цветов. Очень часто и мы, педагоги, читаем стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению.

Например:

Ходим, ходим по лужку,  

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет.

Замечательный букет. ( М.Бычкова)

Я кузнечика словил,

В банку с травкой  посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит. (В.Митько)                        

Вот такие «шедевры»  преподносит нам литература.  А между тем стали редкими многие обычные  растения и животные. Взрослые, которые повинны в экологических бедах когда-то тоже были детьми. Надо задуматься, а что будет потом?

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним подразумевается. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего,  воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Важно сформировать у детей потребность в изучении природы.

Цель работы - раскрыть сущность экологического воспитания школьников.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

  • Развитие познавательного интереса к миру природы.
  • Воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.
  • Раскрыть эстетические свойства природы.
  • Привитие природоведческого навыка.

Экологическое воспитание должно учить понимать и себя.  И все, что происходит вокруг. Формы и методы работы разнообразны. В классе много самых разных комнатных растений. Оснащая природную зону, необходимо использовать  принцип: один вид растений  от двух до трех различий. (Например: бегония, фикус, плющ и т. п.)

Такой подход позволяет использовать прием анализа - синтеза в сравнении и изучении многообразие флоры, обогащает словарь учащихся. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития учащихся.

Тематика клубных часов:

  • Беседа «Наши друзья – деревья»
  • Плодовые деревья и кустарники.
  • Фрукты - радость для ребят.
  • От зернышка к хлебушку.
  • О культуре  поведения в природе.
  • Любите нас добрые люди.
  • Вода  - наше богатство.
  • Наша матушка -  земля

Продуманная организация  клубных часов,  наблюдений развивают у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира, обогащают и активизируют словарь обучающихся. Одна из задач эколого-эстетическое воспитание учащихся. Дети видят, что в классе уютно, потому что много растений. К 8 Марта выращивают в подарок маме растение, рассаду для школьных цветников, которые весной высаживают.  Немаловажная роль отводится  тому, чтобы используя различные материалы (бросовые) дать вторую жизнь предметам. Например, из пустых пластмассовых бутылок  изготовить  «Дворец  Снежной Королевы», «Дворец Золотого петушка», баночки,  бутылочки различной  формы превращались в вазочки, лоскутки; ниточки, веревочки - в цветы; старые журналы в веселых кукол.

Игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей. Например, игры:  «Не сорока, не ворона», «Десять птичек - стайка», «Прилетели птицы» и  т.д.

Главное - воспитатель должен творчески подходить к своей работе, привлекать родителей к совместной деятельности .Очень важно , чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и  человечество из того катастрофического состояния,  в котором они пребывают сейчас.

Используемая литература

  • Н. С. Дежникова, Л. Ю. Иванова, Е. М. Клемяшова, И. В. Снитко, И. В. Цветкова «Воспитание экологической культуры у детей и подростков». Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.
  • А.П. Молодова « Беседы с детьми о нравственности и экологии»,  издательство: Асар, 2002
  • А.П. Молодова «Экологические  праздники для детей», Учебно  –  метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – Мн.:   Асар, 1997. – 128с., ил.
  • А.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми», Учебно  –  метод.   Пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн.: Асар,  1999.  –   128с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль отца в воспитании подрастающего поколения.

В работе раскрывается роль отца в воспитании детей в семье....

Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Хранителями Памяти всегда были и остаются музеи, среди которых достойное место занимают школьные музеи. И пусть они не так солидны, как государственные центр...

Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании целостной личности. Какие существуют проблемы духовно-нраственного воспитания....

Исследовательская работа Тема: Роль ветеранов Великой Отечественной войны- педагогов Усть-Джегутинской школы в воспитании подрастающего поколения

Тема: Роль  ветеранов Великой Отечественной войны- педагогов Усть-Джегутинской школы в воспитании подрастающего поколения...

Роль литературы в воспитании подрастающего поколения.

Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.Литература помогает нам увидет...

Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в воспитании подрастающего поколения

Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в воспитании подрастающего поколения...

Роль танца в воспитании подрастающего поколения

Образовательная область “Искусство” в современной школе представлена тремя предметами: музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культура. Архитектура, театр, кино, другие...