XXI век. Роль школы в формировании личности
статья по теме

Мои размышления о роли школы в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 21_vek.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

XXI век. Роль школы в формировании личности

Я мыслю себе XXI век как век гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести - вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке. Не только русским, конечно, но особенно русским, потому что именно это мы в значительной мере потеряли в нашем злополучном XX веке.

Д.С. Лихачев[1]

Школа сегодня играет важнейшую роль в формировании личности и нравственном развитии человека, а значит, во многом влияет и на то, какие цели, ориентиры будут стоять перед будущим поколением. Особенно ярко тесная взаимосвязь стратегических целей образования с проблемами развития российского общества прослеживается через призму последних изменений законодательства в сфере образования. Так, Национальная доктрина образования Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751) в числе первоочередных задач, возлагаемых на современную образовательную систему, называет обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, а также создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития. Впервые за последние десятилетия на законодательном уровне было уделено столь широкое внимание вопросам культуры и нравственности в образовании, как на факторы, оказывающие непосредственное влияние на экономическую и политическую обстановку в государстве.

Таким образом, на современную школу сегодня возлагается не только образовательная функция, но и задача по воспитанию в подрастающем поколении духовных, нравственных и гуманитарных основ. Для реализации поставленных задач, на мой взгляд, необходим целый комплекс мер. Прежде всего, пристальное внимание нужно обратить на развитие гуманитарных дисциплин. Сегодня часто такие предметы как история или литература, не говоря уже о мировой художественной культуре, изобразительном искусстве или музыке, рассматриваются учениками, родителями, а нередко и самими учителями, как второстепенные предметы, необходимые только гуманитариям, при этом ведущая роль отводится – математике, физике, иностранным языкам. Но ведь знание собственной истории, умение отличить классицизм от барокко, поэзию А.С. Пушкина от Б.Л. Пастернака – это не вершины искусствоведения или филологии, это тот набор минимальных знаний, которым должен обладать любой интеллигентный человек, независимо того, кто он по складу ума – математик или гуманитарий.

Отдельно хочется отметить, что особенно остро сегодня стоит вопрос исторической преемственности поколений. Согласно данным социологического опроса, проведенного Московским гуманитарным университетом под руководством профессора И. М. Ильинского, сегодня четверть опрошенных студентов не знают о Курской битве, битве за Сталинград, битва за Москву и битва за Ленинград известна лишь половине опрошенных (54%). А 13%  вообще не знают, участвовал ли кто-то из их родственников в Великой Отечественной войне или нет[2]. Так чему же мы удивляемся, когда в странах бывшего постсоветского пространства сносят памятники русским солдатам или устраивают чествование ветеранов СС? Если наши собственные дети не помнят и не знают где и за, что погибли их деды прадеды.

Д.С. Лихачев однажды сказал: «Тот, кто не интересуется историей, прошлым, обедняет свое настоящее, будущее. Прошлое же – это гигантская кладовая культуры, доступная каждому, кто захочет обогатить свое настоящее и обеспечить будущее»[3]. Люди, которые не знают и не помнят своей истории – это слабый народ, только оценив и осознав прошлое можно бесстрашно смотреть в будущее. Именно поэтому память о событиях Великой Отечественной войны, а также других важнейших этапах отечественной истории должна свято чтиться нашими детьми и передаваться через поколения.

Безусловно, что одна только школа не в состоянии обеспечить реализацию всех обозначенных выше проблем. Для этого необходим целый комплекс мер, принимаемых на основе детально проработанной государственной программы совершенствования и реформирования образовательной системы. Помимо школы в этом должны быть задействованы и другие учреждения, в частности, важную роль играют дома детского творчества, школы искусств, детские спортивные школы, школьные спортивные клубы и секции. Отдельно хочется отметить необходимость сотрудничества школ с различными учреждениями культуры – музеями и театрами. Это будет способствовать не только общему развитию ребенка, но и в целом повышению культурно-нравственного уровня российского общества.

И, конечно же, важнейшую роль в развитии ребенка играет семья. Какие бы идеальные условия не были созданы в образовательном учреждении, основы нравственности закладываются именно родителями. С детьми нужно разговаривать, для того, чтобы ребенок учился мыслить, малышей нужно водить в музеи – для того, чтобы воспитывать хороший вкус, чтобы, будучи уже взрослым человек мог отличить подлинно настоящие стоящие вещи от дешевых подделок.

Культура и искусство – это удивительные явления, они способны очищать человека, делать его добрее, светлее и милосерднее. Как мне кажется, нам очень не хватает этих качеств и хочется верить, что в наших детях их будет немного больше, чем есть сегодня в нас.

Список использованной литературы

  1. Лихачев, Д. С. Об интеллигенции: Приложение к альманаху "Канун". Вып. 2 / Д. С. Лихачев; Российская Академия наук; Институт русской литературы (Пушкинский дом); ред. И.И.Шефановская. - СПб.: Русские самоцветы, 1997. – 445 с.

  1. Лихачёв, Д. С. Раздумья / Д. С. Лихачёв ; сост. и общ. ред. Г. А. Дубровской. -

М. : Детская литература, 1991. - 318 с.

3. Социологическое исследование «Отношение современной российской молодежи к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне» [Электронный ресурс]. – URL : http://iedtech.ru/resources/inquiries/great-patriotic-war-youth-survey. (дата обращения – 22.11.2014).


[1] Лихачев Д. С. Об интеллигенции: Приложение к альманаху «Канун». Вып. 2. СПб. : Русские самоцветы, 1997. С. 377.

[2] Социологическое исследование «Отношение современной российской молодежи к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне» [Электронный ресурс]. URL : http://iedtech.ru/resources/inquiries/great-patriotic-war-youth-survey. (22.11.2014).

[3] Лихачев Д. С.  Раздумья. М.: Детская литература, 1991. С. 154.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника»

Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком м...

Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация

Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....

Роль семьи в формировании личности

Тематическое родительское собрание...

"Роль семьи и школы в формировании личности младшего школьника"

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Взаимоотношения семьи и школы очень  важен для жизни ребенка. Именно в школе у ребенка появляется шанс...

Тема: Роль семьи и школы в формировании личности ребенка.

Выступление на родительском собрании...

Родительское собрание в 3 "а" классе на тему : "Роль семьи и школы в формировании личности ребёнка"

Данный материал может быть использован на родительском собрании в начальной школе....