"Умники и умницы"
рабочая программа (3 класс) по теме
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.docx | 31.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" разработана в соответствии с:
- законом Российской Федерации «Об образовании»;
- типовым положением об общеобразовательном учреждении;
- федеральным государственным образовательным стандартом;
- программой формирования общеинтеллектуальных умений;
- методическими рекомендациями по развитию дополнительного образования детей в ГБОУ школе 454;
- письмом Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
- уставом ГБОУ школы 454.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей" для 3 "В" класса "Умники и умницы" является подпрограммой общеинтеллектуальной направленности.
Программа составлена с использованием методического пособия Е.В Языкановой "Развивающие задания" (тесты, игры, упражнения) Л.В. Мищенковой "36 занятий для будущих отличников", а так же методического пособия Элиасберг Н.И. "Я и мой мир", "Учимся думать себе и о других".
Общая характеристика
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.
В концепции федерального государственного стандарта в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Курс «Развитие познавательных способностей" нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.
Курс представляет собой комплекс специально разработанных занятий, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию. Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса:
- обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка;
- безотметочная система обучения;
- обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности;
- поощрение высказывания оригинальных идей;
- широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа;
- использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы;
- предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Основные цели и задачи
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Развитие творческих способностей младших школьников.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
- Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
Рабочая программа составлена на 136 часов в год, 4 часа в неделю. В соответствии с планом работы школы по внеурочной деятельности, с санитарными нормами одно занятие длится 45 минут.
Обоснование внесённых изменений и дополнений
Учитывая специфику класса, при написании рабочей программы, были внесены дополнения в текст рабочей программы. Изучение курса было расширено до 136 часов в год (4 часа в неделю), так как было увеличено количество уроков для изучения трудных тем, добавлен цикл занятий "Учимся думать о себе и о других", направленных на воспитание у детей чувства ответственности за свое поведение и знание нравственно - правовых норм. Современный ребенок должен быть не только интеллектуально развит. Актуальным становится гражданское образование, ориентированное на обращение к гражданским чувствам, нравственным ценностям, значимым для россиян как носителей исторической традиции, осознающих свое место в стране и современном мире, воспринимающих идеи и механизмы гражданского общества и правового государства.
Для достижения данных задач использованы разнообразные формы работы:
- игры;
- кроссворды;
- тесты;
- алгоритмы;
- ситуативные задачи;
- анализ конкретных ситуаций.
Основное содержание
Содержание курса: интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Содержание
- Слово «Родина». Большая Родина и малая родина, Государственная власть и символы.
- В кругу семьи. Понятие «фразеологизма». Фразеологизмы о семье. Криптограммма. Как читать криптограммы. Как восстанавливать загадки.
- Все мы люди разные. Польза овощей. На какие группы распределяют все овощи (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные).
- Дело было в Лукоморье. Фразеологизм «курам на смех». Как развивать артистические способности.
- В космическом пространстве. Просмотр видеофильма о космосе и космонавтах его анализ. Как оказывать элементарную первую помощь при незначительных травмах
- Старичок-боровичок. Что такое « воображение» и его значение в жизни человека. Цитаты из стихотворений. Что такое «фауна»? Вредное влияние никотина на организм.
- Кот в мешке. Фразеологизм «кот в мешке». Правила поведения около водоема, на льду
- Поговорим о поведении. Что такое « Этические нормы поведения»? Как их соблюдать? Безопасное поведение в бассейне и стили плавания.
- Литературная угадай-ка. Понятие литературы и литературных игр. Литературные игры. Водные виды спорта.
- Береги здоровье. Организация исследования «Здоровый образ жизни».
- О воде. Организация исследования «Такая разная вода» использованием цифровой лаборатории. Простейшие приемы оказания помощи при утоплении.
- Спешим на помощь Кузе. Играем в интеллектуальные игры.
- Поэтическая карусель. Понятия «поэзия» и «поэт». Играем в литературные игры. Опасные ситуации на дороге, ПДД.
- Арт-студия. Ролевые игры. Виды транспортных средств.
- Зима в загадках. Игры и задания на смекалку. Безопасность при любой погоде.
- Подарки Деда Мороза. Занимательные игры и задания на развитие внимания, мышления, воображения и зрительной памяти. Причины детского дорожно-транспортного травматизма.
- Что мы знаем о деревьях. Организовать исследовательскую работу «Природа вокруг нас» с использованием цифровой лаборатории
- Поговорка-цветочек, пословица-ягодка. Жанровые особенности пословицы и поговорки.
- «Репка» на новый лад. Ролевые игры
- Любопытные факты из жизни животных. Организовать исследовательскую работу «Домашние любимцы и комнатные растения» с использованием цифровой лаборатории. Безопасное поведение при встрече с бездомными собаками.
- Школа искусств. КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела»
- Спешим в школу искусств. Мини-проекты. Правила обеспечения сохранности личных вещей.
- Куклы в нашей жизни. Работа с презентацией « Какие бывают куклы». Правильное поведение при встрече с незнакомыми людьми.
- Золотой дождь. Познакомить учащихся со значением фразеологизма «пятое колесо в телеге».
- Лента занимательных заданий. Занимательные задания и игры по сказкам Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
- Клуб любителей русского языка. Работа с памятками для создания мини-проектов по русскому языку. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).
- В царстве Лешего. Подготовить темы и памятки для создания мини-проектов по русскому языку. Безопасное поведение при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами.
- Геометрический калейдоскоп. Вопросы-шутки. Практическую работа по разрезанию квадрата на 4 равные части и составление из частей 2-х квадратов. Как правильно переходить дорогу (экскурсия).
- Магазин головоломок. Отдел художественной литературы. Сказки А. С. Пушкина герои его сказок.
- Магазин головоломок. Отдел кулинарии Отдел флоры и фауны. Понятие «акростих». Задания на развитие нестандартного мышления, конструкторских способностей.
- В поисках цветка папоротника. Интеллектуальные и логические игры
- Классификация. Образование новых слов.
- Анаграммы. Найди слово в слове.
- Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.
- «Допиши по аналогии». Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.
- «Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру». Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.
- Спеши делать добро. Беседа. Игра в пословицы. Доброта, отзывчивость, скромность. Игра «Продолжи сказку».
- Поможет ли нам обман. Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Неправда – ложь» в пословицах и поговорках. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Обсуждение пословиц о правде и лжи.
- Я принимаю подарок. Беседа. Игра «Закончите предложение». Анализ ситуации в стихотворении Г Остера «Если ты пришел на елку…» и Н. Носова «Письмо Незнайки». Составление памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности».
- Я дарю подарки. Беседа. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик нарядный в гости идет» .
- Наказание. Ситуативные задания.
- Ответственное поведение. Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал». Б. Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми».
- Как вести себя в театре, кино и школе. Беседа. Анализ ситуации в стихотворении А. Барто «В театре». Игра «Найди правильный ответ». Беседа «Правила поведения в общественных местах, в школе, на игровой площадке».
- Умеем ли мы вежливо обращаться. Беседа. Игра «Комплимент». Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах. Беседа по теме. Игра «Телефон». Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент».
- Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом. Беседа. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Чтение и анализ отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Игра «Продолжи предложение». Анализ ситуации в стихотворении А. Шалыгина «Настроение упало». Игра «Любит - не любит».
- На войне как на войне. Подготовка плаката «Спорь, доказано!» Инсценировка произведения В. Осеевой «Какой день?».
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД:
- умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
- умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД:
- умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД:
- развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы;
- планирование своих действий под руководством учителя;
- приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД:
- доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
- способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
- Формирование рефлексии.
Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учащихся:
- 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2013. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения/ Е.В. Языканова. - М.: Экзамен, 2013
- Учимся думать о себе и о других / Элиасберг Н.И.
Рекомендуемая литература для учителя:
- 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 3 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения/ Е.В. Языканова. - М.: Экзамен, 2013
- Учимся думать о себе и о других / Элиасберг Н.И.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
- Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] /2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] /dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] /node/2696 (09.03.11)
Технические средства
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"
Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"
Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса. Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...
Сценарий праздника "Умники и умницы."
Данное мероприятие проведено на городском уровне для отличников учёбы и победителей городской олимпиады. Задания, предлагаемые участникам мероприятия, раширяют кругозор предметных знаний, развивают по...
Конкурс " Умники и умницы" (презентация)
Познавательный конкурс для учащихся 3-4 классов....
Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс
Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс...
Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....
Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"
Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....