"Умники и умницы"
рабочая программа (3 класс) по теме

Корнева Любовь Ивановна

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" разработана в соответствии с:  

  • законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • типовым положением об общеобразовательном учреждении;
  • федеральным государственным образовательным стандартом;
  • программой формирования общеинтеллектуальных умений;
  • методическими рекомендациями по развитию дополнительного образования детей в ГБОУ школе 454; 
  • письмом Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
  • санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в  общеобразовательных учреждениях;
  • уставом ГБОУ школы 454.  

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей" для 3 "В" класса "Умники и умницы" является подпрограммой общеинтеллектуальной направленности.

Программа составлена с использованием методического пособия Е.В Языкановой "Развивающие задания" (тесты, игры, упражнения) Л.В. Мищенковой "36 занятий для будущих отличников", а так же методического пособия Элиасберг Н.И. "Я и мой мир", "Учимся думать  себе и о других".

Общая характеристика

Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.

В концепции федерального государственного стандарта в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Курс «Развитие познавательных способностей" нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы. 

Курс  представляет собой комплекс специально разработанных занятий, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию. Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса:

  • обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка;
  • безотметочная система обучения;
  • обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа;
  • использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Основные цели и задачи

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

  1. Развитие познавательных способностей младших школьников.
  2. Развитие творческих способностей младших школьников.
  3. Расширение кругозора учащихся.
  4. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
  5. Формирование стремления учащихся к личностному росту.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа

Рабочая  программа составлена на 136 часов в год, 4 часа в неделю. В соответствии с планом работы школы по внеурочной деятельности, с санитарными нормами одно занятие длится 45 минут.

Обоснование внесённых изменений и дополнений

Учитывая специфику класса, при написании рабочей программы, были внесены дополнения в текст рабочей программы. Изучение курса было расширено  до 136 часов в год  (4 часа в неделю), так как было увеличено количество уроков для изучения трудных тем, добавлен  цикл  занятий "Учимся думать о себе и о других", направленных на воспитание у детей чувства ответственности за свое поведение и знание нравственно - правовых норм. Современный ребенок должен быть не только интеллектуально развит. Актуальным становится гражданское образование, ориентированное на обращение к гражданским чувствам, нравственным ценностям, значимым для россиян как носителей исторической традиции, осознающих свое место в стране и современном мире, воспринимающих идеи и механизмы гражданского общества и правового государства.

Для достижения данных задач использованы  разнообразные формы работы:

  • игры;
  • кроссворды;
  • тесты;
  • алгоритмы;
  • ситуативные задачи;
  • анализ конкретных ситуаций.

Основное содержание

Содержание курса: интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

Содержание

  1. Слово «Родина». Большая Родина и малая родина, Государственная власть и символы.
  2. В кругу семьи. Понятие «фразеологизма». Фразеологизмы о семье. Криптограммма. Как читать криптограммы. Как восстанавливать загадки.
  3. Все мы люди разные. Польза овощей. На какие группы распределяют все овощи (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные).
  4. Дело было в Лукоморье. Фразеологизм «курам на смех». Как развивать артистические способности.
  5. В космическом пространстве. Просмотр видеофильма о космосе и космонавтах его анализ. Как оказывать элементарную первую помощь при незначительных травмах
  6. Старичок-боровичок. Что такое « воображение» и его значение в жизни человека. Цитаты из стихотворений. Что такое «фауна»? Вредное влияние никотина на организм.
  7. Кот в мешке. Фразеологизм «кот в мешке». Правила поведения около водоема, на льду
  8. Поговорим о поведении. Что такое « Этические нормы поведения»? Как их соблюдать? Безопасное поведение в бассейне и стили плавания.
  1. Литературная угадай-ка. Понятие литературы и литературных игр. Литературные игры. Водные виды спорта.
  2. Береги здоровье. Организация исследования «Здоровый образ жизни».
  3. О воде. Организация исследования «Такая разная вода» использованием цифровой лаборатории. Простейшие приемы оказания помощи при утоплении.
  4. Спешим на помощь Кузе. Играем в интеллектуальные игры.
  5. Поэтическая карусель. Понятия «поэзия» и «поэт». Играем в литературные игры. Опасные ситуации на дороге, ПДД.
  6. Арт-студия. Ролевые игры. Виды транспортных средств.
  7. Зима в загадках. Игры и задания на смекалку. Безопасность при любой погоде.
  8. Подарки Деда Мороза. Занимательные игры и задания на развитие внимания, мышления, воображения и зрительной памяти. Причины детского дорожно-транспортного травматизма.
  9. Что мы знаем о деревьях. Организовать исследовательскую работу «Природа вокруг нас» с использованием цифровой лаборатории
  10. Поговорка-цветочек, пословица-ягодка. Жанровые особенности пословицы и поговорки.
  11. «Репка» на новый лад. Ролевые игры
  12. Любопытные факты из жизни животных. Организовать исследовательскую работу «Домашние любимцы и комнатные растения» с использованием цифровой лаборатории. Безопасное поведение при встрече с бездомными собаками.
  13. Школа искусств. КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела»
  14. Спешим в школу искусств. Мини-проекты. Правила обеспечения сохранности личных вещей.
  15. Куклы в нашей жизни. Работа с презентацией « Какие бывают куклы». Правильное поведение при встрече с незнакомыми людьми.
  16. Золотой дождь. Познакомить учащихся со значением фразеологизма «пятое колесо в телеге».
  17. Лента занимательных заданий. Занимательные задания и игры по сказкам Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
  18. Клуб любителей русского языка. Работа с памятками для создания мини-проектов по русскому языку. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).
  19. В царстве Лешего. Подготовить темы и памятки для создания мини-проектов по русскому языку. Безопасное поведение при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами.
  20. Геометрический калейдоскоп. Вопросы-шутки. Практическую работа по разрезанию квадрата на 4 равные части и составление из частей 2-х квадратов. Как правильно переходить дорогу (экскурсия).
  21. Магазин головоломок. Отдел художественной литературы. Сказки А. С. Пушкина герои его сказок.
  22. Магазин головоломок. Отдел кулинарии Отдел флоры и фауны. Понятие «акростих». Задания на развитие нестандартного мышления, конструкторских способностей.
  23. В поисках цветка папоротника. Интеллектуальные и логические игры
  24. Классификация. Образование новых слов.
  25. Анаграммы. Найди слово в слове.
  26. Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.
  27. «Допиши по аналогии». Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.
  28. «Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру». Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.
  29. Спеши делать добро. Беседа. Игра в пословицы.  Доброта, отзывчивость, скромность. Игра «Продолжи сказку».
  30. Поможет ли нам обман. Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Неправда – ложь» в пословицах и поговорках. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Обсуждение пословиц о правде и лжи.
  31. Я принимаю подарок. Беседа. Игра «Закончите предложение».  Анализ ситуации в стихотворении Г Остера «Если ты пришел на елку…» и Н. Носова «Письмо Незнайки». Составление памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности».
  32. Я дарю подарки. Беседа. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик нарядный в гости идет» .
  33. Наказание. Ситуативные задания.
  34. Ответственное поведение. Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал». Б.  Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми».
  35. Как вести себя в театре, кино и школе. Беседа. Анализ ситуации в стихотворении А. Барто «В театре». Игра «Найди правильный ответ». Беседа «Правила поведения в общественных местах, в школе, на игровой площадке».
  36. Умеем ли мы вежливо обращаться. Беседа. Игра «Комплимент». Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах. Беседа по теме. Игра «Телефон».  Составление  памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент».
  37. Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом. Беседа. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Чтение и анализ  отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Игра «Продолжи предложение». Анализ ситуации в стихотворении А. Шалыгина «Настроение упало». Игра «Любит - не любит».
  38. На войне как на войне. Подготовка плаката «Спорь, доказано!» Инсценировка произведения В. Осеевой «Какой день?».


Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД: 

  • умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
  • умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости 

Регулятивные УУД:

  • умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: 

  • развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы;
  • планирование своих действий под руководством учителя;
  • приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД:

  • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
  • способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
  • Формирование рефлексии. 

Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования. 


 Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учащихся:

  • 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2013. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
  • Развивающие задания: тесты, игры, упражнения/ Е.В. Языканова. - М.: Экзамен, 2013
  • Учимся думать о себе и о других / Элиасберг Н.И.

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 3 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2013.
  2. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения/ Е.В. Языканова. - М.: Экзамен, 2013
  3. Учимся думать о себе и о других / Элиасберг Н.И.
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
  5. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] /2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] /dosug/page/147/(09.03.11)

3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] /node/2696 (09.03.11)

Технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Компьютер.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Интерактивная доска.
  5. Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
  6. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"

Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"

Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса.  Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...

Сценарий праздника "Умники и умницы."

Данное мероприятие проведено на городском уровне для отличников учёбы и победителей городской олимпиады. Задания, предлагаемые участникам мероприятия, раширяют кругозор предметных знаний, развивают по...

Конкурс " Умники и умницы" (презентация)

Познавательный конкурс для учащихся 3-4 классов....

Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс

Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам"  4 класс...

Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе  с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....

Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"

Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....